Научная статья на тему 'Межведомственное информационное взаимодействиеэлемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов'

Межведомственное информационное взаимодействиеэлемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4479
2246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТАМОЖНЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / INTER-AGENCY ELECTRONIC INTERACTION / CUSTOMS / CUSTOMS INFORMATION TECHNOLOGIES / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бормотова Е. Г.

В статье рассмотрены вопросы организации межведомственного информационного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, направленного на совершенствование таможенного контроля за счет автоматизации процессов принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION ELEMENT TO IMPROVE THE ORGANIZATION AND EFFICIENCY OF CUSTOMS OPERATIONS

The article deals with the problem of organizing information interaction between the Federal Customs Service, Russia and Federal bodies of executive power. It is aimed at perfecting customs control by the automated process of making decisions.

Текст научной работы на тему «Межведомственное информационное взаимодействиеэлемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов»

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ-ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Бормотова Е.Г., Начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий

Федеральной таможенной службы, полковник таможенной службы

В статье рассмотрены вопросы организации межведомственного информационного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, направленного на совершенствование таможенного контроля за счет автоматизации процессов принятия решений.

Ключевые слова: межведомственное электронное взаимодействие, таможня, информационные таможенные технологии, таможенный контроль.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION ELEMENT TO IMPROVE THE ORGANIZATION AND EFFICIENCY OF CUSTOMS OPERATIONS

Bormotova E., Chief of Information Technology of Customs General Administration of Information Technology of the Federal Customs

Service, Customs Colonel

The article deals with the problem of organizing information interaction between the Federal Customs Service, Russia and Federal bodies of executive power. It is aimed at perfecting customs control by the automated process.of making decisions.

Keywords:inter-agency electronic interaction;customs;customs information technologies; customs control.

Организация межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы с федеральными органами исполнительной власти (далее ФОИВ) осуществляется по нескольким ключевым направлениям, связанным срешениями задач, закрепленных законодательством Российской Федерации за государственными органами исполнительной власти.

Для целей обеспечения деятельности ФТС России организовано межведомственное информационное взаимодействие с заинтересованными ФОИВ по следующим трем основным направлениям:

информационный обмен с ФОИВ, осуществляемый в рамках соглашений об информационном взаимодействии[1];

информационный обмен с ФОИВ в целях реализации федерального закона от 27.08.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[2];

информационный обмен с ФОИВ в целях реализации контрольных функций, осуществляемых таможенными органами [3].

Проведенный анализ позволяет сформировать следующую картину текущего состояния межведомственного взаимодействия ФТС России с ФОИВ.

I. Информационный обмен с ФОИВ, осуществляемый в рамках соглашений об информационном взаимодействии

В настоящее время ФТС России подписано 32 соглашения с ФОИВ и другими ведомствами (Банк России, Федеральное Казначейство и др.) Из них только главным образом с 18 министерствами и ведомствами (Минтранс России, Росрыболовство, ФНС России, Росфинмониторинг, Минсельхоз России, Росстат, ФАС России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ростехрегулирование, Роспатент, Минздрав-соцразвития России, ФСТЭК, Банк России, Федеральное Казначейство) организован непосредственный обмен информацией.С некоторыми ведомствами ведутся работы по согласованию технических условий информационного взаимодействия для дальнейшей практической реализации обмена в соответствии с заключенными соглашениями. Наиболее активный информационный обмен ФТС России осуществляет с ФНС России, Минпромторгом России, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, Ростехрегулирование, а также с Банком России и Федеральным Казначейством.

Межведомственный информационный обмен осуществляется различными способами:

в электронном виде с использованием выделенных каналов связи (в основном защищенных);

в электронном виде с использованием электронной почты; в электронном виде с использованием магнитных носителей информации.

