Литература
1. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Управление большими системами: сб. трудов V всероссийской школы-семинара молодых ученых. Липецк: ЛГТУ, 2008. Т. 2. С. 135-140.
2. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект Автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университет. Липецк: ЛГТУ, 2009. С. 58-59.
Функции автоматизированной системы поддержки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Кузнецов Леонид Александрович ([email protected]), Фарафонов Алексей Сергеевич ([email protected])
ГОУВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк
Аннотация
В работе описаны функциональные особенности системы поддержки образовательной программы обучения кафедры АСУ Липецкого государственного технического университета (ЛГТУ). Показано, что данную систему можно считать автоматизированной обучающей системой с дополнительными функциями.
Введение. Одним из путей повышения эффективности системы образования становится использование новых информационных технологий, которые значительно облегчают доступ к мощным источникам информации и инструментальным средствам интеллектуальной обработки знаний.
Использование автоматизированной обучающей системы позволит: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью, самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ и облегчить труд преподавателя, освободив его от ведения документации.
Исходя из выше приведенных положительных аспектов, в настоящее время разрабатывается автоматизированная система поддержки образовательной программы обучения (АСПОП) [1] кафедры АСУ ЛГТУ.
Общие требования к АОС. Можно дать общее определение АОС [2] - это инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечение и предназначенный для заполнения знаниями пользователем-непрограммистом в целях создания обучающей системы и, в конечном итоге, реализации автоматизированного обучения.
Основные требования, предъявляемые к АОС, можно условно разбить на две группы:
1. Требования, обусловленные распределенным характером системы:
- организация прозрачного взаимодействия пользователей и системы через вычислительную сеть;
- возможность объединения разнородных программных средств, распределенных в сети, для решения поставленных задач;
- поддержка распределенных данных.
2. Требования, обусловленные функциональным назначением АОС:
- учет цели обучения и задание критерия достижения этой цели;
- возможность заполнения АОС знаниями по предметной области;
- обеспечение канала обратной связи с обучаемым;
- адаптация системы к обучаемому.
Для выполнения этих требований АОС должна:
- иметь средства организации удаленного доступа к системе;
- включать средства межпроцессного взаимодействия;
- содержать инструментарий, позволяющий настроить АОС на предметную область путем внесения в нее прикладных знаний;
- иметь средства предварительного определения уровня подготовки обучаемого и настройки системы на определенный уровень квалификации;
112
ИТО Марий Эл -2010
- содержать средства создания и использования различных стратегий обучения и разнообразных моделей обучаемого;
- включать средства контроля процесса обучения.
- поддерживать различные формы и виды обучения (лекции, лабораторные и контрольные работы, практические занятия и т. п.).
Функции АСПОП кафедры АСУ. Основные функции АСПОП кафедры АСУ охватывают обеспечение подготовки учебно-методического материала, представления и хранения его в системной форме, поддержку функций контроля изучения учебного материала студентами и обеспечение жизнедеятельности системы.
Более подробно содержание основных функций состоит в следующем:
1. Подготовка и поддержка учебного материала включает в себя реализацию для каждой дисциплины учебного плана следующих важных функций:
- собственно подготовку учебного материала:
- контроль изучения и усвоения дисциплины осуществляется пассивно с учетом обращений студентов к разделам дисциплины и активно - с организацией контрольных проверок, а также самопроверок с последующим выставлением оценок;
- анализ тенденций усвоения дисциплины осуществляется сопоставлением результатов контроля изучения и усвоения дисциплины для различных периодов учебного процесса и различных групп студентов (например, актуальных потоков студентов на фоне потоков предшествующих лет).
2. Поддержка процесса изучения обеспечивает реализацию двух основных функций: представление материала студентам и поддержку функций самопроверки.
Представление материала студентам осуществляется в строго определенной стандартной форме, стимулирующей скорость его усвоения. Для обеспечения гибкости обучения в системе реализован межпредметный поиск информации.
Поддержка функций самопроверки обеспечивается автоматическим формированием и выдачей студентам контрольных заданий с сохранением ответов и их оценкой.
3. Контроль знаний реализует следующие функции:
• Формирование контрольных заданий - обеспечивает составление тестов или экзаменационных билетов. Составление тестов и билетов осуществляется автоматически с использованием определенного формата представления лекционного материала.
• Обеспечение организации проведения контрольных мероприятий - осуществляет автоматическую выдачу студентам контрольных заданий в соответствии с регламентом контрольного мероприятия, прием и сохранение ответов на поставленные вопросы.
