С. В. Буцык
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Статья посвящена специфическим особенностям формирования информационно-коммуникационной среды обучения в вузах культуры и искусств. Автор рассматривает данный процесс как комплекс взаимосвязанных аспектов: компьютерной техники, сетевой инфраструктуры, информационных технологий, структурно-кадрового и научно-образовательного потенциала информатизации. В качестве примеров использования комплексного подхода приводятся результаты деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств за период с 2003 по 2010 г.
Ключевые слова: информатика, высшее образование, культура и искусство.
The article is devoted to specific peculiarities of informational-communicative environment of teaching at high schools of culture and arts formation. The author considers this process as a complex of interrelated aspects such as of computing equipment, network infrastructure, computing technologies, structure-personnel and scientific-educational potential of computing. The author exemplifies the complex approach implementation on the results of activities at the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts within the period of2003-2010.
Key words: computing, higher education, culture and art.
Провозглашенный Президентом России Д. А. Медведевым курс на системную модернизацию нашей страны требует для своей практической реализации и соответствующей модернизации системы образования. При этом важную роль в обновлении могут сыграть вузы культуры и искусств, деятельность которых в ближайшие годы должна стать существенно эффективней, в том числе - за счет более широкого использования современных средств информатики и информационных технологий. В этой связи представляется особенно актуальным не просто практическое изучение отдельных информационных процессов высшего образования, а всестороннее комплексное научное осмысление текущего состояния и специфики информатизации российских вузов культуры и искусств.
Рассмотрим информационно-коммуникационную среду обучения в указанной сфере как комплекс взаимосвязанных аспектов: компьютерной техники, сетевой инфраструктуры, информационных технологий, структурно-кадрового и научно-образовательного потенциала информатизации вузов. При этом подчеркнем в каждом из аспектов как вопросы общевузовского характера, так и специфические особенности обучения студентов по специальностям вуза культуры и искусств.
1. Компьютерная техника
Технической основой учебного процесса любого вуза являются компьютерные классы, так называемого общего назначения, в которых проводится значительное число занятий по дисциплинам естест-
венно-научного и общепрофессионального циклов. Каждый такой класс, как правило, оснащается значительным числом современных компьютеров, сканеров; рабочее место преподавателя дополняется мультимедиапроектором, принтером, акустической системой. Но это лишь наиболее распространенный, типовой вариант оснащения.
Для максимально эффективной организации работы таких классов можно создать целый ряд дополнительных условий: сосредоточить все классы, а также профильную кафедру и лабораторию поддержки, максимально компактно, например, на одном этаже; смонтировать системы не только кабельной, но и беспроводной связи и цифрового видеонаблюдения; приобрести мобильные аудиосистемы. Данные меры позволяют при минимальном количестве обслуживающего персонала добиться оперативного обновления программного обеспечения, ввести двухсменный и шестидневный режим работы и при этом обеспечить необходимую безопасность. Кроме того, возможно вести цифровую запись открытых занятий, что в дальнейшем позволит обсуждать их на заседаниях кафедры и использовать в качестве цифрового образовательного ресурса.
Важное значение сегодня придается компьютерным классам, ориентированным исключительно на самостоятельную работу студентов и аспирантов. По нашему мнению, они должны быть полностью выведены из учебного процесса, располагаться в библиотеке, фактически реализовывая идею залов открытого доступа к разнообразным электронным ресурсам - на дисках СО и ОУО, внутри сети вуза или в сети Интернет.
36
Особое место в вузе культуры и искусств занимают специализированные компьютерные классы, доля которых может доходить до 30, а иногда и 50 %. Они предназначены для учебной и самостоятельной работы, например:
- студентов музыкальных специальностей (особенности оснащения - звуковая плата, ш1Ш-кла-виатура, акустические системы, музыкальные редакторы);
- будущих режиссеров кино и телевидения (плата и пульт видеомонтажа, ОУ-рекордер, значительное дисковое пространство, программы видеомонтажа);
- дизайнеров (графический планшет, широкоформатный сканер, плоттер, графические редакторы) [3].
