ФОРМИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ УЧЕТА
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
И.Н. Куринин, В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев
Кафедра компьютерных технологий Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье описан метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса, широкого внедрения кредитно-модульной системы обучения и балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программ.
Предложен разработанный авторами вариант электронного журнала, реализованного в программе MS Excel.
Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, MS Excel.
Информатизация образования, развитие современного учебного процесса на основе внедрения информационных технологий, методов интерактивного обучения и новых направлений самостоятельной работы студентов, внедрение ком-петентностного подхода направлены на решение задачи подготовки специалистов в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения. Для студента основным инструментом формирования его информационной культуры, получения им необходимых общекультурных и профессиональных компетенций стали информационные, облачные и интернет-технологии. Для преподавателя, практически решающего задачу объективной оценки учебных достижений студента, важными элементами современного учебного процесса стали методы компьютерного тестирования, балльно-рейтинговая система оценивания и система зачетных единиц ECTS. Эти системы позволяют сегодня реализовывать компе-тентностный подход к обучению в вузе. Эффективное использование этих систем возможно с помощью нового инструмента — электронного журнала.
Актуальность разработки и применения в вузе электронного журнала определяется следующими факторами:
— внедряя балльно-рейтинговые системы, многие вузы требуют от преподавателей использовать журналы успеваемости (электронные журналы) как инструмент количественной оценки знаний, навыков и умений студентов;
— требования к уровню подготовки студентов и процедуры их оценки должны быть открытыми и понятными для студентов, их родителей и будущих работодателей;
— переход от разовых экзаменов в конце учебного курса к оценке учебных достижений студента на всех промежуточных этапах обучения по курсу существенно повысит объективность оценки этих достижений и сделает практически невозможным какой-либо обман;
— электронный журнал вуза логично дополняет и замыкает технологии средней школы (облачные версии электронных дневников и журналов), федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (личные кабинеты студентов с «электронным портфолио», содержащие информацию о результатах внешнего тестирования в процессе всего обучения в вузе) и будущих работодателей (модели компетенций, системы сертификации специалистов и портфели их достижений).
Министерство науки и образования РФ для образовательных учреждений общего образования разработало Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде [1]. В них сформулированы требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение задач учета успеваемости и посещаемости обучающихся. Определены также конкретные требования к выполняемым функциям и предоставляемым возможностям, к интерфейсу таких систем, к уровню их технической надежности и защиты информации от несанкционированного доступа.
В современных системах электронных дневников и журналов обычно реализованы технологии личных кабинетов с различным набором функций, зависящих от прав доступа и той роли, которую выполняет пользователь (педагоги, ученики и их родители, администрация образовательных учреждений), применяются технологии социальных сетей, передачи файлов и сообщений. Пользователям достаточно работать с браузером на любом компьютере с доступом в Интернет [2—4]. В качестве примера отметим особенности двух достаточно распространенных в средних школах России систем — Дневник.ру (www.dnevnik.ru) и ЭлЖур (http://eljur.ru/). Сравнительный анализ функций этих систем представлен на сайте [5].
Дневник.ру сегодня позиционируется как единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру совмещает в себе модули дистанционного обучения, управления школьным документооборотом и социальной сети. Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Платными являются дополнительные функции: sms-рассылки и e-mail-рассылки, видеоконференции и т.д. Всем пользователям системы показывается реклама. Пользова-
телям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося и многие другие сетевые образовательные проекты. Для хранения пользовательского медиаконтента задействованы облачные сервисы. Это дает системе Днев-ник.ру высокую масштабируемость сервиса и высокую скорость доставки контента. Итог — высокая эффективность работы пользователей с системой [6].
