Научная статья на тему 'Политика Индии в Центральной Азии (2001-2012 гг. )'

Политика Индии в Центральной Азии (2001-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1048
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ БАЗА АЙНИ / ПОЛИТИКА КОНТАКТА С ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ / ''''CONNECT CENTRAL ASIA'''' POLICY / INDIA / CENTRAL ASIA / AYNI AIR BASE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Троицкий Евгений Флорентьевич

Рассматриваются причины активизации индийской дипломатии в Центральной Азии и основные направления индийской политики в регионе. Анализируются факторы, препятствующие укреплению позиций Индии в Центральной Азии. В 2000-е гг. Индия предприняла попытку войти в число государств, оказывающих влияние на страны Центральной Азии и региональную подсистему международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India''s policy in Central Asia (2001 2012)

The paper focuses on the factors accounting for the rising activism of Indian diplomacy in Central Asia and on the major elements of India's policy in the region. It analyses the difficulties India faced in its search for stronger positions in Central Asia. In the first decade of the 21st century India made an attempt to become one of the powers influencing the countries of Central Asia and the regional subsystem of international relations. India's greater activism in Central Asia was stimulated by the fears of China's growing economic and military power and political weight, the threat of a renewed conflict with Pakistan which pushed New Delhi to seek for military presence on Pakistan's northern borders and the country's increasing dependence on oil and gas imports. In the first half of the 2000s the political dialogue between India and Central Asian countries intensified significantly. Declaring Central Asia to be part of India's ''extended security horizon'', New Delhi tried to develop military and political partnerships with Central Asian countries. The military cooperation with Tajikistan advanced to the point that a small contingent of Indian military engineers was deployed at the Ayni Air Base and the training of military personnel for the Tajik army began in India. Another area of India's policy in Central Asia was the search for participation in the development and transportation of the region's oil and gas resources. In the early 2000s India joined the trans-Afghan gas pipeline project. India expressed an interest in investing into the oil industry of Kazakhstan and gas extraction in Uzbekistan and Tajikistan. However, the initial outcome of New Delhi's efforts that had not relied on sufficient political and financial resources and had encountered tough competition from China turned out to be very modest. Only in the late 2000s India managed to join the club of countries participating in the development of Kazakhstan oil and gas resources when ''KazMunaiGaz'' and ONGC Mittal Energy signed an agreement on the joint exploration of the ''Satpaev'' Caspian oilfield. In 2012 the Indian leadership declared that it was launching a new political project aimed at consolidating Indian positions in Central Asia and named ''Connect Central Asia''. On the whole, the increase in India's political influence and political presence in Central Asia in 2001-2012 was not substantial and sufficient for the advancement of India's interests in the region. Although the consolidation of political cooperation and military contacts with Tajikistan brought India an additional advantage in its rivalry with Pakistan, New Delhi failed to provide a genuine competition to China in Central Asian arena.

Текст научной работы на тему «Политика Индии в Центральной Азии (2001-2012 гг. )»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 106-108

УДК 327(540)

Е.Ф. Троицкий

ПОЛИТИКА ИНДИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (2001-2012 гг.)

Рассматриваются причины активизации индийской дипломатии в Центральной Азии и основные направления индийской политики в регионе. Анализируются факторы, препятствующие укреплению позиций Индии в Центральной Азии. В 2000-е гг. Индия предприняла попытку войти в число государств, оказывающих влияние на страны Центральной Азии и региональную подсистему международных отношений.

Ключевые слова: Индия; Центральная Азия; военно-воздушная база Айни; политика контакта с Центральной Азией.

