Научная статья на тему 'Информатизация промышленности в цифрах: статистика развития (часть 1)'

Информатизация промышленности в цифрах: статистика развития (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

В статье представлен аналитический материал по развитию сферы информатизации в промышленности региона. Приведены обширные статистические данные. Рассматривается материал по направлениям развития информатизации в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF INDUSTRY IN FIGURES: STATISTIC OF DEVELOPMENT (PART 1)

In the article the analytical material on development of the sphere of informatization in the industry of the region is presented. Vast statistical data is shown. The material on directions of development of informatization in industry is viewed.

Текст научной работы на тему «Информатизация промышленности в цифрах: статистика развития (часть 1)»

УДК 338

И.Н. Тюкавкин*

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЦИФРАХ: СТАТИСТИКА РАЗВИТИЯ (ЧАСТЬ 1)

В статье представлен аналитический материал по развитию сферы информатизации в промышленности региона. Приведены обширные статистические данные. Рассматривается материал по направлениям развития информатизации в промышленности.

Ключевые слова: информатизация, статистика, развитие, цифры, информационная экономика, технологии, информация, регион, региональная экономика, субъекты экономики.

Глобальная информатизация экономики является одним из основных факторов в развитии цивилизации в XXI веке. В связи с ускоренным нарастанием возможностей средств информатизации, коммуникационных систем и новых информационных разработок и технологий складывается информационная среда проживания и жизнедеятельности людей, формируется современное информационное общество [1].

«Информационное общество (как отмечалось в Проекте Концепции Федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года») — это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся повышением роли информации и знаний в жизни людей и всего общества, возрастанием доли информационных коммуникаций в ВВП, созданием мирового, глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие и сотрудничество людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их личностных и социальных потребностей в информационных услугах и продуктах» [2]. Информатизация — это процесс широкомасштабного и полного использования инфокоммуникаций во всех сферах и направлениях политической, социально-экономической и культурной жизни общества, главная задача данного процесса — повышение эффективности использования информации для удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций, управления государством, а также создания дополнительных предпосылок перехода России к информационному обществу [5].

Для современной России развитие и совершенствование информационных технологий особенно актуально, так как они являются одним из основных факторов подъема промышленного про-

изводства и социально-экономического развития. Информатизация современного общества рассматривается как глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного применения информационных ресурсов общества. Дальнейшее развитие информационных технологий в России предполагается в два этапа.

На первом этапе, до конца 2013 года, будет создана информационная и телекоммуникационная инфраструктура. К концу 2011 года уже завершено создание единой системы санкционированного удаленного доступа к информационным ресурсам. Использование возможностей «единого окна» позволяет осуществлять поиск необходимой информации в территориально распределенных информационных ресурсах региона и страны в целом, за короткое время.

Важным направлением работы в сфере информатизации экономики является переход на электронный документооборот как в подразделениях государственного аппарата, так и на уровне пользователей, а также международного и межведомственного информационного взаимодействия.

Предстоит решить новые задачи по повышению надежности функционирования организованной информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры через создание в системе информатизации РФ современной ремонтно-эксплуатационной службы, службы поддержки пользователей сети, а также передачи части функций по обслуживанию сети сторонним организациям на договорной основе.

К концу 2013 года будет завершен последовательный переход на предоставление государственных и иных услуг в электронном виде. Это позволит упростить часть административных процедур и повысить доступность для всех граждан части услуг и функций, оказываемых государственными органами.

* © Тюкавкин И.Н., 2013

Тюкавкин Игорь Николаевич ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

На втором этапе, начиная с 2014 года, планируются качественные изменения в структуре информационной сети. Информатизация должна быть нацелена на общество и удовлетворять конкретный общественный (а не частный) результат. На основе построенной инфраструктуры будут развиваться комплексные системы: «Электронное Правительство», «Безопасный город» и т. д., которые позволят решить одновременно комплекс задач. Одновременно с реализацией и внедрением крупных государственных проектов будет уделено внимание структурным изменениям информатизации государственных органов, а именно: созданию кадрового потенциала, включая повышение компьютерной грамотности каждого сотрудника; подбору и подготовке высококлассных специалистов в области информационных технологий.

Важной проблемой на современном этапе остается комплектование информационных и технических подразделений информатизационных структур органов высококлассными специалистами.

