3. Резервирование средств. Резервирование для отечественных предприятий в настоящее время представляется весьма эффективной альтернативой процесса страхования.
Процесс резервирования средств можно условно разделите на две группы:
- резервирование денежных средств. Это можно также «осуществить с помощью увеличения резервного капитала путем отчисления средств из нераспределенной прибыли и открытием в управленческом учете субсчета к счету 82 «Резервный капитал» - «Резерв на покрытие потерь от неоправданных затрат на качество выпускаемой продукции» [8, с. 23];
- резервирование технических средств производства (или других видов имущества). Основой при обеспечении ритмичности, экономичности и высокой производительности может служить «подбор оптимального количества резервных машин и состава ремонтного звена» [1, с. 316].
Таким образом, выбор наиболее эффективной схемы страхования для российских предприятий представляет собой весьма сложную задачу. При выборе метода резервирования принцип экономичности приобретает еще большее значение.
В заключении можно отметить, что многие российские компании, выросшие из традиционных советских заводов, продолжают пытаться улучшить деятельность существующих организационных структур, которые никогда раньше не были ориентированы на удовлетворение клиента. При этом часто используют модели, как правило, не предназначенные для целей улучшения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев Р.Ю. Предпосылки применения метода резервирования технических средств в мелиоративном строительстве // Естественные и технические науки. 2006. № 1.
2. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2007.
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие. М.: Оме-га-Л, 2005.
4. Маренков Н.Л., Мельников В.П. Управление современной фирмой при интеграции с рынком. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
5. Некипелов А.Д. Популярная экономическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
6. Нестеров В.Н. Анализ издержек в инновационном развитии организации: Монография. Казань: Изд-во КФЭИ, 2001.
7. Никитенко Б.Н. Формирование системы информационных потоков на основе управленческих учётных регистров при переходе на МСФО // Управленческий учёт. 2006. № 4.
8. Попова Т.Д., Ребедаев А.Н. Учёт, анализ и аудит затрат на качество продукции предприятий промышленности: Монография / Институт открытого образования. Ростов н/Д.: Логос, 2005.
9. Рубин А. Методология анализа риска // Стандарты и качество. 2006. № 4.
10. Шуремов Е.Л., Чистяков Д.В., Лямова Г.В. Информационные системы управления предприятиями. М.: Бухгалтерский учёт, 2006 (Библиотека журнала «Бухгалтерский учёт»).
ЭЛОВА Г.В.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В АСПЕКТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ ТАМОЖЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, их модернизация остаются важнейшими задачами развития сферы таможенных услуг на бли-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
жайшую перспективу. Обеспечивая взаимодействие всех структур таможенной системы, мобильность, оперативность, гласность, обоснованность принимаемых решений и соответствующих действий, информационные технологии существенное повышают качество таможенных услуг.
Являясь инновационным элементом процесса таможенного обслуживания, информатизация требует концептуального обоснования, определения основных направлений, выработки стратегического подхода, ориентированного на реализацию структурной политики форм информатизации, их экономического развития и организационного построения, создания информационной инфраструктуры. [1, с. 106.]
В настоящее время все российские таможенные органы объединены единой автоматизированной информационной системой. Налажено их информационное взаимодействие с банковской системой, другими контролирующими и правоохранительными органами. На таможенных постах активно внедряется такая прогрессивная таможенная технология, как электронное декларирование товаров, в том числе при таможенном оформлении нефтепродуктов, и в качестве эксперимента - для поштучного электронного учета экспорта древесины. Применение данной технологии создает необходимые предпосылки для перехода к полному электронному документообороту.
Информатизация сферы таможенных услуг, направлена на:
1. Упрощение процесса представления таможенной декларации и необходимых для декларирования документов;
2. Снижение временных затрат, связанных с периодом нахождения товара в процессе таможенного оформления (временное хранение до выпуска на таможенной территории РФ, нахождение в зоне таможенного контроля до убытия за пределы РФ);
3. Сведение к минимуму необходимости непосредственного контакта декларанта или таможенного брокера с должностным лицом таможенного органа.
На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к решению проблем информационного обеспечения таможенной деятельности, существующие системы либо выполняют функции информационного листка для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), либо почтового ящика для сдачи электронных таможенных деклараций. Назрела необходимость проведения комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей совершенствование нормативно-законодательной базы, рабочих процессов и информационных технологий. [3, с. 56.]
Рассматривая проблематику информатизации сферы таможенных услуг, чаще всего рассматривают только вопросы электронного декларирования, хотя, данная проблема требует более глубокой разработки. Введение системы электронного таможенного декларирования, несомненно, значительно уменьшает продолжительность таможенного оформления. Однако, хотелось бы отметить, что это не единственная задача, которую следует решить в области информационного обеспечения таможенных услуг.
