Для формирования умений и навыков самостоятельной работы курсовая (дипломная) работа выполняется студентами по индивидуальным заданиям, которые связаны с производственным процессом, где студенты проходили практику. Каждая тема имеет индивидуальное задание, составленное с учетом способностей студентов и возможностей предприятия. Здесь учитываются желание и умение одних работать с литературой (расчетно-графические работы и работы реферативного характера), а других - навыки работы в лаборатории (работы экспериментального характера).
Занятия проводятся в форме самостоятельной работы студента, аудиторной и внеаудиторной. Преподаватель выступает в роли наставника, помогает разработать и реализовать план выполнения работы, проводит индивидуальные консультации. Однако нужно, чтобы преподаватель сам владел навыками пользователя компьютера.
Сочетание индивидуальной формы обучения и современных средств обучения позволяет развивать следующие личностные качества студента: творческий подход к решению профессиональных задач, умение четко и организованно планировать свое время, анализировать поток информации, сортировать его и преобразовывать в нужный формат.
Результаты работы оформляются студентом в пояснительную записку, которая сопровождается электронным носителем информации. В электронном виде оформляются результаты работы (графики, схемы, таблицы) и во время защиты проецируются на экран через мультимедийный диапроектор в соответствии с логикой изложения краткого содержания работы. Защита работ проводится на последнем уроке - конференции, перед аудиторией слушателей, и проходит в форме презентации, что способствует развитию у будущих специалистов навыков публичного выступления, умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения. Проведение такой защиты еще и в форме конкурса способствует поддержанию духа соперничества в работе между коллегами, стремлению быть лучшим.
Эта работа интересна студентам, нацеленным на профессиональный успех и творчество. Они могут осознанно применять свои знания в своей будущей профессии.
Применение компьютерных технологий на различных этапах обучения позволяет формировать у студента такие профессионально-важные качества, как умение собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, переносить технологии из одной предметной области в другую, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми, а самое главное - использовать компьютер для приобретения все новых и новых знаний.
=10- Литература
1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1990. 192 с.
2. Специалист: журнал. 2004. № 5.
3. Среднее профессиональное образование: журнал. 2002. № 10.
Информационная база автоматизированной системы
ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Кузнецов Леонид Александрович, Капнин Алексей Владимирович ([email protected])
Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ), г. Липецк
Аннотация
Кафедра АСУ Липецкого государственного университета уже несколько лет занимается разработкой и совершенствованием собственной автоматизированной системы поддержки образовательной программы (АСПОП) обучения. АСПОП должна оптимальным образом использовать имеющиеся учебные материалы: с минимальными денежными и трудовыми затратами; в целях эффективного обеспечения всех необходимых для обучающей системы функции. В статье тезисно описана технология обеспечения АСПОП учебными материалами.
Структура учебного материала. В учебном процессе выделяются следующие виды учебных ма-териалов:
1) лекционный курс;
2) задания к лабораторным работам;
110
ИТО Марий Эл -2010
3) задания к практическим занятиям, индивидуальные домашние задания (ИДЗ), курсовые работы и проекты;
4) рабочая программа дисциплин.
Лекционный курс - это главный для автоматизированной системы поддержки образовательной программы обучения (АСПОП) вид учебного материала. Система предоставляет возможности удобного поиска и ориентирования по лекционным материалам, а также, возможность автоматического тестирования обучающихся по заданному лекционному курсу [1]. Все остальные виды материалов являются для системы вспомогательными. АСПОП связывает их с дисциплинами и позволяет получить их при необходимости.
Способ хранения учебных материалов. Большинство имеющихся в электронном виде лекционных материалов находилось в файлах формата программы Microsoft Word (*.doc). Было решено выделить отдельную папку на сервере кафедры АСУ (materials2), предварительно сформировав внутреннюю структуру следующим образом (рис.), и сохранять в соответствующих подпапках в формате *.doc лекционный материалы, структурированные внутри заданным образом [1]. На остальные учебные материалы ограничений на формат и внутреннюю структуру не накладывалось.
