УДК 327
Информационные технологии на службе внешнеполитических ведомств Запада
Ольга МЕЛЬНИКОВА
Динамизм современного мира, усиление взаимозависимости его субъектов, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствуют значительной интенсификации межгосударственного диалога, появлению новых форм и методов воздействия на международную аудиторию. Определённые изменения в этих условиях претерпевает как сама информационная функция дипломатических ведомств по сопровождению внешней политики государств (ИСВД), так и способы её реализации.
Содержание данной функции традиционно включает в себя три аспекта: информирование зарубежных партнёров об официальной позиции своего государства, получение аналогичной информации от других стран и обмен мнениями. Информирование руководства своего государства о политическом и экономическом положении страны пребывания, непосредственное участие в информационной поддержке внешней политики своего государства в странах аккредитования и укреплении позитивного имиджа своей страны на международной арене - важные задачи любого загранпредстави-тельства. Эта деятельность осуществляется прежде всего через традиционные (печать, радио, телевидение) и электронные СМИ.
Однако под влиянием ИКТ происходит трансформация самой сути информационно-коммуникативной функции современной дипломатии, изме-
Мельникова Ольга Андреевна - советник Посольства России в КНР, руководитель представительства Россотрудничества в КНР, аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: информационное сопровождение внешней политики, информационно-коммуникационные технологии, информационная дипломатия.
нение её содержания. Устанавливая диалог между различными государствами, дипломат в современных условиях превращается в «стратегически мотивированного обработчика общественного мнения» [1], который должен обладать способностью не только наблюдать, но и самостоятельно формировать необходимый ему поток информации.
Органы внешних сношений различных государств, несмотря на специфику организации и правового статуса каждого из них, имеют много общего с точки зрения их функций и роли во внешнеполитическом механизме. Немало схожих направлений можно обнаружить и в реализации дипломатическими ведомствами различных стран функции ИСВД, которая обусловлена первостепенной ролью такого важного элемента всей дипломатической работы, как информированность.
В целях выявления особенностей реализации информационно-коммуникативной функции и способов использования ИКТ в деятельности дипломатических ведомств различных государств обратимся к практике организации систем ИСВД США, Германии, Великобритании и Японии. Необходимость проведения анализа методов и форм работы иностранных дипломатических ведомств обусловлена рядом причин. Во-первых, стремлением получить представление о позитивном опыте организации ИСВД тех акторов мировой политики, для которых характерен наступательный стиль поведения на международной арене. Во-вторых, задачей выработки адекватных мер по противодействию антироссийским информационным выпадам и минимизации их негативных последствий.
Информационные технологии в системе сопровождения внешнеполитической деятельности США
Одним из наиболее активных и агрессивных противников России в информационной сфере, безусловно, являются Соединённые Штаты Америки, которые, по оценкам экспертов, обладают «подавляющим, в сравнении с другими участниками международной системы, превосходством в осуществлении широкого экстерриториального информационного воздействия» [2, с. 106].
Дипломатическая система США -одна из самых разветвлённых в мире - представлена 260 дипломатическими и консульскими учреждениями, действующими в 160 государствах.
Состав загранучреждений США не однороден: помимо служащих собственно дипломатического профиля (так называемых «карьерных дипломатов», которые занимают лишь 15-25% штатных
1 Современные международные отношения / под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 655-656.
2 Стихин А. Е. Глобальные интернет-сервисы в структуре инструментов американской внешней политики // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 1. С. 106.
единиц) внешнеполитические функции осуществляют «политические выдвиженцы» - ещё 28 учреждений страны [3, с. 17, 39]. Возглавляет ведомство Государственный департамент США, глава которого (госсекретарь) через свой аппарат осуществляет руководство повседневной международной деятельностью государства и решает оперативные вопросы в качестве главного советника президента по внешней политике.
В составе Госдепа учреждена особая должность главного координатора по проблемам кибербезопасности, которая сегодня воспринимается как «главный императив внешней политики США».
В своей деятельности Госдепартамент США тесно взаимодействует с Советом национальной безопасности, в ведении которого находятся, среди прочего, вопросы внешней политики США, Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Министерством обороны США [4].
Кроме того, в США действует несколько структур, так или иначе вовлечённых в ИСВД.
Одной из них является немногочисленное, но хорошо финансируемое Управление стратегического влияния (УСВ), созданное после теракта 11 сентября 2001 г. В составе основных функций управления - координация рассылок текущей информации по другим странам, а также разработка для Министерства обороны всех «инструментов влияния на иностранные аудитории».
Спектр таких инструментов весьма широк: он включает в себя как распространение через систему связей с общественностью «белой» информации, основанной на правдивых данных, так и проведение «чёрных» кампаний с целью дезинфор-
мации, организацию тайных акций, использование методов психологического воздействия, «продвижение информационных новостей» к иностранным СМИ при посредничестве внешних фирм, которые не имеют явных связей с Пентагоном. Бюджет УСВ не раскрывается, хотя известно, что он исчисляется сотнями миллионов.
