Научная статья на тему 'Исследование развития рынка услуг стационарной и подвижной телефонной связи в регионах на примере Воронежа и Воронежской области'

Исследование развития рынка услуг стационарной и подвижной телефонной связи в регионах на примере Воронежа и Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование развития рынка услуг стационарной и подвижной телефонной связи в регионах на примере Воронежа и Воронежской области»

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ СТАЦИОНАРНОЙ И ПОДВИЖНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖА И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю.В. Пахомова, аспирант

Воронежский государственный технический университет

В настоящее время себестоимость одной линии сети фиксированной телефонной связи в России оценивается на уровне 300 - 400 долларов США, в то время как себестоимость одного абонентского номера сети подвижной радиосвязи в два раза ниже указанной цифры. Единственный путь для простого выравнивания условий - внедрение и развитие самых передовых технологий и продвижение сотовой связи.

Для более полного восприятия любых данных о функционировании телекоммуникационного рынка России необходимо коротко описать устройство отрасли связи, ее структуру с системой подотраслей, а также привести некоторые данные, упрощающие сравнение и сопоставление последних. В России выделяется связь внутриведомственного пользования и связь общего пользования.

Под связью внутриведомственного пользования имеется в виду обслуживание производственных нужд отдельных отраслей и предприятий, которое по своей специфике не подразумевает создания средних и крупных предприятий в форме АО по предоставлению услуг связи.

Крупнейшей подотраслью телекоммуникаций Российской Федерации выступает Электросвязь, составляющая почти 80 % от основных производственных фондов в отрасли связи.

Российская сеть электросвязи разделяется на три уровня:

- первичная сеть - телефонная сеть в пределах населенного пункта;

- внутризоновая сеть - телекоммуникационная

Электросвязь включает в себя городскую и сельскую электросвязь (ГТС и СТС), междугородную и международную электросвязь (МТС), а также телеграфную связь.

Основными видами деятельности подотрасли являются обеспечение телефонных разговоров между абонентами на территории города или поселков городского типа (ГТС) либо сельского административного района (СТС), а также предоставление телефонных аппаратов, прямых соединительных линий со станциями абонентского телеграфа и междугородными телефонными станциями. Виды деятельности МТС - осуществление междугородных и международных разговоров, передача данных и предоставление в аренду телефонных каналов.

Предпосылки того, что электросвязь в сравнении с почтовой и радиосвязью является наиболее рентабельной, лежат во внутриотраслевом распределении доходов и затрат. Большую часть первых получает электросвязь, а львиную долю последних несёт почтовая связь табл. 1.

Исторически сложилось, что каждая российская область или крупный город имеет одного оператора местной электросвязи, а международная и междугородная связь осуществляется национальным оператором связи - АО «Ростелеком».

1

сеть между первичными сетями в пределах одного региона;

- магистральная сеть - телекоммуникационная сеть, обеспечивающая межзоновую и международную коммутацию.

Таблица

Подотрасль Численность Стоимость ДОХОДЫ %: Эксплуатационные

% основных фондов % 2004 г. Расходы %

Почтовая 50 8 17 40

Телеграфная 11 6 4 9

Телефонная:

Междугородная 10 20 25 15

Городская 11 30 25 14

Сельская 7 13 4 8

Проводное вещание 4 4 3 4

Радиосвязь и радиовещание 6 11 18 6

Телевидение и спутниковая связь 2 8 4 4

Эксплуатацией первичных и внутризоновых сетей занимаются 93 телекоммуникационных компаний (из них 90 эксплуатируют телефонные сети, остальные занимаются предоставлением услуг телеграфа), а магистральной - Ростелеком. При этом доходы от телефонных разговоров в пределах зоны получают локальные операторы связи, а доходы от международной и междугородной связи делятся между ними и АО «Ростелеком».

Региональные операторы контролируют выходы на новые высокодоходные сегменты рынка услуг связи (например, 90 % российских сотовых операторов учреждены дочерними предприятиями «Связьинвест»).

Как и во всем мире, развитие отрасли связи Рос-

В качестве отдельной подотрасли телекоммуникаций выступает отрасль радиосвязи, включающая в себя сотовую, транкинговую, пейджинговую и спутниковую связь.

Наиболее динамично развивается отрасль сотовой связи, как полный мобильный аналог самой массовой, с точки зрения потребления, услуги фиксированной телефонной связи, что выдвинуло сотовую связь на первое место в России в частности в Воронеже, по объему оказанных услуг. На рис. 1 приводится распределение доходов отрасли связи Воронежа и Воронежской области на начало 2005 г.

Если сравнивать прирост доходов в процентном соотношении различных услуг связи 2005 по отношению к доходам отрасли связи в 2000 году в г. Воро-

сии определяется научно-техническим прогрессом. Постоянный рост потребности общества в информации (ежегодные темпы роста мирового голосового обмена составляют 5-10 %, а рост передачи данных -100 %) подталкивает развитие спроса на средства доступа к информации, что в свою очередь стимулирует появление новых технологий. Рост числа технологий связи и потребность в управлении процессом внедрения и развития этих технологий на территории Российской Федерации привели к выделению целой подотрасли - радиосвязи, в которой, в свою очередь, в качестве самостоятельного направления выделяется сотовая радиосвязь, речь о которой пойдет далее.

