Научная статья на тему 'Механизм реализации информационной функции права'

Механизм реализации информационной функции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1100
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА / ҚұқЫқ ФУНКЦИЯЛАРЫ / құқЫқТЫң АқПАРАТТЫқ ФУНКЦИЯСЫ / құқЫқ ФУНКЦИЯЛАРЫН ЖүЗЕГЕ АСЫРУ / құқЫқТЫң АқПАРАТТЫқ ФУНКЦИЯСЫН ЖүЗЕГЕ АСЫРУ / FUNCTIONS OF LAW / INFORMATION FUNCTION OF LAW / IMPLEMENTATION OF THE FUNCTIONS OF LAW / IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION FUNCTION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова Дарья Анатольевна

Предметом исследования являются элементы, составляющие механизм реализации информационной функции права. С целью определения связи между эффективностью реализации информационной функции права, результатом которого является информированность граждан, и уровнем правосознания общественности. В статье определены компоненты, входящие в механизм реализации информационной функции права. Определены формы, способы, субъекты через которые возможен процесс реализации, а также определены стороны реализации исследуемой функции инструментальная и оценочная. Проанализированы имеющиеся в теории определения «реализации функции права», на основании которых предлагается авторское определение реализации информационной функции права. В зависимости от способа восприятия правовой информации, в статье выделяются непосредственная и опосредованная формы реализации. Представлены группы субъектов, реализующих информационную функцию права (в теории, в законодательстве). Проанализированы способы осуществления информационной функции права: через правоотношения и вне правоотношений.Вследствие активного развития информационной сферы, целесообразным представилось отдельно выделить средства реализации рассматриваемой функции, объединив их в группу под названием «информационно-правовые средства реализации информационной функции права». Рассмотрена специфика деятельности Национального центра правовой информации Республики Беларусь как центрального государственного учреждения, обеспечивающего деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации. В завершении сделан вывод, что каждый из элементов реализации информационной функции права имеет свои специфические способы действия. Данные элементы в своей совокупности составляют единый механизм, который помогает информационной функции права быть интегрированной в жизнь общества и выполнять свою важнейшую роль обеспечении доступности правовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OFREALISATION OF THE INFORMATION FUNCTION OF LAW

The subject of the study are the elements that make up the mechanisms for implementing the information function of law. In order to determine the relationship between the effective implementation of the information function of the law, the result of which is the informed of citizens and increasing the level of public awareness.The article defines the components that are part of the mechanism for implementing the information function of law. The forms, methods, subjects through which the process of realization of the investigated function is possible are determined and the sides of the implementation of the function under study are determined instrumental and evaluative.The definitions of the “realization of the function of the law” available in theory are analyzed, on the basis of which the author’s definition of the implementation of the informational function of the law is proposed.As a result of the active development of the information sphere, it seemed appropriate to separate in the article the means of implementing the function in question, combining them into a group called «information and legal means of implementing the information function of the law.» We examined the specifics of the activities of the National Center for Legal Information of the Republic of Belarus as a central state institution providing activities for the distribution (provision) of legal information.In conclusion, it was concluded that each of the elements of the implementation of the information function of law has its own specific modes of action. These elements together constitute a single mechanism that helps the information function of the law to be integrated into society and fulfill its most important role ensuring the availability of legal information.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации информационной функции права»

УДК 340.114.3

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

Гончарова Дарья Анатольевна

Младший научный сотрудник Национального центра правовой информации Республики Беларусь, аспирант юридического факультета Белорусского государственного университета, магистр права; г. Минск, Республика Беларусь; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: функции права; информационная функция права; реализация функций права; реализация информационной функции права.

Аннотация. Предметом исследования являются элементы, составляющие механизм реализации информационной функции права. С целью определения связи между эффективностью реализации информационной функции права, результатом которого является информированность граждан, и уровнем правосознания общественности.