По сообщению газеты The Daily Beast, под крылом Госдепартамента США действует также Центр глобального взаимодействия (Global Engagement Center - GEC), который изначально был создан для противодействия пропаганде «Исламского государства»*, а ныне ориентирован на борьбу против российской «пропаганды Владимира Путина» и на поддержку «объективной русскоязычной журналистики».
Информационная политика США по отношению к России отражена и в утверждённой в США в 2017 г. Стратегии национальной безопасности. В документе отмечается, что наиболее серьёзными источниками угроз для США являются «ревизионистские державы» в лице Китая и России, которые «бросают вызов мощи, влиянию и интересам США, пытаются размыть американскую безопасность и процветание» [5].
В отличие от Стратегии национальной безопасности 2015 г., в которой говорилось, что США будут сдерживать агрессию России путём санкций и других мер, «противопоставляя лживой пропаганде Москвы правду без прикрас» [6], в Стратегии
3 Дипломатическая служба / под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014.
4 Encyclopedia of American foreign policy, 2nd ed. Vol. 2. N. Y.: Scribner, 2002.
5 Report to Congress on 2017 U. S. National Security Strategy // URL: https://news.usni. org/2018/01/05/ report-congress-2017-u-s-national-security-strategy
6 National Security Strategy. The White House, 2015 // URL: https://obamawhitehouse.archives. gov/sites/default/files/docs/2015 _national_security_strategy.pdf
* Деятельность этой террористической организации законодательно запрещена на территории Российской Федерации.
2017 г. США открыто заявляют о намерении проводить в отношении России ещё более жёсткую политику до тех пор, пока Россия будет оставаться преградой на пути к главной американской цели - сохранению позиции США как единственного мирового лидера [5].
В рамках Госдепартамента информационное и оперативное обслуживание высших должностных лиц государства осуществляет исполнительный секретариат - своеобразный штаб, для которого контроль за прохождением информации - основная, но не единственная функция. Оперативно-исполнительская работа в Госдепе осуществляется управлениями, классификация которых типична для ведомств иностранных дел любого государства. Аналогов не имеет лишь Управление разведки и исследований, в задачи которого входит сбор, разработка, анализ и обобщение данных «политической разведки», получаемых от представительств США за рубежом.
Суть американского подхода к информационному сопровождению внешнеполитической деятельности была определена ещё 50-е годы XX в. в предвыборной речи Д. Эйзехауэра: «Многие люди считают, что информационная война - это только пропаганда, наподобие той, что распространяет „Голос Америки". Безусловно, использование пропаганды посредством передачи идей, письменно или устно, помогает одному народу победить другой. Однако про-
паганда - лишь малая часть этой войны. Реальная война распространяется далеко за пределы официальной пропаганды и включает в себя дипломатию, распространение идей через различные средства коммуникации, экономическую помощь, торговлю... контакты между людьми... путешествия и проведение спортивных мероприятий. Что нам необходимо, так это поставить информационно-психологические операции на такую основу, которая поможет вовлечь в неё всю страну, вписать её в стратегию национальной безопасности, сочленив все элементы этой стратегии с задачами информационного сопровождения» [7].
Позднее, в 70-е годы, основные требования, предъявляемые Госде-пом к информационной службе, были сформулированы группой под руководством У. Макомбера. Они сводились к четырём принципам:
- быстрота поступления информации, которая необходима для принятия срочных решений в критических ситуациях;
- соблюдение точности при сборе, передаче, воспроизведении и использовании данных;
- скрупулёзный отбор информации, предполагающий исключение всяких не относящихся к делу данных, а также учёт сведений, способных принести пользу;
- гибкость информации, позволяющая использовать её в различных ситуациях [8, с. 8].
7 Цит. по: Мирошников С. Н. Перестройка администрацией Д. Эйзенхауэра механизма проведения информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 4. С. 57-58.
8 Демидов В. В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
Российские политологи Г. А. Ру-дов и Е. Г. Пономарева в системе информационного сопровождения внешнеполитической деятельности США выделяют два специфических направления: особые программы дипломатического сигнализирования (ДС, diplomatic signaling), осуществляемые через СМИ, и «цифровые программы публичной дипломатии» (digital public diplomacy). Сигнализирование, как один из неформальных способов информирования о возможных изменениях внешней политики, адресовано прежде всего лицам, принимающим решения. Публичная дипломатия рассчитана на самую широкую аудиторию и призвана сформировать по отношению к стране благоприятное общественное мнение.
Со временем в дипломатической практике США наметились тенденции к слиянию официальной и публичной дипломатии, из чего следовало, что дипломат в стране пребывания должен выступать в роли лоббиста, консультанта и эксперта по гуманитарным вопросам.
На практике такой подход апробировал посол США в России М. Макфолл, который с первых же дней пребывания в стране стремился наладить «взаимодействие с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества, причём в основном оппозиционно настроенными» [9]. В результате каналы связи с официальными российскими ведомствами оказались в значительной степени утраченными.
