ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
им. С. М. КИРОВА *
Том 200 1974
ИНДУКТИВНЫЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕАКЦИИ ЯКОРЯ АЛЬТЕРНАТИВНО-ПУЛЬСАЦИОННЫХ МАШИН
В. Б. ГОМЗЯКОВ, Ю. Н. КРОНЕВЕРГ, А. С. ЖИВИНОВ
Представлена научным семинаром кафедр электрических машин и общей
электротехники
Особенность машин альтернативно-пульсационного типа [1 ] состоит в там, что полюсы одной полярности возбуждаются ¡постоянными магнитами, противоположной — преимущественно от обмотай возбуждения, а по осевым магнитопроводам замыкается разность потоков полюсов противоположной (полярности. Обычно для увеличения глубины регулирования полюсы, возбуждаемые ¡постоянными магнитами, <выпол-няются с меньшей полюсной дугой. ¡По этим (причинам потоки реакции якоря под разноименными ¡полюсами оказываются различными, а сопротивления реакции якоря ха<и Xaq определяются их суммарным действием. *
Несмотря на то, что из-за сложности .продольной цепи использование Xad в ¡машинах альтернативно-пульшционного типа для расчета рабочих характеристик нецелесообразно [2, 3], иногда знание этого параметра оказывается все-таки необходимым (работа в комплекте с регуляторами, анализы поведения машин ib (системах из нескольких источников и разных ¡по характеру нагрузок и т. д.). При определении xa(i должна учитываться специфика структуры продольной магнитной цепи машины.
Продольная ось
Индуктивное сопротивление реакции якоря по ¡продольной оси, как известно, определяется выражением [4]
Р г ad I
где / — частота; /?, m, — числа пар ¡полюсов, фаз и эффективных витков; Ф 2 adi—результирующий поток первой гармоники от намагничивающей силы (¡н. с.) реакции якоря с амплитудой Fad\- Для определения Osadi воспользуемся схемой замещения (магнитной цепи (рис. 1), сопротивления которой выражены в относительных единицах при базовом сопротивлении воздушного зазора
где т, I — полюсное деление ¡и длина якоря;
б, kb —воздушный зазор и коэффициент ,Картера.
"У
л .....I......
>>)))))
1 4
ш
«р
Рис. 1. Схема замещения магнитной цепи по продольной оси и составляющие индукций в воздушном зазоре: 1 — н. с. реакции якоря по продольной оси; 2 — поле реакции якоря; 3 — поле возбуждения; — сопротивление постоянного магнита с учетом его рассеяния; И] — сопротивление осевого магнитопровода
При линейности ¡магнитной цепи можно рассматривать ее конечное состояние как (результат наложения от действия двух источников: и. с. реакции якоря, синусоидально распределенной по расточке статора, А л. с. от падений 'магнитного потенциала на сопротивлениях и причем вторые действуют аналогично н. с. обмотки возбуждения, создавая потоки широких и узких лолюшв (Фвш,у) и лоля воздушного зазора с индукциям^ по осям полюсов
в
ф
в Ш.у
в ш.у
(3)
а
1 ш.у
где а*Ш(У — 'коэффициенты расчетной полюсной дуги [5].
Для индукций (Вааш, у) и потоков первых гармоник (Фы ш,у) Ре~ акции якоря, используя коэффициенты поля, (воздушного зазора [6], получаем
Ф
Ваёш,у — ра(11 8 к и°
и К§ Ка щ> у
2
1 ас! ш, у ~ ^ас! ш, у ^ ш,
У '
(4)
(5)
Учитывая, что отношение первых гармоник к полным потокам реакции якоря для альтерлати1В|но-!пульсационных 'машин имеет (вид
ш у ^(3 ш. у
Ф
ас! ш, у
найдем
Ф
ас! ш.у
Ра<11 ^ ш.у
(6)
(7) 39
где ¿/Ш)У, Ьа ш, у — коэффициенты формы полей возбуждения и реакций якоря; ^ |Ш, у — коэффициенты насыщения стали статора.
Для независимых [контуров схемы замещения можно составить уравнения для определения неизвестных потоков возбуждения
Кбка
ш
ясП
Ф
втп
Иокру
Ябкащ
F-.ii
1Ш
+ (Фа«1
ш
ф
айу
Ф
вш
ф
ву
Яок.