• Оценка результатов контрольного мероприятия - обеспечивает поддержку процедуры проверки ответов студентов, выставления и архивирования оценки. Предусмотрены «ручной» - преподавателем, и автоматический вариант оценивания ответов студентов.
• Оценка тенденций - осуществляет обработку и наглядное предоставление информации в разрезе дисциплин и обучаемых, в виде и формах, позволяющих оценить общие тенденции изменения состояния с усвоением материала в пространстве дисциплин и времени.
4. Обеспечение жизнедеятельности системы содержит ряд важнейших функций контроля состояния системы, готовности отдельных функций и системы в целом.
• Автоматизация функций готовности по видам, объемам, актуальности. Осуществляется автоматический контроль идентичности представления учебного материала в иерархической системе учебной документации от паспорта специальности до УМК отдельных дисциплин. Контролируется соответствие количественных характеристик: объемов, длительностей, графиков. Сообщения о выявленных несоответствиях выдаются администратору системы. Состояние готовности гарантирует отсутствие несоответствий.
• Автоматизация функций проверки корректности материала. Для обеспечения возможности автоматизации функций контроля учебный материал форматируется предписанным образом. Несоблюдение формата может привести к ошибкам в работе системы. Поэтому разработаны и реализованы процедуры автоматической проверки корректности представления содержательного учебного мате -риала по дисциплинам.
• Автоматизация обеспечения корректировки представления материала. Весь вводимый в систему содержательный материал должен представляться в определенном формате. Хотя требования формата касаются только глубины и стиля рубрикации и наличия или отсутствия текста под определенными заголовками, возможны случаи его несоблюдения, визуальное выявление которых требует много времени. Для исключения непроизводительных затрат труда преподавателей разработаны автоматизированные процедуры проверки. Преподаватели имеют возможность проверить материал и устранить недостатки в режиме проверки, а затем передать в систему для ввода.
5. Администрирование:
• Разграничение прав доступа к системе. Предусмотрено четыре типа пользователей: 1) ученые секретари; 2) преподаватели; 3) студенты; 4) администраторы. Преподаватели имеют право просматривать учебные материалы по всем дисциплинам, а редактировать только файлы собственных дисциплин. Ученые секретари, как лица ответственные за процесс обучения в целом, могут просматривать и редактировать файлы любых учебных материалов и дисциплин. Студенты имеют право просматривать дисциплины своих учебных планов. Администраторы же отвечают за разграничение прав доступа.
• Логирование действий пользователей. Происходит создание и ведение журнала действий пользователей. Отслеживается и сохраняется информация о времени обращения к системе, а также - к какой конкретной учебной дисциплине происходил доступ.
Вывод. Построение обучающих систем на основе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения.
Разрабатываемая АСПОП, как уже отмечалось, обладает всеми названными преимуществами. Анализируя функции системы АСПОП и сопоставляя их с требованиями, предъявляемыми к классическим обучающим системам, можно сделать вывод, что АСПОП является автоматизированной обучающей системой. Однако, помимо этого, она обладает целым рядом функций (см.: Подготовка и поддержка учебного материала и Обеспечение жизнедеятельности системы), которые позволяют выделить ее в существенно новый класс систем - систем поддержки образовательной программы обучения.
=10- Литература
1. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект Автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университет. Липецк: ЛГТУ, 2009. С. 58-59.
2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: дис. ... канд. техн. наук / Московский государственный институт электроники и математики; науч. рук. Е.А. Саксонов. М., 2002. 204 с.
3. Агеев В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы. М.: 2001. 79 с.
Автоматизация контроля формата
Кузнецов Леонид Александрович ([email protected]), Тищенко Андрей Дмитриевич ([email protected])
ГОУВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк
Аннотация
Автоматизированные системы обработки документов накладывают ограничения на формат представления документации. В статье рассмотрен подход к разработке модуля проверки (МП) формата представляемого пользователем документа и показана возможность его реализации на примере подсистемы проверки предоставляемого преподавателями лекционного материала для автоматизированной обучающей системы (АОС) кафедры АСУ. Выделены основные части МП (ядро, интерфейс) и отражена специфика реализации каждой из них в зависимости от конкретных требований к разрабатываемым системам.
Введение. В ходе работы над различными автоматизированными системами часто возникает потребность получения от пользователя определенной документации (это могут быть комментарии от пользователя об ошибке в ПО, отправляемые в службу поддержки, запрос на оказание услуг, предложения