Любой современный вуз культуры и искусств, по нашему мнению, должен уделять значительное внимание и другим компьютерным комплексам, среди которых можно условно выделить два основных вида. Во-первых, это стационарные (аудиторные) комплексы, служащие для проведения учебных занятий (в основном лекционного типа), конференций, презентаций, которые обычно имеют в своем составе компьютер, плазменную панель и ОУО-проигры-ватель. Необходимо заметить, что в отличие от технических и педагогических вузов в образовательных учреждениях культуры и искусств более популярны не интерактивные доски, а именно широ-
коформатные плазменные панели. Это, безусловно, определяется спецификой преподавания дисциплин, где зачастую важнее получить на большом экране высокую яркость, контрастность и качественную цветовую гамму, нежели обеспечить непосредственное управление электронной доской.
Не менее актуален и второй вид комплексов -мобильные, в которые сегодня можно объединить, например, легкий нетбук, ультракомпактный проектор, переносной экран. Особую роль мобильные комплексы приобретают в разнообразной концертнотворческой деятельности вуза культуры и искусств, где компьютерная и проекционная техника могут быть дополнены специализированным сценическим оборудованием. В последние годы фактически становится нормой использование на всех крупных вузовских представлениях одновременно нескольких проекционных аппаратов разного типа в сочетании со световыми пушками, «вращающимися головами» и другим оборудованием для создания спецэффектов. В 2010 г. Нобелевской премии по физике были удостоены российские ученые А. Гейм и К. Новосе-
лов за получение материала графен, из которого можно делать экраны, которые будут легко сворачиваться. По мнению целого ряда исследователей, как только будет налажено массовое производство гибких экранов различных размеров, так называемые полиэкранные технологии могут существенным образом изменить наше представление о технических средствах в обучении, а также в некоторых направлениях сферы искусств, например театральных и хореографических постановках.
2. Сетевая инфраструктура
Сегодня для любого высшего учебного заведения построение локальной вычислительной сети является фундаментом развития современных информационных технологий, большинство из которых -сетевые. Качественная сеть в совокупности с современной компьютерной техникой - основа успешной работы крупных автоматизированных систем, возможность апробации и внедрения собственных разработок, в том числе студенческих, степень оптимизации которых обычно невысока.
В то же время анализ, проведенный в 2007-
2009 гг., показал, что многие вузы культуры и искусств, создавая сеть, в основном уделяют внимание количественным показателям, в том числе тем, которые требуются для официальной статистики: наличие единой сети, количество компьютеров в ней, ее скорость. Вопросам же качества сетевой инфраструктуры вуза (например, таким как сертификация в соответствии с отечественными или международными стандартами), к сожалению, в большинстве случаев отводится второстепенная роль [1].
Качество, по нашему мнению, может также определяться наличием наряду с вычислительной и других сетей, имеющих учебное или организационное назначение, например, системы внутривузов-ского телевидения и радиовещания. Очевидно, что именно в вузах культуры и искусств наличие таких систем представляет особую важность, поскольку это прекрасная возможность создать собственную базу практики студентов по таким популярным для данной сферы специальностям, как «Режиссура кино и телевидения» и «Звукорежиссура».
Не меньшим по значению для вузов культуры и искусств является создание сетевых хранилищ цифровых образовательных ресурсов, особое место среди которых должно уделяться учебной видео-, аудио- и графической информации. Первый весьма существенный вклад в развитие данного направления внес Главный информационно-вычислительный
37
центр Министерства культуры РФ, собрав и распространив в 2008 г. среди всех подведомственных вузов более 200 видеоматериалов проекта «Культура Comsat». Среди них студенческие работы ВГИК, мастер-классы и уроки Щукинского училища, спектакли по проекту «Культура», материалы Дома народного творчества; военные фильмы, съезды, коллегии, пресс-конференции Министерства культуры, конференции Российской государственной библиотеки, материалы проектов ЮНЕСКО.
Данные материалы необходимо обязательно дополнять вузовской составляющей, которая при эффективном использовании коллективом технических средств в учебно-методической работе может раскрыть огромный потенциал. Так, срез, проведенный в 2009 г. в ЧГАКИ, показал наличие более 3000 дисков и кассет с аудио- и видеозаписями, используемыми различными подразделениями: кафедрой истории и теории музыки, кафедрой театрального искусства, хореографическим факультетом, центром учебного телевидения, концертно-творческим отделом [2]. Данный пример показывает, что подобные цифровые коллекции сегодня можно организовать в любом современном вузе культуры и искусств.