В статье определены компоненты, входящие в механизм реализации информационной функции права. Определены формы, способы, субъекты через которые возможен процесс реализации, а также определены стороны реализации исследуемой функции - инструментальная и оценочная.

Проанализированы имеющиеся в теории определения «реализации функции права», на основании которых предлагается авторское определение реализации информационной функции права.

В зависимости от способа восприятия правовой информации, в статье выделяются непосредственная и опосредованная формы реализации. Представлены группы субъектов, реализующих информационную функцию права (в теории, в законодательстве). Проанализированы способы осуществления информационной функции права: через правоотношения и вне правоотношений.

Вследствие активного развития информационной сферы, целесообразным представилось отдельно выделить средства реализации рассматриваемой функции, объединив их в группу под названием «информационно-правовые средства реализации информационной функции права». Рассмотрена специфика деятельности Национального центра правовой информации Республики Беларусь как центрального государственного учреждения, обеспечивающего деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации.

В завершении сделан вывод, что каждый из элементов реализации информационной функции права имеет свои специфические способы действия. Данные элементы в своей совокупности составляют единый механизм, который помогает информационной функции права быть интегрированной в жизнь общества и выполнять свою важнейшую роль - обеспечении доступности правовой информации.

Ц¥ЦЬЩТЬЩ АЦПАРАТТЫЦ ФУНКЦИЯСЫН 1СКЕ АСЫРУ ТЕТ1Г1

Дарья Анатольевна Гончарова

Беларусь Республикасыныц ¥лттъщ цщыцтыц ацпарат орталыгыныц K^i гылыми цызметкер^ Беларусь мемлекеттж университетШц Зац факультетШц аспиранты, цщыц магистрi; Минск цаласы, Беларусь Республикасы; e-mail: [email protected]

Tyüw свздер: Цуцыц функциялары; цуцыцтыц ацпараттыц функциясы; цуцыц функцияла-рын ЖYзеге асыру; цуцыцтыц ацпараттыц функциясын ЖYзеге асыру.

Аннотация. Зерттеудщ мэт цуцыцтыц ацпараттыц функциясын юке асыру тетжтерт цурайтын элементтер болып табылады. Ацпараттыц функцияны MmMdi юке асыру мен журтшылыцтыц цуцыцтыц санасыныц децгешн арттыру арасындагы байланысты айцын-дау мацсатында.

Мацалада цуцыцтыц ацпараттыц цызметт юке асыру теттне кретт компоненттер аныцталган. Зерттелетт функцияны юке асыру процеd мумкт Нысандар, эд^тер, субъек-тшер аныцталды.

Куцыцтыц ацпаратты цабылдау тэсшне байланысты мацалада юке асырудыц тжелей

Вестник Института законодательства и правовой информации РК 004

— I

№2 (60) - 2020

жэне жанама нысандары кврсетшген. Цуцыцтыц ацпараттыц цызметт ЖYзеге асыратын субъектшер топтары усынылган (теорияда, зацнамада). Цуцыцтыц ацпараттыц цызметт ЖYзеге асыру тэстдерг талданды: цуцыцтыц цатынастар арцылы жэне цуцыцтыц цатына-стардан тыс.

Ацпараттыц саланы белсендг дамыту салдарынан, бапта «цуцыцтыц ацпараттыц функ-циясын ¡ске асырудыц ацпараттыц-цуцыцтыц цуралдары»деп аталатын топца оларды б1р1к-т1ре отырып, царалатын функцияны ¡ске асыру царажатын бвлу орынды болды. Цуцыцтыц ацпаратты тарату (усыну) жвшндегг цызметтг цамтамасыз ететт орталыц мемлекет-т1к мекеме реттде Беларусь Республикасыныц улттыц цуцыцтыц ацпарат орталызы цыз-метшц ерекшелтн царастырды.

