Научная статья на тему 'Информатизация функционирования компаний как фактор их эффективного развития'

Информатизация функционирования компаний как фактор их эффективного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КОМПАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / DEVELOPMENT / COMPANY / INFORMATION / CORPORATE STRUCTURE / THE NETWORK MODE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушников К. В.

The problems of the development of companies, it is shown that an important factor in the development of enterprises is the computerization process of their operation, and the basic requirements for today’s companies are the result of their information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF THE COMPANY AS A FACTOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT

The problems of the development of companies, it is shown that an important factor in the development of enterprises is the computerization process of their operation, and the basic requirements for today’s companies are the result of their information.

Текст научной работы на тему «Информатизация функционирования компаний как фактор их эффективного развития»

нера, наряду с другими вариантами, в рамках которых клиенты реализуют в ходе отдыха свои культурно-развлекательные таланты или же профессиональные навыки (в частности, интересным вариантом использования клиентов-партнеров туристской фирмой может явиться привлечение на периоды наибольшей посещаемости туристами Республики Абхазии дополнительных специалистов -врачей, переводчиков и т.д. - на условиях полной или частичной оплаты их проживания со стороны туристской фирмы).

Наивысшим по степени интеграции клиентов в инклюзивные бизнес-модели является тип клиентов-соинвесторов. Возможны различные варианты реализации такого типа сотрудничества - от организации туристской фирмы как акционерного общества, участники которого пропорционально количеству акций имеют право на те или иные базовые или расширенные туристские услуги, до точечных вложений клиентов в различные виды туристской инфраструктуры (например, достаточно популярным вариантом такого рода является модель таймшера). Однако анализ вопроса о функционировании клиентов-соинвесторов с учетом экономической и правовой специфики Республики Абхазия требует отдельного самостоятельного исследования.

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие основные выводы: туристский бизнес, являясь клиентоориентированным, в высокой степени зависим от эффективности

методов привлечения новых и удержания старых клиентов. Различные формы ценовой конкуренции приводят, в конечном итоге, к спирали «ценовых войн» и убыткам для бизнеса, что, соответственно, влечет за собой снижение потребительских свойств туристских услуг ввиду неизбежно сопутствующих демпинговой ценовой политике негативных явлений: падению качества сервиса, росту фальсификатов в предлагаемых продуктах, плачевному состоянию инфраструктуры. Выходом из данной ситуации может стать ориентация на долговременную лояльность клиентов в рамках инклюзивных бизнес-стратегий туристских фирм Республики Абхазия, основанных на взаимном признании уникальных культурно-духовных ценностей, разделяемых и фирмой, и ее клиентами - адептами, промоутерами и партнерами.

Литература:

1. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.

2 Электронный ресурс // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0 %B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0 %B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0 %BF%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1 %83.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОР ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Кушников К.В.

Рассматриваются вопросы развития компаний, показано, что важным фактором развития предприятий является информатизация процессов их функционирования, а основные требования к современным компаниям являются следствием их информатизации.

Ключевые слова: развитие, компания, информатизация, корпоративная структура, сетевая модель.

INFORMATIZATION OF THE COMPANY AS A FACTOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT

Kushnikov K.

The problems of the development of companies, it is shown that an important factor in the development of enterprises is the computerization process of their operation, and the basic requirements for today’s companies are the result of their information.

Keywords: development, company, information, corporate structure, the network mode

Положение любой компании может быть охарактеризовано двумя противоположными тенденциями: желанием выжить, сохранить стабильное, устойчивое состояние и желанием развиваться, изменить качественно свое состояние.

Понятие «развитие» относится к наиболее сложным понятиям в социально-экономических исследованиях, наиболее устоявшаяся (принятая) трактовка этого понятия следующая: «Под развитием следует понимать качественное изменение состава, связей (т.е. структуры) и функционирования системы, или, кратко, любое качественное изменение системы» [6]. В равной мере это определение может быть отнесено и к каждой компании. Сложные задачи, стоящие перед ними, во многом могут быть успешно решены за счет совершенствования процессов их функционирования с учетом мировых тенденций и российских особенностей развития предприятий.

В современных условиях многие страны мира находятся на путях перехода от индустриального общества к информационному (постиндустриальному, посткапиталистическому) обществу, базирующемуся на широком использовании информационных и телекоммуникационных (информационно-телекоммуникационных, инфотелекоммуника-ционных) технологий. Становление информационного общества реализует идеи В.И. Вернадского о развитии ноосферы («сферы разума») в ходе эволюции биосферы [1].

