МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.А. Мельникова
Дипломатическая академия МИД России, Россия, 119992, г. Москва, Остоженка 53/2, строение 1.
Информатизация и современные информационные технологии охватывают самые различные области социальной, духовной, материальной жизни человека и становятся доминирующим фактором глобализации. В современных международных отношениях, наряду с имеющими трансграничную природу новыми вызовами на первый план выходят и угрозы информационной безопасности. В этой связи возникает вопрос о совершенствовании и модернизации инструментария внешней политики для более эффективного использования современных средств информационного сопровождения международной деятельности. С учётом сложности современных международных отношений и задач, стоящих перед внешнеполитическими ведомствами, успех дипломатической деятельности во многом обусловлен эффективностью её информационной поддержки. В статье предпринята попытка проанализировать основные задачи и методы информационного обеспечения внешнеполитической деятельности на современном этапе в контексте исполнения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации. В статье уделено внимание деятельности Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России, ответственного за информационное обеспечение внешней политики и проработку вопросов международного сотрудничества в сфере информации; обозначена важная роль применения новых информационных технологий в реализации задачи по оперативному доведению до аудитории точной и полной информации о российских подходах к решению международных проблем, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации в целях противодействия попыткам дискредитации ее внешнеполитического курса.
Ключевые слова: дипломатическая деятельность, информационное пространство, информационное поле, информационные материалы, информационно-коммуникационные технологии, информационная дипломатия, социальные сети, внешнеполитическая ситуация, национальные интересы.
В условиях создания глобального информационного пространства мировое сообщество всё более активно использует информацию как орудие в достижении превосходства в различных сферах жизни - в экономике, культуре, идеологии и т.п. Но прежде всего -в политике. Такие понятия, как «информационная война», «информационная стратегия», «информационная поддержка», «информационная атака», «информационная бомба» и т.п. давно уже стали неотъемлемой частью не только журналистского, но и дипломатического лексикона. Следствием этой ситуации явилось возникновение нового элемента в системе формирования международных отношений, каковым сегодня признаётся тактика непрямых действий - психологического давления, словесных споров, открытых дискуссий, «утечки» засекреченных материалов. Успех же дипломатической деятельности в этой ситуации, особенно с учётом сложности ведения переговоров с дипломатами и политиками по наиболее острым международным проблемам, во многом обусловлен эффективностью её информационной поддержки.
В одном из своих выступлений, посвящён-ных месту России в современном мире, президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что на информационном поле Россию часто переигрывают, и призвал наращивать активность в информационно-пропагандистском сопровождении внешнеполитической и дипломатической деятельности в формировании благоприятного образа России за рубежом [6]. Проблема была охарактеризована как серьёзная и многоплановая, требующая совершенствования инструментария информационного сопровождения внешней политики. В решении этой проблемы за последние годы удалось добиться определённых подвижек.
Так, например, в период провозглашения независимости Южной Осетии и Абхазии (2008 г.) российской дипломатии ставили в вину серьёзные ошибки, связанные с игнорированием сложной и кропотливой подготовительной работы, а по сути - информационной активности, которая должна была предшествовать решению о признании независимости названных республик. Речь тогда шла, среди прочего, об отсутствии широкой пропаганды аргументов российской стороны в пользу свершившегося политического акта. Основной же негативный эффект, который исследователи связывали с неподготовленным признанием Россией в одностороннем порядке независимости республик, состоял в размывании накопленного багажа морального превосходства России над США и их союзниками, безупречной выдержанности её прежней внешнеполитической позиции, основанной на последовательном противодействии политике односторонних действий Запада. Отсюда - закрепившееся на международной арене мнение о непредсказуемости (и потому опасности) политики российских властей.