( Materials2 ) ^•^"Nq учебного плана )
Наименование дисциплины )
Лекции )
у \ Лабораторные работы )
^Практические занятия, идз, курсовые ) Внутренняя структура папки Materials2
Преподаватели были наделены правами на использование папок дисциплин, к которым они имеют отношение, что позволило им, по мере появления новых учебных материалов, самостоятельно обновлять информационную базу системы.
Повсеместное использование коммерческого продукта Microsoft Word не представлялось возможным в силу его высокой стоимости. Было предложено использовать открытый формат MHTML (*.mht). Данный формат не требует специальных средств для обработки и просмотра (достаточно современного интернет браузера) и, в то же время, позволяет сохранить всю информацию об OLE объектах Microsoft Word (рисунках, таблицах, формулах и др.), что может потребоваться в будущем при их анализе или форматировании. Программа Microsoft Word включает встроенную возможность для экспорта файлов в формат MHTML. Это позволило использовать единственный экземпляр Microsoft Word для разового конвертирования всех лекционных материалов.
Непосредственное использование полученной файловой структуры в АСПОП выявляет ряд недостатков, обнаруживаемых как на уровне операционной системы и вспомогательного программного обеспечения, так и на уровне разработки клиентской части системы (достоинства БД отражают их). В целях адекватного выполнения задачи было решено импортировать лекционные материалы в формате MHTML в базу данных (БД).
Достоинства использования БД:
- упрощает учет пользователей системы и разграничение прав доступа;
- позволяет обеспечить удаленный доступ к информационным ресурсам (например, с помощью web-технологий);
- обеспечивает многопользовательский режим доступа к данным;
- способствует разработке удобного механизма ориентирования и поиска материалов.
Заключение. В результате была спроектирована БД, на основе которой успешно функционирует
АСПОП. Архитектура АСПОП получилась нестандартной (файл-сервер - БД), что, естественно, отразилось и на структуре БД, и на процессе ее заполнения материалами.
Литература
1. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Управление большими системами: сб. трудов V всероссийской школы-семинара молодых ученых. Липецк: ЛГТУ, 2008. Т. 2. С. 135-140.
2. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект Автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университет. Липецк: ЛГТУ, 2009. С. 58-59.
Функции автоматизированной системы поддержки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Кузнецов Леонид Александрович ([email protected]), Фарафонов Алексей Сергеевич ([email protected])
ГОУВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк
Аннотация
В работе описаны функциональные особенности системы поддержки образовательной программы обучения кафедры АСУ Липецкого государственного технического университета (ЛГТУ). Показано, что данную систему можно считать автоматизированной обучающей системой с дополнительными функциями.
Введение. Одним из путей повышения эффективности системы образования становится использование новых информационных технологий, которые значительно облегчают доступ к мощным источникам информации и инструментальным средствам интеллектуальной обработки знаний.
Использование автоматизированной обучающей системы позволит: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью, самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ и облегчить труд преподавателя, освободив его от ведения документации.
Исходя из выше приведенных положительных аспектов, в настоящее время разрабатывается автоматизированная система поддержки образовательной программы обучения (АСПОП) [1] кафедры АСУ ЛГТУ.
Общие требования к АОС. Можно дать общее определение АОС [2] - это инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечение и предназначенный для заполнения знаниями пользователем-непрограммистом в целях создания обучающей системы и, в конечном итоге, реализации автоматизированного обучения.
Основные требования, предъявляемые к АОС, можно условно разбить на две группы:
1. Требования, обусловленные распределенным характером системы:
- организация прозрачного взаимодействия пользователей и системы через вычислительную сеть;
- возможность объединения разнородных программных средств, распределенных в сети, для решения поставленных задач;
- поддержка распределенных данных.
2. Требования, обусловленные функциональным назначением АОС:
- учет цели обучения и задание критерия достижения этой цели;
- возможность заполнения АОС знаниями по предметной области;
- обеспечение канала обратной связи с обучаемым;
- адаптация системы к обучаемому.
Для выполнения этих требований АОС должна:
- иметь средства организации удаленного доступа к системе;
- включать средства межпроцессного взаимодействия;
- содержать инструментарий, позволяющий настроить АОС на предметную область путем внесения в нее прикладных знаний;
- иметь средства предварительного определения уровня подготовки обучаемого и настройки системы на определенный уровень квалификации;