Как правило, информационный обмен осуществляется на федеральном уровне через Центральное информационно-техническое

таможенное управление (ЦИТТУ). При этом информация,получае-мая от ФОИВ, загружается в ведомственный информационный ресурс - в базу данных «Обмен ведомств». В дальнейшем в соответствии с установленным порядком к этой базе данных может быть организован доступ таможенных органов в рамках их компетенции. В соответствии с межведомственными соглашениями применяется также непосредственное информационное взаимодействие структурных подразделений ФТС России с ФОИВ в электронном виде с использованием автоматизированных рабочих мест, электронной почты и передачи информации на магнитных носителях.

В связи с высокой актуальностью и значимостью информационного взаимодействия между ФТС России и ФНС России по этому направлению информационного обмена автором проведен отдельный анализ.

Информационное взаимодействие ФТС России с ФНС России

Автоматизированное информационное взаимодействие налоговой и таможенной служб на федеральном уровне имеет более чем 10-летнюю историю. Фактически интенсивный информационный обмен был начат в 2000-м году на основе подписанной в это время версии соответствующего Соглашения между двумя ведомствами. Соглашение и технические условия между ФТС России и ФНС России постоянно актуализируются.

Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы регламентирован обмен информацией для целей контроля соблюдения налогового и таможенного законодательства. В соответствии с этим Соглашением, таможенные органы (ЦИТТУ) передают на регламентной основе сведения из Центральной базы данных об оформленных таможенных декларациях, а также сведения о факте вывоза товаров по конкретным декларациям на товары.

Информация, предоставляется Федеральной таможенной службой Федеральную налоговую службу, как на плановой основе, так и оперативно территориальными подразделениями таможенных органов. В основном на центральном уровне передаетсяинформа-ция из базы данных деклараций на товары;данные таможенных приходных ордеров и паспортов сделок; данные о поступлении денежных средств на счета участников ВЭД и о задолженностях по обязательным платежам.Значительный объем представляютсведе-ния о количестве и дате фактически вывезенных в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации через границу с государством -участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, поступившие от таможенных органов данного государства - участника Таможенного союза.

В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 330«0 Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза» [4], предусмотрена

возможность подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, как в бумажном виде, так и с использованием информационной системы таможенного органа государства-члена Таможенного союза.Для обеспечения этих возможностей ФТС России совместно с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан разработана и утверждена Технология обмена информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза о подтверждении фактического вывоза товаров через внешние границы Таможенного союза. Таким образом, ФТС России стремиться обеспечить сбор информации о подтверждении фактического вывоза товаров не только из России, но и из Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В целях автоматизации этих процессов ФТС России организована необходимая доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов по подтверждению фактического вывоза товаров, что позволит существенно сократить бумажный документооборот между таможенными органами по подтверждению фактического вывоза товаров и повысить эффективность их деятельности.

В целях совершенствования механизма межведомственного информационного взаимодействия между таможенными,налоговы-мии другими государственными органами необходимо:

обеспечить решение ряда организационно-методологических проблем, сопутствующих организации информационного обмена юридически значимыми документами между ФОИВ;

обеспечить использование современных средств идентификации участников взаимодействия, а также электронной подписи;

внести изменения в Налоговый кодекс Российской федерации в части исключения необходимости представления налогоплательщиком бумажного экземпляра декларации на товары с отметками таможенных органов.

Следует также отметить, что по данному направлению межведомственного информационного взаимодействия на основе двусторонних соглашений ФТС России выполняет все основные обязательства по предоставлению информации ФОИВ, предусмотренные соглашениями об информационном обмене. Тем не менее, по данному направлению выявлены следующие проблемные вопросы.

1. Низкая степень унификации форматов, способов и регламентов обмена информацией с ФОИВ, также связанная с недостаточным уровнем развития информационных систем отдельных ФОИВ.

2. Неготовность ФОИВ представлять ФТС России необходимую информацию с требуемой степенью актуальности, связанная с недостаточным уровнем развития информационных систем отдельных ФОИВ.

3. Длительные сроки согласования с ФОИВ технических условий информационного взаимодействия для реализации соглашений об информационном обмене.