ЭлЖур — это электронный классный журнал как новейшая универсальная система учета успеваемости для школ и других учебных заведений. В основе разработки лежала идея сохранения знакомого каждому педагогу внешнего вида журнала, который и стал образцом внешнего вида системы ЭлЖур. Интуитивно понятный интерфейс позволяет учителям затрачивать минимум времени на заполнение журнала и составление регулярной отчетности. Система бесплатная для школы и родителей. Платными являются дополнительные функции: sms-рассылки и e-mail-рассылки. Только родителям показывается тематическая реклама (отдых для детей, курсы, вузы). ЭлЖур обеспечивает возможность ввода, хранения и использования списков изучаемых предметов, обучающихся, педагогических работников, классов, учебных групп, текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ЭлЖур используется в виде внешнего сервиса и не требует установки на компьютерах школы. Доступ к данным системы ЭлЖур может осуществляться с помощью браузера. Информация предоставляется администрации, учителям, родителям и ученикам в строгом соответствии с их правами. В системе отображается полная статистика и представлены все необходимые расчетные показатели. Создаются отчеты. Данные об успеваемости обновляются в динамике. Администрация школы видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Родители видят оценки своих детей и полученные ими замечания [7].
Единых рекомендаций и требований к электронным журналам в сфере высшего профессионального образования нет и поэтому в вузах используются разные подходы к организации текущего контроля успеваемости студентов и разные по составу и функциям информационные системы, дающие студентам и их родителям информацию по успеваемости. Кратко отметим особенности трех из них.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана система «Электронный университет» обеспечивает контроль посещаемости студентами лекций и семинарских занятий, выполнение ими лабораторных работ и домашних заданий, курсового проекта и т.д. В любой момент времени в течение семестра можно получить исчерпывающую информацию о выполнении учебного графика любым студентом [8].
В МГИМО (университет) интегральные рейтинговые показатели формируются на основе оценки знаний студента по изучаемым дисциплинам в течение семестра по итогам зачетно-экзаменационных испытаний и оценки его социальных характеристик. Все результаты контроля успеваемости студентов (в %) должны отражаться в журналах учета занятий и посещаемости. На основе оценок, занесенных в журналы учета занятий и посещаемости, преподаватели выводят итоговые оценки по дисциплине и заполняют соответствующие ведомости [9].
В РУДН три документа определили современный уровень организации учебного процесса — это «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН», «Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН» и «Регламент размещения тьюторами информации о текущей и промежуточной аттестации в информационной системе учета успеваемости студентов» [10—12].
1. Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения основных образовательных программ задействована на всех этапах обучения, на всех видах аттестаций. Ее применение (за счет более высокой дифференциации оценки) позволяет повысить уровень организации учебного процесса, обеспечить объективность данных об успеваемости студентов, стимулировать студентов к систематической и самостоятельной работе и т.д.
Система оценок основана на шкале 100 баллов и является накопительной. Оценке подлежат конкретные знания, умения и навыки студента, для которых в программе учебной дисциплины указывается минимальный уровень их освоения. Обычно учитываются и оцениваются посещение занятий, выполнение лабораторных работ и учебных проектов, написание контрольных работ и рефератов, подготовка докладов, внутрисеместровые аттестации, творческая работа, итоговое испытание. При подведении итогов промежуточной аттестации накопленные студентом баллы (по итогам семестра и за аттестационные испытания) переводятся в традиционную оценку по четырехбалльной шкале и в оценку ECTS.
Результаты контроля успеваемости студентов как количественная оценка знаний, навыков и умений студентов заносятся в журнал успеваемости по дисциплине. Этот журнал оформляется и хранится преподавателем. Электронная копия журнала успеваемости по дисциплине размещается на личной странице преподавателя на Учебном портале в течение первых двух недель семестра и обновляется не реже одного раза в месяц. Результаты освоения дисциплины студентами вносятся в журнал не позднее одной недели с момента проведения оцениваемого учебного занятия или мероприятия текущего контроля. Обязательным является подведение итогов по дисциплине и размещение результатов на Учебном портале после первой и второй рубежных аттестаций, а также после завершения сессии и подведения итогов промежуточной аттестации.
Формы контроля, требования к работе студентов, условия применения балльно-рейтинговой системы, балльная структура оценки определяются преподавателем самостоятельно, включаются в описание каждого конкретного учебного курса и размещаются в начале учебного года на личной странице преподавателя на учебном портале.
2. Элементы контроля и аттестации, учитываемые в электронном журнале, имеют следующие особенности.
