Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ'

ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2289
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ростованова Мадина Георгиевна

Появление информационных технологий и, в частности, социальных сетей таких, как Twitter и Facebook, значительно повлияло на все аспекты жизни людей, оказав воздействие в том числе и на сферу международных отношений. Основные изменения коснулись такого инструмента внешней политики государств, как дипломатия. Так, появился новый феномен международных отношений - цифровая дипломатия, который стал существенно дополнять традиционные каналы дипломатической коммуникации . В статье автор рассматривает возможности, которые открываются перед государственными акторами, их дипломатическими ведомствами и лидерами в связи со способностью использовать потенциал социальных сетей, а также риски, которые несет за собой цифровая дипломатия. С одной стороны, цифровизация способствует ускорению и упрощению дипломатической работы, позволяя более эффективно продвигать национальные интересы государства с помощью общения с аудиторией в режиме реального времени. Но, с другой стороны, в цифровом пространстве дипломатия сталкивается и с рядом новых «технологичных» проблем, таких как кибер-угрозы, утечка информации, взломы и т.д. Тем не менее, внешнюю политику современного государства уже невозможно представить без такого инструмента, как цифровая дипломатия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL DIPLOMACY AS AN INSTRUMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS: ADVANTAGES AND RISKS

The emergence of information technology and, in particular, social media such as Twitter and Facebook, has significantly influenced all aspects of human life, affecting, among other things, the sphere of international relations. The main changes affected such an instrument of foreign policy of states as diplomacy. Thus, a new phenomenon of international relations - digital diplomacy - appeared and began to significantly complement the traditional channels of diplomatic communication. In the article, the author examines the opportunities that open up for state actors, their diplomatic departments and leaders in connection with the ability to use the potential of social media, as well as the risks that digital diplomacy entails. On the one hand, digitalization contributes to the acceleration and simplification of diplomatic work, making it possible to more effectively promote the national interests of the state through communication with the audience in real time. But, on the other hand, in the digital space, diplomacy is also faced with a number of new "technological" problems, such as cyber threats, information leakage, hacks, etc. Nevertheless, it is no longer possible to imagine the foreign policy of a modern state without such an instrument as digital diplomacy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ»

Цифровая дипломатия как инструмент международных отношений: преимущества и

риски

Digital diplomacy as an instrument of international relations: advantages and risks

Ростованова Мадина Георгиевна

Бакалавр,

Пятигорский государственный университет,

Россия, Пятигорск.

[email protected]

Madina Rostovanova

Bachelor, Pyatigorsk State University, Russia, Pyatigorsk.

[email protected]

Аннотация.

Появление информационных технологий и, в частности, социальных сетей таких, как Twitter и Facebook, значительно повлияло на все аспекты жизни людей, оказав воздействие в том числе и на сферу международных отношений. Основные изменения коснулись такого инструмента внешней политики государств, как дипломатия. Так, появился новый феномен международных отношений - цифровая дипломатия, который стал существенно дополнять традиционные каналы дипломатической коммуникации. В статье автор рассматривает возможности, которые открываются перед государственными акторами, их дипломатическими ведомствами и лидерами в связи со способностью использовать потенциал социальных сетей, а также риски, которые несет за собой цифровая дипломатия. С одной стороны, цифровизация способствует ускорению и упрощению дипломатической работы, позволяя более эффективно продвигать национальные интересы государства с помощью общения с аудиторией в режиме реального времени. Но, с другой стороны, в цифровом пространстве дипломатия сталкивается и с рядом новых «технологичных» проблем, таких как кибер-угрозы, утечка информации, взломы и т.д. Тем не менее, внешнюю политику современного государства уже невозможно представить без такого инструмента, как цифровая дипломатия.

Annotation.

The emergence of information technology and, in particular, social media such as Twitter and Facebook, has significantly influenced all aspects of human life, affecting, among other things, the sphere of international relations. The main changes affected such an instrument of foreign policy of states as diplomacy. Thus, a new phenomenon of international relations - digital diplomacy - appeared and began to significantly complement the traditional channels of diplomatic communication. In the article, the author examines the opportunities that open up for state actors, their diplomatic departments and leaders in connection with the ability to use the potential of social media, as well as the risks that digital diplomacy entails. On the one hand, digitalization contributes to the acceleration and simplification of diplomatic work, making it possible to more effectively promote the national interests of the state through communication with the audience in real time. But, on the other hand, in the digital space, diplomacy is also faced with a number of new "technological" problems, such as cyber threats, information leakage, hacks, etc. Nevertheless, it is no longer possible to imagine the foreign policy of a modern state without such an instrument as digital diplomacy.