неже (рис.2), то можно сделать вывод о том, что с массовой «телефонизацией» (сотовая связь), за 5 лет прибыль компаний сотовой связи в Воронежской области возросла почти в 2,5 раза и это относительная величина, так как услуги стационарной телефонной связи возросли из-за инфляции более чем в два раза.

Стоимость одной минуты разговора при пользовании подвижной радиосвязи (мобильная связь) уменьшилась более чем в два раза, с 6 рублей до 3, что обусловлено увеличением абонентской базы в несколько раз и уменьшением вложений в аппаратную часть, необходимую для трансляции. Так многие компании сотовой связи используют одни и те же вышки для своих усилителей, что обходится гораздо дешевле, нежели устанавливать свои собственные.

Доходы отрасли связи Воронежа на 2005 год

Рис. 1

Доходы отрасли связи Воронежа на 2000 год

5% 1%

25%

П Междугородная и международная связь

□ Аренда каналов и выделенных линий

□ Сотовая связь

□ Местная фиксированная телефонная связь

□ Таксофоны

□ Интернет

□ Пейджинг, транкинг

Рис. 2

В абсолютных величинах получается, что доходы сотовых компаний возросли более, чем в 8 раз. Следует учесть тот момент, что немалую часть доходов сотовая связь отобрала у местной фиксированной телефонной связи и междугородной и международной связи.

С приходом сотовой связи появился мобильный Интернет, что затормозило увеличение доходности Интернет компаний. Но в то же время Интернет-технологии отобрали небольшую часть доходов у международной и междугородной связи. Это обусловлено введением 1Р-телефонии, которая зачастую оказывается дешевле услуг сотовой связи.

Такая же тенденция просматривается по России и всему миру. Развитие средств сотовой связи диктуется «потребностью человека быть всегда «на связи», в любое время и в любом месте обладать возможностью включения в информационную среду, т.е. иметь возможность принимать и передавать информацию. Услуги сотовой радиотелефонной связи стали одними из самых раскупаемых потребительских услуг в мире.

Чтобы более обоснованно говорить о повышении доходности сотовых операторов, приведем график количества абонентов компаний сотовой связи в России на 100 человек (рис. 3), из которого видно что большая часть доходов идет от роста числа абонентов. Резкое увеличение числа абонентов с 2001 по середину 2004 года произошло из-за понижения цен на телефонные аппараты и стоимость 1 минуты разго-

вора, а также увеличения доходов населения.

Количество абонентов сотовых сетей увеличивается каждый месяц на 100000 человек, так, по прогнозу к концу 2006 году число абонентов сотовой связи в мире составит 426 млн. человек, а в 2007 году уже каждый пятый житель Земли будет пользоваться радиотелефоном, причем 2/3 трафика мобильных абонентов будет составлять трафик передачи данных.

Но наиболее точную картину масштаба потребления услуг сотовой связи в мире, в сравнении с абсолютными величинами числа пользователей мобильной связи, можно увидеть через соотношение числа абонентов сотовой связи с числом жителей конкретной страны, тем самым определив процент проникновения (от англ. -Penetration) услуг сотовой связи в конкретном регионе.

к =^*100% (1)

где Кпр - коэффициент проникновения в %,

№б - число абонентов сотовой связи (региона, страны и т.д.),

Мж - общее число жителей (региона, страны и

т.д.)

Используя эту формулу, получим коэффициент проникновения для г. Воронежа:

М0000,100>/о = 50% р 1200000

Число абоннетов сотовой связи

Число абоннетов сотовой связи

Рис. 3

Этот коэффициент будет ниже по Воронежской области за счет меньшей урбанизации удаленных от Воронежа районов и поселков.

Изучение статистики роста рынка услуг сотовой связи позволяет заключить, что радиотелефонная связь в первом десятилетии третьего тысячелетия, по крайней мере в промышленно развитых странах, станет такой же массовой по характеру пользования, как телефон обычной фиксированной телефонной сети общего пользования.

Литература

1. Андрианов В.И. Сотовые, пейджинговые и спутниковые средства связи / В.И. Андрианов, А.В. Соколов. СПб., 2001. С. 33.

2. Ратынский М.В. Основы сотовой связи / М.В. Ратынский; под ред. Д.Б. Зимина. М., 1998.

3. Бушев П.А. На пути создания интеллектуальных сетей / П.А. Бушев // Сети и системы связи. 1998. № 7. С. 106-107.

4. Варакин Л.Е. Интеллектуальная сеть: эволюция сетей и услуг связи / Л.Е. Варакин // Электросвязь. 1992. № 1. С. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.