Цуцыц - Цуцыцтыц ацпараттыц ацпараттыц цызметшц мацызды цурамдас бвлтн зерттеуге жеке цатысты. Мацалада цуцыцтыц ацпарат реттде б\з Беларусь Республикасыныц зацнамасын цурайтын цуцыцтыц акттерд1 гана емес, сондай-ац зацгерлер жасайтын жэне пайдаланатын взге де ацпаратты тYсiнудi усынамыз.

Соцында, олардыц ацпараттыц функцияларын юке асырудыц эрбiр элементтершц вз-дертщ ю-эрекетшщ взтдж ерекше тэсiлдерi бар деген цорытынды жасалды. Бул элемент-тер вз жиынтыгында бiрыцгай механизм цурайды, ол цогам вмiрiне интеграцияланган белуга жэне взшц мацызды рвлт - цуцыцтыц ацпаратца цол жетiмдiлiктi цамтамасыз етуге цуцыцтыц ацпараттыц функциясына квмектеседi.

MECHANISM OFREALISATION OF THE INFORMATION FUNCTION OF LAW

Darya A. Goncharova

Junior Researcher, National Center for Legal Information of the Republic of Belarus,Postgraduate Student, master of law, Belarusian State University; Minsk, Republic of Belarus; e-mail: [email protected]

Keywords: functions of law; information function of law; implementation of the functions of law; implementation of the information function of law.

Abstract. The subject of the study are the elements that make up the mechanisms for implementing the information function of law. In order to determine the relationship between the effective implementation of the information function of the law, the result of which is the informed of citizens and increasing the level of public awareness.

The article defines the components that are part of the mechanism for implementing the information function of law. The forms, methods, subjects through which the process of realization of the investigated function is possible are determined and the sides of the implementation of the function under study are determined - instrumental and evaluative.

The definitions of the "realization of the function of the law" available in theory are analyzed, on the basis of which the author's definition of the implementation of the informational function of the law is proposed.

As a result of the active development of the information sphere, it seemed appropriate to separate in the article the means of implementing the function in question, combining them into a group called «information and legal means of implementing the information function of the law.» We examined the specifics of the activities of the National Center for Legal Information of the Republic of Belarus as a central state institution providing activities for the distribution (provision) of legal information.

In conclusion, it was concluded that each of the elements of the implementation of the information function of law has its own specific modes of action. These elements together constitute a single mechanism that helps the information function of the law to be integrated into society and fulfill its most important role - ensuring the availability of legal information.

Введение. Существование современно- сти. Эффективное регулирование правовых

го государства сложно представить без отла- отношений, возникающих в новом инфор-

женной системы информационного обмена, мационном пространстве, во многом обеспе-

что предопределено глобальной задачей ты- чивается деятельностью информационной

сячелетия - построением информационного функции права.

общества. В Республике Беларусь процесс Всевозрастающая роль информационных

построения информационного общества кос- процессов в жизни человека, общества, госу-

нулся фактически всех сфер жизнедеятельно- дарства находит отражение в создании право-

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

€€€ №2 (60) - 2020

вых механизмов, обеспечивающих «гарантии прав и свобод человека и гражданина, в которых значительную роль играют информационные права и свободы» [1, с. 214]. В наше время основу информационной политики государства составляет фундаментальное право на информацию, обеспечивающееся механизмами реализации информационной функции права.

Центральным источником, закрепляющим право на доступ к информации, является Конституция Республики Беларусь. Ст. 34 Основного Закона гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды1.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу доступности правовой информации, в условиях активно развивающейся информационной сферы (ее элементов). В связи с чем цель исследования: обратить внимание на зависимость уровня правовой информированности населения, от эффективности реализации информационной функции права.

Основная часть. Вопросу реализации функций права и, в целом, формам осуществления функций права уделяли внимание такие ученые как А.А. Алексеев, Н.А. Макарова, А.И. Абрамов, А.В. Константинова и другие. Относительно механизма реализации информационной функции права, следует выделить такие диссертационные работы как «Информационная функция права и деятельность органов внутренних дел по ее реализации» А.В. Червяковского, «Информационная функция права» С.В. Бутузова, «Информационная функция украинского права» И.В. Ан-тошиной, «Формы осуществления функций права» А.В. Константиновой.

