ISSN 0321-3056
значимых, он определяется экспертным путем в интервале (0;1).
Показатель конкурентоспособности ПЛС на j-м сегменте потребительского рынка определяется путем интеграции внутренних и внешних оценочных показателей конкурентных преимуществ - уровня логистических затрат, капиталоемкости и сервиса:
k} = 3vulcuaiuser .
Интегральный показатель Kj определяется как среднегеометрическое частных показателей, поскольку в случае применения среднеарифметических показателей отрицательные последствия для конкурентоспособности логистической системы, вызванные одной из составляющих, не могут быть уравновешены положительными тенденциями, наблюдаемыми по другим составляющим.
Если значения К"11,110 приближаются к единице, то оцениваемая логистическая система имеет исключительно сильный конкурентный статус. Предлагаются следующие градации показателя конкурентоспособности РПЛС:
0 < КР1ЛС < 0,4 - слабая конкурентная позиция;
0,4 < К"110 < 0,7 - средняя;
Курганский государственный университет
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. СПЕЦВЫПУСК. 2006 0,7 < КРПЛС < 1 - сильная.
Разработанная методика предназначена для оценки и постоянного мониторинга уровня конкурентоспособности ПЛС. Результаты оценки могут быть использованы для моделирования ситуации на региональном продовольственном рынке; определения положения отдельной логистической системы на продовольственном рынке; целей государственного управления и регулирования регионального продовольственного рынка; выработки логистической стратегии.
Литература
1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. М., 1993.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Спб., 1999.
3. Kotler N., Kotler Ph. Marketing Management: Analysis, Planing, Implementation and Control. Prentice Hall, 1999.
4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие. М., 2004.
5. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. М., 1998.
6. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб., 2005.
3 июля 200б г.
© 2006 г. М.А. Гасанов, А.К. Захаров
ИНФРАСТРУКТУРА СВЯЗИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Отрасль связи и информатизации как составная часть рыночной экономики обеспечивает оперативную передачу и распространение информационных потоков. Непосредственно воздействуя на развитие народнохозяйственного комплекса, они обеспечивают рост всего материального производства. Об этом свидетельствует опыт связистов Республики Дагестан.
Анализ системы информатизации позволил выявить существенные различия в обеспеченности этими услугами на уровнях регионов РФ, Южного федерального округа и Дагестана, что подтверждает необходимость научного прогнозирования развития данной отрасли. Следовательно, исследования информационной сферы региона необходимо вести комплексно, с учетом развития всех видов связи, исходя из динамики населения, изменения нормы количества услуг на душу населения, оказываемых определенным видом связи.
В условиях рыночных отношений особое значение имеют как производственный потенциал средств связи и информатизации, так и объемы инвестиций. Наиболее полное удовлетворение экономики и населения в услугах связи, повышение их качества, опережающее развитие местных линий, формирование единой автоматизированной сети на базе современных цифровых систем передачи информации является первоочередной задачей развития отрасли, так как необходимо изыскивать дополнительные инвестиции для модернизации линий связи.
В структуре системы электросвязи можно выделить магистральные (для обслуживания крупных зон
страны), региональные (внутри региона) и локальные (для связи цехов, отделов внутри производственной ячейки) элементы. На их развитие влияют состояние социальной инфраструктуры в сельской местности, уровень производственной сферы на селе и в городе.
Услуги связи и информатизации являются наиболее перспективной отраслью экономики. Но ее развитие идет все еще недостаточными темпами. Дело в том, что окупаемость вложенных средств происходит за 25-30 лет. Из-за этого не в полной мере удовлетворяются потребности населения. В России, например, в очереди на установку стационарного телефона сегодня стоят 4 млн чел., в том числе в Дагестане - десятки тысяч [1].
Чтобы нормально функционировали и развивались жизненно важные для Дагестана телекоммуникации, за рубежом закупаются передовые технологии, устанавливается современное оборудование. Это позволяет добиться в системе маркетинга отрасли существенных преобразований. В нашей республике функционирует сеть Интернет, предоставляются услуги доступа к информации через организованный спутниковый канал. Эта сеть создана на базе оборудования таких известных в мире ведущих фирм, как «CISCO», «Motorola».