Ключевые слова: международные отношения, цифровизация, цифровая дипломатия, информационные технологии, социальные сети.

Key words: international relations, digitalization, digital diplomacy, information technology, social media.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к революционным изменениям во взаимодействии между людьми, оказав воздействие на социальные, экономические и политические процессы по всему миру. Появление интернета и глобальных социальных сетей, таких, как Twitter и Facebook, поставили вопрос об использовании цифровых технологий в качестве инструмента внешней политики государств.

В частности, феномен цифровизации внешней политики связан с термином «цифровая дипломатия» -элементом публичной дипломатии и одним из ключевых инструментов «мягкой силы» современных держав.

Цифровая дипломатия, интернет-дипломатия, twitter-дипломатия, э-дипломатия и другие интерпретации данного понятия - это использование официальными государственными органами страны платформ социальных сетей для достижения целей внешней политики, создания имиджа и поддержания своей репутации на международной арене. [9]

В реалиях глобального информационного общества способность собирать информацию и делиться ею с широкой аудиторией с беспрецедентной скоростью открыла новые возможности для политических лидеров и правительственных ведомств. Сегодня государственные и негосударственные образования соревнуются за влияние и власть в едином онлайн-пространстве. Сейчас в этом пространстве проживает более 4,5 миллиардов человек. [3] При правильном использовании цифровая дипломатия является эффективным и своевременным дополнением к традиционной дипломатии, которое может способствовать продвижению внешнеполитических интересов страны и расширению международного охвата ее аудитории.

Теперь страны могут обмениваться сообщениями и определять политические повестки за пределами традиционных дипломатических каналов. Хотя традиционные формы дипломатии по-прежнему доминируют как во внутренней, так и во внешней политике, все большее число правительств используют технологии в качестве нового инструмента для общения, сбора информации и продвижения ценностей как внутри страны, так и за рубежом. [4]

Перед цифровой дипломатией ставятся задачи оперативного предоставления достоверной информации, опровержения неверной информации и подтверждения информации из официальных источников.

На сегодняшний день о том, что страны включают цифровизацию в число приоритетов своей внешней политики, свидетельствует, в частности, появление в этих государствах отдельных документов и программ, определяющих их цифровые внешнеполитические стратегии.

Так, например, первыми, кто всерьёз задумался о внедрении цифровых инструментов международного влияния на государственном уровне, были Соединённые Штаты Америки. В 2002-2003 гг. при правительстве Дж. Буша-младшего была создана Программа цифровой дипломатии США. Традиционные теле- и радиоканалы международного вещания стали переходить на платформу социальных сетей. В 2006 году государственным секретарём К. Райс была сформирована Группа цифрового взаимодействия, сотрудники которой производили мониторинг информации и дезинформации о Соединённых Штатах, которая исходила от пользователей в социальных сетях.

При администрации Б. Обамы программы цифровой дипломатии курировала госсекретарь Хиллари Клинтон. В период с 2010 по 2011 гг. Белый дом издал ряд официальных документов, один из которых назывался «Публичная дипломатия: укрепление взаимодействия Соединенных Штатов с миром». В нем были сформулированы задачи, поставленные перед специалистами по цифровой дипломатии, такие, как: объединение пользователей глобальной сети вокруг правительства США, информационная борьба с антиамериканскими настроениями, использование социальных сетей для ограничения медиаприсутствия России на постсоветском пространстве.

На сегодняшний день в ряде стран таких, как Австралия, Дания, Франция, Швейцария, разработаны всеобъемлющие цифровые внешнеполитические стратегии - документы, в которых излагается подход страны к цифровизации её внешней политики и указаны области политических приоритетов в отношении этой цифровизации. [1] Однако, это не означает, что отсутствие подобного документа указывает на то, что страна уделяет меньше внимания цифровым вопросам в своей внешней политике. Например, несмотря на то, что в Германии нет всеобъемлющего документа о цифровой внешней политике, «кибер внешняя политика» указана в качестве одной из ключевых тем внешней политики Германии на веб-сайте ее министерства иностранных дел.