Мнение ученых схожи относительно того, что понимать «реализацией функций права». Т.Н. Радько, Н.А. Макарова справедливо утверждают, о том, что «реализация функций права» означает достижение целей той или иной функции, претворение ее в жизнь, выполнение правом своей социальной роли [2, с. 36; 3, с. 187]. А.В. Константинова рассуждает в схожем ключе, дополняя, что конечным результатом процесса реализации функций права является достижение необходимого социального эффекта, а именно - упорядоченности, стабилизации, развития общественных отношений, а также вытеснения при этом не-

гативных для общества отношений [4, с. 187].

А.И. Абрамов обращает внимание на различие в понятии «реализация права» и «реализация функций права». При реализации права происходит претворение в жизнь или осуществление в поведении людей конкретных правил, моделей поведения, которые содержатся в юридических нормах. Когда же речь идет о реализации функций права, имеется в виду осуществление социального назначения права [5, с. 98].

Реализация различных функции права будет происходить примерно через одни и те же компоненты, при этом процесс реализации каждой из функций будет иметь свои индивидуальные особенности. А.В. Червяковский, к элементам механизма реализации информационной функции права относит: формы реализации функции права; субъекты, способствующие осуществлению функций права и юридическую основу реализации [6, с. 34-36]. Такой подход может быть избран в качестве основы, но с некоторыми дополнениями ввиду изменившихся информационно-правовых реалий.

Под механизмом реализации информационной функции права мы понимаем совокупность элементов, действующих каждый в своем направлении, (но оцениваемых в своей совокупности) и способствующие наиболее эффективному действию информационной функции права. Данная категория включает в себя инструментальную сторону реализации (формы, способы, средства, субъекты, юридическую основу реализации) и оценочную сторону (психологический аспект реализации). Подробнее рассмотрим перечисленные элементы.

А.П. Васенина выделяет формы реализации информационной функции от вида деятельности, в зависимости от сферы правового регулирования, по виду информационной продукции, в зависимости от уровня политико-территориальной реализации, по продолжительности реализации, по способу внешней объективизации и др. [7, с. 15].

В зависимости от способа восприятия правовой информации, можно выделить две формы реализации информационной функции права - непосредственную (прямую) и опо средованную.

Непосредственная форма реализуется при прямом самостоятельном обращении субъекта к нормам права. Например, личное обращение к тексту нормативного правового акта индивидом. Опосредованная же форма реализации информационной функции права осуществляется в порядке передачи информации заинтересованному субъекту через посредни-

1 Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-ХП // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК О^О

№2 (60) - 2020 223

ка. В опосредованной форме реализации принимает участие интерпретатор, лицо которое адаптирует текст нормативного правового акта для потребителя. Примером могут быть комментарии норм законодательства юристом.

А.В. Червяковский выделяет четыре группы субъектов реализации информационной функции права: нормотворческие органы, органы государства и структуры гражданского общества, юрисдикционные и правоохранительные органы и другие юридические и физические лица, воспринимающие и обменивающиеся правовой информацией. К пятой, особой, группе ученый относит органы и граждан иностранных государств [6, с. 35-36].

Белорусское законодательство, в частности статья 6 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации, защите информации» (далее - Закон об информации) к субъектам информационных отношений относит Республику Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь; государственные органы, другие государственные организации; иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами; физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; иностранные государства, международные организации2.

Государство как особый субъект реализации информационной функции права, оказывает влияние на процесс реализации с момента зарождения правовой нормы - в процессе правотворчества, до момента доведения правовой информации до физических и юридических лиц. Эффективная реализация информационной функции права позволяет на всех этапах создания норм права обеспечить доступность общественности к данному процессу благодаря специальным способам и средствам реализации указанной функции.