Более подготовленным с информационной точки оказалось присоединение к России полуострова Крым. Ещё на этапе проведения референдума эта тема стала основной для большинства российских СМИ, которые активно транслировали официальную позицию России в отношении Крыма. Тем не менее, выход полуострова из состава Украины и массированная информационная кампания со стороны России породили резко негативные комментарии в западной прессе, называющей происходящее не иначе как «аннексией» и «агрессивным, бесчестным захватом» Россией части украинской территории. Результаты этого шага России оказались значительно более драматичными, чем признание независимости Южной Осетии и Абхазии, так как привели к обострению международной ситуации, жёсткому противостоянию между Россией и Украиной, ЕС, США и их союзниками.
Со стороны некоторых руководителей за-гранучреждений можно нередко слышать пожелания относительно получения на постоянной основе и в режиме реального времени информационных блоков с конкретными пропагандистскими тезисами, на которые следует опираться при проведении информационно-разъяснительной работы. Кроме того, некоторые руководители порой выражают озабоченность тем, что загранучреждения оказываются в условиях определённого информационного голода, и, в условиях ограниченных кадровых ресурсов, вынуждены самостоятельно осуществлять поиск информации на новостных лентах и телеканалах, производить на её основе некий информационный продукт, который может быть использован в информационно-разъяснительной работе.
С учётом изложенного, проблемы информационного обеспечения внешнеполитического курса России вообще, и деятельности российской дипломатии, в частности, приобретают особую актуальность. Острота данной проблематики обусловлена и тем фактом, что предвзятую, одностороннюю, а зачастую искажённую информацию о происходящих в мире событиях (в частности, о ситуации на Украине) представляют не только отдельные СМИ и стоящие за ними политические силы разных стран, но и ведущие международные организации и/или их органы - например, такие, как Верховный комиссариат ООН по правам человека [7]. На необъективность докладов отдельных органов ООН неоднократно обращал внимание Постоянный представитель Российской Федерации при ООН В. Чуркин. По замечанию Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, «захлёстывающая западные СМИ риторика подогревается и подстёгивается не общественным мнением, а политическим руководством западных стран, настраивающих соответствующим образом свою общественность, а потом ссылающихся на то, что общественность вынуждает их действовать в антироссийском ключе»[8].
В Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой В.В. Путиным 12 февраля 2013 г., информационные факторы (информационно-коммуникационные технологии) были названы в числе наиболее важных инструментов влияния государств на международную политику (наряду с военной мощью, экономическими, правовыми, научно-техническими и иными факторами) [1]. В Концепции отчётливо сформулировано, что «доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации» о позициях Российской Федерации по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях России, о процессах и планах её внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки является «важным направлением» её внешнеполитической деятельности. Согласно п. 41 Концепции, «в рамках публичной дипломатии» Россия намерена «добиваться объективного восприятия её в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских СМИ в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз её суверенитету и безопасности». В рамках этой деятельности используются широкие возможности новых информационно-коммуникационных технологий в сочетании с формированием комплекса правовых и этических норм их безопасной эксплуатации.
Основным источником официальной внешнеполитической информации является Интернет-портал МИД России, действующий во исполнение положения Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Портал содержит весь спектр информационных материалов Министерства: официальные документы, заявления, комментарии, информацию об итогах переговорах, обзоры прессы, сводки и др.
Из года в год посещаемость официального сайта МИД России растёт: в 2014 г. количество обращений выросло на 26 169 или 45,8% по сравнению с активностью в 2013 г. Количество посещений иноязычных страниц сайта в 2014 г. достигло 83 249, что в среднем за месяц составляет 10 406 просмотров.
МИД России имеет свои страницы в социальных сетях Twitter, Youtube, Facebook, Flickr с общим количество подписчиков более 700 тысяч [14]. Учётные записи в Twitter зарегистрировали 135 загранучреждений МИД России, 8 из них имеют также иноязычную версию (на языке страны пребывания) [14]. Одним из инструментов информационной работы является со-
циальная сеть Storify, используемая для анализа, сбора информации и оценки эффективности работы загранучреждений по конкретным мероприятиям (саммит ШОС, БРИКС и др.). Помимо официальных аккаунтов МИД, некоторые представители Министерства из числа высшего руководства имеют персональные страницы, на которых также ведётся активное обсуждение вопросов международной политики.