Текущий контроль проводится в течение семестра в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы. Проверяется качество освоения студентами учебного материала по всем темам учебной дисциплины и по всем видам учебных занятий. Делается формальная оценка результативности и эффективности их само-
стоятельной работы. Формы и мероприятия текущего контроля, их количество зависят от содержания учебной дисциплины и ее объема (в кредитах). Обычно учитываются результаты выполнения лабораторных работ и учебных проектов, работа студента на семинарских занятиях, выполнение заданий самостоятельной работы, защита рефератов и курсовых работ и т.д. Учитываются также результаты компьютерного тестирования и участие студента (лично или в составе рабочих групп) в учебных занятиях, проводимых в интерактивной форме. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий. Программа дисциплины должна описывать соответствие набранных баллов достигнутому уровню знаний, навыков и умений студента для каждого вида и формы текущего контроля.
Результаты текущего контроля успеваемости студентов должны заноситься в журнал успеваемости по дисциплине. Студентам должна быть предоставлена возможность получить информацию о результатах текущего контроля успеваемости во время аудиторных занятий и на личной странице преподавателя на учебном портале.
Первая рубежная аттестация — это подсчет набранных студентом баллов (по результатам текущего контроля) за определенный период теоретического обучения в семестре (обычно это 9-я неделя) и принятие решения об успеваемости студента по конкретной дисциплине учебного плана. Может проводиться в виде компьютерного теста (как вариант экзамена по изученному материалу). Подводятся итоги по успеваемости и по посещению учебных занятий.
Вторая рубежная аттестация — это подведение итогов текущего контроля успеваемости и посещения учебных занятий в конце семестра (обычно это 18-я неделя). Может проводиться в принятом преподавателем виде (например, это может быть репетиционный компьютерный тест). Цель — принятие решения о допуске студента к сессии по конкретной дисциплине учебного плана.
Во время сессии (обычно это 19-я и 20-я недели — две последние недели семестра) студенты проходят аттестационное испытание и промежуточную аттестацию. Аттестационное испытание завершает изучение дисциплины в семестре и устанавливается программой учебной дисциплины (например, это может быть экзаменационный компьютерный тест). Включает проверку усвоения студентами всего материала по учебной дисциплине и выявление уровня сформированных компетенций. Промежуточная аттестация — подсчет набранных студентом баллов (за текущий контроль в семестре и аттестационные испытания) и принятие решения о «зачете» студенту данной дисциплины (ее трудоемкости в кредитах) и оценке качества ее освоения.
3. На первой странице сайта РУДН (http://www.rudn.ru/) открыт доступ к информационной системе учета успеваемости студентов по номеру их студенческого билета. Обновление ведомости производится после окончания первой рубежной и промежуточной аттестации. Сводная ведомость об аттестации формируется на русском и английском языке. В ней указан индекс учебной группы, дата формирования ведомости, состав группы по номерам студенческих билетов, дисциплины
текущего семестра, а также выраженные в процентах данные об успеваемости и посещаемости по всем дисциплинам каждого студента группы. Успеваемость вычисляется как отношение набранного студентом количества баллов к максимально возможному для набора на указанную дату количеству баллов.
Более детально можно посмотреть информацию на учебном портале РУДН, в разделе «Успеваемость» на сайте преподавателя, ведущего дисциплину. Этот раздел является служебным и создается автоматически. В нем преподаватель может указать условия и критерии выставления оценок, может разместить и обновлять в любой момент сведения о посещаемости, выполнении лабораторных работ, итогах рубежной аттестации, набранных баллах, используемых шкалах оценок (http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2630&p=5210).
Преподаватель сможет эффективно выполнить все вышеперечисленные требования «Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН» и «Положения о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН», если сделает выбор и будет использовать электронный журнал, реализованный в программе MS Excel. Учитывая факт многолетней эксплуатации такого типа электронных журналов для организации практической работы преподавателя в рамках кредитно-модульной системы обучения, можно говорить о следующих преимуществах такого выбора: Эксплуатационная простота (это касается его заполнения, оформления, редактирования, автоматического подсчета баллов, построения графиков и сводных отчетов, связи с результатами компьютерного тестирования), высокая надежность (за много лет эксплуатации нет случая утраты информации), эффективность (реализации преподавателем с минимальными трудозатратами всех требований по учету, расчету и публикации данных по успеваемости студентов, на сайте учебного портала университета), возможность масштабирования, модернизации и любого усложнения выполняемых функций. Ведение этого журнала ускоряет процесс обработки полученных данных за счет реальной автоматизации прикладных задач, связанных с оперативным учетом и расчетом результатов учебных достижений каждого студента.
