Научная статья на тему 'Информатизация лингвистического образования: опыт Великобритании'

Информатизация лингвистического образования: опыт Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / EDUCATION INFORMATIZATION / FOREIGN EXPERIENCE / GREAT BRITAIN / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Иаталья Евгеньевна

Рассматривается опыт Великобритании в области информатизации образования. Особое внимание уделяется вопросам организации образовательного пространства, игровому обучению, поддержке обучения нового поколения и подготовке педагогов в контексте информатизации лингвистического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC EDUCATION INFORMATIZATION: THE GREAT BRITAIN EXPERIENCE

Nowadays scientific interest in Russia and abroad is aimed at comprehending the linguistic education informatization as a process. The purpose of the article is to investigate the Great Britain experience in this sphere using the materials of British Educational Training and Technology Show held in London. Undoubtedly, education informatization is a great concern of British government, administrators, educators, teachers, etc. The article analyses four basic directions of ICT integration in foreign language learning. The first is “education space management” which includes innovative projects in language firmware such as multimedia language laboratories equipped with unique apparatus and programs. The second is “education through play” dedicated to using of entertainment devices and language games programs for linguistic education. The third “next generation learning support” embraces the problems of national educational standard in informational and communicational sphere creation which includes foreign language learning standard as its part. The fourth direction are issues of teachers training in education informatization. Conclusion: the technological approach to modernization of linguistic education informatization is chosen as the main one.

Текст научной работы на тему «Информатизация лингвистического образования: опыт Великобритании»

информатизация образования

УДК 004.9(410)

информатизация лингвистического образования: опыт Великобритании

Н. Е. Есенина (Рязанский государственный радиотехнический

университет)

Рассматривается опыт Великобритании в области информатизации образования. Особое внимание уделяется вопросам организации образовательного пространства, игровому обучению, поддержке обучения нового поколения и подготовке педагогов в контексте информатизации лингвистического образования.

Ключевые слова: информатизация образования; зарубежный опыт; Великобритания; обучение

иностранным языкам.

Проблемы информатизации лингвистического образования находятся в фокусе внимания зарубежных педаго-гов-практиков. Показателем деятельности педагогических профессиональных сообществ, объединений поставщиков образовательных услуг и электронных образовательных ресурсов, государственных органов сферы образования различного уровня является ежегодная международная образовательная выставка BETT (Лондон, Великобритания) [1]. BETT (British Educational Training and Technology Show) представляет самые передовые информационные и коммуникационные продукты и услуги образовательного назначения, а также научно-методические и учебно-методические разработки в области информатизации образования более 700 участников (как из Великобритании, так и из США, Германии, Китая, Финляндии, России и т. д.). Выставка является центром демонстрации передовой образовательной продукции и педагогических технологий, местом обмена опытом между рядовыми педагогами, звеном, объединяющим деятельность всех участников процесса информатизации образования (педагогов, администраторов, дизайнеров, программистов, лингвистов, эргономистов). Анализ теоретических научных исследований и практических разработок, представленных на BETT, позволяет утверждать, что к настоящему моменту наметились направления интеграции средств информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) в образование Великобритании, развитие которых играет огромную роль в информатизации лингвистического образования.

„Future learning spaces“ (образовательное пространство будущего) представляет новейшие научные разработки в области организации пространства в образовательном учреждении, включая аудиторный фонд, фойе, коридоры и т. д. В рамках данного направления создаются и финансируются государственными органами образования инновационные программы Building Schools for the Future — построения школ будущего.

Для изучения современных иностранных языков разрабатываются многофункциональные лингвомультимедийные лаборатории, предназначенные не только для проведения занятий преподавателем, но и для самостоятельной работы. Данные лаборатории удовлетворяют всем современным психологическим, гигиеническим и эргономическим требованиям. Как правило, они оснащены персональными компьютерами для студентов и преподавателя, сервером, принтерами, сканерами, телевизором, цифровыми фото- и видеокамерами, веб-камерами, интерактивной доской, накладным проектором (digitizer), программно-аппаратным оборудованием для проведения международных конференций, цифровыми базами данных с файлами материалов экзаменов и уроков, пакетом программного обеспечения для непрерывного контроля деятельности © Есенина Н. Е., 2013

№ 2, 2013

студентов, электронными образовательными средствами, средствами информационно-справочной поддержки учебного процесса и т. д.