С превращением информатизации в один из важнейших ресурсов социально-экономического развития роль связи и ее воздействие на экономику региона в дальнейшем неизбежно будут возрастать. Информационное обеспечение Дагестана значительно улучши-
лось с вводом в действие в Махачкале новой цифровой коммутационной системы южно-корейской фирмы «Самсунг». Это открыло большие возможности для становления рыночной экономики республики, предоставления населению новых видов услуг связи.
В нашем регионе создается единое информационное пространство. Появление новых направлений услуг связи образует новые рабочие места. Это очень важно для Дагестана, который считается трудоизбыточным регионом.
Открытое акционерное общество связи и информатизации республики является основным оператором связи общего пользования в регионе. В настоящее время компания обеспечивает междугородной и местной телефонной и телеграфной связью население, органы управления, военные структуры, предоставляет услуги документальной электросвязи, Интернет, электронной почты, аренды каналов. Компания занимает лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке Дагестана - доля доходов ОАО «Дагсвязь-информ» в совокупном объеме рынка связи равна 76,9 % [1].
«Дагсвязьинформ» - динамично растущая структура, отвечающая всем требованиям рынка. На предприятии осваиваются новейшие технологии, что позволяет предоставлять высококачественные телекоммуникационные услуги. Приоритетным в развитии инфраструктуры связи является использование цифрового оборудования. В компании работают более трех тысяч специалистов.
Сравнительный анализ формирования регион
В рамках республиканской «Программы развития сельской телефонной связи» специалистами ОАО «Дагсвязьинформ» совместно со специалистами ОАО «Телеком» создана принципиально новая транспортная сеть связи, позволяющая телефонизировать сельские населенные пункты.
Специфика современной сферы телекоммуникаций такова, что в период экстремальных ситуаций именно от работы связистов, от их умения во время наладить взаимодействие всех участников информационного обмена зависит итог. Так было осенью 1999 г., когда специалисты ОАО «Дагсвязьинформ» обеспечивали бесперебойную связь для координации действий силовых структур во время вторжения в республику с территории сопредельной Чечни международных бандформирований.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее значимыми в структуре услуг связи в нашей республике являются акционерное общество «Дагсвязьинформ», управление федеральной почтовой связи и управление Госсвязьнадзора РД, на долю которых приходится около 90 % услуг всех предприятий отрасли. Достаточно сказать, что в Дагестане действует около 150 тыс. телефонных и свыше 73 тыс. радиоточек. Введенные в действие новые АТС позволили повысить телефонную плотность почти до 102 в городах и 26 телефонов в селах на каждую 1000 чел. Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход на 1000 чел. населения характеризуется данными (на начало 2006 г.), приведенными в табл. 1 [1].
Таблица 1
ьных средств связи и информатизации, 2005 г.
Городское население Сельское население
Наличие Место, занимаемое в Наличие, шт. Место, занимаемое в
РФ ЮФО РФ ЮФО
Российская Федерация 230,1 - - 91,0 - -
Южный федеральный округ 194,0 5 - 79,5 7 -
В том числе: Республика Адыгея 189,3 57 9 68,4 69 10
Дагестан 101,6 68 11 26,3 65 11
Кабардино-Балкария 205,6 44 7 89,4 44 8
Окончание табл. 1
Городское население Сельское население
Наличие Место, занимаемое в Наличие, шт. Место, занимаемое в
РФ ЮФО РФ ЮФО
Калмыкия 192,4 56 8 117,2 16 1
Карачаево-Черкесия 219,2 28 3 95,5 37 6
Северная Осетия-Алания 231,2 20 2 99,9 33 5
Чеченская республика 8,3 80 13 3,5 77 12
Краснодарский край 208,8 41 6 104,7 26 2
Ставропольский край 234,3 19 1 104,5 27 3
Астраханская область 208,9 40 5 91,0 41 7
Волгоградская область 218,9 29 4 101,5 31 4
Ростовская область 180,4 63 10 82,6 53 9
Источник: [2, 3].