В рамках информационного общества изменяется структура экономики, традиционная промышленность, базирующаяся на материальном производстве, вытесняется сферой услуг, в которой на ведущие позиции выходят обработка информации и производство знаний. Основной сферой инвестирования становится человеческий капитал как движущая сила бесконечных по своей природе информационных ресурсов, являющихся неограниченными в отличие от природных ре-

сурсов. Для «нового экономического порядка», складывающегося в информационном обществе, характерна существенная зависимость положения компаний (фирм, предприятий), их устойчивости и конкурентоспособности не столько от материальных ресурсов, сколько от наличия и развитости информационных технологий, наличия средств коммуникации, реализации кооперационных взаимодействий с клиентами и партнерами, наличия информационно-интеллектуальных ресурсов в виде инновационных технологий, профессиональных знаний и умений. Поэтому сегодня, как и всегда, остаются актуальными вопросы повышения эффективности функционирования и развития компаний, создания экономических структур нового информационного общества.

Любая компания представляет собой сложную открытую автономную систему, осуществляющую разнообразное взаимодействие с внешней средой в интересах выполнения своих функций. Взаимодействие компаний строится на основе принципа причинности, согласно которому все формы реальных взаимосвязей в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности [3]. Кроме того, динамика изменения состояния компании во многом может быть объясняется с помощью принципа детерминизма, тесно связанного с принципом причинности. «Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью производит другое явление (следствие)» [7].

Предприятие является основным структурным элементом экономики любой страны. Это самоуправляемая, целостная, имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная для производства потребительных благ - товаров и (или) услуг в конкретной отрас-

ли национальной экономики [4].

Современные предприятия различных форм собственности и отраслей экономики функционируют в условиях высокой динамичности и стохастичности внешней среды. Становление «информационно прозрачного» мирового рынка привело к существенному росту конкуренции между различными странами компаниями, производителями и поставщиками. Любая продукция, интересующая потребителя, перестала быть локальной, она стала доступной в любой точке земного шара.

Все это подтверждает факт о том, что произошли глобальные, необратимые изменения в процессах функционирования предприятий, которые требуют пересмотра многих традиционных основ их развития. Безусловное достоинство процветающих компаний - организационная структура с доминированием устоявшихся вертикальных связей - становится недостатком. Это определяется тем, что жесткая, инерционная организация не позволяет оперативно учитывать изменения требований рынка. Способность предприятия своевременно адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка становится определяющим фактором в бескомпромиссной конкурентной борьбе. Предприятия для обеспечения устойчивого положения в течение достаточно продолжительного времени, вынуждены постоянно развиваться, постоянно перестраивать свою структуру и организацию работ, видоизменять стратегии и тактики своей деятельности и поведения в деловом мире [3]. Произошла смена парадигм, на смену старой парадигме «сначала сохранение, затем развитие» пришла новая парадигма - «сохранение через развитие» [2].

В настоящее время ни одна организация не обладает, как правило, всеми необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, информационными, трудовыми, интеллектуальными) для эффективной реализации основных функций хозяйственной деятельности, кроме того, многие виды деятельности вообще не могут быть осуществлены внутри организации. Это приводит к необходимости принятия стратегических решений о взаимодействии с различными структурами и об изменениях организации, итогом чего является трансформация организации и ее последующее развитие. Изменения организации через трансформацию путем слияний, поглощений и кооперации и др. являются результатом сознательных, запланированных решений как реакция на динамику внешней среды.

Так идет развитие организации по пути создания интегрированных корпоративных структур, ведущих совместную деятельность на основе объединения активов и/или развития договорных отношений. Такими интегрированными структурами являются финансово-промышленные группы, холдинги, концерны, консорциумы, стратегические альянсы, сетевые организации. Во многом они созданы как реакция выбора в условиях ограниченности ресурсов.

В настоящее время широкое распространение получили такие интеграционные образования как сетевые структуры. Базой их создания являются договорные отношения, в том числе и по взаимовыгодному обмену ресурсами. Компания - участник сетевой структуры специализируется на тех направлениях деятельности, в которых она наиболее конкурентоспособна. Остальные направления передаются другим компаниям, входящим в сетевую структуру, которые могут выполнять их наиболее эффективно, например, в рамках аутсорсинговых схем. Такая организация бизнеса дает существенное преимущество в использовании ресурсов, которое достигается за счет оптимального взаимодействия и задействования всех ресурсов участников сетевых структур. Сетевая модель применима как в качестве модели внут-риорганизационного сотрудничества между компаниями-поставщика-ми потенциальных ресурсов, так и между компаниями и группами компаний, имеющими не только «ресурсные» интересы друг к другу.

