ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ СТАЦИОНАРНОЙ И ПОДВИЖНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖА И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Ю.В. Пахомова, аспирант
Воронежский государственный технический университет
В настоящее время себестоимость одной линии сети фиксированной телефонной связи в России оценивается на уровне 300 - 400 долларов США, в то время как себестоимость одного абонентского номера сети подвижной радиосвязи в два раза ниже указанной цифры. Единственный путь для простого выравнивания условий - внедрение и развитие самых передовых технологий и продвижение сотовой связи.
Для более полного восприятия любых данных о функционировании телекоммуникационного рынка России необходимо коротко описать устройство отрасли связи, ее структуру с системой подотраслей, а также привести некоторые данные, упрощающие сравнение и сопоставление последних. В России выделяется связь внутриведомственного пользования и связь общего пользования.
Под связью внутриведомственного пользования имеется в виду обслуживание производственных нужд отдельных отраслей и предприятий, которое по своей специфике не подразумевает создания средних и крупных предприятий в форме АО по предоставлению услуг связи.
Крупнейшей подотраслью телекоммуникаций Российской Федерации выступает Электросвязь, составляющая почти 80 % от основных производственных фондов в отрасли связи.
Российская сеть электросвязи разделяется на три уровня:
- первичная сеть - телефонная сеть в пределах населенного пункта;
- внутризоновая сеть - телекоммуникационная
Электросвязь включает в себя городскую и сельскую электросвязь (ГТС и СТС), междугородную и международную электросвязь (МТС), а также телеграфную связь.
Основными видами деятельности подотрасли являются обеспечение телефонных разговоров между абонентами на территории города или поселков городского типа (ГТС) либо сельского административного района (СТС), а также предоставление телефонных аппаратов, прямых соединительных линий со станциями абонентского телеграфа и междугородными телефонными станциями. Виды деятельности МТС - осуществление междугородных и международных разговоров, передача данных и предоставление в аренду телефонных каналов.
Предпосылки того, что электросвязь в сравнении с почтовой и радиосвязью является наиболее рентабельной, лежат во внутриотраслевом распределении доходов и затрат. Большую часть первых получает электросвязь, а львиную долю последних несёт почтовая связь табл. 1.
Исторически сложилось, что каждая российская область или крупный город имеет одного оператора местной электросвязи, а международная и междугородная связь осуществляется национальным оператором связи - АО «Ростелеком».
1
сеть между первичными сетями в пределах одного региона;
- магистральная сеть - телекоммуникационная сеть, обеспечивающая межзоновую и международную коммутацию.
Таблица
Подотрасль Численность Стоимость ДОХОДЫ %: Эксплуатационные
% основных фондов % 2004 г. Расходы %
Почтовая 50 8 17 40
Телеграфная 11 6 4 9
Телефонная:
Междугородная 10 20 25 15
Городская 11 30 25 14
Сельская 7 13 4 8
Проводное вещание 4 4 3 4
Радиосвязь и радиовещание 6 11 18 6
Телевидение и спутниковая связь 2 8 4 4
Эксплуатацией первичных и внутризоновых сетей занимаются 93 телекоммуникационных компаний (из них 90 эксплуатируют телефонные сети, остальные занимаются предоставлением услуг телеграфа), а магистральной - Ростелеком. При этом доходы от телефонных разговоров в пределах зоны получают локальные операторы связи, а доходы от международной и междугородной связи делятся между ними и АО «Ростелеком».
Региональные операторы контролируют выходы на новые высокодоходные сегменты рынка услуг связи (например, 90 % российских сотовых операторов учреждены дочерними предприятиями «Связьинвест»).
Как и во всем мире, развитие отрасли связи Рос-
В качестве отдельной подотрасли телекоммуникаций выступает отрасль радиосвязи, включающая в себя сотовую, транкинговую, пейджинговую и спутниковую связь.
Наиболее динамично развивается отрасль сотовой связи, как полный мобильный аналог самой массовой, с точки зрения потребления, услуги фиксированной телефонной связи, что выдвинуло сотовую связь на первое место в России в частности в Воронеже, по объему оказанных услуг. На рис. 1 приводится распределение доходов отрасли связи Воронежа и Воронежской области на начало 2005 г.
Если сравнивать прирост доходов в процентном соотношении различных услуг связи 2005 по отношению к доходам отрасли связи в 2000 году в г. Воро-
сии определяется научно-техническим прогрессом. Постоянный рост потребности общества в информации (ежегодные темпы роста мирового голосового обмена составляют 5-10 %, а рост передачи данных -100 %) подталкивает развитие спроса на средства доступа к информации, что в свою очередь стимулирует появление новых технологий. Рост числа технологий связи и потребность в управлении процессом внедрения и развития этих технологий на территории Российской Федерации привели к выделению целой подотрасли - радиосвязи, в которой, в свою очередь, в качестве самостоятельного направления выделяется сотовая радиосвязь, речь о которой пойдет далее.