В процессе реализации основных направлений развития сельской телефонной связи РД сформирована транспортная телефонная сеть общей протяженностью 1,34 тыс. км емкостью 397 тыс. канало-километров, установлены цифровые АТС общей емкостью около
9,0 тыс. номеров с возможностью расширения до нескольких сот тысяч номеров. Имеются большие перспективы использования цифрового оборудования в сельской местности.
На телекоммуникационном рынке Дагестана востребованы все средства современной связи: стационарная, различные виды мобильной, системы радиовызова, а также Шегие^услуги, более 40 % используемого ОАО «Дагсвязьинформ» оборудования -цифровое. Отметим, что качество сотовой и стационарной связи лучше, чем у многих операторов крупнейших городов России [1, 3].
С созданием надежных систем передачи информации появляется необходимость разработки новых технологий, изготовления и внедрения кабелей связи, способных передавать сигналы с высоким качеством. В области создания междугородных кабелей связи за основу берется дальнейшее снижение стоимости каждого канало-километра, повышение его надежности. Идет замена устаревшего оборудования на современное цифровое, поставляемое южно-корейскими фирмами. Время подтвердило правильность такого выбора. В результате была смонтирована станция, хорошо адаптированная для оказания услуг с учетом горных условий Дагестана.
Анализ развития информатизационной системы показывает, что промедление в оснащении компьютерной техникой и внедрении информатизационных технологий приводит к быстрому старению, существенному распылению и к неоправданным усилиям по поиску и восстановлению информации. При этом ослабевают научные, производственно-хозяйственные информационные связи. А некомпьютеризованное представление информации снижает действенность и результативность принимаемых решений, не обеспечивает должного уровня эффективности научно-производственных исследований.
Прочие платные услуги населению, 10,4 %
Услуги в системе образования, 5,4
Бытовые услуги, 4,0 %
Только использование современных средств обработки информации, выход на российские банки данных, повышение уровня образованности населения позволят воспитать качественно новый тип работника, способного решать многообразные социальные и экономические задачи Республики Дагестан в российском территориальном пространстве.
Необходимо интенсивнее развивать и увеличивать емкости телефонного хозяйства. Решение этой важной социальной задачи выполнимо лишь при условии сочетания нового строительства с комплексной реконструкцией и техническим перевооружением магистральной, внутризоновой и местной сети, с качественно новыми направлениями развития электросвязи, внедрением оптических линий связи и средств вычислительной техники.
Конечно же, это потребует немалых средств, так как телефонная связь является одной из наиболее капиталоемких подотраслей экономики. Объем капиталовложений, направляемых на ее развитие, должен быть адекватным инвестициям, вкладываемым в развитие ведущих производств по выпуску прогрессивных видов оборудования и средств телефонизации.
Требует совершенствования развитие системы информатизации, так как она является одной из важнейших составляющих инфраструктуры региональной экономики. В связи с этим отметим, что через все каналы реализации в 2005 г. населению Дагестана было оказано платных услуг на 42 % больше, чем в 2004 г. Прирост объемов достигнут фактически по всем составляющим. Удельный вес услуг системы связи составил 9,7 % (рисунок) [3, 4].
ЖКХ. 20.0 %
Туристические и санаторно-курортные услуги, 8,3 %
Пассажирский транспорт, 38,5
Удельный вес услуг связи в структуре платных услуг социальной сферы
Несмотря на то, что в последнее десятилетие отмечается ежегодный рост объема платных услуг населению, половина населенных пунктов в сельской местности все еще не имеют телефонной связи, низок уровень телефонизации объектов культурного и социально-бытового назначения региона. В настоящее время определены основные направления государственной политики по формированию и развитию информационного сектора экономики. Осуществление их позволит России в ближайшие годы стать одной из ведущих держав на мировом рынке информационных технологий.