В конце 90-х годов прошлого столетия в результате реформирования структуры Госдепартамента частью последнего стало Информационное агентство США. С этого времени за информационное сопровождение внешнеполитической деятельности в стране отвечает внешнеполитическое ведомство во главе с госсекретарём США [10].
Настоящую революцию, однако, информационные ресурсы Госдепа США претерпели с распространением всемирных электронных сетей, которые спровоцировали развитие новых инструментов публичной дипломатии и расширение представлений о возможности сознательного наращивания ресурсов «мягкой силы». По сути, США первыми осознали преимущества нового этапа развития сети и её место в государственной информационной политике [2, с. 108-109]. Как заявил советник госсекретаря США Б. Скотт в 2012 г., «американская дипломатия рассматривает социальные сети как одни из основных инструментов внешней политики США» [11].
Госсекретарь Х. Клинтон, возглавлявшая американскую дипломатию в течение первого срока пребывания у власти Б. Обамы, её заместитель по вопросам публичной дипломатии Дж. Макхейл и советник по инновационным технологиям А. Росс сформулировали новые подходы к пониманию публичной дипломатии, которые оказались тес-
9 Лебедева М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 4. С. 48.
10 Теленьга М. П. Эволюция системы информационного сопровождения внешней политики США в 1946-1999 гг. Дис....канд. ист. наук. Краснодар, 2017. С. 126.
11 Цит. по: Филимонов Г. Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность. М., 2012. С. 284.
но увязанными с использованием во внешнеполитической практике США новейших ИКТ. В совокупности задач публичной дипломатии США были названы:
- расширение целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию;
- формирование у неё положительного отношения к целям и методам реализации внешней и внутренней политики США;
- создание благоприятных условий для реализации действий США на международной арене и обеспечение им поддержки со стороны общественного мнения;
- строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией;
- достижение лучшего понимания за рубежом американских ценностей;
- расширение взаимодействия американских граждан и правительства с населением других стран;
- повышение привлекательности и улучшение имиджа государства.
С тех пор взаимодействие американских дипломатов с зарубежной аудиторией с использованием глобальных интернет-ресурсов* стало неотъемлемой частью американской системы информационного сопровождения внешнеполитической деятельности.
Так, число подписчиков американского президента Б. Обамы в Facebook составляло более
24 млн чел. [12], а в Twitter - около 70 млн. У нынешнего президента США Д. Трампа в Twitter почти 20 млн реальных подписчиков, и эти цифры стремительно растут [13].
По официальным данным, служащие американского внешнеполитического ведомства имеют свыше 200 официальных аккаунтов в социальных сетях, 100 из которых связаны с посольствами. Работа проводится прежде всего на таких сайтах, как: Facebook, Diplopedia, Twitter, LinkedIn, Commu-nities@State. Общение на официальных Twitter-ка-налах поддерживается на многих языках.
В информационной политике Вашингтона, реализуемой через глобальные интернет-ресурсы, можно выделить два аспекта. Во-первых, широкие возможности управления внешней аудиторией, которые открываются при соединении способов технологического манипулирования повесткой дня и замеров реакции пользователей. Во-вторых, информационное доминирование, позволяющее навязывать контент глобальных информационных площадок [2, с. 105-106].
В свете изложенного весьма примечателен текст новой, утверждённой в сентябре 2018 г. Стратегии кибербезопасности США, которая ориентирована не только на обеспечение безопасности американских информационных систем, но и на «расширение американского влияния в мире», «приверженность продвижению интересов США в кибер-
12 Сайфуллаев Д. Б. Информационное обеспечение внешней политики государства: сравнительный анализ опыта России и США // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 1. С. 25.
13 У Трампа в Twitter реальных подписчиков меньше половины // URL: http://gordonua. com/news/worldnews/u-trampa-v-twitter-realnyh-podpischlkov-menshe-poloviny-216948.html
* Интернет-ресурсы (веб-ресурсы, веб-сайт, веб-сервис, сайт) - совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине.
пространстве» и «постоянную борьбу со стратегическими противниками», в числе которых названы Россия, Китай, Иран и Северная Корея [14].
Как следствие, в Интернете значительно преобладает информация, которая отвечает интересам одной страны. Подтверждением служит тот факт, что в условиях практически неограниченного разнообразия контента Интернета наиболее доступной во многих случаях оказывается информация, соответствующая политическим интересам США. По мнению экспертов, такой «перекос» происходит не столько по технологическим причинам, в результате сознательной модерации или благодаря использованию персональных данных, сколько в силу отсутствия противовеса в виде конкурентоспособной информационной политики со стороны других государств.