Осуществление информационной функции права происходит с помощью двух способов.

Первый способ заключается в реализации информационной функций через правоотношения в которые вовлечены различные категории правосубъектов. Информационная функция права помогает другим функциям права, возникающим на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм (регулятивная, охранительная), в донесении до сторон правоотношений необходимой правовой информации.

Второй способ заключается в реализации информационной функции права вне правоотношений. В данном случае речь идет о правовом воздействии исследуемой нами функции на социальную жизнь. Информационная функция права имеет свойство влиять на правосознание человека, путем формирования у него положительного образа права, посредством доступности законодательства и воспринимаемости норм права. Реализация в данном случае происходит без вступления субъектов в конкретные правоотношения.

В виду активного информационного развития, затрагивающего все сферы жизнедеятельности общества, целесообразным представляется выделение средств реализации информационной функции права. Данные элементы мы определяем в одну большую группу, обозначив ее как «информационно-правовые средства реализации информационной функции права».

Признаки обозначенных средств представляют собой «приемы обеспечения информационных интересов субъектов, сочетаясь «нормативным образом», выступают основными «работающими компонентами» действия права, правового регулирования информационных отношений, правовых режимов в работе с конкретными сведениями, данными; имеют реальную юридическую силу и поддерживаются властью государственных органов» [8, с. 15].

Информационно-правовые средства включают в себя различные способы реализации информационной функции права. Например, через средства массовой информации, в большей степени - с помощью распространения правовой информации в глобальной сети Интернет. Центральным государственным учреждением, «осуществляющим сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление)»3 является Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (далее - НЦПИ).

Ежедневно на Национальном правовом интернет-портале Республике Беларусь происходит официальное опубликование примерно от 30 до 80 нормативных правовых актов, с содержанием которых можно ознакомиться сразу после опубликования. Также НЦПИ была разработана платформа для непосредственного принятия участия гражданами в создании нормативных правовых актов - сайт «Право-

2 Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» [Электронный ресурс] Закон Респ. Беларусьот от 10 ноября 2008 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

3 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019. - Режим доступа : http://ncpi.gov.by/about/obshchie-polozheniya/. - Дата доступа : 25.11.2020.

OOil Вестник Института законодательства и правовой информации РК

22.4 №2 (60) - 2020

вой форум Беларуси». С 1 февраля 2019 г. с момента вступления в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», рекомендовано вынесение определенной категории проектов нормативных правовых актов на публичное обсуждение на Правовом форуме Беларуси, «а также путем парламентских слушаний, в средствах массовой информации, либо иными способами, не противоречащими законодательству»4.

Государством предприняты серьезные шаги по претворению в жизнь принципа прозрачности нормотворческого процесса. К сожалению, на данный момент, институт «публичного обсуждения» не получил должного отклика со стороны общественности. Полагаем это связано с менталитетом граждан, недоверием тому, что их мнение будет учтено. А также, отдельно стоит отметить, недостаточность освещения указанной процедуры в средствах массовой информации.

Отметим, что реализация информационной функции права будет эффективна лишь при условии уяснения обществом смысла и содержания правовой информации.

На сегодняшний день существуют следующие факторы, препятствующие распространению «права на информацию», в нашем случае - на правовую информацию:

- тяжелое материальное положение (невозможность обратиться за квалифицированной юридической помощью на платной основе);

- проживание в сельской местности (в случае удаленности места жительства гражданина от столицы и затруднительности решения волнующего вопроса по месту проживания);

- ограничение доступа к интернету (немалая стоимость за пользование интернет-трафиком заставляет пользователей отказываться или ограничивать «передачу сети». Тем самым, ограничивая доступ к правовой информации, представленной в сети, и возможности направить электронное обращение);

- ограничения, связанные с физическими возможностями (инвалиды по зрению, по слуху) и др.