В ходе анализа основных параметров оценки качества таможенных услуг, были проведены исследования среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Было опрошено 390 представителей фирм-участниц ВЭД, проходивших процедуру таможенного оформления на таможенных постах Южного таможенного управления в 2006 г., что составило 5,1% от общего числа фирм производивших таможенную очистку в регионе в течение этого периода. Респондентам было предложено оценить основные недостатки таможенного сервиса и расположить их по мере значимости. Результаты опроса показали, что большинство участников внешнеэкономической деятельности (31%) негативно оценивали уровень информационного обеспечения таможенной деятельности, данный фактор стоит на первом месте. Также порицание у декларантов вызывает работа сотрудников таможенных органов, которые, по их мнению, искусственно накаляют обстановку, затягивают с оформлением документов (29%).
Одной из основных причин задержек таможенного контроля является отсутствие дополнительных документов, получение которых в основном зависит от сторонних организаций, про-
водящих лабораторный анализ и подтверждающих качественный состав товара, это подтверждается тем, что 17% респондентов жаловались на низкий уровень взаимодействия таможен, околотаможенных структур и других организаций, участвующих в процессе таможенной очистки груза. Также частой причиной задержки таможенного оформления является плохая информированность участников ВЭД о прибытии товара. Большой проблемой является высокий уровень коррупции среди таможенных служащих, на, что указали 13% опрошенных.
Одним из механизмов решения вышеперечисленных проблем может стать введение всероссийской информационной системы «Таможня», которая могла бы как обслуживать процесс электронного декларирования, так и обеспечивать информационную поддержку участников внешнеэкономической деятельности.
Информационная система «Таможня» должна представлять собой комплекс сложных программных систем, разработанных исходя из принципов масштабируемости, открытости, модульности.
Основными задачами внедрения информационной системы «Таможня» являются создание:
- информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить принцип открытости в деятельности таможенных органов;
- условий для оперативного обмена информацией и внедрения электронного документооборота на всех уровнях таможенной системы;
- электронной системы закупок для нужд таможенных органов;
- механизма, обеспечивающего сбор, систематизацию и хранение информации, обеспечение доступа к ней;
- единого информационного пространства;
- подсистем для каждого регионального таможенного управления, таможенного поста;
- интерактивного ШеЬ-портала;
- системы надежной защиты информации на основе использования самых современных разработок;
- системы сбора, транспортировки и хранения информации;
- электронной системы проведения совещаний, заседаний, конференций;
- инфраструктуры обеспечения равного доступа участников ВЭД к ресурсам информационной системы.
Анализ информационных систем, обслуживающих потребности участников сферы таможенных услуг, информатизации таможенной системы показал, что эти информационные системы чаще всего представляют собой Интернет-порталы таможни, содержащие информацию о деятельности таможенных органов. При этом, уровень развития современных информационных технологий в среде Интернет позволяет построить информационную систему с более высокими функциональными возможностями. Предложенная концепция интерактивной информационной системы «Таможня», призвана удовлетворять потребности всех участников сферы таможенных услуг в области информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности. Данная система, созданная на принципе модульности, должна содержать модули для: руководства таможенных органов, региональных таможенных управлений, таможен, всех таможенных постов, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, участников внешнеэкономической деятельности.
При этом информационная система «Таможня» должна состоять из двух серверных частей: открытый портал и закрытый портал.
Открытый портал должен быть доступен для всех желающих и не требовать авторизации. Закрытый портал предусмотрен только для служебного пользования, для доступа в который требуется авторизация пользователя. В этом проекте для авторизации можно использовать не только логин и пароль, но и электронную цифровую подпись. Это обеспечивает высокую степень защиты информации.[2, с. 96.] Основные разделы информационной системы, ее участники и взаимосвязи представлены на рисунке 1.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Информационная система «Таможня»
участники разделы и подсистемы участники
Таможенные Электронное V ФТС России
брокеры декларирование V
Информационный центр Региональные
Участники ВЭД ► Виртуальные приемные -к таможенные
Система оценки / управления
деятельности сотрудников
Государственные таможен и Таможенные
органы ► Электронные совещания посты
Рис. 1. Разделы и участники информационной системы «Таможня».
Закрытый портал информационной системы «Таможня» должен обеспечивать взаимодействие между уровнями таможенной системы, то есть включать в себя интерактивные сайты Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений и таможенных постов. Встроенная система электронного документооборота, с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП), должна обеспечить более оперативное взаимодействие и эффективный текущий контроль деятельности таможенных органов. Доступ к информационным ресурсам закрытого портала информационной системы «Таможня» необходимо разрешить только сотрудникам таможни с использованием в качестве логина закрытого ключа ЭЦП.