Примером активной информационной дипломатии может служить проведение информационно-разъяснительной работы среди членов парламента Великобритании, которая осуществляется в форме «личных писем Посла России» А.В. Яковенко. Суть этой деятельности заключается в еженедельной рассылке электронных писем членам британского парламента с личным разъяснением позиции России по ключевым международным вопросам. Подобная практика, по признанию А.В. Яковенко, позволяет оказывать воздействие на правящую элиту страны пребывания, эффективно и масштабно влиять на формирование общественного мнения и в выгодном направлении освещать различные аспекты как международной проблематики, так и внутриполитической жизни России [15].
Вопросам развития информационной дипломатии в последние годы уделяется значительное внимание как на общегосударственном уровне, так и в рамках МИД России. В целях освещения за рубежом государственной политики Российской Федерации Указом Президента в декабре 2013 г. создано Международное информационное агентство (МИА) «Россия сегодня» [4], основным направлением деятельности которого является освещение за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в стране. В перспективе намечено расширение сети агентства за счёт создания крупных страновых хабов в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Берлине, Стамбуле, Дубаи, Дели, Пекине, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, каждый из которых будет производить не менее 3000 новостных сообщений в месяц. Предполагается сделать акцент на взаимодействии со СМИ-партнёрами с целью распространения-текстовых и мультимедийных контентов на их площадках.
Деятельность начавшего работу в 2005 г. иновещательного телеканала «Россия сегодня» («RussiaToday») по освещению за рубежом государственной политики Российской Федерации, событий внутренней жизни страны и международных тем в духе соответствия приоритетам государственной политики и национальным интересам осуществляется в соответствии с задачами улучшения образа России в мире и освещения российской позиции по основным внешнеполитическим вопросам. В основу деятельности медиа-холдинга положен механизм глобального производства актуальных новостных информационных сообщений, что обеспечивает расширение информационного
присутствия России за рубежом. Сегодня канал вещает на нескольких иностранных языках и готов расширить языковой диапазон. За время своего существования телеканалу удалось стать достаточно крупным производителем новостной продукции.
«Телеканал «Russia Today» широко представлен в США, вещает круглосуточно на популярных кабельных каналах и в Интернете, передаёт настоящие новости и информацию, которые каждый имеет право знать, в отличие от «New York Times» и других СМИ, которые действуют по указке Вашингтона, замалчивают правду, распространяют дезинформацию», - пишет канадское издание «Global Research»[12]. По словам С.В. Лаврова, телеканал «RussiaToday»
- действительно удавшийся проект и эффективное средство массовой информации, которое по популярности сопоставимо с Си-Эн-Эн, Би-Би-Си и многими другими ведущими телеканалами США и Европы, но представляющее альтернативную им точку зрения на происходящие в мире события [8].
По признанию руководства «Russia Today», конкурировать с мировыми СМИ позволяет продуманная информационная политика телеканала. Особо следует подчеркнуть, что телеканал открыт для полноформатного сотрудничества со всеми загранучреждениями МИД России. Можно сказать, что стоявшая перед Россией задача
- войти в международное информационное поле в качестве активного субъекта, участвующего в формировании повестки дня, отчасти выполнена. Справедливости ради следует отметить, что сегодняшнее информационное пространство не совсем монополизировано Западом. Правда о происходящем пробивает себе путь даже в ангажированных западных СМИ [9]. Вот, например, цитаты из некоторых публикаций в западной прессе.
«Publico.es» (Испания): «На крупные СМИ и их журналистов оказывают давление с тем, чтобы писали лишь о том, что оправдывает провокации Запада, и скрывали всё, что ставит их под сомнение. Те же самые журналисты, которые после летучек в посольствах США и в Вашингтоне заполняли страницы своих газет ложью о наличии оружия массового поражения у Хусейна, сейчас повторяют измышления о российской агрессии на Украине» [10].