Механизм реализации информационной функции права направлен на постоянное совершенствование своих возможностей и предлагает лицам, имеющим вышеперечисленные препятствия, различные варианты решения. С помощью составляющих механизма реали-

зации информационной функции права, можно оказывать влияние на уровень правовой информированности.

Право имеет свойство воздействовать на деятельность и активность населения при помощи разнообразных средств политико-правового и социально-психологического порядка [9, с. 274]. Эффективность реализации элементов, входящих в механизм реализации информационной функции права, обеспечивается не только с помощью форм, способов, средств и субъектов реализации, но в том числе зависит от оценочной стороны реализации, к которой мы относим информационно-психологическое воздействие, оказываемое правовой информацией на субъектов правоотношений. Данный тип воздействия способен влиять как на индивидуальное сознание, так и на групповое или общественное, с целью повышения степени доверия и уважения к издаваемым правовым акта. Тем самым, повлияв на уровень соблюдения предписаний закона.

Закон Республики Беларусь «О некоторых вопросах правового просвещения» выделяет субъектов правового просвещения - это адвокаты, нотариусы, работники системы органов принудительного исполнения и иные лица, осуществляющие в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законодательством, деятельность по правовому просвещению граждан5 (перечень не исчерпывающий).

Субъекты, выполняющие деятельность по правовому просвещению, в момент осуществления этой самой деятельности, мы полагаем необходимым относить к субъектам реализации информационной функции права. Ценность деятельности указанных субъектов для механизма реализации информационной функции права, сокрыта в безвозмездной форме оказания помощи в виде: правового информирования, правового консультирования в устной форме и оказания юридической помощи6. Оказание такого вида услуг, является перспективным направлением в процессе реализации информационной функции права, т.к. способствует донесению юридически значимой информаций до субъектов, которые не могут по объективным причинам (перечисленным нами ранее) в полной мере реализо-вывать свое право на информацию.

Весомое значение в деле правового просвещения играет деятельность публич-

4 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» [Электронный ресурс] Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

5 Постановление министерства юстиции Республики Беларусь 19 ноября 2010 г. «О некоторых вопросах правового просвещения населения» [Электронныйресурс] Указ Президента Респ. Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 98 //ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

6Постановление министерства юстиции Республики Беларусь 19 ноября 2010 г. «О некоторых вопросах правового просвещения населения» [Электронныйресурс] Указ Президента Респ. Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 98 //ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№2 (60) - 2020 225

ных центров правовой информации (далее

- ПЦПИ). ПЦПИ создаются на базе государственных библиотек и призваны обеспечивать для граждан свободный доступ к законодательству Республики Беларусь, судебной практике, формам документов, правоприменительной практике, законопроектам. Гражданин получает не просто возможность поиска необходимой информации в информационно-поисковой системе, но и квалифицированную помощь сотрудника библиотеки по работе в данной системе, а также возможность сохранения и распечатки искомых документов. Периодически на базе ПЦПИ проводятся консультации юристами-практиками по заранее определенной тематике. В большой степени вопросами консультирования занимаются юридические клиники - общественные объединения, создаваемые на базе университетов с целью оказания юридической помощи нуждающимся в ней.

Как известно, характерным признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры в обществе. В современном мире таким показателем является просвещенность граждан и четкое понимание к какими способами, средствам они могут прибегнуть для получения интересуемой правой информации. Логичным в данной связи видится систематизация взглядов, идей, направлений совершенствования в сфере правового просвещения, в связи с чем, предлагаем разработать Концепцию совершенствования правового просвещения на определенный законодателем период времени. Подобные концепции существуют в ряде зарубежных стран

- Казахстан, Киргизия, в некоторых автономных республиках Российской Федерации. Целью подобных концепций является «повышение уровня правовой культуры общества и граждан»7, посредством решения соответствующих задач в правовой, экономической, политической сферах.