неже (рис.2), то можно сделать вывод о том, что с массовой «телефонизацией» (сотовая связь), за 5 лет прибыль компаний сотовой связи в Воронежской области возросла почти в 2,5 раза и это относительная величина, так как услуги стационарной телефонной связи возросли из-за инфляции более чем в два раза.
Стоимость одной минуты разговора при пользовании подвижной радиосвязи (мобильная связь) уменьшилась более чем в два раза, с 6 рублей до 3, что обусловлено увеличением абонентской базы в несколько раз и уменьшением вложений в аппаратную часть, необходимую для трансляции. Так многие компании сотовой связи используют одни и те же вышки для своих усилителей, что обходится гораздо дешевле, нежели устанавливать свои собственные.
Доходы отрасли связи Воронежа на 2005 год
Рис. 1
Доходы отрасли связи Воронежа на 2000 год
5% 1%
25%
П Междугородная и международная связь
□ Аренда каналов и выделенных линий
□ Сотовая связь
□ Местная фиксированная телефонная связь
□ Таксофоны
□ Интернет
□ Пейджинг, транкинг
Рис. 2
В абсолютных величинах получается, что доходы сотовых компаний возросли более, чем в 8 раз. Следует учесть тот момент, что немалую часть доходов сотовая связь отобрала у местной фиксированной телефонной связи и междугородной и международной связи.
С приходом сотовой связи появился мобильный Интернет, что затормозило увеличение доходности Интернет компаний. Но в то же время Интернет-технологии отобрали небольшую часть доходов у международной и междугородной связи. Это обусловлено введением 1Р-телефонии, которая зачастую оказывается дешевле услуг сотовой связи.
Такая же тенденция просматривается по России и всему миру. Развитие средств сотовой связи диктуется «потребностью человека быть всегда «на связи», в любое время и в любом месте обладать возможностью включения в информационную среду, т.е. иметь возможность принимать и передавать информацию. Услуги сотовой радиотелефонной связи стали одними из самых раскупаемых потребительских услуг в мире.
Чтобы более обоснованно говорить о повышении доходности сотовых операторов, приведем график количества абонентов компаний сотовой связи в России на 100 человек (рис. 3), из которого видно что большая часть доходов идет от роста числа абонентов. Резкое увеличение числа абонентов с 2001 по середину 2004 года произошло из-за понижения цен на телефонные аппараты и стоимость 1 минуты разго-
вора, а также увеличения доходов населения.
Количество абонентов сотовых сетей увеличивается каждый месяц на 100000 человек, так, по прогнозу к концу 2006 году число абонентов сотовой связи в мире составит 426 млн. человек, а в 2007 году уже каждый пятый житель Земли будет пользоваться радиотелефоном, причем 2/3 трафика мобильных абонентов будет составлять трафик передачи данных.
Но наиболее точную картину масштаба потребления услуг сотовой связи в мире, в сравнении с абсолютными величинами числа пользователей мобильной связи, можно увидеть через соотношение числа абонентов сотовой связи с числом жителей конкретной страны, тем самым определив процент проникновения (от англ. -Penetration) услуг сотовой связи в конкретном регионе.
к =^*100% (1)
где Кпр - коэффициент проникновения в %,
№б - число абонентов сотовой связи (региона, страны и т.д.),
Мж - общее число жителей (региона, страны и
т.д.)
Используя эту формулу, получим коэффициент проникновения для г. Воронежа:
М0000,100>/о = 50% р 1200000
Число абоннетов сотовой связи
Число абоннетов сотовой связи
Рис. 3
Этот коэффициент будет ниже по Воронежской области за счет меньшей урбанизации удаленных от Воронежа районов и поселков.
Изучение статистики роста рынка услуг сотовой связи позволяет заключить, что радиотелефонная связь в первом десятилетии третьего тысячелетия, по крайней мере в промышленно развитых странах, станет такой же массовой по характеру пользования, как телефон обычной фиксированной телефонной сети общего пользования.
Литература
1. Андрианов В.И. Сотовые, пейджинговые и спутниковые средства связи / В.И. Андрианов, А.В. Соколов. СПб., 2001. С. 33.
2. Ратынский М.В. Основы сотовой связи / М.В. Ратынский; под ред. Д.Б. Зимина. М., 1998.
3. Бушев П.А. На пути создания интеллектуальных сетей / П.А. Бушев // Сети и системы связи. 1998. № 7. С. 106-107.
4. Варакин Л.Е. Интеллектуальная сеть: эволюция сетей и услуг связи / Л.Е. Варакин // Электросвязь. 1992. № 1. С. 1-6.