«The Nation» (США): «Значительная часть мира считает (и не без оснований, если вспомнить события после 11 сентября), что Соединённые Штаты Америки являются главным источником нестабильности международной системы. Дав отмашку на введение новых санкций против России и увеличив военную помощь Киеву, мы практически доказали, что наши критики снова правы» [11].
«Global Research» (Канада): «Ещё ни одно государство не представляло такой угрозы существованию человечества, как Америка. Внешне Вашингтон старается поддерживать положи-
тельный имидж, однако в действительности это зло в чистом виде. Причём как внутри страны, так и за её пределами. В отношении стран, которые проводят независимую политику, взят курс на смену режима»[12].
«The National Interest» (США): «США и ЕС должны отложить в сторону свой длинный перечень упрёков и обвинений и начать с Россией конструктивные переговоры, направленные на стабилизацию рубля и обуздание инфляции. Самая очевидная мера, которую можно назвать отправной точкой, это отмена вредных в политическом и экономическом плане санкций против России» [13].
Что же касается внешнеполитического ведомства России, то в соответствии с Указом Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области сношений с иностранными государствами и международными организациями. МИД координирует проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Кроме того, координирующая роль МИД распространяется на сферу информационного сопровождения внешней политики государства. Эту функцию осуществляет действующий в рамках МИД Департамент информации и печати (ДИП) МИД.
ДИП в рамках своих полномочий и в соответствии с Положением о Департаменте, утверждённым приказом по МИД России от 01 декабря 2014 г. № 21988, является структурным подразделением центрального аппарата Министерства, ответственным в пределах своей компетенции за информационное обеспечение внешней политики Российской Федерации и проработку вопросов международного сотрудничества в сфере информации. К задачам Департамента информации и печати относятся:
- обеспечение деятельности руководства Министерства по вопросам координации работы по распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по информационному сопровождению внутренней и внешней политики Российской Федерации и формированию объективного образа Российской Федерации на международной арене, а также в работе по разъяснению внешней политики российской общественности;
- проработка международных информационных проблем и обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях и форумах по информационной тематике в пределах своей компетенции;
- участие в межведомственной координации в области информационного обеспечения внеш-
ней политики Российской Федерации и международного сотрудничества в сфере информации;
- аккредитация корреспондентов иностранных СМИ и оказание им содействия в профессиональной деятельности.
В целом же стандартный набор направлений деятельности, которые могут развивать структурные подразделения внешнеполитического ведомства различных государств для обеспечения благоприятных условий реализации национальной внешней политики, включает в себя:
1) информирование широких слоев общественности об основных направлениях внешней и внутренней политики государства, включая предоставление объективной и точной информации о позиции своих государств по основным вопросам международной проблематики, о внешнеполитических инициативах своих правительств;
2) формирование позитивного имиджа (образа) страны на международной арене.
Инструментами названных функций, то есть способами и методами, посредством которых осуществляется информационная деятельность МИД, его территориальных и зарубежных представительств, являются:
а) размещение в СМИ информационных материалов по ключевым аспектам внешней и внутренней политики России и актуальным вопросам международной жизни (пресс-релизов, бюллетеней);
б) взаимодействие как с отдельными представителями журналистского корпуса, так и журналистским сообществом страны пребывания;
в) использование Интернет-сайтов как площадки для размещения официальной информации;
г) активность в социальных сетях, размещение в них актуальной информации и оперативного выражения позиции ведомства в отношении основных международных событий, онлайн-общение с интернет-аудиторией социальных сетей по внешнеполитической проблематике;
д) проведение различного рода мероприятий, рассчитанных на прямой контакт с аудиторией: пресс-конференций, выставок, консультаций, открытых дискуссий с оппонентами в прямом телевизионном эфире и пр.
Острота информационной конкуренции в мире не снижается, а только увеличивается. Степень же усиления информационного давления на нашу страну напрямую зависит от укрепления позиций самой России, увеличения её потенциала. Политика сдерживания в отношении нашей страны проводится десятилетиями, если не столетиями: всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно. С учётом изложенного, главной задачей на информационном направлении представляется организация постоянной и целенаправленной
деятельности, в ходе которой необходимо активно транслировать собственное видение проблем, способных (даже потенциально) нанести урон как материальным, так и нематериальным активам государства.