Основными компонентами таких лабораторий являются:

— компьютер или консоль преподавателя с соответствующим программным обеспечением для проведения занятий;

— головная гарнитура для преподавателя и студентов, блокирующая внешние звуки;

— специальные устройства, позволяющие манипулировать цифровыми данными (запись, воспроизведение, прием-передача, архивирование);

— локальная сеть или отдельный выделенный кабель;

— сервер или внешнее запоминающее устройство для хранения учебных материалов и других организационно-методических материалов в цифровом формате [5; 6; 10; 11; 13].

Функционирование кабинетов, как правило, строится на базе программных или программно-аппаратных комплексов, создающих условия для осуществления различных форм информационного взаимодействия образовательного назначения между всеми участниками процесса обучения иностранному языку, в том числе средствами ИКТ и средствами обучения, функционирующими на базе средств ИКТ. Такие комплексы называются языковыми лабораториями [10; 11], мультимедийными платформами [5], языковым программным обеспечением [2] и т. д.

“Playful learning’’ основано на концепции, признающей существование общих признаков между игровой и учебной деятельностью, таких как целенаправленность, мотивированность, наличие действий, объединяемых в циклы, операций, определяемых условиями деятельности, и контроль результатов деятельности индивидуума или коллектива. Таким образом, в игре может моделироваться учебная деятельность. Однако результатом учебной деятельности должен стать полезный, утилитарный продукт (знание, умение), а ведущим мотивом

в игре является интерес к процессу, интеллектуальная и эмоциональная напряженность, которые приводят к высокой степени мотивации. В аспекте изучения иностранного языка данное направление характеризуется возможностью использования новейших цифровых игровых устройств, например персональной игровой консоли (PSP — PlayStation Portable), для совершенствования языковой компетенции [9; 12].

Комбинация возможностей коммерческого игрового оборудования с возможностью хранения и воспроизведения в любое время и в любом месте информационных образовательных ресурсов, представленных в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) обеспечивает мобильное обучение иностранному языку. Кроме того, активно разрабатываются компьютерные языковые игры, к которым относится широкий спектр учебных материалов, начиная от обычных упражнений, выполняемых в режиме соревнования, и заканчивая ролевыми стратегиями. В качестве примера приведем Language Games for English Language Learners (Macmillan English Campus). Данное электронное издание представляет 150 языковых игр трех уровней: Easy (Beginners and Elementary), Average (Pre-Intermediate and Intermediate), Difficult (Upper-Intermediate and Advanced).

Таким образом, дидактические возможности мультимедийных технологий в совокупности с возможностью в игре моделировать учебную деятельность приводят к тому, что через интерес, эмоциональную и интеллектуальную напряженность достигается высокая степень мотивации к изучению иностранного языка.

Направление “supporting next generation learning’’ отражает процессы перехода на качественно новую ступень образования. К настоящему времени разработаны специализированные сайты для системы образования, образовательные порталы, включающие в себя разнообразную информацию, базы данных различного назначения, в том числе учебно-методического.

Рассмотрим интерактивную образовательную сеть Великобритании — Национальную образовательную сеть, охватывающую непрерывно пополняемый фонд официально одобренных веб-ресурсов. Национальная образовательная сеть основана на реализации технологии телекоммуникации (Интернет и Интранет) для создания обучающей системы высокого качества. Все сайты учебных учреждений сети удовлетворяют требованиям Национальной образовательной сети и демонстрируют уровень качества, подтвержденный логотипом, который свидетельствует о том, что данный сайт заслуживает полного доверия с образовательной точки зрения.