Внешний портал, следует разделить также на несколько подсистем. Подсистемы «Таможенный брокер», «Таможенный перевозчик», «Склад временного хранения», «Таможенный склад» представляют собой интерактивные порталы соответствующих участников рынка «околотаможенных» услуг. На сегодняшний день многие участники рынка «околотаможен-ных» услуг имеют свои сайты в Интернете, но зачастую они содержат только статичную информацию, обладают слабыми функциональными возможностями и не удовлетворяют всех потребностей участников ВЭД. Объединение информации обо всех «околотаможенных» организациях в рамках одного портала повысит уровень конкурентоспособности на рынке «околотаможенных» услуг, улучшит функциональные возможности сайтов соответствующих организаций региона, позволит оперативно обновлять текущую нормативную базу.
Внешний портал должен включать в себя весь спектр информации о порядке таможенного оформления, нормативные документы, аналитические статьи и т.д. Это повысит уровень информированности участников ВЭД.
Также в рамках внешнего портала информационной системы «Таможня» целесообразно предусмотреть раздел, обладающий всеми функциональными возможностями для оформления грузовой таможенной декларации в электронном виде. Информационные процессы в подсистеме «Электронное декларирование» должны быть связаны с взаимодействием следующих ее подсистем:
1. Подсистема администрирования и учета;
2. Подсистема предварительных операций;
3. Подсистема основного оформления;
4. Подсистема финансового учета;
5. Подсистема электронного обмена. [1, с. 110.]
Преимуществом предлагаемой к внедрению информационной системы должно стать наличие виртуальной приемной - интерактивной личной страницы сотрудника таможни. Декларант может, с ее помощью, задать уточняющие вопросы в случае возврата декларации, проконсультироваться о возможных вариантах решения вопроса. Виртуальная приемная также может стать эффективным инструментом борьбы с коррупцией в таможне, так, в случае необходимости, декларант сможет напрямую обратиться к руководству таможенного поста и сообщить о фактах нарушения законодательства руководству Регионального таможенного
управления. При этом то, что заявление подписывается электронной цифровой подписью, должно способствовать предотвращению фактов хулиганства, анонимной клеветы.
В рамках проекта внедрения информационной системы «Таможня» необходимо предусмотреть создание Web-портала или Web-страницы каждому структурному подразделению региональных таможенных управлений и каждому коммерческому предприятию предоставляющему «околотаможенные» услуги. Кроме того, создание Web-страницы предусмотрено каждому служащему, а также каждому зарегистрированному как пользователь гражданину.
Защита обоснованных интересов каждого участника ВЭД от произвола чиновников и контролирующих органов - одна из самых актуальных и основных задач, решаемых с помощью предлагаемой системы. Решаться она будет, прежде всего, путем обеспечения гласности и открытости. Каждая, даже незначительная проблема декларанта, возникшая в результате произвола таможенных служащих или контролирующих органов, будет выноситься на обсуждение в информационной системе с участием всех уровней руководства таможенных органов из разных регионов. В системе предусмотрено обеспечение контроля за исполнением таможенными органами решений по тому, или иному вопросу. Таким образом, создается система гражданского контроля, позволяющая каждому участнику ВЭД чувствовать себя защищенным от всякого произвола.
Кроме того, встроенная электронная система оценки деятельности таможенных органов и сотрудников таможни позволит участнику ВЭД выражать свое мнение по поводу уровня таможенного облуживания, в том, или ином таможенном органе, что в последствии должно учитываться при распределении средств материального стимулирования между должностными лицами таможенного органа. Следовательно, установиться конкретная взаимосвязь между уровнем качества работы таможенника и его заработной платой.
Комплексный подход к решению вопросов развития сферы таможенных услуг, в рамках предлагаемой программы, также достигается за счет того, что система позволяет проводить в ее рамках электронные совещания таможенных органов любого уровня. Данная функция позволит более оперативно реагировать на события, чаще проводить совещания между региональными таможенными управлениями и руководством ФТС.
Перед тем, как начать совещание или заседание в электронном виде, организаторы имеют возможность собрать предложения по внесению вопросов для обсуждения и согласовать повестку мероприятия, а затем определить списки участников и приглашенных. При этом правом голоса обладают только участники мероприятия. Организатор определяет также открытый или закрытый режим проведения мероприятия. При открытом режиме все желающие могут наблюдать за ходом мероприятия и просматривать выступления и другие документы. При закрытом режиме, просматривать материалы могут только участники и приглашенные. Кроме того, организаторы могут определить права доступа к документам, а также полномочия участников и приглашенных участвовать в голосовании. Так же определяется открытая, закрытая и поименная форма голосования. Форма идентификации личности участника или приглашенного определяется организатором и может производиться как по логину и паролю, так и личным закрытым ключом ЭЦП.