Проведение информационной политики должно строиться системно на профессиональном уровне и быть скоординированным. Разъяснение внешней и внутренней политики России зарубежной общественности должно быть своевременным и основываться на реальных фактах. А освещение политического и экономического курсов государства должно стать действительно массовым, поскольку зарубежная общественность по существу не очень много знает о России и составляет зачастую неверное представление о ней по зарубежным фильмам (преимущественно, сделанным в США) и скандальным публикациям и репортажам СМИ.
Таким образом, основной целью информационной активности государства на международной арене следует признать предоставление достоверной и объективной информации о внешней политике Российской Федерации и деятельности Министерства иностранных дел России, об отношении России к возникающим международным проблемам и её оценке внешнеполитической ситуации. Изложенное позволяет сформулировать также следующий перечень основных задач информационного обеспечения деятельности российской дипломатии на современном этапе:
- повышение общественного интереса к внешнеполитической проблематике в целом и к деятельности МИД России в частности;
- разъяснение позиции Российской Федерации по международным вопросам; представление и разъяснение внешнеполитических инициатив и действий России, процессов и планов её внутреннего социально-экономического, культурного и научного развития;
- выражение национальных интересов; изложение собственного, российского подхода к решению проблем, способных (даже потенциально) нанести урон как материальным, так и нематериальным активам государства;
- формирование объективного образа России за рубежом;
- популяризация туристических, культурно-исторических и иных достопримечательностей России.
Содержание информационно-разъяснительной деятельности предполагает в свою очередь:
- проведение социологических исследований и мониторинг общественного мнения;
- разработку коммуникационной стратегии и ключевых сообщений;
- сопровождение государственных проектов и федеральных программ в СМИ;
- формирование и корректировку общественного мнения в отношении реализуемой программы;
- проведение пресс-мероприятий: пресс-конференций, круглых столов; разработку методических, разъяснительных и информационных материалов; создание и поддержание специализированных Интернет-порталов.
Основным методом реализации информационной стратегии Российской Федерации должно стать усиление позиций российских СМИ в мировом информационном пространстве при условии их государственной поддержки. Добиваться этого предполагается посредством активного участия в международном сотрудничестве в информационной сфере, создания собственной
системы средств воздействия на зарубежную аудиторию, включая использование новейших возможностей информационных технологий при одновременном формировании системы отражения информационных угроз суверенитету и безопасности государства. Важной составляющей такой стратегии является постоянное взаимодействие федеральных органов власти, участвующих в подготовке внешнеполитических решений (Правительства России, МИД и др.) с отечественными и зарубежными средствами массовой информации.
Список литературы
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. 2013 г. Утв. Президентом Российской Федерации 12 февраля [Электронный ресурс] // МИД России. 18.02.2013. Режим доступа: http://www.mid. ru/brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7da644257b160051bf7f (дата обращения: 20.11.2014)
2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://base.garant.rU/194874/#ixzz3qcnumkvx (дата обращения
10.11.2014)
3. Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 6477.
4. Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. № 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» [Электронный ресурс] // Администрация Президента РФ. Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;3605473 (дата обращения 15.12.2014)
5. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // Администрация Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ transcripts/19825 (дата обращения: 17.12.2014)
6. Путин В.В. Россия и меняющийся мир, 27 февраля 2012 г. [Электронный ресурс] // Информационная служба Накануне.Щ 27.02.2012. Режим доступа: http://www.nakanune.ru/articles/16272 (дата обращения: 16.12.2014)
7. Charsov. 17 апреля 2014 г., 10:46. В. Чуркин в ООН: Вы такие наивные, что ли? [Электронный ресурс] // Блог Владислава Чарсова. Режим доступа: http://charsov.livejournal.com/1597042.html (дата обращения: 18.11.2014)
8. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе дискуссии в рамках Молодежного образовательного форума. Селигер, 27 августа 2014 г. [Электронный ресурс] // МИД России. 27.08.2014. Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/7cf0446902f9584544257d4 10064d1c8 (дата обращения: 12.11.2014)
9. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел С.В. Лаврова в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Москва, 19 ноября 2014 г. [Электронный ресурс] // МИД России. Режим доступа: http:www.mid.ru/brp_4.nsf/ newsline/3b3a0155ec8b4fe3c3257d95003a6400 (дата обращения 15.12.2014)
10. Де Соуса Сантос Б. Третья мировая война // Publico.es (Испания). 2014. 16 декабря [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.Ш». 16.12.2014. Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20141216/224950360.html (дата обращения: 18.12.2014)
11. Карден Дж. Ужесточение санкций против России и предоставление военной помощи Киеву сорвут хрупкое перемирие // The Nation (США). 2014. 16 декабря. [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ^и». 22.12.2014. Режим доступа: http://inosmi.ru/ world/20141224/225137781.html (дата обращения 25.12.2014)
12. Лендман С. В вашингтонском дурдоме правят сумасшедшие // Global Research (Канада). 2015. 28 января [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ. RU». 28.01.2015. Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20150128/225872645.html (дата обращения:
29.01.2015)
13. Радченко С. Геополитический кошмар: в случае краха России плохо будет всем // The National Interest (США). 2014. 18 декабря [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ^и». 17.12.2014. Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20141217/224996101.html (дата обращения: 18.12.2014)
14. Официальный сайт МИД России // Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf
15. Официальный сайт Посольства России в Великобритании // Режим доступа: http://rus.rusemb.org.uk
Об авторе
Мельникова Ольга Андреевна - начальник отдела Департамента информации и печати МИД России, аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: omelnikoff70@mail.ru.
INFORMATION SUPPORT OF FOREIGN POLICY
O.A. Melnikova
Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs. 32/34, Smolenskaya-Sennaya Sq., Moscow, Russia, 119200.
Abstract: Informatization and modern information technologies cover the most various areas of social, spiritual and material human life and have become the dominating globalization factor with major impact on world events.
Modern international relations present new challenges and threats ofcross-border nature, which fall within the area of information security. This brings issues of informational influence on international policy to the fore.
In this context the question of improvement and modernization of policy instruments for more effective use of modern means of implementation of foreign policy priorities, including information support of international activities, achieves fundamental importance.
Given the complexity of modern international relations and tasks facing foreign affairs departments, diplomatic success in many cases depends onthe efficiency of information support.
The article analyses current objectives and methods of information support of foreign policy in the context of modern Russian legislation. The author examines the approach of the Information and Press Department of the Russian Ministryof Foreign Affairs,a subdivision responsible for information support and international cooperation in the media sphere. The article specifies the key role of new information technologies for informing the audience expeditiously and to the full extent in regard to Russian approaches to the solution of international problems, foreign policy initiatives and actions of the Russian Federation, and for counteracting attempts to discredit Russian foreign policy.
Key words: international relations, diplomatic activities, information space, information field, foreign information resources, information and communication technologies, information diplomacy, social networks, foreign policy situation, national interests.