По инициативе Министерства образования Великобритании (Department for Education and Skills) все цифровые образовательные ресурсы, используемые в учебном процессе, должны соответствовать Национальному образовательному стандарту, ознакомиться с которым можно в режиме реального времени (Curriculum Online). Преподаватель, в том числе иностранного языка, может найти здесь широкий спектр цифровых образовательных ресурсов с методическими рекомендациями по их использованию. После изучения характеристик, описаний и оценок интересующих его электронных средств образовательного назначения он выбирает тот продукт, который можно будет эффективно использовать на занятии.

Для автоматизации информационно-методического обеспечения учебного процесса разрабатываются и совершенствуются высококачественные системы управления учебным заведением. Система управления вузом представляет собой сложную систему модулей, объединенных друг с другом и отвечающих за автоматизирование того или иного аспекта учебной или управленческой деятельности. Система управления устанавливается для большого количества пользователей, связанных между собой локальными сетями.

Кроме решения стратегических задач управления вузом современные автоматизированные системы управ-

ления направлены на тестирование и контроль знаний, создание различных тестов, электронных учебников, учебно-методических материалов, сайтов, организацию информационного взаимодействия образовательного назначения, в том числе иноязычного, в локальных и глобальных сетях. Модули тестирования и контроля знаний позволяют постоянно диагностировать обучающихся в ходе образовательного процесса, получать информацию о продвижении каждого студента в процессе обучения, управлять процессом его обучения, получать показатели его развития, а именно: рост достижений по учебным дисциплинам, динамику умственного и интеллектуального развития, развития личности в целом. Встроенные системы для быстрого создания сайта учебного заведения позволяют даже студентам с низким уровнем информационной компетентности создавать свои странички на сайте университета.

Развитие и совершенствование автоматизированных систем управления вузом в направлении интеграции технических, программных и программно-аппаратных средств ИКТ создают условия для формирования и функционирования всемирной информационной среды (сетевого пространства), в частности единой информационно-коммуникационной среды в сфере образования. В этой связи разрабатываются специально организованные информационно-коммуникационные среды, ориентированные на изучение определенной предметной области, в данном случае иностранного языка. Примером такой среды может служить Macmillan English Campus, сочетающий сложные инструменты менеджмента с огромной базой данных, включающей более 4 000 интерактивных обучающих курсов, инструменты справочно-информационной и методической поддержки.

В аспекте реализации рассмотренных выше направлений просматривается подготовка работников образования к интеграции средств ИКТ в образование. Западные подходы к повышению квалификации педагогов основаны на привлечении интереса широкого круга

педагогической общественности к проблемам информатизации образования. Фирмами-разработчиками программно-аппаратного обеспечения осуществляется обучение педагогов использованию той или иной информационной системы у выставочного стенда с целью ее интеграции в существующую систему образования и демонстрации ее возможностей. Проводятся семинары и форумы, в том числе международные в режиме онлайн, направленные на обмен личным опытом преподавателей по использованию средств ИКТ. Популярностью пользуются мастер-классы и выступления известных экспертов (например, St. Heppell), а также отчеты и доклады представителей государственных органов о финансировании и состоянии информатизации образования в стране.

Огромную роль в информационной подготовке педагогов в Великобритании играют некоммерческие профессиональные сообщества педа-гогов-энтузиастов. Рассмотрим деятельность одного из самых значимых. Электронное сообщество e-community MirandaNet Fellowship [7; 14] было создано в 1992 г. профессором К. Престон. Данное сообщество объединяет свыше 800 высокопоставленных должностных лиц в области информатизации образования, преподавателей, педагогов-ис-следователей, разработчиков коммерческого программного обеспечения более чем из 70 стран мира. MirandaNet Fellowship организует онлайн-форумы, семинары и мастер-классы для повышения качества образования с помощью ИКТ в Великобритании и за рубежом. При помощи спонсоров (Apple, Toshiba, Hewlett Packard, Steljes and Oracle) финансируются научно-исследовательские проекты и привлекаются высококлассные специалисты. Основными научно-методическими направлениями исследовательской работы сообщества являются непрерывное обучение в области ИКТ, наглядное обучение, мобильное обучение, образовательные игры.

