методических. Непрерывно пополняется фонд официально одобренных веб-ресурсов для создания обучающей системы высокого качества, где преподаватель может найти широкий спектр цифровых образовательных ресурсов с методическими рекомендациями по их использованию и выбрать тот продукт, который можно будет эффективно использовать на учебном занятии. Поэтому в настоящее время педагогам предоставляется профессиональная поддержка в области методики преподавания иностранного языка с использованием средств ИКТ. Формами такой поддержки являются: методические уровневые семинары; поддержка печатными учебно-методическими материалами; профессиональная поддержка для преподавателей иностранного языка. Основными научно-методическими направлениями работы педагогов являются: непрерывное обучение в области информационно -коммуникационных технологий, наглядное обучение, мобильное обучение, образовательные игры.
Список литературы
1. Дмитренко Т.А. Инфомационно-коммуникационные технологии в подготовке преподавателя иностранного языка: Материалы научной конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». 17-18 марта 2016 года. Ч. 2. М.: МАНПО, 2016. С. 137-139.
УЧЁТ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ Исроилова Ё.Б.
Исроилова Ёкутой Баходыровна - преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показана роль информационно-коммуникационных технологий. Раскрыт учёт когнитивных процессов в речевой деятельности студентов, изучающих английский язык.
Ключевые слова: принцип, метод, деятельность, студент, иностранный язык, когнитивный подход, обучение.
Человечество вступило в новую стадию своего развития, которая получила название «информационное общество». Современный мир теперь уже невозможно представить без информационных технологий, компьютеров, Интернета, который стирает границы между странами и континентами, позволяя налаживать коммуникации в глобальном масштабе. Это внесло значительные изменения и в общение между представителями разных наций и народностей, что способствует повышению востребованности в специалистах, владеющих иностранными языками. Перед современными преподавателями и студентами открываются огромные возможности в выборе средств изучения иностранного языка, одним из которых благодаря своему бурному росту и является интернет, преимущества внедрения технологий его в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент весьма огромен, что привело к развитию информационного общества, которое стало предъявлять новые требования к системе языкового образования.
Выпускники вузов наряду с освоением своей специальности, в нашем случае, изучения английского языка, теперь ещё должны обладать компетенциями в области владения информационно-коммуникативными технологиями. Следовательно, актуальным становится пересмотр классических подходов к организации учебно-воспитательного процесса, что предполагает создание информационно-коммуникационных образовательных сред и разработку новых методик обучения в условиях информатизации с использованием
59
современных мультимедийных технологий. Наиболее перспективными и популярными педагогическими технологиями в области преподавания иностранных языков являются мультимедиа-технологии, которые способны не только подготовить обучающихся к реалиям нынешнего времени, но и повышают качество образования, делая его более эффективным. Поэтому мультимедийные технологии, к которым относятся ресурсы сети Интернет, приобретают огромное значение в образовании, в том числе при обучении английскому языку. Для более глубокого его изучения наряду с традиционным подходом, педагоги используют личностно-ориентированный и когнитивный подходы. К примеру, когнитивный подход сводится к проблеме организации оптимальных действий студентов.
Учёт когнитивных процессов в речевой деятельности осознаётся как важное условие эффективности обучения. Когнитивная направленность коммуникативного метода наиболее очевидно проявляется в одном из ведущих принципов данного метода - принципе речемыслительной активности. Согласно данному принципу, активизация мыслительной деятельности студентов является одним из основных резервов повышения эффективности обучения. Все занятия носят речемыслительную направленность. Любое упражнение должно от начала и до конца развивать мышление студентов, даже незначительная задача должна быть проблемной. Поэтому существует градация мыслительных задач по сложности. Эти упражнения также могут варьироваться по степени участия преподавателя в деятельности студентов. Данный принцип связан также с принципом активизации интеллектуальной деятельности.
Согласно этому принципу, необходимо учитывать тип интеллекта, свойственный каждому студенту. У некоторых из них преобладает воспроизводящая активность. Этот тип активности направлен на то, чтобы запомнить, воспроизвести и применить изученный материал по образцу. Другой тип активности - интерпретирующая активность - означает, что студент перерабатывает, интерпретирует материал, познает связи между элементами. При такой активности легче применять знания в уже измененных условиях. Творческая активность проявляется не только в том, чтобы воспроизвести или интерпретировать учебный материал, но и в том, чтобы найти новый способ достижения цели. Также одним из ведущих принципов при организации учебного материала является принцип функциональности. Следующий подход в обучении студентов называется «сознательно-практический». Он в значительной степени несет когнитивную направленность, что и отражается в самом его названии.
В настоящий момент это ведущий метод обучения иностранному языку в вузах. В процессе занятий студенты сознательно овладевают языковыми формами, необходимыми для общения. В то же время этот метод является практическим, так как целью обучения является речевая практика. Лингвистическая концепция данного метода базируется на трёх целях обучения: практическая, общеобразовательная и воспитательная и трёх объектах обучения: язык, речь и речевая деятельность.
Список литературы
1. Мирзаева Ш.У., Эшонкулова Г. Компьютерные технологии в обучении иностранному
языку: Материалы научно-практического семинара. 17 апреля 2017 года. Т. III. Т.:
Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Ташкенте, 2017. С. 182-184.