Заключение. Таким образом, составляющие механизма реализации информационной функции права, направлены «к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе» [10, с. 78]. Необходимо отметить, что каждый из элементов реализации исследуемой нами

функции имеет свои специфические способы действия, что позволяет наиболее полно реализовывать потенциал информационной функции права. Инструментальная и оценочная стороны реализации, позволяют учесть, как информационный аспект механизма реализации, так и ценностно-ориентационную значимость, т.е. информационно-психологическое воздействие, оказываемое правовой информацией на субъекты.

Эффективная реализация информационной функции права возможна только при условии восприятия правовой информации населением. Развитие информационного пространства обеспечивает равный доступ к открытым информационным источникам для всех граждан, а также «является залогом демократизации общества, основой социально-экономического, культурного, политического развития страны, укрепления государственности» [4, с. 65].

Устранению проблемных вопросов реализации информационной функции права будет способствовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выработка четко определенной информационной политики государства относительно развития правового просвещения граждан, закрепленная в соответствующем правовом акте - Концепции правового просвещения;

- популяризация института «народного мнения» в форме публичного обсуждение проектов нормативных правовых актов;

- дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий, в ключе развития механизмов доступности правовой информации.

Конечной целью реализации функций права является «нормализация, упорядочение общественных отношений, укрепление правопорядка» [11], «формирование желательного поведения» [12, с. 20]. Подводя итог в теме реализации информационной функции права, можно сделать вывод о том, что данный вопрос представляет как научный так и практический интерес. Изучение существующего механизма реализации исследуемой функции права способствует разработке новых подходов в обеспечении доступности правовой информации, повышении правовой культуры и обеспечении правовой информированности право субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антошина И. В. Механизм реализации информационной функции права [Электронный ресурс] / И. В. Антошина // Актуалъш проблеми держави I права. - Режим доступа: http://www. apdp.in.ua/v64/30.pdf. - Дата доступа: 20.11.2019.

2. Радъко, Т.Н. Теория функций права: монография. - Москва : Проспект, 2014. - 272 с.

7 Концепция по совершенствованию сферы правового просвещения на период 2017 - 2022 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moa.gov.kz/documents/1540545876.pdf- Дата доступа: 15.02.2020.

ЛЛЛ Вестник Института законодательства и правовой информации РК

226 №2 (60) - 2020

3. Макарова Н.А. Сущность и значение категорий «реализация функций права» и «формы реализации функций права» / Н. А. Макарова // Вестник омского государственного университета. 2016. № 43. С. 187-193.

4. Константинова, А.В. Формы осуществления функций права : дис. ... канд. юрид. наук. Специальность: 12.00.01 /А.В. Константинова. - Челябинск, 2014. - 179 с.

5. Абрамов А.И. Проблемы реализации регулятивной функции права: автореф. дис. на ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / А.И. Абрамов. - Самара, 2005 г. - 222 с.

6. Червяковский А.В. Информационная функция права: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2007. - 127 с.

7. Васенина А.П. Информационная функция современного российского государства : автореф. дис. ... канд.юрид.наук /А. П. Васенина. - Н.-Новгород, 2007. - 36 с.

8. Кузнецова О.В. Правовое регулирование информационных отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / О. В. Кузнецова; Рос. правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации. - М., 2004. -160 с.

9. Лёвина С.В. Воспитательная функция права и механизм ее реализации / С. В. Лёвина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Право. 2010. С. 272-278.

10. Рачкевич Д.В. Информационные средства реализации информационной функции права // Взаимодействие праввовых систем современности в целях устойчивого развития общества : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол. : С.Е. Чебуранова (гл. ред.). - Гродно : ГрГУ, 2018. - 251 с.

11. Константинова А.В. Реализация функций права [Электронный ресурс] / А. В. Константинова // КиберЛенинка: научная электронная библиотека / [ООО «Итеос» ; Ассоциация «Открытая наука»]. - [Москва, 2012 - ]. - Режим доступа: http://www.apdp.in.ua/v64/30.pdf. - Дата доступа: 27.11.2019.