3. Информационные технологии
Основным направлением информационных технологий в образовании, безусловно, являются электронные учебники и дистанционные курсы. В нашей стране уже более десятка лет уделяется большое внимание технологиям их разработки, теоретическим основам и особенностям методики обучения с использованием электронных книг. На этом фоне можно констатировать некоторый диссонанс, поскольку внимание к электронным изданиям, разработанным для творческих специальностей сферы искусств, незначительно. В то же время каждое из таких изданий уникально, обладает своей спецификой, которая может выражаться как в особой структуре учебника, где методика и практика значительно преобладают над теорией, так и в нетипичном подборе видов информации, где над текстом превалирует графика, аудио- или видеоинформация и др.
Разработка каждого нового «творческого» электронного издания в вузах культуры и искусств, как правило, становится значимым событием. Так, в октябре 2010 г. электронный учебник по народному танцу1 и дистанционный курс по сценографии2 были
представлены на Всероссийской научной конференции «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств» и получили положительную оценку научно-образовательного сообщества данной сферы [5].
Другим ярким примером особенностей вузов культуры и искусств может служить музыкальная медиатека, разработанная в ЧГ АКИ. Это уникальный продукт, который, основываясь на нотных изданиях наших преподавателей, интегрирует в себе, взаимосвязанные электронные ресурсы различных типов:
- экранные копии исходных текстов;
- нотный текст с интерактивными возможностями по проигрыванию;
- рисунки для изображения наглядных пособий;
- аудиозаписи нескольких форматов.
Также медиатека имеет встроенную в программу систему поиска. Данный продукт был представлен на всероссийских научно-практических конференциях в Самарской академии и Санкт-Петербургском университете культуры и искусств (2007, 2009), а отдельные материалы докладов опубликованы в таких журналах, как «Медиатеки и мир» (2008) и «Открытое образование» (2009), что показало высокую степень заинтересованности информационного сообщества в подобных научно-практических исследованиях [5].
Говоря о развитии библиотек вообще, нельзя не отметить, что современный период в России сопровождается коренной перестройкой их деятельности. Ряд специалистов небезосновательно полагает, что переход от бумажных носителей к электронным, так называемым гаджетам, произойдет уже в ближайшие 5-6 лет. В этой ситуации библиотеки вузов культуры и искусств, на наш взгляд, должны стать передовыми вузовскими библиотеками, поскольку являются естественной базой практики, моделью для будущей работы библиотекарей-библиографов, референтов-анали-тиков, технологов, руководителей. В вузах, готовящих магистров библиотечно-информационной деятельности, уже сегодня должны быть: современная компьютерная база (включая средства оцифровки книг), беспроводная сеть (Wi-Fi), залы электронных ресурсов, различные учебные электронно-библиотечные системы. А в самое ближай-
1 Буцык С. В., Дубских Т. М., Савин О. А. Народно-сценический 2 Крестников А. С., Литвинов Г. В. Сценография: электронный
танец: электронный урок. 2010. ЭУЭ. ресурс. 2007. СЭ.
38
шее время нужно добиться и бесплатного широкополосного доступа в Интернет, и значительного объема полнотекстовых изданий.
Следует отметить, что наличие крупных информационных систем в вузах культуры и искусств является одной из важнейших составляющих исследуемого процесса. Это могут быть как автоматизированные информационные системы (например, библиотечные, правовые и т. п.), так и системы управления (документооборотом вуза, учебным процессом и т. п.). При этом существенным является способность высшего учебного заведения самостоятельно разрабатывать и внедрять подобные системы. Так, например, в ЧГАКИ за период с 2003 по 2010 г. разработан комплекс программных продуктов, состоящий из восьми модулей, включая такие значимые, как «Учебная часть», «Абитуриент», «Деканат», «Тестовый контроль». Автоматизированная система управления учебным процессом была представлена в сентябре
2010 г. на Девятой международной научно-практической конференции «Электронный век культуры» и получила высокую оценку представителей образовательных учреждений, что, безусловно, свидетельствует об уровне технических подразделений вуза [7].