По этому же принципу ряд стран таких, как Эстония, Канада, Босния и Герцеговина, ссылаются на вопросы цифровизации в соответствующих внешнеполитических стратегиях.

Также, по состоянию на 2020 год 98% стран-участниц ООН имеют официальные учетные записи в социальной сети Twitter. [5] Помимо страниц официальных ведомств, личные аккаунты имеют высшие должностные лица государств, например: премьер-министр Великобритании Б. Джонсон, президент Турции Р. Эрдоган и др.

Еще одним преимуществом использования государствами цифрового пространства, а именно -социальных сетей, является возможность общаться с гражданами других стран практически в режиме реального времени, что предполагает более активное и тесное взаимодействие и, как следствие, - достижение целей дипломатии. Потенциальная легкость доступа к социальным сетям и низкая стоимость по сравнению с другими каналами делают их привлекательным инструментом для многих посольств, а также других правительственных учреждений, которые сталкиваются с сокращениями бюджета и требуют повышения вовлеченности. [7] Многочисленные платформы позволяют использовать более динамичный по сравнению с традиционными методами чтения лекций или раздачи брошюр контент, такой как видео, фотографии и ссылки.

Помимо этого, социальные сети - это ключевой канал для охвата молодежи, на которую сегодня направляют значительные усилия специалисты в области публичной дипломатии государств.

Показательным примером реализации такого подхода является деятельность Британского Совета в Индии. На сегодняшний день организация своей работой привлекла индийскую аудиторию в 7,5 млн человек в возрасте от 20 до 35 лет, которая согласно мнению экспертов будет доверять именно информации из Британского Совета и его образовательным услугам. [2]

Цифровые технологии могут быть особенно полезны для публичной дипломатии в области сбора и обработки информации, в сфере консульской деятельности, а также для связи во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Это связано с тем, что цифровая дипломатия способна быстрее и с меньшими затратами доставлять дипломатические услуги своим гражданам, а также гражданам других стран, что позволяет посольствам работать более эффективно.

Например, работа МИД России была адаптирована к условиям кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекции в мире, и значительная часть взаимодействия с гражданами перенеслась в онлайн-формат. Так, 7 мая 2020 года директор Департамента информации и печати Мария Захарова лично провела прямой эфир на платформе Instagram, где обсудила с пользователями вопросы возвращения россиян, пребывающих за рубежом, на родину. Эфир набрал около 8 тысяч просмотров, а позднее запись была опубликована в официальном аккаунте МИД России. В диалоге смогли приять участие пользователи, находившиеся на тот момент в Австралии, Занзибаре, ЮАР и других странах и нуждавшиеся в поддержке и разъяснении ситуации. Помимо этого, эфир стал каналом для передачи официальной информации блогерам и журналистам о развитии ситуации вокруг прибытия российских граждан из зарубежных стран. [8]

Таким образом, международная практика показывает, что разумное использование инструментов цифровой дипломатии может принести большие дивиденды тем, кто в нее инвестирует. Более того, цифровая дипломатия не всегда требует финансовых вложений. Напротив, часто она направлена на снижение затрат.

Несмотря на то, что цифровая дипломатия имеет множество преимуществ, она сопряжена и с множеством рисков, которые включают утечку информации, взлом и анонимность пользователей Интернета.

Наиболее ярким примером утечки информации является эпизод с «WikiLeaks», который произошел 28 ноября 2010 года. На веб-сайте «WikiLeaks» в открытом доступе было опубликован около 250 000

конфиденциальных дипломатических документов, подробно освещавших взаимодействие Государственного департамента США с его посольствами по всему миру.

Похожий инцидент произошёл в декабре 2018 года, когда в распоряжении киберпреступников оказалась секретная переписка, содержавшая более одной тысячи сообщений европейских дипломатов. Темы переписки касались российско-американских отношений, переговоров между РФ и Китаем, встречи президентов РФ и США. Согласно публикации американской компании «Area 1», хакерам удалось проникнуть в сети ООН, Американской федерации труда и министров иностранных дел и финансов по всему миру.