12. Малько В.А., Солдаткина О.Л. Оптимизация информационных ресурсов органов законодательной власти субъектов РФ как способ реализации информационной функции права / В. А. Малько, О.Л. Солдаткина // Вестн. Волгогр. гос. ун-ту. Сер. 5, Юриспруд. 2016. № 1 (30).

REFERENCES

1. Antoshina I.V. Mehanizm realizacii informacionnoj funkcii prava [The mechanism for implementing the information function of law] [Electronic resource] / I.V. Antoshina // Actual problems ofpower and law. -Access mode: http://www.apdp.in.ua/v64/30.pdf. - Access date: 11.20.2019.

2. Radko, T.N. Teorija funkcij prava: monografija [Theory offunctions of law] - Moscow: Prospect, 2014. - 272 p.

3. Makarova N.A. Sushhnost' i znachenie kategorij «realizacija funkcij prava» i «formy realizacii funkcij prava»] [The essence and significance of the categories «implementation of the functions of law» and «forms of implementation of the functions of law» / N. A. Makarova // Bulletin of Omsk State University. 2016. No. 43. S. 187-193.

4. Konstantinova, A.V. Formy osushhestvlenija funkcij prava [Forms of the exercise of the functions of law]: dis. ... cand. legal sciences. Specialty: 12.00.01 / A.V. Konstantinova. - Chelyabinsk, 2014. - 179 p.

5. Abramov A.I. Problemy realizacii reguljativnoj funkcii prava [Problems of the implementation of the regulatoryfunctionoflaw]: abstract. dis. on... cand. legalSciences: 12.00.01/A.I.Abramov. -Samara, 2005. -222p.

6. Chervyakovsky A.V. Informacionnaja funkcija prava [Information function of law] : monograph. -Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. - 127p.

7. Vasenina A.P. Informacionnaja funkcija sovremennogo rossijskogo gosudarstva [The information function of the modern Russian state] : author. dis. ... Candidate of Legal Sciences / A.P. Vasenin. - N. -Novgorod, 2007. - 36p.

8. Kuznetsova O.V. Pravovoe regulirovanie informacionnyh otnoshenij [Legal regulation of information relations]: dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.01 / O. V. Kuznetsova; Grew up. legal acad. Ministry of Justice of the Russian Federation. - M., 2004. - 160 s.

9. Lyovina S.V. Vospitatel'naja funkcija prava i mehanizm ee realizacii [The educational function of law and the mechanism of its implementation] / S.V. Levina // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. Right. 2010. S. 272-278.

10. Rachkevich D.V. Informacionnye sredstva realizacii informacionnoj funkcii prava [Information tools for the implementation of the information function of law] // Interaction of modern legal systems for the sustainable development of society: Sat. scientific Art. : at 2 h. Part 1 / GrSU im. Y. Kupaly; editorial : S.E. Cheburanova (Ch. Ed.). - Grodno: GrSU, 2018. - 251 p.

11. Konstantinova A.V. Realizacija funkcij prava [Implementation of the functions of law] [Electronic resource] / A. V. Konstantinova // CyberLeninka: scientific electronic library / [LLC Iteos; Open Science Association]. -[Moscow, 2012-]. -Accessmode: http://www. apdp.in.ua/v64/30.pdf.-Date ofaccess: 11.27.2019.

12. Malko V.A., Soldatkina O.L. Optimizacija informacionnyh resursov organov zakonodatel'noj vlasti subektov RF kak sposob realizacii informacionnoj funkcii prava [Optimization of the information resources of the legislative bodies of the constituent entities of the Russian Federation as a way to implement the information function of law] / V. A. Malko, OL Soldatkina // Vestn. Volgogr. state un-that. Ser. 5, Law. 2016. No. 1 (30).

Вестник Института законодательства и правовой информации РК О* % /

№2 (60) - 2020 221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.