Журнал дает возможность и преподавателям и студентам практически непрерывно (еженедельно) отслеживать персональную и групповую динамику успеваемости и посещаемости. Журнал формализует осуществление текущего контроля успеваемости, рубежных и промежуточной аттестаций студентов. Устанавливает форму учета, периодичности и порядка проведения этих аттестаций. Позволяет оперативно давать информацию по успеваемости и по посещению учебных занятий студентам всем заинтересованным лицам (преподаватели, тьюторы, студенты, родители, работодатели) за счет ее размещения на личной странице преподавателя на учебном портале.
Компоненты электронного журнала для одной учебной группы (учет посещаемости, учет успеваемости, учет всех выполненных тестов и лабораторных работ) могут находиться на одном листе, а сводные параметры по разным учебным группам на других листах одной электронной книги MS Excel (рис. 1, 2 и 3).
ГУС 51 3 !-? г & | 5 -в 1 -г £ I -Г = — в: в 5 в 1 Ё в ■ 1 1 й 1 1 1 ■в 1 1 1 й 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | I й 3 1 8 1 Б 1 3 1 И 1 I о
03.07.2013 I ГХ £ В с Б А
Опенка 2 2- 3+ 4 5-
С™ма саллс-Б 1100 30 31 61 <¡1 69 36 9!
Набрано (НПЛОЕ. Н5 1№ = жаюсть е 5 Ла5. р»!хяы I 3 4 10 15 15 15
1 0 2(Е|
2 Петров Еа^я 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 10 15 15 20 9; 5П*)
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ] 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 10 15 15 11 М 5<В)
4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 ; 9 12 3 69 4<С)
. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ; 6 6 15 61 ЛВ»
6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 21 51 ОТ)
7 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 6 6 7 31
3 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 6 6 0 30 2(П
9 0 2(Е|
10 Сидорова. Маша 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 10 15 15 19 94 5(В)
Рис.1. Лист электронного журнала для конкретной учебной группы
ГФБ 11 1 (М о Г-] в X (Ч е п в * т е « е * п е V; ч-о гГ е сё т е № е е г-' 1п о '•с V. е г! ё - 1 г, гг >г, о ¥ & чи е !, г— '•г е г 'О о н 'Л в й 1 н Г Г I | л I 3
(М о п г ч-е V". г чг г г— * г в\ г — Я « 1- т. 1- к о 1 (Ч * п ? £ V". £ ■•с £ 1£ » ъ 'Г 1 1 * 1 1 15 л 1. - я
D6.D7.2013 Г К Е В С В А 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 15 50
Оцевка 2 2- 3 3+ 4 5
Сумма 5 л л лов н: 100 <34 34 51 59 67 64 92 100
|1 1032110738 1 1 1 1 1 1 б б 1 1 1 1 1 1 1 - 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 9 43 34 5®)
2 1035112163 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 + 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 12 39 34 5®)
1032110785 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 12 40 34 5(Б)
4 1032121241 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 - 1 1 + 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 41 34 5(Б)
5 1032111567 1 1 1 - 1 - - б - - 1 - 1 1 - 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 9 31 61 Э-(ТО
6 1032121243 1 1 1 - 1 - 1 - - - - - 1 - 4 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 6 20 51 3(1)
7 1032121244 1 - 1 - 1 - 1 1 1 б 1 1 - - - + 1 1 1 1 1 3 12 39 67 4(0
В 1032121246 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - 1 1 - 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 15 44 92
1032114230 1 0 0 1 2<Г>
10 1032112340 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - 1 1 - 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 12 39 34 5(Б)
11 103212124В 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 - - - 1 - - 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 15 31 77 4(С>