Среди технических и процессных мероприятий, которые необходимо реализовать до 2015 года, следует выделить переход на свободное программное обеспечение. Для этого нужно разработать единые ведомственные стандарты информационных систем и форматы данных.

Проводя статистический анализ исследования современного состояния сферы информатизации экономики, необходимо остановиться на основных показателях связи общего пользования за 1928—2009 годы, которые приведены в таблицах 1, 2 [3].

Таблица 1

Основные показатели связи общего пользования в 1928—1990 годах

Показатели 1928 1940 1950 1960 1970 1980 1990

Отправлено (исходящий обмен):

письменной корреспонденции, млрд 1,6 1,6 2,5 4,8 5,5 4,4

печатных изданий, млрд 4,6 3,9 8,9 19,3 24,9 31,8

посылок, млн 24 28 27 60 115 160 146

почтовых переводов денежных средств и выплат пенсий, млн 69 137 212 380 437 490

телеграмм, млн 60 91 102 158 234 344 289

Число исходящих почтовых отправлений экспресс-почты (услуги ЕМБ), тыс.:

внутренних - - - - - - -

международных - - - - - - -

Исходящие телефонные соединения междугородной, внутризоновой и международной сети фиксированной связи, млн часов

Число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования на 100 человек населения (на конец года) -всего, шт. 15,8

Число подключенных терминалов сотовой подвижной связи на 100 человек населения (на конец года), шт.

Число телевизионных станций (на конец года), тыс. - - 0,002 0,2 0,7 2,2 6,6

Число основных радиотрансляционных точек (на конец года), млн 31,6 47,0

в том числе в сельской местности 8,6 10,7

Таблица 2

Основные показатели связи общего пользования в 1995—2009 годах [3]

Показатели 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Отправлено (исходящий обмен):

письменной корреспонденции, млрд 1,5 1,1 1,3 1,4 1,6 1,8 1,6

печатных изданий, млрд 5,6 3,4 2,3 2,1 2,0 1,8 1,6

посылок, млн 26 14 25 41 51 57 51

почтовых переводов денежных средств и выплат пенсий, млн 475 425 595 654 671 669 635

телеграмм, млн 106 56 31 25 19 16 13

Число исходящих почтовых отправлений экспресс-почты (услуги EMS), тыс.:

внутренних 15,5 343,6 1740,7 2098,5 2546,9 3193,2 3498,3

международных 36,0 51,1 142,2 93,9 101,5 109,2 117,7

Исходящие телефонные соединения междугородной, внутризоновой и международной сети фиксированной связи, млн часов 165,9 383,5 520,4 541,3 582,1 543,8

Число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования на 100 человек населения (на конец года) - всего, шт. 18,1 22,6 30,0 31,1 31,8 32,1 32,0

Число подключенных терминалов сотовой подвижной связи на 100 человек населения) (на конец года), шт. 0,1 2,2 86,6 108,6 120,6 140,6 162,4

Число телевизионных станций (на конец года), тыс. 7,4 7,1 7,2 7,3 7,2 7,2 8,0

Число основных радиотрансляционных точек (на конец года), млн 37,9 23,6 15,1 13,5 11,9 10,6 9,3

в том числе в сельской местности 7,0 2,8 0,9 0,6 0,5 0,3 0,2

Связь общего пользования предназначена для передачи информации через различные источники. Данные таблиц 1, 2 показывают, что за исследуемый период объемы передаваемой информации воз-

растают. А это говорит о востребованности систем информатизации. Из таблиц 3, 4 видно, что объем услуг связи по передаче информации с 1970 года по настоящее время вырос более чем в 7000 раз.

Таблица 3

Объем услуг связи, оказанных населению в 1990—2006 годах [4]

(в фактически действовавших ценах, млн руб.; до 2000 г. — млрд руб.)