II. Информационный обмен с ФОИВ в целях реализации федерального закона от 27.08.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

В соответствии с утвержденным перечнем ФТС России оказывает 15 государственных услуг. Информация о данных государственных услугах размещена в Сводном реестре государственных услуг. Из них 10 следующих государственных услуг требуют межведомственного взаимодействия, когда ФТС России выступает потребителем информации:

1. Ведение реестра таможенных перевозчиков.

2. Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. Ведение реестра владельцев складов временного хранения.

4. Ведение реестра таможенных представителей.

5. Ведение реестра владельцев таможенных складов.

6. Ведение реестра уполномоченных экономических операторов.

7. Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

8. Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли.

9. Осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными

договорами государств-членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

10. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Для информационного обеспечения вышеперечисленных государственных услуг разработаны, согласованы с поставщиками информации и одобрены Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг технологические карты межведомственного взаимодействия (далее - ТКМВ).В ЦИТТУ развернут программнотехнический комплекс ведомственного сегмента единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) для организации защищенной передачи данных «ЕАИС таможенных органов - СМЭВ» и проведены работы по его настройке.

В свою очередь ФТС России является поставщиком информации для оказания государственных услуг МВД России, Пенсионного фонда Российской Федерации, МЧС России, Минкультуры России и Росприроднадзора. В целях представления необходимой информации для государственных услуг указанных ведомств ФТС России были разработаны, зарегистрированы и протестированы WEB-сервисы.

III. Информационный обмен с ФОИВ в целях реализации контрольных функций, осуществляемых таможенными органами.

Ряд проблемных вопросов межведомственного взаимодействия связан с реализацией государственныхконтрольныхфункций по проведении таможенного контроля и проверки сведений, заявленных участниками ВЭД при таможенном декларировании. Для организации контроля и повышении эффективности реализации функций таможенным органам ФТС России необходимы как базовые (ФНС России и Росреестр), так и «специальные ведомственные» информационные ресурсы от 27 ФОИВ, среди них: Росавиация; Ространснад-зор; МВД России; Федеральная служба по финансовым рынкам; Роспатент; Росздравнадзор; Росстандарт; Минздравсоцразрития России; Минпромторг России; Минэнерго России; - Роскомнадзор; Минтранс России; Роспечать; Минкультуры России. В ходе анализатакже было установлено, что необходимая таможенным органам информация содержится в более чем 40 различных разрешительных документах, выдаваемых упомянутыми ведомствами.

С принятием в конце 2010 года Федерального закона от 28 декабря 2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»[5] у таможенных органов возникла потребность в организации информационного взаимодействия с Ространснадзором,Росавтодором, Россель-зознадзором и Роспотребнадзором. Информация от данных ведомств требуется таможенным органами для осуществления транспортного (в полном объеме), а также документального санитарнокарантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля.

При реализации этого Федерального закона, по мнению автора, особое внимание необходимо уделить мероприятиям, обеспечивающим внедрение современных информационных технологий и автоматизацию функции государственного контроля в пунктах пропуска и как следствие повышение эффективности работы таможенных органов.

Исходя из сложившейся практики реализации Федерального закона, автором выделены следующие проблемные вопросы, требующие решения:

- таможенный инспектор при осуществлении транспортного,-санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля использует несколько программных средств, принадлежащих обозначенным ведомствам;

- в каждом программном средствеинформация необходимая для соответствующего вида контроля вводится таможенным инспектором вручную и зачастую дублируется;

- невозможно обеспечить автоматический мониторинг и фиксирование сроков проведения по каждому виду государственного контроля;

- невозможно обеспечитьрешениеразличных аналитических и статистических задач;

- работа таможенных органов зависит от поддержания в работоспособном состоянии программных средств перечисленных ведомств.