11 1032112447 - 1 1 - - 1 - 1 - - - - 1 1 - - 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 12 30 67 4(С)
13 1032111421 6 1 1 1 1 - 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 9 31 71 4(0
14 1032110977 - 1 - - - - 1 1 - - 1 1 - 1 1 - - 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 9 25 59 3-®)
1032110788 0 0 0 ад
16 1032121249 1 1 1 1 1 - 1 - 1 - - 1 1 1 1 ■+ 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 12 41 34 5®)
Рис. 2. Ведомость учебной группы для публикации на сайте по № студбилета
23 июня 2013 г. 20-я неделя (из 20) |
= С £ Группа Студентов Посеш-ть занятий (за 15-ю неделю) Сдано лабо[)-х работ Репетиц тест средний % Экзам тест средний %
1 ГСБ-21 19 74% 99% 59 57
2 ГФБ-21 14 67% 100% 57 64
3 ГНБ 21 10 67% 97% 53 57
4 ГУМ-1 13 73% 95% 58 46
5 ГНМ-1 7 71% 94% 55 50
Рис. 3. Сводная таблица основных показателей всех учебных групп на конкретную дату
При заполнении журнала исходными данными и при работе над его структурой можно использовать операции добавление (удаление) строк и столбцов, автоматического заполнения ячеек, применение разных форматов (числовой, дата, проценты) к данным в ячейках и т.д. Это все ведет к экономии времени и дает возможность уменьшить количество ошибок на этапе ввода данных. На рис. 4 показан пример расчета в процентах посещения и успеваемости на этапах рубежной и промежуточной аттестации.
"о о & г?. Я ■и и £ ¿5 < & Я ■и и £ сс 4 % а- М и Ъ & гЧ г7 е- № | ю у—у с® ь л и 1 1 ¡и 1 о о ж — и и £ < & Я ■и и £ + * 1 -5 & % и £ с. ГН % и "г. с. — и ■Ь = % сп Ж п о о 0 1 о 15" ь л и 1 г 1 £ О О 1—1 £ Щ Й С
1 рубеж Итог
9 в 15 32 так 15 30 15 15 25 т
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2т
9 100 8 15 32 100 15 100 30 15 15 20 95 95 95 5+(А)
9 100 8 15 32 100 15 100 30 15 15 11 86 86 86 5да
9 100 8 9 26 81 15 100 25 9 12 8 69 69 69 4(С)
9 100 6 6 21 66 15 100 19 6 6 15 61 61 61 3+(1»
3 33 3 6 12 38 6 40 12 6 6 21 51 51 51 3<Е)
2 22 2 6 10 31 4 27 8 6 6 7 31 31 31 2+(ГХ)
2 22 2 6 10 31 4 27 8 6 6 6 30 30 30 2т
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2т
9 100 8 15 32 100 15 100 30 15 15 19 94 94 94
Рис. 4. Пример расчета посещения занятий и успеваемости в % на этапах рубежной и промежуточной аттестации
Сделать журнал более наглядным можно, применяя таблицы и рамки, меняя их цвет и границы, выделяя ячейки, строки или столбцы для заливки. Условное форматирование по заданным параметрам условий применительно к конкретным ячейкам электронной таблицы обеспечат в электронном журнале проверку правильности примененных формул и реализацию логических функций. Применяемые функции (математические, статистические и логические) обеспечат выполнение стандартными способами всех необходимых вычислений при обработке исходных данных, при подсчете итоговых баллов и вычислении оценок в электронном журнале (ниже пример записи используемых на практике функций).
=ЕСЛИ(AA4<49;"2(F)"; ЕСЛИ(AA4<74;"2+(FX)"; ЕСЛИ(AA4<87;"3(E)";
ЕСЛИ(AA4<97;"3+(D)"; ЕСЛИ(AA4<121;"4(C)"; ЕСЛИ(AA4<134;"5(B)";
ЕСЛИ(AA4<145;"5+(A)";"?")))))))
=ОКРУГЛВВЕРХ(3,2;0) Округляет с избытком число 3,2 до ближайшего целого (4)
Инструменты создания простых и сводных диаграмм обеспечивают их наглядность и профессиональное оформление. Возможно копирование и вставка электронной таблицы или любой ее части в другой журнал MS Excel, в документ MS Word, в презентацию MS Power Point. Режим специальной вставки обеспечивает возможность переноса диаграммы в MS Word — документы и сохранения ее связи с электронной таблицей в MS Excel.