Так, включение американских дипломатов в диалог с аудиторией посредством сайта Twitter способствует открытому продвижению их позиции. Пресс-службы других стран используют тот же сервис более традиционным способом, излагая в формате монолога лишь официальное мнение, что в современных условиях оказывается малоэффективным. Кроме того, в последнем случае контент зачастую совершенно не изменяется, не адаптируется к интересам и привычному стилю общения соответствующей аудитории.
Поддерживает названную модель целый ряд отделов Госдепа США, которые занимаются исключительно
цифровой дипломатией, социальными сетями и сетевыми сообществами.
В числе этих отделов:
- Центр электронных коммуникаций, который отвечает за поддержку нескольких платформ официального представительства ведомства;
- Отдел быстрого реагирования, наблюдающий за реакцией социальных сетей на процессы, которые потенциально могут иметь значение для национальных интересов США;
- Отдел по изучению аудитории, в задачи которого входит разработка аналитических обзоров по социальным сетям, включая визуализацию собранных данных;
- Отдел сетевой активности, который отвечает за управление несколькими платформами социальных сетей, включая четыре страницы Государственного департамента в Facebook, с аудиторией, превышающей миллион пользователей;
- Отдел по электронной информационно-просветительской работе, который находится в Центре стратегической коммуникации по предотвращению терроризма и призван принимать меры по противодействию экстремизму и дезинформации о США в Интернете;
- Отдел политики, планирования и ресурсов, который осуществляет контроль над реализацией задач публичной дипломатии;
- Отдел политики, официальной миссией которого является поддержание взаимодействия между государством и различными институтами публичной дипломатии.
Стоит заметить, что аналогичные структуры созданы не только в Государственном департаменте, но и в Центральном разведывательном управлении, Пентагоне, а также в Агентстве международного развития США.
14 National Cyber Security Strategy of USA. September 2018 // URL: https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf
В ассортимент функций, реализуемых перечисленными отделами, входит разработка и проведение большого числа информационных акций:
- анализ контента международных и национальных социальных сетей, блогов*, чатов;
- создание видеорядов, представляющих, например, в невыгодном свете экстремистов;
- трансляция позитивной информации о США;
- разработка мобильных приложений и т. п.
Работа ведётся на различных языках, включая арабский, китайский, фарси, французский, русский, испанский... Важно, что основная часть этих акций связана с официальной деятельностью Госдепа США. Трансляция же неофициальной информации в интересах государства и его политической линии осуществляется преимущественно негосударственными субъектами [2, с. 110-111].
Особенности организации информационной деятельности внешнеполитического ведомства США
Основным методом противодействия неугодному для Вашингтона контенту в Интернете является интенсивное заполнение пространства информацией проамериканского толка.
Обращаясь к этой проблеме, Х. Клинтон в своё время сказала: «История показывает, что наилучшим ответом на порочащие высказывания является не их запрещение и блокировка, а подавление за счёт преобладающего осуждения. Переводя проблему в плоскость дискуссий, правда будет только усиливаться, а слабые и ложные мнения и высказывания окажутся дискредитированы, пусть не сразу, но в конечном счёте» [15].
В контексте обеспечения информационной безопасности «засилье»
американского контента в Интернете беспокоит не только Россию или Китай, но и страны Евросоюза. Отсюда - претензии к США по поводу вольного обращения с персональными данными европейцев, конфликты из-за неуплаты налогов международными компаниями в странах, где они получают основную прибыль, возмущение в связи с регулярными демонстративными отказами американских держателей сайтов следовать нормам европейского законодательства.
Так, например, Facebook в русле новой политики конфиденциальности заявил, что готов предоставлять любую информацию в ответ на официальный запрос, только «если посчитает, что запрос сделан на законных основаниях, что он соответст-
15 Clinton H. Internet Rights and Wrongs: Choices & Challenges in a Networked World. February 15. 2011 // URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2011/02/156619.htm
* Блог (от англ. web-log - интернет-журнал) - своего рода интернет-дневник, который позволяет автору высказывать свою позицию по произошедшим с ним или интересующим его событиям.
вует „законам этой страны" и „не противоречит международным стандартам"» [16].
Таким образом, особенностью информационного сопровождения внешнеполитической деятельности, практикуемого в США, является, прежде всего, наступательная информационная политика, реализуемая через все доступные СМИ, но с особой ставкой на возможности, предоставляемые глобальными электронными сетями. Цель этой политики - захват всего глобального информационного пространства в интересах беспрепятственной реализации американской внешнеполитической стратегии.
Вторая особенность организации информационной деятельности внешнеполитического ведомства США -распределение полномочий в информационной сфере и ответственности за их реализацию между несколькими государственными органами: Госдепартаментом, Министерством обороны и ЦРУ. Это обусловливает тесную связь собственно дипломатической деятельности
Госдепартамента с задачами, решаемыми спецслужбами. Подобный подход позволяет всесторонне изучить потенциального противника и максимально проработать информационные акции. При этом Госдепартамент США - далеко не главный субъект в системе информационного сопровождения внешней политики, хотя он и отвечает за эту работу.
Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что в США отсутствует единый орган, ответственный за проведение информационно-психологических операций. Следствием этого является недостаток долгосрочной стратегии планирования подобных операций, что зачастую «перечёркивает существующие тактические успехи в ведении информационного противоборства, как это произошло в Ираке и Афганистане» [17]. Большое количество «участников» в сочетании с отсутствием единого координационного центра обусловливает неэффективный анализ полученной информации и допущение «критических ошибок» в их планировании и проведении.
Информационная стратегия внешнеполитического ведомства Великобритании
Центральный орган Британской дипломатической службы, или, как его ещё называют, «дипломатической службы Её Величества», является Министерство иностранных дел и по делам Содружества \Foreign
and Commonwealth Office; неофициально: Foreign Office), насчитывает 270 загранучреждений - посольств и высоких комиссий (британских дипломатических представительств, постоянных представителей при ме-
16 Обзор зарубежного интернет-регулирования за 2015 г. // Фонд открытой новой демократии // URL: http://fondfond.org/wp-content/uploads/foreign-regulation15.pdf
17 Карпович О. Г. Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики // Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 1. С. 125.
ждународных организациях, в странах Содружества наций), продвигающих британские интересы в 170 странах мира [3, с. 36].
В задачи внешнеполитического ведомства Великобритании как одного из департаментов британского правительства входит:
- охрана национальной безопасности страны путём противодействия терроризму и увеличению вооружения, усилию по сокращению конфликтов;
- продвижение интересов Соединённого Королевства за границей, содействие процветанию Великобритании, увеличение экспорта и инвестиций в страну, расширение её рынков посредством гарантированного предоставления доступа к ресурсам, содействие стабильному росту;
- поддержка британских граждан во всём мире через современную и эффективную консульскую службу.
МИД Великобритании (вместе с зарубежными дипломатическими представительствами) сохраняет свою традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных направлений внешней политики страны.
К ним относятся:
- поддержание политических связей с другими государствами;
- обеспечение участия в международных организациях и решение проблем глобального характера;
- информирование международного сообщества о событиях в стране;
- распространение английского языка и культуры;
- защита за рубежом интересов граждан страны.
В структуру внешнеполитического ведомства Великобритании входят Секретариат, Министер-
ство управления и 16 основных оперативных департаментов, которые подразделяются на территориальные, функциональные (ведающие международными организациями, информацией, культурными вопросами и т. д.) и административные [18].
Важными оперативными звеньями Foreign Office служат функциональные структуры, среди которых одним из крупнейших по числу сотрудников является исследовательский отдел, основанный при непосредственном участии известного историка А. Тойнби.
В задачи отдела входят:
- анализ внутреннего положения в иностранных государствах;
- обработка информации, получаемой из различных источников.
К деятельности по ИСВД в ведомстве имеют отношение несколько подразделений, прежде всего отдел по информационной политике, отдел зарубежной информации и отдел новостей.
За последние годы в Foreign Office произошло резкое увеличение потока информации: ежедневно только из посольств поступает несколько тысяч сообщений и телеграмм. Помимо этих данных сотрудники департаментов внешнеполитического ведомства Великобритании используют и другие источники информации:
- сообщения британских корреспондентов из-за рубежа;
- материалы, получаемые по взаимной договорённости от партнёров Великобритании по НАТО и ЕС;
- справочно-аналитические материалы, подготовленные в науч-
18 Social media use // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/foreign-commonwealth-office/about/social-media -
но-исследовательских институтах и университетах.
Наблюдается рост активности дипломатов во внешнеэкономической, информационно-пропагандистской областях, а также в сфере международного научно-технического сотрудничества.
Так, в структуре любого британского посольства действует, как правило, отдел по информационным и культурным связям. Активность британских дипломатов развивается в таких сферах, как социальные контакты, связи с журналистами, поездки по стране, реклама с целью продвижения британских товаров, содействие приезжающим соотечественникам.
Ещё в 2013 г. в Foreign Office была принята «цифровая стратегия», подразумевающая активное использование новых информационных ресурсов во внешнеполитической деятельности [3, с. 37]. Цифровая стратегия рассматривается в качестве инструмента выхода через социальные сети на новые, более широкие зарубежные аудитории, доведения до них внешнеполитической информации, а также оказания должного влияния на пользователей. Наибольшая активность дипломатов наблюдается в сетях Facebook, Twitter, Instagram, которые им предписывается использовать для достижения внешнеполитических приоритетов государства.
На официальном сайте Foreign Office в Интернете представлены инструкции по работе в социальных сетях, включая специальные рекомендации для Twitter, Facebook, Instagram и Flicker [18].
Перед британскими дипломатами ставится задача использования Интернета для «наблюдения за события-
ми за рубежом, получения информации и определения ключевых лиц влияния, проведения „замеров" в социальных сетях зарубежного общественного мнения, возможного включения во внешнеполитические позиции распространённых в местных кругах идей, наблюдение за выборами за рубежом, определение влиятельных пользователей Интернета страны пребывания в кризисных ситуациях, организация форумов разработчиков программного обеспечения того или иного мероприятия» [3, с. 38]. Известно, что в период «арабской весны» англичане активно использовали социальные сети для выхода на население стран региона.
