XI. А. Лесников
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Расслттриваются нормативные правовые акты как декларативного характера, так и направленные на практическую реализацию поставленных задач, подчеркивающие значимость развития тформащонно-коммуника-ционных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Анализируется уровень информатизации федеральных органов исполнительной власти, наличие объективных предпосылок для модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р1, в качестве основных мероприятий по проведению административной реформы провозглашается, в частности, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
В наше время невозможно представить себе успешную деятельность в любой сфере без развитой системы информационных сетей, их активного использования. Информатизация на деле доказала свои возможности в сферах расширения производства и обеспечения роста благосостояния общества, при решении социальных задач.
Как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества,2 информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда. .
Информация становится одним из стратегических ресурсов государства, а доступ к ней — одним из основных факторов его социально-экономического развития. Важнейшей задачей каждого государства является формирование и развитие информационной инфраструктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Решение этих задач становится сегодня необходимым условием устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в мировую экономику.
В связи с чем становится понятным приоритетное значение мероприятий, направленных на модернизацию системы информационного обеспечения органов исполнительной власти. К тому же, по расчетам специалистов, это позволит добиться огромного экономического эффекта. Так, в Норвегии суммарное годовое снижение издержек при внедрении электронного документооборота оценивается почти в один миллиард долларов США.
При этом не следует забывать и об информационной безопасности, В Концепции национальной безопасности Российской Федерации3 укрепление информационной безопасности названо в числе важнейших долгосрочных задач России. Роль
информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики.
В 2000 г. Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина)4,
Федеральные органы исполнительной власти, как это предусмотрено в Доктрине, являются одним из основных элементов организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В их задачи входит обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разработка нормативных правовых актов в этой области и представление их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации (п. 7 раздела 1П). .
При этом Доктрина среди источников угроз информационной безопасности называет отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и других органов и сфер деятельности (п. 3 раздела I).
К сожалению, с момента утверждения Доктрины мало что изменилось. Во всем мире государство является одним из крупнейших заказчиков ГГ-отрасли. Так это происходит и в России, однако далеко не все министерства и ведомства могут похвастаться действительно работающими решениями. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман в качестве одних из наиболее успешных назвал проекты информатизации Федеральной таможенной службы России (далее—ФТС России). В связи с чем практический опыт ФТС России должен стать одним из надежных блоков в основании системы развития информационных технологий в нашей стране. Тем более что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002—2010 годы)”» для достижения целей Программы необходимо сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций5.
В Окинавской хартии глобального информационного общества говорится о том, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Задачу реализации четко обозначенной политики в данной сфере и создание нормативной базы, необходимой для информационного общества, должны взять на себя правительства государств. Необходимость правового подхода к проблемам информационной безопасности очевидна. Многие положения, регулирующие отдельные стороны этой сферы, реализованы в принятых нормативных правовых актах Российской Федерации: законах Российской Федерации «Об авторском праве и смежных пра-
вах», «О безопасности», федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности»^ других.
Так, именно благодаря законодательному закреплению электронно-цифровой подписи** перед участниками информационных правоотношений открываются большие возможности. К таким участникам можно отнести как государственные органы и их отдельные ведомства, так и юридические и физические лица. И хотя в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г, № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» владельцем сертификата ключа подписи может быть только физическое лицо, однако, основываясь на буквальном прочтении формулировок Закона, а также ст. 209 ГК РФ, можно утверждать, что собственником закрытого ключа электронной цифровой подписи (далее—ЭЦП), как определенного программного средства, может быть не только владелец сертификата ключа подписи, но и третьи лица: физические и юридические. Да и сам владелец сертификата ключа подписи может являться государственным служащим какого-либо ведомства, в котором применяется электронный документооборот, в этом случае использование ЭЦП необходимо в целях исполнения его должностных обязанностей. Хотя данный нормативный акт и является одним из основных элементов информатизации федеральных органов исполнительной власти, однако о полном переходе на электронный документооборот не может быть и речи в ближайшие несколько лет.
Между тем применение ЭЦП возможно в различных сферах деятельности граждан, коммерческих и государственных организаций, в случаях, когда при передаче электронного документа необходимо обеспечить его защиту от подделки и идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
С помощью ЭЦП возможно заключать сделки, представлять отчетную информацию в государственные органы, осуществлять электронный документооборот, применение ЭЦП позволит повысить скорость передачи данных.
На практике ЭЦП использовалась еще до принятия Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Как правило, ЭЦП применялась на основании специального соглашения участников информационного обмена, например в корпоративных банковских информационных системах, так, Центральным банком РФ изданы нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок использования ЭЦП в отношениях между коммерческими банками. Попытки начать использование ЭЦП предпринимались Пенсионным фондом России. Федеральная налоговая служба РФ активно использует преимущества ЭЦП.
ФТС России наряду с таможенными службами развитых государств с 2002 г. использует ЭЦП, ее применение позволило перейти к электронному декларированию товаров и транспортных средств, В настоящее время система электронного декларирования внедрена практически во всех региональных таможенных управлениях. .
Одной из самых современных и эффективно действующих таможенных служб в Европе является Шведская таможенная служба, об этом свидетельствует тот факт,
что в этой стране 2200 человек ежегодно оформляют 5 500000 деклараций, в нашей стране показатели соответственно составляют 68 000 должностных лиц и 2 200 000 деклараций. ,
Такие показатели достигнуты благодаря развитию информационных технологий. В Швеции более 90% таможенных деклараций представляется в электронном виде (из них 70% обрабатывается автоматически).
Внедрение в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования» которая является реализацией одного из основных положений Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, нашло свой отклик в новом Таможенном кодексе РФ в форме легализации хождения электронного вида документов
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2004 г. № 1244-р, определяет, что важными приоритетами в использовании информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности являются внедрение комплексной системы управления рисками и развитие электронного декларирования.
Внедрение электронной- формы декларирования — неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (20022010 годы)», реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне. Указанная программа предусматривает также осуществление электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при представлении таможенной декларации, реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма ЭПЦ.
Эти направления деятельности нашли свое отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2002-2008 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования, наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками являются приоритетными задачами таможенных органов.
Использование электронного декларирования товаров и транспортных средств показало свою жизнеспособность и позволяет перейти на качественно новый уровень таможенного оформления, ввести безбумажную технологию, ускорить процесс прохождения таможенных процедур.
Электронная форма декларирования ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявленных в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.
Так, внедрение электронной формы декларирования привело к ускорению процесса таможенного оформления и сокращению влияния субъективного фактора при проведении таможенных операций. На основании чего можно с уверенностью говорить, что ФТС России успешно реализует принцип информатизации федераль-
Дальнейшее развитие информатизации зависит от того, насколько быстро будет внедряться электронный документооборот в Российской Федерации между органами государственной власти» организациями и физическими лицами, а также от эффективности выполнения мероприятий в данной области, предусмотренных Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Примечания
1 Собрание законодательства РФ. 2005, №46. Ст. 4720.
2 Окинавская хартия глобального информационного общества// Дипломат, веста. 2000. № 8. С. 51-56.
3 Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 1300 //Рос. вести. 1997.25 дек.
4 Доктрина информационной безопасности (утв. Президентом РФ 9 сент, 2000 № Пр-1895) // Рос. газ. 2000.28 сент.
5 Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002-2010 годы)”» от 28 января 2002 г. № 65 // Собр. законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 531.
6 Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ
// Собр. законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 127. ,