References
1. Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii [The Foreign Policy Concept of the Russian Federation] 2013. Approved by the President 12 February]. Available at: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7da6442 57b160051bf7f (accessed 20.11.2014) (In Russian)
2. Federal'nyi zakon ot 9 fevralia 2009 g. N 8-FZ Ob obespechenii dostupa k informatsii o deiatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniia [Federal Law. About ensuring access to information on activity of government bodies and local governments]. Available at: http://base.garant. ru/194874/#ixzz3qcnumkvx (accessed 10.11.2014) (In Russian)
3. Ukaz Prezidenta RF ot 8 noiabria 2011 g. № 1478 O koordiniruiushchei roli Ministerstva inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii v provedenii edinoi vneshnepoliticheskoi linii Rossiiskoi Federatsii» [Presidential decree. About the coordinating role of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation in carrying out the uniform foreign policy line of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 2011, no. 46, art. 6477. (In Russian)
4. Ukaz Prezidenta RF ot 9 dekabria 2013 g. no. 894 O nekotorykh merakh po povysheniiu effektivnosti deiatel'nosti gosudarstvennykh sredstv massovoi informatsii [Presidential decree. About some measures for increase of
efficiency of activity of the state media]. Available at: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;3605473 (accessed 15.12.2014) (In Russian)
5. Ezhegodnoe Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniiu. 12 dekabria 2013 g. [Annual Message of the President of the Russian Federation to the Parliament] Available at: http://www.kremlin.ru/ transcripts/19825 (accessed 17.12.2014) (In Russian)
6. V.V. Putin. 2012. Rossiya i menyayuschiysya mir [Russia and the Changing World]// 2012, 27 February Available at: http://www.nakanune.ru/articles/16272 (accessed 16.12.2014) (In Russian)
7. V. Churkin v OON: Vy takie naivnye, chto li? [V. Churkin in the UN: You such naive, perhaps?]. Available at: http:// charsov.livejournal.com/1597042.html (accessed 18.11.2014) (In Russian)
8. Vystuplenie i otvety na voprosy Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova v khode diskussii v ramkakh Molodezhnogo obrazovatel'nogo foruma. Seliger, 27 avgusta 2014 g. [Russian Foreign Minister Sergey Lavrov's speech and answers to questions during the International Youth Education Forum. Seliger, 27 August 2014]. Available at: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/7cf0446902f9584544257d410064d1c8 (accessed 12.11.2014) (In Russian)
9. Vystuplenie i otvety na voprosy Ministra inostrannykh del S. V. Lavrova v ramkakh «pravitel'stvennogo chasa» v Gosudarstvennoi Dume Federal'nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii. Moskva, 19 noiabria 2014 g. [Russian Foreign Minister Sergey Lavrov'sspeech and answers to questions during the Government Hour in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Moscow, 19 November 2014]. Available at: http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/3b3a0155ec8b4fe3c3257d95003a6400 (accessed 15.12.2014) (In Russian)
10. De Sousa Santos B. Tret'ia mirovaia voina [The Third World war]. Publico.es, 2014, 16 December. Available at: http://inosmi.ru/world/20141216/224950360.html (accessed 18.12.2014) (In Russian)
11. Karden Dzh. Uzhestochenie sanktsii protiv Rossii i predostavlenie voennoi pomoshchi Kievu sorvut khrupkoe peremirie [Toughening of sanctions against Russia and providing military aid to Kiev will break a sensitive truce]. The Nation, 2014, 16 December. Available at: http://inosmi.ru/world/20141224/225137781.html (accessed 25.12.2014) (In Russian)
12. Lendman S. V vashingtonskom durdome praviat sumasshedshie [In the Washington mentalhospital crazy persons administrate]. Global Research, 2015, 28 January. Available at: http://inosmi.ru/world/20150128/225872645. html (accessed 29.01.2015) (In Russian)
13. Radchenko S. Geopoliticheskii koshmar: v sluchae krakha Rossii plokho budet vsem [Geopolitical nightmare: in case the crash of Russia it will be bad everything]. The National Interest, 2014, 18 December. Available at: http://inosmi.ru/politic/20141217/224996101.html (accessed 18.12.2014) (In Russian)
14. Ofitsial'nyi sait MID Rossii [Official Internet Site of the Foreign Affairs Ministry of Russia]. Available at: http:// www.mid.ru/bdomp (In Russian)
15. Ofitsial'nyi sait Posol'stva Rossii v Velikobritanii [Official Internet Site of the Embassy of the Russian Federation to the United Kingdom and Great Britain]. Available at: http://rus.rusemb.org.uk (In Russian)
About the author
Olga А. Melnikova - Head of Division, Information and Press Department, Ministry of Foreign Affairs of the Russian
Federation, Ph.D. student of the Department of International Relations at the Diplomatic Academy.
E-mail: omelnikoff70@mail.ru.