4. Структурно-кадровый и научно-образовательный потенциал информатизации
Наличие достаточно высокого собственного кадрового потенциала специалистов, работающих в ИТ-службах, является одной из важнейших задач, влияющих не только на перспективное развитие вуза в информационной сфере, но и на жизнеспособность самих структур, поддерживающих текущий уровень информатизации. В то же время ресурсы государственного образовательного учреждения относительно ограничены. Решением проблемы для вузов культуры и искусств во многом стало наличие специальности 080801.65 «Прикладная информатика» (по различным областям применения). Она лицензирована и успешно развивается практически во всех крупнейших вузах культуры, а контингент студен-тов-информатиков в некоторых вузах составляет несколько сотен человек. Таким образом, имеется возможность заменить часть штатных сотрудников ИТ-служб лучшими студентами, например, заочного отделения. Подобная взаимосвязь, на наш взгляд, является оптимальной и учитывает экономические, организационные, учебно-практические задачи управления образовательным процессом.
За динамичным развитием технических средств, информационных технологий обучения, появлением новых возможностей, конечно же, не должен значительно отставать и педагогический коллектив. Проведенное около года назад социологическое исследование среди 200 штатных преподавателей ЧГАКИ выявило ряд проблем. Так, по-прежнему относительно высокий процент педагогов имеет недостаточные знания о возможностях современных инфор-мационно-комуникационных технологий, методике их применения в учебном процессе. Существенной проблемой для части педагогического состава является и отсутствие навыков эффективного использования технических и программных средств обучения. Как следствие, процесс подготовки занятия с их использованием становится для данной категории преподавателей значительно более трудоемким по сравнению с обычной формой. Общеизвестно, что практически все образовательные учреждения, осуществляющие технологический прорыв, испытывают подобные трудности. Типовым их решением в вузах являются ИКТ-курсы повышения квалификации, которые, как правило, со временем дают определенный результат.
Инновационный подход, реализующий идею более эффективной интеграции академической науки и высшей школы в начале 2010 г. предложил главный научный сотрудник Института прикладной информатики Российской академии наук профессор К. К. Колин. По его инициативе решением ученого совета в ЧГАКИ был организован первый российский научно-образовательный центр по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество», который, на наш взгляд, мог бы в перспективе стать типовой моделью для всех российских вузов сферы культуры и искусств [5]. К основной задаче такого центра относится проведение научных исследований и учебно-методических разработок в области изучения гуманитарных аспектов процесса развития информационного общества в России и других странах и использование результатов этих работ в научно-образовательной деятельности вуза, включая подготовку научных кадров и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. За достаточно короткий период существования центр получил ряд конкретных результатов в информационном развитии содержания образования: подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Информационное общество»; апробируются авторские курсы «Информационные ресурсы», «Информационная
39
культура», «Социальная информатика» и «Философские проблемы информатики»; создан сайт центра, формируется система электронных образовательных ресурсов; организована названная конференция. Доклад о деятельности центра в июле этого года заслушивался на секции «Электронная культура» в рамках ежегодного Тверского социальноэкономического форума «Информационное общество», работу которого курирует непосредственно Администрация Президента России [6].
Описанный комплексный подход позволяет вузу культуры и искусств выйти на более высокий уровень информационного развития. Это, в частности, подтверждают и результаты, достигнутые ЧГ АКИ за
относительно небольшой период по всем обозначенным направлениям [1-3]. В то же время данные показатели не были бы существенными, если бы определение задач и решение стратегических вопросов, связанных с информатизацией, осуществлялось бы технической службой или кафедрой, а не на уровне руководства вузом. Так, за период с 2005 по 2010 г. вопросы, непосредственно связанные с информатизацией, заслушивались и обсуждались на заседаниях ученого совета и ректората десятки раз, что, безусловно, свидетельствует о намерении образовательного учреждения идти по пути поступательного инновационного развития, по пути современного вуза культуры и искусств.
1. Буцык, С. В. Анализ уровня информатизации вузов культуры и искусств (за период 2007-2009 гг.) / С. В. Буцык // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - Вып. 12. - 2010. -№ 22 (198). - С. 15-17.
2. Буцык, С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния: моногр. / С. В. Буцык; Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 131 с.
3. Буцык, С. В. Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России / С. В. Буцык // Открытое образование. - 2008. - № 1. - С. 73-78.
4. Буцык, С. В. Построение музыкальной медиатеки в вузе культуры и искусств / С. В. Буцык // Медиатеки и мир. -2008. - № 3. - С. 22-24.
5. Научно-образовательный центр «Информационное общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://noc.chgaki.ru/ (04.11.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. VII Тверской социально-экономический форум «Информационное общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tver-forum.ru/ (04.11.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Фонд «Электронный век культуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elvek.ru/ (04.11.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
40