•лу
•1у
+ ФВу) =
(8)
(®ас1у - фвУ) КуИб - (Фаёш - Ф-». - Ф-
вш
решив которые, найдем
1 ИТ
Ф = ^у
ву "ЛГ где
М
И6
иГ
К]
фву) ^Иг = ¥ай1
К
(!<• V + 7;.Ку) - к.-
к^щНу + И]
к^у
(К
1 ш
ас!у |
(9)
(10) ,(П)
'Р-У
м = к,,ш (к,,у + а/уИу) + Н] [<*\уКш + а1ш (к,-у + ^уИу)], (12)
причем коэффициенты аг- ш, у, входящие в (10),— (12), должны определяться с учетом соотношения индукций |(Р) под широкими и узкими полюсами [5]
3 =
1Ш
Ф
ВIII
ф
(13)
ву
При известных Фв ш, у можно найти первые гармоники результирующих 'ПОТОКОВ широких и узких полюсов
2 / РасЛ у (т>
-вш.у
ф
1ш, у
^ш. у ^
кащ. у
а подставив их сумму в (1), получим
•1Ш. у
Г
(14)
хас1 - 2ш!
01
Г 2
а к,
с_
М '
(15>
где
С = М
ш
- +
ка
кау
- И
и.
«Ущ
-1- а-
Чу
'Л III
к!Ч1Т
1 к
к!у - к[
ш
к 4 0 Кау
(16>
Поперечная ось
Первая гармоника потока поперечной реакции якоря также может быть получена суммированием первых гармоник потоков уз'ких и широких полюсов, причем при отсутствии полюсных башмаков потоки реакции якоря под узкими полюсами (из постоянных магнитов) существенно снижаются, что приводит к уменьшению хад. Для учета этого факта воспользуемся эмпирической формулой для хая магнитоэлектрических машин [7]
хаам — хааэ ь '
1 + м
где йм, р — ширина магнита и проницаемость возврата. Тогда для индуктивного сопротивления по поперечной оси альтернативно-пульсаци-онной машины имеем
хаа = 2т1 ^ —э2- /+ Лу. V \ , (18)
'1Ч р- [Т^ 1+_Ь
м
8р
откуда при большой проницаемости возврата (р~оо) получим сопротивление хад для ¡машины с полюсными башмаками.
Расчеты, проведенные по (15), показывают, что индуктивное сопротивление реакции якоря по продольной оои интенсивно уменьшается с ростом сопротивлений магнита и осевого (магнитопровода, снижаясь при больших значениях последних до 20—30% от сопротивления базовой ¡машины электромагнитного возбуждения с полюсной дугой а = 0,5 (ау-Ьаш), тогда как неравенство полюсных дуг (ау/аш=0,5н-1) мало влияет на величину хаа-
Индуктивное сопротивление реакции я!коря по поперечной оси машины с полюсными наконечниками увеличивается при уменьшении ссу/аш примерно до 1,1 сопротивления базовой машины; при отсутствии башмаков Xaq растет более интенсивно (~0,6 хадб при ау/аш=1 и ~0,9 Хадб ¡при ау/аш = 0,5).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ю. Н.' Кронеберг, В. Б., Г ом з я,ков, А. С. Жибииов. Конструкции альтернативно-пульсационных машин. В кн.: «Проектирование устройств электропитания и электропривода». Т. 2. «Электромеханические устройства и элементы технологии». М., «Энергия», 1973, с. 22—27.
2. Ю. Н. Кронеберг, В. Г. Мосин, А. С. Жибинов. К расчету электрических машин со сложными продольными цепями. В кн.: «Устройства электропитания и электропривода малой мощности». Т. 2. «Электрические машины и аппараты». М. «Энергия», 1970, с. 30—33.
3. Ю. Н. Кронеберг, В. Г. Моей и, А. С. Жибинов. Расчет внешних характеристик синхронных машин со сложными продольными цепями. В кн.: «Электротехническая аппаратура». Т. 2. «Электрические машины». М., «Энергия», 1971, с. 8—14.
4. М. П. К о с т е н к о, Л. М. Пиотровский. Электрические машины. Ч. 2. М.-Л., «Энергия», 1965, с. 704.
5. Ю. Н. Кронеберг, А. С. Жибинов, В. Б. Гомзяков. Коэффициенты расчетной полюсной дуги альтернативно-пульсационных машин с магнит-номягкими полюсными наконечниками. Известия ТПИ, т. 228 (в печати).
6. А. С. Жибинов, Ю. Н. Кронеберг, В. Б. Гомзяков. Коэффициенты формы поля воздушного зазора альтернативно-пульсационных машин с магнитномягкими полюсными наконечниками. Настоящий сборник.
7. В. А. Балагуров, Ф. Ф. Га л те ев, А. Н. Ларионов. Электрические машины с постоянными магнитами. М.-Л., «Энергия», 1964, с. 480.
!