Особого внимания заслуживает деятельность общественных организаций, например NASUWT [8]. NASUWT

(National Association of Schoolmasters Union of Women Teachers) — это профсоюз преподавателей-женщин в Великобритании, который напрямую работает с национальным правительством по вопросам образования. На сайте профсоюза предлагается не только социальная, но и профессиональнопедагогическая поддержка в области современных образовательных тенденций.

Что касается информационной подготовки преподавателей иностранного языка, то необходимо отметить работу крупных языковых центров, которые наряду с разработкой печатных и цифровых учебно-методических материалов осуществляют профессионально-педагогическую поддержку, в том числе в области использования средств ИКТ. В качестве примера приведем деятельность английской проектной группы Кэмбриджа [3; 4], которая предоставляет профессиональную поддержку в области английского языка и методики его преподавания, в частности использования средств ИКТ в обучении языкам, не только педагогам Великобритании, но и преподавателям из других стран, например России. Формами такой поддержки являются методические уровневые семинары, проводимые очно; поддержка печатными учебно-методическими материалами; методическая поддержка онлайн; профессиональная поддержка для преподавателей английского языка (уровневая система получения квалификаций по методике преподавания английского языка, подтвержденных сертификатом).

Таким образом, к основным направлениям интеграции средств ИКТ в лингвистическое образование Великобритании относятся:

— эргономическая организация программно-аппаратных средств в образовательном учреждении (“future learning spaces’’), отвечающая потребностям лингвистического образования;

— игровое обучение с использованием коммерческих игровых устройств и специальных программных средств лингводидактического назначения (“playful learning’’);

— поддержка обучения нового поколения („supporting next generation learning“), основанная на развитии единой национальной образовательной сети, стандартизации лингвистических информационных ресурсов и методической поддержке их использования, разработке автоматизированных систем управления с возможностью интегрирования педагогических технологий, создании информационно-коммуникационных сред обучения иностранному языку;

— подготовка преподавателей-линг-вистов к интеграции средств ИКТ в процесс обучения иностранному языку, поддерживаемая государственными образовательными органами, профессиональными сообществами педагогов, научно-образовательными коллективами.

Изучение основных направлений информатизации образования за рубежом, в том числе в обучении иностранному языку, выявляет принципиальные различия в методологических подходах к информатизации образования. Анализ научных исследований и продуктов, представленных на выставке BETT за последние 10 лет, показывает, что внедрение средств ИКТ в систему зарубежного образования, в отличие от отечественного, осуществляется от разработанной инновационной технологии к теоретическому осмыслению этой разработки. Иными словами, именно технологический подход положен в основу совершенствования зарубежной образовательной системы, в том числе языковой подготовки.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bett 2013 — the learning technology event [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.bettshow.com. — Загл. с экрана.

2. Calasanz® Digital Classroom Language Lab [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.calasanztech.com. — Загл. с экрана.

3. Cambridge English [Электронный ресурс] : [Кембриджский курс английского]. — Режим доступа: www.сambridgeenglish.org. — Загл. с экрана.

4. Cambridge ESOL Teacher Support [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.teachers. CambridgeESOL.org. — Загл. с экрана.

5. ^mectED : Fluent in multimedia learning [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.connectededucation.com. — Загл. с экрана.

6. Davies, G. Setting up effective digital language laboratories and multimedia ICT suites for MFL. CILT, The National Centre for Languages and the Association for Language Learning [Электронный ресурс] / G. Davies et al. — Режим доступа: www.languages-ict.org.uk.

7. MirandaNet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mirandanet.ac.uk. — Загл. с экрана.

8. NASUWT : The Largest Teachers' Union In the United Kingdom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.teachersunion.org.uk. — Загл. с экрана.