ОАО «Дагсвязьинформ» предоставило возможность гражданам республики использовать код набора более чем по 100 направлениям России, ближнего и дальнего зарубежья. Развивается радиосвязь с подвижными объектами. В структуре этого вида услуг на сотовую связь приходится 94,5 % и пейджинговую -
5,5 %. Из общих услуг сотовой связи 12 % приходится на бюджетные организации и около 1 % - на население, услуги пейджинговой связи оказаны как частным лицам, так и предприятиям. Доходы от услуг сотовой связи выросли за год в 2 раза, пейджинговой - почти в 10 раз [1, 3, 4].
С 2002 г. на территории республики появилось 3 новых оператора мобильных систем связи: «Дагтеле-ком» «Мегафон» «Би-лайн», предоставляющих услуги сотовой связи в стандарте GSM, что улучшило ее качество, а за счет развития конкуренции снизились тарифы на разные виды услуг, значительно расширилась зона охвата территории республики мобильными системами связи, увеличилось число абонентов. Повышению качества и надежности услуг связи способствовал ввод в эксплуатацию волоконно-оптической магистральной линии Тихорецк-Ставрополь-Махач-кала. Большие надежды возлагаются на реализацию
комплексной программы развития электро- и радиосвязи в Республике Дагестан на 1996-2010 гг. [5].
Так как маркетинг является одной из систем управления и организации деятельности ведущих предприятий по разработке новой продукции, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке, следует шире использовать его возможности в сфере связи и информатизации.
Считаем, что в Южном федеральном округе необходимо наличие региональной жизнедеятельной информационной системы обработки и систематизации информации о состоянии окружающей среды, при-родно-ресурсного потенциала и природоохранных мероприятий. В первую очередь надо уделить внима-
ние созданию банка данных о состоянии природной среды в народнохозяйственном комплексе, ведении кадастров, прогнозировании экологических ситуаций в регионе и на сопредельных территориях.
Сегодня современные системы связи региона могут стать основой социально-экономического развития буквально во всех областях государственной деятельности, бизнесе и финансовой сфере. Именно поэтому состояние и развитие средств связи касается всех отраслей экономики региона.
Инфраструктура связи в структуре социальной сферы Республики Дагестан в сопоставлении с Южным федеральным округом и РФ характеризуется данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Параметры телефонной плотности РФ и субъектов, входящих в ЮФО, в структуре социальной сфере в 2005 г. [3, 4]
Объем платных услуг населению, в % к 2004 г. Реальные денежные доходы населения в % к 2004 г. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата одного работника, р. Телефонная плотность на 1000 чел. населения Потребность организаций в работниках на 1.01.2006 г., чел.
телефонные аппараты (включая таксофоны) сотовая подвижная связь
Российская Федерация 107,5 108,9 8550,2 300,4 865,5 816744
Республика Адыгея 112,9 108,7 5270,4 197,2 886,0 1501
Республика Дагестан 142,0 127,8 3789,4 66,1 132,2 510
Республика Ингушетия 93,1 121,7 5733,9 27,7 38,4 75
Кабардино-Балкарская республика 102,9 109,7 4635,6 196,8 232,9 1772
Республика Дагестан 119,3 88,5 4521,8 219,8 1059,8 389
Карачаево-Черкесская республика 108,3 108,6 4856,2 218,9 122,2 627
Республика Северная Осетия -Алания 105,4 114,1 4588,9 266,9 532,4 918
Чеченская республика 6715,9 7,2 - 127
Краснодарский край 113,5 106,5 6551,8 257,7 1889,5 31578
Ставропольский край 121,8 115,9 5520,5 244,3 748,0 12112
Астраханская область 104,5 104,5 6934,8 276,7 963,1 3417
Волгоградская область 106,2 105,1 6032,0 279,9 862,4 18259
Ростовская область 105,4 107,5 5988,6 217,0 602,9 25475
В решении социально-экономической проблемы многое зависит от эффективности деятельности совместных предприятий (СП), таких, к примеру, как «Дагестанская сотовая связь». В настоящее время законодательство в отношении СП стало более благоприятным: упрощен процесс их создания, предоставлены дополнительные налоговые льготы.