Показатели 1990 1995 2000 2005 2006

Связь - всего 2,6 6830,4 52052,5 351141,6 453325,4

в том числе:

почтовая 0,9 1395,4 4662,4 10540,8 12273,2

документальная 0,2 228,0 1012,5 10763,1 15306,9

междугородная, внутризоновая и международная телефонная 0,8 2962,0 16714,2 33901,3 38239,6

местная телефонная 0,5 1888,9 13846,4 62603,5 68625,0

предоставленная с таксофонов 1865,0 1400,1 748,0

радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание 0,2 355,3 2150,4 7915,8 9230,5

подвижная - 11792,3 223992,6 308879,7

Таблица 4

Объем услуг связи, оказанных населению, в 2007—2010 годах

Показатели 2007 2008 2009 2010

Связь - всего 566358,3 655219,3 690862,9 750523,6

в том числе:

почтовая 15397,5 18486,4 20239,2 21686,9

документальная 22785,5 34433,5 50463,5 63006,7

междугородная, внутризоновая и международная телефонная 42829,3 41582,8 39008,4 35938,0

местная телефонная 77111,6 76467,7 80108,1 85441,2

предоставленная с таксофонов 191,5 140,3 107,5 98,0

радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание 11302,8 13941,2 15360,0 15551,3

подвижная 396718,8 470145,5 485554,2 528784,3

Из таблиц 5, 6 видно, что основные показатели развития телефонной связи общего пользования и подвижной связи с 1979 года по настоящее время выросли в 2 раза.

Таблица 5

Основные показатели развития телефонной связи общего пользования и подвижной связи в 1970—2005 годах [5] (на конец года)

Показатели 1970 1980 1990 1995 2000 2005

Число телефонных станций местной телефонной сети, тыс. 21,5 27,7 33,1 34,2 42,6 45,8

в том числе:

в городской местности 4,5 4,9 6,4 7,1 15,4 18,3

в сельской местности 17,0 22,7 26,7 27,1 27,2 27,6

Общая монтированная емкость телефонных станций, млн номеров 5,5 11,9 21,1 25,7 36,2 47,6

в том числе:

в городской местности 4,5 9,7 17,6 21,6 31,6 42,2

в сельской местности 1,0 2,2 3,5 4,1 4,5 5,4

Уровень цифровизации местной телефонной сети:

городская местность - - - 13,0 35,3 64,2

сельская местность - - - 0,7 7,9 35,8

Емкость автоматических станций, тыс. каналов:

междугородных 60,0 280,0 455,4 718,9 1306,8

международных 23,5 102,5 138,7

Протяженность междугородных телефонных каналов, млн канало-километров 5,4 10,0 245,6 295,8 1222,7 16017,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес каналов с автоматической аппаратурой в общем числе междугородных и международных телефонных каналов, % 43,1 62,6 80,5 94,9 98,5

Удельный вес протяженности каналов, образованных цифровыми системами передачи в общей протяженности междугородных (международных) телефонных каналов, % 0,7 9,1 76,9 98,9

в том числе с оптическим кабелем 0,03 4,5 50,5 90,9

Число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования - всего, млн 6,5 13,5 23,4 26,8 33,0 42,9

в том числе:

в городской местности 5,6 11,5 20,1 23,3 29,1 37,8

в сельской местности 0,9 2,0 3,3 3,5 4,0 5,1

Удельный вес телефонных аппаратов, имеющих выход на автоматическую междугородную телефонную станцию, в общем числе телефонных аппаратов, %:

городская местность 79,9 88,6 91,7 95,2

сельская местность 21,0 38,4 79,0 96,7

Из общего числа телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования:

число квартирных телефонных аппаратов -всего, млн 2,3 6,4 14,6 18,7 25,0 32,5

в том числе:

в городской местности 2,1 5,8 12,8 16,2 21,8 28,1

в сельской местности 0,1 0,6 1,8 2,5 3,2 4,4

число таксофонов всех типов - всего, тыс. шт. 259,1 212,8 209,0 150,8

в том числе:

в городской местности 249,2 206,2 200,7 139,9

в сельской местности - 9,9 6,6 8,3 10,9

Число подключенных терминалов сотовой подвижной связи, млн - - - 0,1 3,3 123,5

Таблица 6

Основные показатели развития телефонной связи общего пользования и подвижной связи в 2006—2010 годах[4]

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

Число телефонных станций местной телефонной сети, тыс. 46,9 48,9 50,0 52,1 53,5

в том числе:

в городской местности 19,4 21,2 22,6 25,0 26,6

в сельской местности 27,5 27,7 27,5 27,1 26,9

Общая монтированная емкость телефонных станций, млн номеров 49,2 51,3 53,2 54,7 56,2

в том числе:

в городской местности 43,7 45,7 47,5 49,0 50,5

в сельской местности 5,5 5,6 5,7 5,7 5,7

Уровень цифровизации местной телефонной сети:

городская местность 69,0 73,8 78,6 80,7 83,0

сельская местность 40,9 49,9 57,9 62,1 63,9

Емкость автоматических станций, тыс. каналов:

междугородных 1647,7 2083,9 2422,4 2863,1 2957,8

международных 204,8 335,2 390,7 422,0 419,2

Протяженность междугородных телефонных каналов, млн канало-километров 19463,9 31864,7 50354,2 86103,7 169865,4

Удельный вес каналов с автоматической аппаратурой в общем числе междугородных и международных телефонных каналов, процентов 99,5 99,7 99,8 99,9 99,9

Удельный вес протяженности каналов, образованных цифровыми системами передачи, в общей протяженности междугородных (международных) телефонных каналов, процентов 99,3 99,6 99,8 99,9 100

в том числе с оптическим кабелем 98,6 99,1 99,3 99,7 99,8

Число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования - всего, млн 44,2 45,2 45,5 45,4 44,9

в том числе:

в городской местности 38,9 39,8 40,1 40,0 39,6

в сельской местности 5,3 5,4 5,4 5,4 5,3

Удельный вес телефонных аппаратов, имеющих выход на автоматическую междугородную телефонную станцию, в общем числе телефонных аппаратов, %:

городская местность 96,1 96,2 96,7 97,5 97,5

сельская местность 97,8 98,2 98,6 98,8 99,1

Из общего числа телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования:

число квартирных телефонных аппаратов -всего, млн 33,2 33,8 33,9 33,7 33,2

в том числе:

в городской местности 28,7 29,3 29,4 29,2 28,8

в сельской местности 4,5 4,5 4,5 4,5 4,4

число таксофонов всех типов - всего, тыс. 112,6 151,3 209,0 194,5 190,0

в том числе:

в городской местности 95,3 77,8 69,1 55,3 51,2

в сельской местности 17,3 73,6 139,9 139,2 138,7

Число подключенных терминалов сотовой подвижной связи, млн 154,5 171,2 199,5 230,5 237,7

В российских статистических сборниках «Промышленность России» приводится статистический анализ экономической деятельности в промышленности по классификатору ОКВЭД начиная с 2005 года. До 2005 года Федеральная служба статистики РФ предоставляет всю информацию по отраслям промышленности согласно классификаторов ОДКП и ОКОНХ [6].

По данным причинам автор счел целесообразным рассмотреть показатели эффективности функционирования машиностроительного комплекса до 2005 года по отраслям промышленности РФ, а с 2005 по 2011 годы — по видам экономической деятельности РФ. Здесь возникла небольшая сложность: до 2005 года в отрасль машиностроение и металлообработка входило большое количество различных отраслей промышленности (например, электротехническая отрасль), чем их осталось после 2005 года (с 2005 года электротехническая отрасль машиностроения входит в состав точного машиностроения). Таким образом, по мнению автора, есть некоторая неточность в показателях для анализа и оценки экономического положения машиностроительного комплекса России.

Библиографический список

1. Геоинформационные технологии в образовании / В.А. Камаев, А.М. Дворянкин, Д.А. Давыдов [и др.] // Современная образовательная среда: тез. докл. Все-рос. конф. «Наука и образование». М., 2002. С. 17—18.

2. Миков А.И. Основы построения региональной распределенной информационной системы образования и науки // Математика программных систем. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. С. 4—24.

3. Промышленность России. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 381с.; 2010. 453 с. // Федеральная служба государственной статистики. ИЯЬ: ЬИр:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main.

4. Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) (введен в действие 01.01.2003 г.).

5. Тюкавкин И.Н. Инструменты и методы управления формированием и реализацией стратегии устойчивого развития региона // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6(6). С. 48—51.

6. Тюкавкин Н.М. У России есть несколько путей выхода из кризиса // Российское предпринимательство. 2009. № 3 (1).

I.A. Tyukavkin*

INFORMATIZATION OF INDUSTRY IN FIGURES:

STATISTIC OF DEVELOPMENT (PART 1)

In the article the analytical material on development of the sphere of informatization in the industry of the region is presented. Vast statistical data is shown. The material on directions of development of informatization in industry is viewed.

Key words: informatization, statistics, development, figures, information economy, technologies, information, region, regional economy, subjects of economy.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich ([email protected]), the Dept. of Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.