В 2000-е гг. Индия, для которой в предшествующее десятилетие Центральная Азия оставалась глубоко периферийным направлением внешней политики, предприняла попытку войти в число государств, способных оказывать влияние на страны Центральной Азии и региональную подсистему международных отношений. К проведению более активной политики в Центральной Азии индийскую политическую элиту подталкивают, прежде всего, опасения, связанные с неуклонным ростом экономической и военной мощи и политического веса Китая. Замаячившая перспектива «окружения» Индии поясом государств с преобладающим китайским влиянием побуждает Дели к интенсификации отношений со странами Азии, проявляющими заинтересованность в диверсификации внешних связей и обеспокоенными долгосрочными последствиями усиления Китая. Постоянная угроза нового конфликта с Пакистаном подталкивает Дели к попыткам «зайти в тыл» к противнику, развернув военное присутствие к северу от пакистанских границ. После падения режима талибов с новой силой заявило о себе индо-пакистанское соперничество за влияние в Афганистане, стимулирующее укрепление традиционно тесных связей между Индией и афганскими таджиками и интерес к развитию сотрудничества с Таджикистаном.

Активизации попыток обозначить и расширить индийское присутствие в Центральной Азии способствовало и усиление потребностей экономики страны в импорте нефти и природного газа. За 2000-2012 гг. объем импорта нефти возрос с 57 до 75% общего объема потребления, а с 2004 г. Индия стала нетто-импортером газа [1]. Высокая зависимость Индии от ближневосточных стран, обеспечивающих основной объем поставок нефти и газа, и динамичное развитие экономики, сулящее стабильный рост потребления энергоресурсов в будущем, заставляют Дели задуматься о поиске новых источников импорта.

В первой половине 2000-х гг. значительно интенсифицировался политический диалог между Индией и странами Центральной Азии. В 2001-2005 гг. с визитами в Индии побывали все лидеры государств региона, за исключением президента Туркменистана; премьер-министр Индии А.Б. Ваджпаи посетил в июне 2002 г. Казахстан, а в ноябре 2003 г., впервые в истории двусторонних отношений, - Таджикистан. С каждой центральноазиатской страной, кроме Туркменистана, были созданы совместные рабочие группы по борьбе с терроризмом и стали проводиться регулярные консультации на уровне внешнеполитических ведомств [2. С. 2228]. Дели оказал политическую поддержку узбекскому

руководству после андижанских событий, выразив солидарность с Узбекистаном при голосовании в ООН и заявив, что считает ошибочными попытки навязывания демократических ценностей извне [3. С. 31]. Официально объявив Центральную Азию частью своего «расширенного горизонта безопасности», Индия попыталась войти в круг военно-политических партнеров центральноазиатских стран [4. С. 54]. Соглашения о военно-техническом сотрудничестве были подписаны с Казахстаном и Узбекистаном [5. С. 19]. С военностратегической точки зрения особенный интерес для Индии представлял Таджикистан, расположенный наиболее близко к Пакистану и Кашмиру. В начале 2000-х гг. Индия открыла военный госпиталь в Фархо-ре (в 130 км к юго-востоку от Душанбе и в 2 км от границы с Афганистаном). В 2002 г. госпиталь был переведен в Афганистан, но индийская разведка сохранила в Фархоре опорный пункт, позволяющий отслеживать действия пакистанских силовых структур в Афганистане [6. С. 6-7].

В апреле 2002 г. Дели и Душанбе достигли договоренности о том, что Индия проведет модернизацию аэродрома Айни, расположенного в 10 км к северу от таджикской столицы, и получит впоследствии право использовать этот объект в качестве военной базы. Индийско-таджикское соглашение получило, согласно сообщениям зарубежных средств массовой информации, одобрение российского руководства [7]. В Айни был размещен индийский военно-инженерный и вспомогательный персонал (около 150 военнослужащих); предполагалось, что на аэродроме будут базироваться 12 индийских истребителей-бомбардировщиков [8]. Реконструкция объекта была завершена индийскими специалистами к началу 2007 г., однако Россия (стремясь, по мнению американских и индийских экспертов, продемонстрировать недовольство расширением военно-политических связей между Индией и США и добиться от Дели уступок по ряду спорных вопросов двустороннего военно-технического сотрудничества) воспротивилась дислокации в Айни индийских ВВС [8, 9]. Не получив права на размещение в Айни авиации, Индия, тем не менее, сохранила на базе небольшой военно-инженерный контингент [10]. Получило развитие военное сотрудничество между Дели и Душанбе: в августе 2003 г. состоялись первые совместные военные учения, началось обучение таджикских летчиков индийскими специалистами в Айни и подготовка в Индии кадров для вооруженных сил Таджикистана [11].

