ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ибрагимова Ш.Б.
Ибрагимова Шахноза Бахадировна - преподаватель, кафедра интенсивного преподавания второго иностранного языка,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается информатизация языкового образования на современном этапе. Подчёркивается, что информатизация влияет на создание новой образовательной среды.
Ключевые слова: язык, обучение, обновление, новый этап образования.
Информатизация языкового образования позволяет значительно повысить качество языковой подготовки специалистов. В связи с этим, информатизацию образования, в том числе языкового образования, определяют как процесс, существенно стимулирующий обновление содержания обучения. Информационно--коммуникационные технологии (ИКТ) создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит, как общаться, так и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя [1, с. 138]. Поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы образования, включая и языковое образование.
Кроме того, повышенное внимание уделяется сегодня вопросам организации образовательного пространства, использованию компьютерных игр в процессе овладения иноязычной речевой деятельности, поддержке обучения нового поколения с помощью ИКТ и подготовке специалистов в контексте информатизации языкового образования. Это главные направления, подразумевающие интеграцию средств информационно-коммуникационных технологий в образование. Одно направление связано с образовательным пространством будущего и представляет научные разработки в области организации обучающей среды в образовательном учреждении в системе высшего образования. В рамках данного направления создаются и финансируются государственными органами образования инновационные программы - построения вузов будущего. Для изучения иностранных языков в условиях обновления языкового образования сегодня оборудуются лингвомультимедийные лаборатории, предназначенные для проведения занятий педагогом и для самостоятельной работы студентов. Они оснащены персональными компьютерами для студентов и преподавателя, сервером, принтерами, сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, веб-камерами, электронными образовательными средствами, а также средствами информационно-справочной поддержки учебного процесса.
Другое направление связано с использованием компьютерных игр. В игре моделируется учебная деятельность, что приводит к тому, что через интерес, эмоциональную и интеллектуальную напряженность достигается высокая степень мотивации к изучению иностранного языка.
При этом результатом учебной деятельности должны стать знание и умение, а ведущим мотивом в игре является интерес к процессу, интеллектуальное и эмоциональное состояние, которые приводят к высокой степени мотивации. В плане изучения иностранного языка данное направление в условиях информатизации общества характеризуется возможностью использования новейших цифровых игровых устройств и специальных программных средств лингводидактического назначения.
Сегодня продолжают активно разрабатываться компьютерные языковые игры, к которым относится широкий спектр учебных материалов, начиная от обычных упражнений, выполняемых в режиме соревнования, и заканчивая ролевыми стратегиями. Ещё одно направление - поддержка обучения нового поколения - отражает процесс перехода на качественно новую ступень образования, связанную с разработкой специализированных сайтов для системы образования, образовательных порталов, включающих в себя разнообразную информацию, базы данных различного назначения, в том числе учебно-
методических. Непрерывно пополняется фонд официально одобренных веб-ресурсов для создания обучающей системы высокого качества, где преподаватель может найти широкий спектр цифровых образовательных ресурсов с методическими рекомендациями по их использованию и выбрать тот продукт, который можно будет эффективно использовать на учебном занятии. Поэтому в настоящее время педагогам предоставляется профессиональная поддержка в области методики преподавания иностранного языка с использованием средств ИКТ. Формами такой поддержки являются: методические уровневые семинары; поддержка печатными учебно-методическими материалами; профессиональная поддержка для преподавателей иностранного языка. Основными научно-методическими направлениями работы педагогов являются: непрерывное обучение в области информационно -коммуникационных технологий, наглядное обучение, мобильное обучение, образовательные игры.
Список литературы
1. Дмитренко Т.А. Инфомационно-коммуникационные технологии в подготовке преподавателя иностранного языка: Материалы научной конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». 17-18 марта 2016 года. Ч. 2. М.: МАНПО, 2016. С. 137-139.
УЧЁТ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ Исроилова Ё.Б.
Исроилова Ёкутой Баходыровна - преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показана роль информационно-коммуникационных технологий. Раскрыт учёт когнитивных процессов в речевой деятельности студентов, изучающих английский язык.
Ключевые слова: принцип, метод, деятельность, студент, иностранный язык, когнитивный подход, обучение.
Человечество вступило в новую стадию своего развития, которая получила название «информационное общество». Современный мир теперь уже невозможно представить без информационных технологий, компьютеров, Интернета, который стирает границы между странами и континентами, позволяя налаживать коммуникации в глобальном масштабе. Это внесло значительные изменения и в общение между представителями разных наций и народностей, что способствует повышению востребованности в специалистах, владеющих иностранными языками. Перед современными преподавателями и студентами открываются огромные возможности в выборе средств изучения иностранного языка, одним из которых благодаря своему бурному росту и является интернет, преимущества внедрения технологий его в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент весьма огромен, что привело к развитию информационного общества, которое стало предъявлять новые требования к системе языкового образования.
Выпускники вузов наряду с освоением своей специальности, в нашем случае, изучения английского языка, теперь ещё должны обладать компетенциями в области владения информационно-коммуникативными технологиями. Следовательно, актуальным становится пересмотр классических подходов к организации учебно-воспитательного процесса, что предполагает создание информационно-коммуникационных образовательных сред и разработку новых методик обучения в условиях информатизации с использованием
59