В условиях формирования гражданского общества информатизация представляет огромную ценность,
так как на ее основе принимаются оптимальные управленческие решения. Для того чтобы собрать информацию, аналитически обработать и выработать предложения по организации функционирования, предприятия используют информатизационные технологии. Создание и внедрение современной системы обработки и передачи информации в сфере маркетинга для обслуживания рыночной экономики дагестан-
ских связистов - единственный путь перехода к экономическим методам управления.
Сложное финансовое положение сдерживает развитие средств связи. Анализ показывает, что телефонная связь, телеграф и проводное радиовещание в сельской местности республики убыточны. Восполнение потерь идет за счет пропуска междугородного и международного трафика. Тарифы на установку телефона и ежемесячная абонентная плата (кстати, одна из самых низких в стране и Южном федеральном округе) пока не окупаются затратами на строительство одного номера и обслуживание одной линии.
В современных условиях, когда Россия включена в общемировое телекоммуникационное пространство, успешное развитие отрасли возможно лишь при постоянной финансовой поддержке государством усилий региональных АО связи и информатизации. Только такой подход к делу может стать важной составляющей в проведении экономической политики. Информация и связь для общества и каждого из нас -это не просто средство общения, но и насущная потребность, растущий спрос на доступ к мировым информационным ресурсам.
Непосредственное отношение к социальной сфере имеют образование, здравоохранение, культура, наука, в том числе инфраструктура связи и информатизации. На сегодняшний день для дальнейшего развития отрасли связи следует наращивать мощности АТС с максимальным приближением уровня телефонной плотности в городах и сельской местности до среднероссийских показателей; создать в каждом городе и районе центры общественного доступа к ресурсам глобальной сети Интернет, региональный телевизионный канал Республики Дагестан с максимальным охватом населения программы центрального и местного телевидения и радиовещания.
экономики региона / Вестник связи. 2001. № 4. Институт социально-экономических исследований (ИСЭИ) Дагестанского научного центра (ДНЦ) РАН
Международная академия информатизации 12 июня 2006 г.
Выполнение этих задач позволит уже к 2010 г. увеличить телефонную плотность, обеспечить граждан региона услугами факсимильной связи, электронной почты, открыть им свободный доступ к информационным ресурсам (Интернет).
Считаем целесообразным ускорить принятие новых законов об информатизации, о международном информационном обмене. Это дало бы возможность привести правовую базу в соответствие с реалиями жизни. Кроме того новые законы позволили бы максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций, чтобы в будущем социальное положение дагестанцев улучшить и было не хуже, чем в соседних республиках Южного федерального округа. Необходимо увеличить объемы инвестиций в развитие средств связи на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченно -сти основными фондами связи. Этот фактор должен учитываться при разработке и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры связи тем, чтобы удовлетворять интересы как производственной, так и социальной сфер экономики в условиях развития рыночных механизмов.
Литература
1. Технико-экономический отчет ОАО «Дагсвязьинформ» за 2005 г.
2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2005 г. Махачкала, 2006. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в первом полугодии 2006 года // Российская газета. 2006. 6 сент. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2005 году // Российская газета. 2006. 24 марта.
5. Дагестан - 2001. Ч. 1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала, 2002.
6. Захаров А.К. Инфраструктура связи - основа развития
3
4.
© 2006 г. Г.П. Довлатян
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Анализу конкурентоспособности, особенно на уровне региона, в отечественной и зарубежной экономической литературе уделено большое внимание. Так, например, отечественные исследователи М. Гель-вановский, В. Жековская, И. Трофимова определяют в своей работе, что «конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем» [1]. Данную мысль развивает П.С. Завьялов, говоря, что существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном или международном
рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности [2].
Современные концепции западной экономической мысли по-разному трактуют это понятие. М. Портер указывает: «Конкурентоспособность зиждется либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета управления, валютная политика, открытие рынков), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал» [3].
Главная цель исполнительных органов власти в региональной экономике - обеспечить достаточно высокий и достойный уровень жизни населения. Способность региональных и местных органов управления сделать это обусловлена не исследуемой автором экономической категорией, а тем насколько продуктивно