Что же касается отношения СМИ и политического истеблишмента Великобритании к информационной политике России, то она, как, собственно, и в других странах Запада, остаётся резко негативной.
Так, прямое нарушение свободы СМИ и прав человека можно усмотреть в закрытии в этой стране осенью 2016 г. счетов телекомпании Russia Today. Официальных объяснений о причинах блокировки счетов, на которых находились средства для выплат зарплат, страховок и оплаты командировок сотрудников компании, не последовало. Однако известно, что ранее британский регулятор в области медиа Ofcom обвинял телеканал RT в якобы необъективном освещении событий в Сирии и на Украине.
Другие примеры из той же серии - бездоказательные обвинения России в «отравлении Скрипа-лей» и последовавшая за ними высылка из страны 23 российских дипломатов; обнародованная переписка журналистки из Би-би-си с французским коллегой, свидетельствующая о циничных поисках «русского следа» в массовых протестах во Франции, и т. п.
Наконец, в ноябре 2018 г. усилиями группы анонимных хакеров
достоянием общественности стали материалы антироссийского проекта Integrity Initiative, реализуемого Институтом государственного управления Великобритании. Из опубликованных материалов и объяснений, данных по их поводу МИД Великобритании, следует, что с 2017 г. ведомство выделило
разработчикам проекта 2,2 млн ф. ст., потраченных, среди прочего, на подготовку инструкций по ведению информационной войны с Россией и организацию соответствующих кластеров программы в девяти европейских странах, включая Германию, Францию и Испанию.
Организация информационного сопровождения внешней деятельности МИД Германии
Федеративная Республика Германия поддерживает связи с другими государствами и международными межправительственными организациями через Министерство иностранных дел и сеть из почти 230 загранучреждений. К основным функциям центрального внешнеполитического ведомства ФРГ - МИД Германии - относятся:
- представление интересов государства на международной арене;
- содействие международному обмену;
- оказание защиты и помощи гражданам страны, находящимся за её пределами.
В структуре министерства функционирует Департамент культуры и коммуникаций, центральной задачей которого является планирование, координация и практическое осуществление политики ФРГ в области культуры и образования, связей с общественностью и СМИ за рубежом. Последнее направление рассматривается как одно из важнейших во внешней политике Германии, способствующее повышению за рубежом интереса к внешней политики ФРГ и более глубокому пониманию населением других госу-
дарств «германской идентичности» и «европейских ценностей».
Структуру департамента образуют 10 отделов, многие из которых занимаются различными аспектами связей со СМИ: курируют деятельность ряда институтов (Институт Гёте), СМИ («Немецкая волна» и т. д.), обществ культурных связей с зарубежными странами, а также тесно сотрудничают с различными политическими фондами, НПО, медиаструктурами.
Поскольку МИД Германии непосредственно отвечает за формирование и продвижение за рубежом позитивного имиджа страны, то на него возложены задачи по разработке разнообразных культурных программ и проектов по продвижению немецкого языка за рубежом.
Одной из них является, например, разработка мероприятий в формате Года Германии, предполагающих многочисленные акции в области культуры, экономики, науки, образования и, конечно, политики.
Запущенный МИД ФРГ несколько лет назад проект «Обзор-2014 - переосмысление внешней политики» предусматривает, например, проведение дискуссий по широкому спектру внешнеполитических вопросов с целью определения роли Германии
в современном мире. Проект нацелен на привлечение общественности и экспертов как внутри страны, так и за рубежом. Помимо проведения дискуссионных форумов с участием сотрудников МИД и экспертов в рамках проекта создан интренет-портал www.review2014.de, на котором размещаются материалы о ходе дискуссий и их результаты.
Работающие в различных странах загранучреждения министерства ведут большую работу по связям с общественностью и со СМИ.
Так, пресс-служба Посольства ФРГ в Москве предоставляет услуги как представителям СМИ, так и всем, кто интересуется Германией (туристам, студентам). Отдел предлагает обширную информацию о стране, её внешней политике и германо-российских отношениях. Отдел информирует о готовящихся мероприятиях и проектах, а также способствует формированию современного и соответствующего духу времени представления о Германии. Осуществляется регулярная рассылка сообщений для прессы, организуются пресс-конференции, беседы по различным тематикам. В круг задач отдела также входит оказание визовой поддержки российским и германским журналистам, их аккредитация.
На едином сайте официальных представительств Германии в России (Посольства ФРГ в Москве, генеральных консульств в Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Санкт-Петербурге) отмечается, что «самую актуальную информацию по всем вопросам, касающимся Германии, можно найти на официальном сайте, а также в социальных сетях и на страницах информационного портала о Германии на русском языке».