Во второй половине 2000-х гг. политическая активность Индии в Центральной Азии на время снизилась;

пришедшей к власти в Дели в мае 2004 г. правительственной коалиции, возглавляемой Индийским национальным конгрессом, регион, по-видимому, представлялся менее важным направлением внешней политики, чем предыдущему кабинету, сформированному Бхара-тия джаната парти. Получив в 2005 г. статус наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Индия, в отличие от Ирана, Пакистана и Монголии, не только не заявила о намерении перейти в категорию полноправных членов, но и отличилась подчеркнуто низким уровнем представительства на саммитах Организации, желая избежать слишком тесной ассоциации с курсом Москвы и Пекина на противодействие американской политике в Центральной Азии [12, 13].

В конце 2000-х - начале 2010-х гг. индийское руководство, встревоженное ускорившимся в условиях мирового финансового кризиса расширением китайского присутствия в регионе, вновь начало разворот в сторону проведения более активной политики в Центральной Азии. В январе 2009 г. состоялся визит в Индию Н.А. Назарбаева, ознаменованный подписанием декларации об установлении индийско-казахстанского стратегического партнерства [14]. В мае 2011 г. на уровень стратегического партнерства были переведены индийско-узбекские отношения [15]. Индия заявила о намерении уделять более высокое внимание сотрудничеству в рамках ШОС, подкрепив серьезность своего интереса к Организации участием премьер-министра в Екатеринбургском саммите 2009 г. [16]. В 2011 г. Дели впервые официально заявил о стремлении вступить в ШОС в качестве полноправного члена [17]. Особое значение, придаваемое индийским руководством взаимодействию с Таджикистаном, было подтверждено организацией в сентябре 2009 г. государственного визита президента Индии в Душанбе - первого в истории отношений между Индией и центральноазиатскими странами. В сентябре 2012 г. Индия и Таджикистан заявили об установлении стратегического партнерства [18]. Появились сообщения о том, что Дели и Душанбе вновь планируют открыть совместный военный госпиталь на юге Таджикистана [19].

Отдельным направлением политики Индии в Центральной Азии стало стремление добиться участия в разработке и транспортировке нефтегазовых ресурсов стран Центральной Азии. В начале 2000-х гг. Индия присоединилась к проекту трансафганского газопровода, выразив готовность ежегодно приобретать у Туркменистана по 17 млрд куб. м природного газа [20]. Было заявлено о заинтересованности Индии в инвестициях в нефтяную промышленность Казахстана, строительстве нефтеперерабатывающего завода в Туркменистане, развитии газодобычи в Узбекистане и Таджикистане [11]. Однако реальные результаты усилий Дели, не подкрепленных достаточными политическими и финансовыми ресурсами и столкнувшихся с жесткой конкуренцией со стороны Китая, первоначально оказались более чем скромными. В первой половине 2000-х гг. безуспешно завершились попытки национальной нефтяной компании «ОНГК Видеш» приобрести доли в нефтяных месторождениях Курмангазы и Алибекмола. Крупной неудачей для ОНГК стал проигрыш в 2005 г. Китаю тендера на покупку компании «ПетроКазах-

стан»; по оценке индийских экспертов, китайская сторона выиграла конкурс с нарушением правил и благодаря закулисным договоренностям с правительством Казахстана [2. С. 85-86].