Таким образом, проведенный автором анализ позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования механизма межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности реализации функций, стоящих перед таможенными органами. При этом в целях решения перечисленных вопросов необходимо сформировать концептуальные принципы межведомственного взаимодействия, реализация которых кардинальным образом изменит сложившуюся ситуацию, и обеспечит комплексное решение стоящих перед таможенными органами задач по совершенствованию таможенного администрирования.

Литература:

1. Приказ ФТС России от 7 сентября 2012 № 1790 «Об утверждении Единого реестра соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями»

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» //http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html.

3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-Ф3 «О

таможенном регулировании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года, Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года) http://customs.ru/images/stories/ site_content/files/federalnyy_zakon_ ot_27_11_2010_п_311-£2___o_tamozhennom_regul.rtf

4. Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня2010 № 330«О Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза» http://www.tsouz.ru/KTS/ KTS17/Pages/R_330.aspx.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О передаче полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» //http://www.rg.ru/2010/12/30/tamojnya-dok.html.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Зыбина Е.В., Заместитель начальника отдела организации автоматизированной технологии контроля Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы

Использование в технологии валютного контроля потоков информации между таможенными органами и уполномоченными банками позволит эффективно выявлять нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В статье автор предлагает новые технологии валютного контроля. Реализация предлагаемых автором мероприятий поднимет автоматизированную технологию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами во взаимодействии с уполномоченными банками, на качественно новый уровень с одновременным упрощением таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенные органы, валютные операции, валютное законодательство Российской Федерации, совершенствование технологий валютного контроля, автоматизация технологий контроля, паспорт сделки, ведомость банковского контроля, декларация на товары.

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGIES CURRENCY CONTROL

Zybina E., Deputy chief of Department of automated technology control Department of trading restrictions, currency and export control,

Federal customs service

Abstract: the technology of currency control of the flow of information between customs authorities and authorized banks will allow you to effectively detect violations of currency legislation of the Russian Federation and acts issued by currency regulation authorities. In the article the author offers new technologies currency control. Implementation of the proposed author of the events will raise the automated technology of the currency control exercised by customs authorities in cooperation with the authorized banks, on a qualitatively new level while simplifying the customs administration.

Keywords: customs, currency transactions, currency legislation of the Russian Federation, improvement of technologies of currency control, automation, control technology, transaction passport, statement of Bank control, Declaration of goods.

Автоматизированная технология валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, с самого начала своего создания (1994 год), в том числе, после ее адаптации кардинально изменившемуся в середине 2004 года валютному законодательству, основана на использовании электронных документов: паспорт сделки, таможенная декларация, ведомость банковского контроля.

В связи с развитием электронного декларирования, внедрения автоматического выпуска товаров в рамках процессов либерализации таможенного администрирования в течение двух последний лет ФТС России решались задачи повышения эффективности автоматизированного сопоставления таможенной и банковской информации с переходом на электронный документооборот при осуществлении валютного контроля, окончательного исключения участника внешнеэкономической деятельности из информационного взаимодействия между ФТС России и уполномоченными банками.

Совершенствование управленческо-методических аспектов осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля целесообразно развивать по направлению технологии формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования (далее - Технология).

Целью такой Технологии должно стать выявление сведений, содержащих признаки невыполнения резидентами обязанности по зачислению на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезидентам товары, и по

возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары, с использованием штатных программных средств.

Штатные программные средства, используемые для формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - данные о нарушениях), представляют собой единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операций по сбору, обработке, передаче и загрузке электронных учетных документов валютного контроля в региональные базы данных валютного контроля (РБД ВК) и в центральную базу данных валютного контроля (ЦБД ВК), а также осуществляющих форматно-логический контроль при проведении всех операций документального контроля, и включает в себя следующие штатные программные средства.

Для эффективной реализации Технологии целесообразно использовать информационные ресурсы:

1) электронные копии ведомостей банковского контроля (ВБК) и паспортов сделок (ПС), получаемые ФТС России от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г.;

2) электронные копии учетных документов валютного контроля, содержащие результаты проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) актов валютно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.