Следует отметить, однако, что информационная политика совре-
менной ФРГ как государства, входящего в НАТО, прочно держится в фарватере США. Достаточно вспомнить об обвинениях в адрес российской пропаганды, изложенных немецкой газетой Die Welt. Между тем творчество журналистов самой Die Welt никак не может претендовать на объективность в силу связанности обязательством «поддерживать трансатлантический союз и солидарность с США в обществе свободных ценностей» [19].
Наступательную политику СМИ Германии ведут и в соцсетях, среди которых приоритет опять же отдаётся Twitter и Facebook.
Так, пользователи российского сегмента соцсе-ти Twitter неоднократно обращали внимание российских дипломатов на навязчивую рекламу русскоязычной редакции немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle: «Вокруг России одни враги? Тогда вам сюда. Новости без прикрас и без истерики». Такова «немецкая пропаганда проще простого»... [19].
В рамках позитивного опыта дипломатических ведомств других государств следует упомянуть активную подготовку послов к «прямой» работе со СМИ, которую проводит, например, МИД Швеции. Все вновь назначенные руководители загранучрежде-ний проходят организованную пресс-службой министерства обязательную стажировку, на которой получают навыки практической беседы с представителями СМИ «под микрофон», знакомятся с методами ведения пресс-конференций, брифингов, правилами поведения перед телекамерами.
19 О публикации немецкого Die Welt «Российская пропаганда проще простого» от 2 июня 2017 г. // URL: http://www.mid.rU/nedostovernie-publikacii/-/asset_publisher/nTzOQTrrCFdO/ content/id/2781060
Информационное обеспечение деятельности МИД Японии
Среди функций МИД Японии первое место занимает планирование и осуществление внешней политики, а сбор внешнеполитической информации - пятое. Однако на практике происходит обратное: приоритет отдаётся информационной функции. Характерно, что японские дипломаты ориентированы на сбор информации главным образом с использованием «открытых методов». Одновременно большое значение придаётся получению информации «из первых рук», которую собирают региональные департаменты. Анализ же собранных данных к их обязанностям не относится; эту функцию осуществляет Департамент информации и анализа. Информационно-аналитической деятельностью занимаются также советники при МИД из ушедших на пенсию дипломатов, а в более широ-
ком и комплексном плане - научно-исследовательские институты.
Один из специфических методов информационной работы МИД Японии состоит в том, что зачастую выводы его аналитиков (даже по крупным вопросам) строятся на основании обработки, казалось бы, второстепенных деталей. Умение анализировать мелкие, не составляющие секретов явления, события, факты, искусство сводить их в единую систему и затем на основании логических заключений делать выводы общего характера во многих случаях заменяют японцам ту работу, которую в других странах выполняет разведка.
«Японцы, - писал дипломат В. М. Виноградов, -могут и не стремиться получить данные непосредственно о том явлении, что их интересует, они соберут такие косвенные данные, которые дадут им возможность воссоздать это явление» [8, с. 165].
Итак, практически все зарубежные государства к настоящему времени выработали методы и формы информационного обеспечения внешнеполитической деятельности, которые опираются на систему управления традиционными СМИ и широкое внедрение новейших технологий связи и коммуникации.
В условиях стремительного развития ИКТ определённые изменения претерпевают как сама информационная функция дипломатических ведомств (их аудитория постоянно расширяется), так и способы реализации информационного сопровождения внешней политики (в связи с активным внедрением таких инструментов воздействия, как социальные сети, интернет-порталы и др.). В лексиконе внешнеполитических ведомств возникло новое понятие - «цифровая дипломатия (кибердипломатия)», которая воспринимается как важнейшее направление в работе с зарубежной аудиторией, позволяющая напрямую транслировать официальную позицию государства и формировать общественное мнение. Приметой времени, наилучшим образом отражающей специфику текущего этапа эволюции систем ИСВд зарубежных государств, следует признать осуществление официальными дипломатическими ведомствами и их отдельными служащими прямых контактов с иностранной аудиторией в социальных электронных сетях. Этот вид коммуникации наиболее широко практикуется сотрудниками диппредставительств США.
Объединяет страны Запада сегодня и единообразный подход к информационной политике Российской Федерации, смысл которого сводится к противодействию России (а также Китая) в глобальном информационном пространстве. Отличительной чертой информационной тактики, которой в данном случае придерживаются западные СМИ, является наступательный характер: в основе любых нападок на Российское государство всегда лежит принцип презумпции виновности России. Под предлогом разоблачений «пропаганды Кремля» страну втягивают в информационные конфликты, вынуждая её занимать в этом противостоянии далеко не самую выгодную для себя позицию. Как следствие, страдает международный имидж государства, отрицательное воздействие испытывает менталитет российских граждан.
Информационные усилия Запада направлены, в числе прочего, на подрыв интеграционных процессов с участием Российской Федерации, на девальвацию идеи «Русского мира» в целом, что угрожает безопасности не только России, но и целого ряда других государств.