Пример оформления страницы «Успеваемость» на личной странице преподавателя на учебном портале показан ниже.
1. Посещаемость, выполнение практических работ, итоги рубежных аттестаций, набранные баллы и шкала оценок.
Семестр с 7 февраля по 20 июня 2013 г. (по состоянию на 18.06.2013)
1)ГФБ-11 2)ГУС-31 3)ГУС-32 4)ГУС-33 5)ГУС-34 6)ФЛМ-11
Семестр с 1 сентября 2012 г. по 20 января 2013 г. (Итоги. По состоянию на 18.01.2013)
1)ГСБ-21 2)ГФБ-21 3)ГНБ-21 4)ГУМ-1 5)ГНМ-1 6)ФЯМ-1 7)ФЛМ-1 8)Сетевой университет 9)ГУС-51 10)ГУС-52 11)ГУС-53 12)ГУС-54
2. Условия и критерии выставления оценок. Баллы, набранные студентом по конкретному курсу, указаны ниже по 100-балльной шкале.
Посещаемость занятий оценивается в 15 баллов (по 1 баллу за посещение каждого занятия с 1-й по 15-ю недели семестра).
Первая рубежная аттестация на 9-й неделе семестра (компьютерный тест по первой половине курса) оценивается максимально в 15 баллов по следующей шкале:
0 баллов — за правильное решение от 0 до 50% заданий теста
6 баллов от 51 до 60%
9 баллов от 61 до 70%
12 баллов от 71 до 80%
15 баллов от 81 до 100%
(при повторном тесте дается 6 баллов за любой результат от 51% до 100%).
Практикум (16 лабораторных работ и реферат по заданной теме, проверенный в системе «Антиплагиат») оценивается в 20 баллов (16 — за работы и 4 — за реферат). Срок сдачи — 16-я неделя семестра.
Учебный проект по заданной теме после защиты оценивается максимально в 10 баллов. Срок защиты — 17-я неделя семестра.
Вторая рубежная аттестация на 18-й неделе семестра (компьютерный тест по второй половине курса) оценивается максимально в 15 баллов по шкале, принятой для первой рубежной аттестации.
Аттестационное испытание по курсу (компьютерный тест по теории всего курса) проводится на 19-й неделе семестра и оценивается от 0 до 25 баллов (за правильное решение от 0 до 100% заданий теста). По конкретному курсу тест имеет следующую структуру: 1) «Компьютерные, офисные и интернет-технологии» (задания 1—50), 2) «Информационные технологии в решении прикладных задач» (задания 51—100).
Шкала оценок. Набранная студентом сумма баллов оценивается по следующей шкале, принятой в балльно-рейтинговой системе:
2 3 4 5
Сумма баллов F FX E D C B A
2 2+ 3 3+ 4 5 5+
100 менее 31 31 51 61 69 86 95
Баллы, набранные студентом по 100-балльной шкале, будут умножены на коэффициент 0,72 (1,08; 1,44...) при переходе к сумме баллов, соответствующей 2-м (3-м, 4-м...) кредитам.
***
Многообразие вузовских информационных систем и применяемых вариантов балльно-рейтинговых систем предопределили для большинства преподавателей актуальность задачи выбора варианта, освоения и ведения электронного журнала учета учебных достижений студента. Электронные журналы, разработанные для образовательных учреждений общего образования, в силу своей специфики не нашли широкого применения в вузах.
Эффективность подготовки информации по успеваемости студентов (качество информации, оперативность представления, трудозатраты преподавателя) и работы в среде балльно-рейтинговой системы и работы со страницей «Успеваемость» на сайте учебного портала во многом зависит от варианта используемого преподавателем вуза электронного журнала.
Описанный в статье вариант электронного журнала реализован в MS Excel, прошел многолетнюю апробацию в условиях кредитно-модульной системы обучения в вузе. Такой электронный журнал является современным инструментом организации эффективной практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и широкого внедрения балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде (письмо Министерство науки и образования РФ для образовательных учреждений начального и основного общего образования от 15.02.2012 № АП-147/07).