Учитывая особенности конкретного бизнеса, стратегия развития представляет собой целенаправленный процесс взаимосвязанных изменений элементов деятельности, поддержания их пропорциональности и синхронизации на базе инновационного и маркетингового подходов. Эти подходы, в конечном счете, ориентированы на следящую стратегию опережающего качества [5], которая направлена на повышение качества продукции, часто с опережением требований заказчиков, и на снижение издержек производства при обеспечении соответствующего качества. Данная стратегия развития является результатом анализа и синтеза предметных и функциональных стратегий в рамках их конкретной комбинации для текущего состояния предприятия, что позволяет получить при этом синергетический эффект.

Все современные направления развития компаний прямо или косвенно связаш с информатизацией. Вступление человечества в новую стадию своего развития, называемую «постиндустриальным обще-

ством», «информационным обществом» [12], «новой экономикой», выдвинуло новые требования к компаниям, их проектированию, созданию и функционированию. Это привело к изменению основ деятельности компаний, привело к переходу от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации».

Основой построения и функционирования компаний и их взаимодействия друг с другом становятся интеграционные процессы, при этом традиционные иерархические структуры управления также изменяются, они дополняются многочисленными горизонтальными связями, в результате чего происходит формирование квазииерархичес-ких структур.

Происходит изменение не только самих компаний, которые становятся компаниями «без внутренних перегородок», сетевыми компаниями, но и происходит изменение взаимоотношений и взаимодействий между компаниями за счет расширения кооперационных связей на основе широкой информатизации. Таким образом, реализуется развитие современных компаний в ходе глобализации бизнеса, создания сетевых структур, формирования стратегических альянсов, вызванных во многом информатизацией компаний.

Анализ данных направлений развития компаний позволяет сделать вывод о том, что формирование компаний будущего происходит на основе принципа разнообразия, согласно которому в условиях комплексной информатизации всех процессов управления и функционирования предприятий отказываются от идеи формирования оптимальной структуры организации и переходят к многообразию моделей организации.

Это приводит к необходимости разработки новых организационных структур предприятий, обеспечивающих перестроение и совершенствование бизнес-процессов, организацию оптимального взаимодействия внутри и вне предприятия. На смену классическим предприятиям, строившимся по канонам научной организации труда Ф.В. Тейлора, Г. Форда и А. Файоля, приходят новые структуры организации предприятий, такие как «предприятие мирового класса» или «предприятие класса А» [13], «расширенное» предприятие [9], «горизонтальное» предприятие [10], «фрактальное» предприятие [15], «виртуальное» предприятие [8], «обучающееся» предприятие [8] и, наконец, «интеллектуальное» предприятие [14]. Подобное развитие базируется на неуклонном переходе к распределенным моделям компаний, что, в свою очередь, предполагает проведение широкой информатизации всех процессов их функционирования, превращая ее (информатизацию) в значимый фактор организационного развития.

Литература:

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.

2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. - М.: ФИН-ПРЕСС, 2000.

3. Дрогобыцкая К.С. Организационный дизайн в информационном обществе. - М.: Экономика, 2009.

4. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Савенков Д.Л. Методология разработки и реализации стратегии развития коммерческой организации. - Самара: Изд-во Самарского аэрокосмического университета, 2007.

6. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. - М: Дело, 1999.

7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

8. Bennett J.K., O’Brien M.J. The building blocks of the learning organization// Training. - 1994, June. - P.41-49.

9. Blanning R.W., King D.R., Marsden J.R., Seror A.C. Intelligent models of human organizations // Journal of Organizational Computing. -1992. - Vol. 2. - № 2. - P. 123-130.

10. Brilman J. L’entreprisereinventee. - Paris: Les Editions d’ Organisation, 1996.

11. Davidow W., Malone M. The virtual corporation: structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. - N.Y.: Harper Business,

1992.

12. Drucker P.F. Post-capitalist society. - N.Y.: Harper Business, 1993.

13. Kanter R. World class: Thriving locally in the global economy. -N.Y.: Simon and Schuster, 1995.

14. Lee M.H. The knowledge-based factory// Artificial Intelligence in Engineering. - 1993. - Vol.8. - P. 109-125.

15. Warnecke H.-J. The fractal company. - Berlin: Springer Verlag,

1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.