Библиография • References
Демидов В. В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. - 192 с.
[Demidov V. V. Informacionno-analiticheskaya rabota v mezhdunarodnyh otnoshe-niyah. Novosibirsk: NGAEHiU, 2004. - 192 s.]
Дипломатическая служба / под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова. М. Пресс, 2014. - 352 с.
[Diplomaticheskaya sluzhba / pod red. A. V. Torkunova, A. N. Panova. M Press, 2014. - 352 s.]
Карпович О. Г. Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики // Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 1. С. 112-126.
[Karpovich O. G. Praktika provedeniya SSHA operacij informacionnoj vojny v sfere vneshnej politiki // Nacional'naya bezopasnost'/ Nota Bene. 2017. № 1. S. 112-12]
Лебедева М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 4. С. 45-56.
[Lebedeva M. M. Publichnaya diplomatiya v uregulirovanii konfliktov // Mezhdunarodnye processy. 2015. T. 13. № 4. S. 45-56]
Мирошников С. Н. Перестройка администрацией Д. Эйзенхауэра механизма проведения информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 4. С. 56-61.
[Miroshnikov S. N. Perestrojka administraciej D. EHjzenhauehra mekhanizma provedeniya informacionno-psihologicheskoj bor'by so stranami socialisticheskogo lagerya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2014. № 4. S. 56-61]
О публикации немецкого Die Welt «Российская пропаганда проще простого» от 2 июня 2017 г. // URL: http://www.mid.ru/nedostovernie-publikacii/-/asset_ publisher/nTz0QTrrCFd0/content/id/2781060
.: Аспект .: Aspekt
[O publikacii nemeckogo Die Welt «Rossijskaya propaganda proshche prostogo» ot 2 iyunya 2017 g. // URL: http://www.mid.ru/nedostovernie-publikacii/-/asset_ publisher/nTzOQTrrCFd0/content/id/2781060] Обзор зарубежного интернет-регулирования за 2015 г. // Фонд открытой новой демократии // URL: http://fondfond.org/wp-content/uploads/foreign-regulation15.pdf
[Obzor zarubezhnogo internet-regulirovaniya za 2015 g. // Fond otkrytoj no-voj demokratii // URL: http://fondfond.org/wp-content/uploads/foreign-regulation15.pdf]
Сайфуллаев Д. Б. Информационное обеспечение внешней политики государства: сравнительный анализ опыта России и США // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 1. С. 24-28. [Sajfullaev D. B. Informacionnoe obespechenie vneshnej politiki gosudarstva: srav-nitel'nyj analiz opyta Rossii i SSHA // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2014. № 1. S. 24-28] Современные международные отношения / под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. - 688 с. [Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya / pod red. A. V. Torkunova, A. V. Mal'gina.
M.: Aspekt Press, 2012. - 688 s.] Стихин А. Е. Глобальные интернет-сервисы в структуре инструментов американской
внешней политики // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 1. С. 105-116. [StihinA. E. Global'nye internet-servisy v strukture instrumentov amerikanskoj
vneshnej politiki // Mezhdunarodnye processy. 2014. T. 12. № 1. S. 105-116] Теленьга М. П. Эволюция системы информационного сопровождения внешней политики США в 1946-1999 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2017. - 209 с. [Telen'ga M. P. EHvolyuciya sistemy informacionnogo soprovozhdeniya vneshnej politiki SSHA v 1946-1999 gg. Dis. ... kand. ist. nauk. Krasnodar, 2017. - 209 s.] У Трампа в Twitter реальных подписчиков меньше половины // URL: http:// gordonua.com/news/worldnews/u-trampa-v-twitter-realnyh-podpischikov-menshe-poloviny-216948.html [U Trampa v Twitter real'nyh podpischikov men'she poloviny // URL: http://gordonua. com/news/worldnews/u-trampa-v-twitter-realnyh-podpischikov-menshe-poloviny-216948.html] Филимонов Г. Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики
США. Истоки и новая реальность. М., 2012. - 408 с. [Filimonov G. YU. Kul'turno-informacionnye mekhanizmy vneshnej politiki SSHA.
Istoki i novaya real'nost'. M., 2012. - 408 s.] Clinton H. Internet Rights and Wrongs: Choices & Challenges in a Networked World. February 15. 2011 // URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2011/02/156619. htm
Encyclopedia of American foreign policy, 2nd ed. Vol. 2. N. Y.: Scribner, 2002. National Cyber Security Strategy of USA. September 2018 // URL: https://www.
whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf National Security Strategy. The White House, 2015 // URL: https://obamawhitehouse.
archives.gov / sites/default/files/docs/2015 _national_security_strategy.pdf Report to Congress on 2017 U. S. National Security Strategy // URL: https://news.
usni.org/2018/01/05/ report-congress-2017-u-s-national-security-strategy Social media use // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/foreign-commonwealth-office/about/social-media-use
Статья поступила в редакцию 10 января 2019 г.