Взлом - еще один риск, который встаёт перед правительствами государств, политическими деятелями и официальными СМИ с момента появления Интернета. Недавний пример - одна из крупнейших хакерских атак, которая произошла 15 июля 2020 года. Злоумышленники получили доступ к аккаунтам пятидесяти известных американских предпринимателей и политических деятелей в Twitter, среди которых были бывший президент США Барак Обама и основатель компании «SpaceX» Илон Маск. На их страницах преступники разместили сообщения с предложением пользователям перечислить биткоины на указанный счет, а взамен обещали вернуть отправленную сумму в двойном размере. Согласно сообщениям СМИ, за время атаки, которая длилась около трёх часов, киберпреступникам удалось получить около 120 тыс. долларов США. [6] Подобные ситуации дезинформации ведут не только к росту недовольства среди населения, но и подрывают доверие пользователей к тем или иным площадкам и даже официальным аккаунтам, что в свою очередь может привести к серьезным последствиям в действительно кризисные периоды.

Существует и более глубокий риск цифровой дипломатии. Он заключается в том, что, используя социальные сети, сотрудники дипломатических ведомств и политические деятели в целом могут переориентироваться на общественное мнение в вопросах, касающихся внешней политики. В современных реалиях политике необходимо быть презентабельной и понятной для широкой аудитории. Поскольку от дипломатов требуется быстрая и эффективная коммуникация с различными группами населения, происходит чрезмерное упрощение формулировок, которые могут не передавать истинной сложности поднимаемых вопросов. Подобное чрезмерное упрощение в ущерб сложности может привести к последствиям в реальной политике: существует риск того, что решения будут приниматься с целью облегчить их понимание, что, в свою очередь, приводит к сложным этическим вопросам.

Таким образом, цифровые технологии, Интернет и в особенности социальные сети вносят существенные дополнения во внешнюю политику и дипломатию современных государств, принося как возможности, так и риски. Тем не менее, глобальная сеть, главным образом, является инструментом прогресса и развития, без которого уже невозможно представить дипломатию ни одной развитой страны мира, несмотря на все издержки киберпреступности и кибертерроризма и неоднозначную роль в политических протестах, таких как «арабская весна». Следовательно, для международного сообщества, руководств государств и внешнеполитических ведомств важно использовать последние цифровые технологии и новейшие возможности, для продвижения интересов своих стран на международной арене, а также для минимизации рисков, которые несёт цифровизация.

Список используемой литературы:

1. A stronger and more secure digital Denmark. The Digital Strategy 2016-2020 [Electronic resource] // Danish Ministry of Finance, 2016. - URL: https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Danish_NCSS.pdf

2. Coyle E., Lotten M., Dubber J. India matters [Electronic resource] // British Council, 2015. - URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/_india_matters.pdf

3. Kemp S. Digital 2021: Global overview report [Electronic resource] // Datareportal, 2021. - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-

report?utm_source=Reports&utm_medium=PDF&utm_campaign=Digital_2021&utm_content=Dual_Report_Promo_S lide

4. Olubukola S. Foreign policy in an era of digital diplomacy // Cogent Social Sciences, 2017. - Vol. 3. - P. 113.

5. Tankovska H. Twitter presence of UN member countries, Heads of State, governments and foreign ministries. [Electronic resource] // Statista. - URL: https://www.statista.com/statistics/348495/number-of-world-leaders-signing-twitter/

6. Twitter hack: FBI investigates major Twitter attack // BBC News, 2020. - URL: https://www.bbc.com/news/technology-53439585

7. Алешкина Н.С. «Цифровая дипломатия»: новые инструменты «мягкой силы» // Вестник ПАГС. 2018. №1. - С. 143-151.

8. Базлуцкая М. Как COVID-19 повлиял на практику цифровой дипломатии России [Электронный ресурс] // РСМД, 2020. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/digitaldiplomacy/kak-covid-19-povliyal-na-praktiku-tsifrovoy-diplomatii-rossii/

9. Цветкова Н.А. Феномен цифровой дипломатии в международных отношениях и методология его изучения // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения.», 2020 - № 2. - С. 3747.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.