Подсистема позволит осуществлять мониторинг исполнения принятого на совещании решения. В любое время можно просмотреть историю исполнения этого документа. Там, где каналы связи позволяют передавать большие объемы информации (видеоизображения), можно проводить видеоконференции. Участники мероприятия смогут выступать, вносить предложения, задавать вопрос, а также обсуждать проблему в режиме форума.
Мероприятия могут проводиться в режиме on-line и off-line. В режиме on-line заранее указывается дата и время проведения мероприятия. Участники и приглашенные регистрируются в установленное время и приступают к работе. В режиме off-line указывается период времени (например, 10 дней), в течение которого участники и приглашенные должны зарегистрироваться и принять участие в мероприятии. Таким образом, в этом случае мероприятие проводится в течение 10 дней, и участники в любое удобное время могут принять в нем участие, т.е. проведение такого мероприятия не отвлекает участника от других важных дел.
Мировая практика подтверждает эффективность таких совещаний. Они имеют ряд преимуществ перед традиционными: более профессионально обсуждаются вопросы повестки
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
дня; повышается ответственность за каждое сказанное слово; легче обеспечивается кворум; происходит экономия времени участников; повышается оперативность, эффективность совещательных мероприятий.
Единая информационная система «Таможня», позволит решить ряд важных всероссийских проблем в сфере таможенного обслуживания: ускорит процесс таможенного оформления, уменьшит проявления коррупции в среде таможенных сотрудников, а значит, увеличит перечисления в бюджет за счет нейтрализации схем серого таможенного оформления и недостоверного декларирования, поспособствует активному развитию рынка «околотаможен-ных» услуг, что облегчит процесс осуществления внешнеторговых сделок. Безусловно внедрение и обслуживание информационной системы подобного масштаба потребует немалых финансовых вложений, однако ожидаемый эффект в течение нескольких лет должен окупить произведенные затраты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полякова В.А. Организационно-экономические механизмы обеспечения качества деятельности таможенных организаций: Дисс. канд. эконом. наук: 08 00 05. - СПб., 2004.
2. Тамбиев А.Х. Создание комплексных информационных систем. - М., 2002.
3. Элова Г.В. Информатизация как основной инструмент повышения качества таможенных услуг // Сборник научных трудов. - Черкесск: изд-во ФГОУ ВПО «ЮФУ», 2006.
БОЛОТХАНОВ Э.Б.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ
Главным содержанием реформирования образовательной сферы, с нашей точки зрения, должно являться формирование нормальной конкурентной среды учебных заведений, продукт которых - выпускники - становятся товаром на формирующемся рынке труда. Реформа системы подготовки кадров для АПК не самоцель, а средство (притом из самых радикальных) повышения эффективности экономики в целом. В связи с этим нужны новые подходы в образовательной сфере, при которых материальная заинтересованность у будущих специалистов (любого уровня) и государства как социального гаранта и регулятора должны выражаться более конкретно, формируя эффективный мотивационный механизм. Это предполагает со стороны государственных органов и образовательных учреждений (внебюджетные средства) значительное увеличение затрат на развитие материально-технической базы последних, а со сторон желающих получить специальное образование - введение оплаты значительной части затрат за свою подготовку (за счёт собственных средств, выдачи кредитов на учёбу с последующей отработкой, могут применяться и другие варианты). Такой подход к решению проблемы, во-первых, приведёт к возможности регулирования потоков поступающих (их селекция, изменение структуры и численности абитуриентов), во-вторых, явится базой действительного повышения качества образовательной сферы. Количественные возможности системы подготовки кадров для аграрного сектора экономики повышают потребности отрасли, и такая несбалансированность сохраняется очень долгие годы по причине отсутствия территориально-отраслевых балансов рабочей силы [2].
Сформировавшаяся до 1990 года система подготовки кадров функционировала как самодостаточная система, ориентировалась только на такие важнейшие для неё показатели, как объём поступления, наполняемость, объём выпуска. С точки зрения «аппаратной» экономики система развивалась вполне логично, но с переходом к рынку принципиально меняются приоритеты, и все сферы, так или иначе, переходят в категорию товаропроизводителей с функциями производства и, тем более, реализации. К сожалению, в сфере подготовки кадров такая точка зрения понятна и близка далеко не всем. Отсюда попытки реформирования