Только в январе 2009 г. Индии удалось присоединиться к числу стран, участвующих в разработке казахстанских нефтяных ресурсов: во время визита

Н.А. Назарбаева в Дели между «КазМунайГазом» и компанией «ОНГК Миттал Энерджи» было заключено соглашение об освоении каспийского месторождения «Сатпаев». Индийская сторона, получив 25% акций созданного совместного предприятия (с возможностью приобретения еще 10% в случае подтверждения рентабельности нефтедобычи), обязалась полностью нести расходы по геологоразведочным работам [21]. Тогда же «Казатомпром» и Ядерная энергетическая корпорация Индии подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий долгосрочные поставки в Индию казахстанского урана [22]. В конце 2012 г. появились сообщения о том, что «ОНГК Видеш» планирует купить у американской «Коноко Филипс» 8,4% акций Северо-Каспийской операционной компании, разрабатывающей крупнейшее Кашаганское месторождение на казахстанском шельфе Каспия [1]. В 2000-е гг. Индия вошла в число стран, оказывающих странам Центральной Азии экономическую помощь и научнотехническое содействие. На индийские средства в столицах всех стран региона были открыты Центры информационных технологий. В рамках правительственной Программы технико-экономического сотрудничества (ITEC) странам региона были выделены квоты на обучение и повышение квалификации специалистов в индийских университетах и научно-исследовательских центрах [11]. Таджикистан получил от Индии помощь в строительстве Варзобской ГЭС.

В июне 2012 г. индийское руководство заявило о начале реализации нового политического проекта, направленного на усиление позиций Индии в Центральной Азии и получившего название «Связь с Центральной Азией» («Connect Central Asia»). Новый курс предполагает развитие политических отношений с центральноазиатскими государствами; укрепление стратегического и военно-политического взаимодействия и проведение консультаций по афганской проблематике; развитие многостороннего экономического сотрудничества, в том числе через использование потенциала ШОС, ЕврАзЭС и Таможенного Союза и заключение всеобъемлющего Соглашения об экономическом сотрудничестве; активное сотрудничество в энергетической сфере; активизацию взаимодействия в области медицины и фармакологии, туризма, строительства, банковского дела; расширение сотрудничества в сфере образования, предусматривающее развитие академических обменов, дистанционного образования, открытие Центральноазиатского университета в Бишкеке; создание центральноазиатской электронной сети; развитие транспортного сообщения, в том числе авиасообщения и Международного транспортного коридора «Север -Юг» [23].

Индия, безусловно, располагает потенциалом для реализации программы развития связей со странами Центральной Азии. В то же время на пути к усилению

позиций в Центральной Азии перед Дели стоит ряд существенных препятствий. Прежде всего, это неопределенность политического будущего Афганистана. Сокращая военное присутствие в Афганистане, США, по-видимому, склонны передать Индии значительную часть «нагрузки» по поддержанию стабильности в этой стране. Однако сможет ли Индия, несмотря на уже сделанные значительные финансовые вложения в афганскую экономику и подготовку афганских вооруженных сил, втянуть Афганистан в сферу своего влияния? Вероятно, в Афганистане развернется острая индопакистанская борьба, которая не позволит Дели проецировать влияние к северу от Афганистана. Именно от успешности действий Индии в Афганистане будет, в первую очередь, зависеть ее способность к проведению активной политики в Центральной Азии. Китайское проникновение в Южную Азию, прежде всего в Мьянму, Бангладеш и Шри-Ланку, ускорившееся во второй половине 2000-х гг., и интенсивное развитие китайских инфраструктурных проектов в Пакистане может вынудить Индию сосредоточить внешнеполитические ресурсы на странах, составляющих ее ближайшее географическое окружение.

Значительным препятствием к развитию отношений со странами Центральной Азии остается для Индии затрудненный доступ к сырьевым ресурсам и рынкам стран региона. Пакистан блокирует наземное транспортное сообщение между Индией и Афганистаном, а Китай ограничивает возможность налаживания торговли между Индией и странами Центральной Азии через Синьцзян. В результате торговля между Индией и странами Центральной Азии осуществляется преимущественно «кружным путем» - через порты и транспортную сеть Ирана. За десятилетие не сдвинулся с мертвой точки проект трансафганского газопровода, финансирование которого невозможно без стабилизации ситуации в Афганистане.