[2] Общероссийская школьная система электронных дневников и журналов. — URL: http://klassinfo.ru/about
[3] Система электронных журналов. — URL: http://www.ballov.net
[4] Электронные дневники. — URL: http://www.youtube.com/watch?v=ftf11PL2DZQ
[5] Дневник.ру и ЭлЖур (сравнение функций и возможностей). — URL: http://eljur.ru/ dnevmk_ra-i-elzhur---sravnenie-vozmozhnostej-zhumala-i-dnevnika
[6] Электронный журнал Дневник.ру. — URL: http://company.dnevnik.ru/functions/jourml/
[7] Электронный дневник ЭлЖур для родителей и школьников. — URL: http://eljur.ru/ elektronnyi-klassnyi-zhurnal
[8] О самообследовании МГТУ им. Н.Э. Баумана // Отчет 2009 г. — 110 с.
[9] МГИМО (университет) МИД РФ. — URL: http://www.mgimo.ru/files/64440/all-about-reiting_mgimo.doc
[10] Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН (утверждено приказом Ректора от 25.03.2013 № 258).
[11] Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН (утверждено приказом Ректора от 20.06.2013 № 564).
[12] Регламент размещения тьюторами информации о текущей и промежуточной аттестации в информационной системе учета успеваемости студентов (утверждено приказом Ректора от 10.12.12 № 1081).
LITERATURA
[1] Metodicheskie rekomendatsii i edinye minimalnye trebovaniya k sistemam vedeniya zhurnalov uspevaemosti uchaschikhsya v elektronnom vide (pismo Ministerstvo nauki i obrazovaniya RF dlya obrazovatelnykh uchrezhdeniy nachalnogo i osnovnogo obschego obrazovaniya ot 15.02.2012 № AP-147/07).
[2] Obscherossiyskaya shkolnaya sistema elektronnykh dnevnikov i zhurnalov. — URL: http://klassinfo.ru/about
[3] Sistema elektronnykh zhurnalov. — URL: http://www.ballov.net
[4] Elektronnye dnevniki. — URL: http://www.youtube.com/watch?v=ftf11PL2DZQ
[5] Dnevnik.ru i ElZhur (sravnenie funktsiy i vozmozhnostey). — URL: http://eljur.ru/dnevnik_ ru-i-elzhur---sravnenie-vozmozhnostej-zhurnala-i-dnevnika
[6] Elektronnyy zhurnal Dnevnik.ru. — URL: http://company.dnevnik.ru/functions/journal/
[7] Elektronnyy dnevnik ElZhur dlya roditeley i shkolnikov. — URL: http://eljur.ru/elektronnyi-klassnyi-zhurnal
[8] O samoobsledovanii MGTU im. N.E. Baumana // Otchet 2009 g. — 110 s.
[9] MGIMO (universitet) MID RF. — URL: http://www.mgimo.ru/files/64440/all-about-reiting_mgimo.doc
[10] Polozhenie o tekuschem kontrole uspevaemosti i promezhutochnoy attestatsii studentov RUDN (utverzhdeno prikazom Rektora ot 25.03.2013 № 258).
[11] Polozhenie o Ballno-reytingovoy sisteme otsenki kachestva osvoeniya osnovnykh obrazova-telnykh programm RUDN (utverzhdeno prikazom Rektora ot 20.06.2013 № 564).
[12] Reglament razmescheniya tyutorami informatsii o tekuschey i promezhutochnoy attestatsii v informatsionnoy sisteme ucheta uspevaemosti studentov (utverzhdeno prikazom Rektora ot 10.12.12 № 1081).
ELECTRONIC REGISTER OF STUDENT ACADEMIC ACHIEVEMENTS
I.N. Kurinin, V.I. Nardyuzhev, I.V. Nardyuzhev
Chair of computer technologies Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article describes a method of using the electronic register as a tool for the effective organization of the practical work of the teacher in the conditions of informatization of educational process, widespread introduction of credit-modular system of education and continuous assessment of quality of mastering main educational programs by students.
A variant of the electronic register developed by the authors and implemented in MS Excel is proposed.
Key words: student, continuous assessment, evaluation, academic achievements, electronic journal, university teacher, MS Excel.