9. PlayStation in Education. — BETT’2010 (British Education and Training Technology of 2010) : Newsletter. — Sony Computer Entertainment (UK) ltd. — ConnectED (Sony Computer Entertainment’s accredited educational and training sales and marketing channel), 2010.

10. Sanako : Language Lab and Language Teaching Software [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sanako.com. — Загл. с экрана.

11. SINEW Technology [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sinew.com.tw. — Загл. с экрана.

12. The story so far. PlayStation ®Portable (PSP™) in Education and Training. цифровой видеодиск (DVD) : зв., цв.; 12 см. [Мультимедиа]. — Sony Computer Entertainment (UK) ltd.

13. Vanderplank, R. Deja vu? A decade of research on language laboratories, television and video in language learning / R. Vanderplank. — Cambridge : Cambridge University Press, 2009.

14. World Ecitizens [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.worldecitizens.net. — Загл. с экрана.

Поступила 25.04.13

Об авторе:

Есенина Иаталья Евгеньевна, заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет» (г. Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, nataliayesenina@yandex.ru

i28

№ 2, 2013

LINGUISTIC EDUCATION INFORMATIZATION: THE GREAT BRITAIN EXPERIENCE

N. Ye. Yesenina (Ryazan State Radio Engineering University)

Nowadays scientific interest in Russia and abroad is aimed at comprehending the linguistic education informatization as a process. The purpose of the article is to investigate the Great Britain experience in this sphere using the materials of British Educational Training and Technology Show held in London. Undoubtedly, education informatization is a great concern of British government, administrators, educators, teachers, etc. The article analyses four basic directions of ICT integration in foreign language learning. The first is “education space management” which includes innovative projects in language firmware such as multimedia language laboratories equipped with unique apparatus and programs. The second is “education through play” dedicated to using of entertainment devices and language games programs for linguistic education. The third “next generation learning support” embraces the problems of national educational standard in informational and communicational sphere creation which includes foreign language learning standard as its part. The fourth direction are issues of teachers training in education informatization. Conclusion: the technological approach to modernization of linguistic education informatization is chosen as the main one.

Keywords: education informatization; foreign experience; Great Britain; foreign language teaching.

REFERENCES

1. Bett 2013 — the learning technology event. Available at: www.bettshow.com.

2. Calasanz® Digital Classroom Language Lab. Available at: www.calasanztech.com.

3. Cambridge English. Available at: www.cambridgeenglish.org.

4. Cambridge ESOL Teacher Support. Available at: www.teachers.CambridgeESOL.org.

5. ConnectED: Fluent in multimedia learning. Available at: www.connectededucation.com.

6. Davies G. Setting up effective digital language laboratories and multimedia ICT suites for MFL. CILT, The National Centre for Languages and the Association for Language Learning. Available at: www.languages-ict.org.uk.

7. MirandaNet. Available at: www.mirandanet.ac.uk.

8. NASUWT: The Largest Teachers’ Union In the United King-dom. Available at: www.teachersunion. org.uk.

9. PlayStation in Education. — BETT’2010 (British Education and Training Technology of 2010): Newsletter. Sony Computer Entertainment (UK) ltd. ConnectED (Sony Computer Entertainment’s accredited educational and training sales and marketing channel), 2010.

10. Sanako: Language Lab and Language Teaching Software. Available at: www.sanako.com.

11. SINEW Technology. Available at: www.sinew.com.tw.

12. The story so far. PlayStation ®Portable (PSP™) in Education and Training. (DVD), [Multimedia]. Sony Computer Entertainment (UK) ltd.

13. Vanderplank R. Deja vu? A decade of research on language laboratories, television and video in language learning. Cambridge, Cambridge University Press, 2009.

14. World Ecitizens. Available at: www.worldecitizens.net

About the author:

Yesenina Natalia Yevgenyevna, head, Chair of Foreign Languages, Ryazan State Radioengineering University (Ryazan, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in pedagogical sciences, research assistant professor, nataliayesenina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.