В целом прирост политического влияния и экономического присутствия Индии в Центральной Азии оказался за 2001-2012 гг. невысоким и недостаточным для обеспечения интересов страны в регионе. Хотя Индия, укрепив политические связи и военное сотрудничество с Таджикистаном, получила дополнительное военнополитическое преимущество в соперничестве с Пакистаном, Дели так и не смог составить конкуренцию усилению китайских позиций в Центральной Азии.

ЛИТЕРАТУРА

1. U.S. Energy Information Administration. India. URL: http://www.eia.gov/countries/analysisbriefs/India/india.pdf

2. Joy A. India, Central Asia and Russia: Potential for Regional Cooperation. New Delhi, 2007.

3. Sachdeva G. India’s Attitude towards China’s Growing Influence in Central Asia // China and Eurasia Forum Quarterly. 2006. № 3. P. 23-34.

4. Blank S. Natural Allies? Regional Security in Asia and Prospects for Indo-American Strategic Cooperation. Carlisle Barracks, Pa., 2005.

5. MacDonald J. Rethinking India’s and Pakistan’s Regional Intent // NBR Analysis. № 4. P. 5-26.

6. Sharma R. India in Central Asia: The Road Ahead. New Delhi, 2008.

7. Ramachandran S. Russian Turbulence for Indian Airbase // Asia Times. 2008. February 1.

8. Blank S. Russian - Indian Row over Tajik Base Suggests Moscow Caught in Diplomatic Vicious Circle. URL: http://www.eurasianet.org/depart-

ments/insight/articles/eav011108f.shtml

9. India Defence. India Facing Eviction from Tajikistan’s Military Base? URL: http: //www.india-defence.com/reports-3550

10. Kucera J. India in the Lead for Ayni. URL: http://www.eurasianet.org/node/61230

11. Komissina I. Will India Become a Full-Fledged Participant in the Big Game in Central Asia? URL: http://www.ca-c.org/journal/2008-01-eng/07.shtml

12. Ramachandran S. India Gives Shanghai the Cold Shoulder // Asia Times. 2006. June 17.

13. BhadrakumarM.K. India Begins Uphill Journey with the SCO // Asia Times. 2009. May 25.

14. Совместная декларация о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Республикой Индия. Дели, 24 января 2009 г. URL: http://www.newsfactory.kz/39624.html

15. Joint Statement on Strategic Partnership between India and Uzbekistan, May 18. 2011. URL: http:// www.mea.gov.in/ bilateraldocu-ments.htm?dtl/4964/ Joint+Statement+on+Strategic+Partnership+between+India+and+Uzbekistan

16. Bhonsle R. India: Expanding Interests in Central Asia. URL: http://www.boloji.com/analysis2/0451.htm

17. The Times of India, May 16, 2011. URL: http://www.articles.timesofindia.indiatimes.com/2011-05-16/india/29548322_1_sco-shanghai-cooperation-organisation-observer-status

18. Kucera J. India, Tajikistan Agree To “Strategic Partnership”, But Still No Base. URL: http://www.eurasianet.org/node/65863

19. Kucera J. Indians Now Looking at New Air Base in Tajikistan? URL: http://www.eurasianet.org/node/64556

20. India Joins TAPI Gas Pipeline Project. URL: http://www.previous.presstv.ir/detail.aspx?id=52992

21. India, Kazakhstan to Develop Satpaev in Caspian. URL: http://www.neurope.eu/articles/India-Kazakhstan-to-develop-Satpaev-in-Caspian/92604.php

22. Hussain Z. India and Kazakhstan: New Ways Ahead. URL: http://www.idsa.in/idsastrategiccomments/IndiaandKazakhstan_ZHussain_180209

23. Keynote Address by MOS Shri E. Ahamed at First India - Central Asia Dialogue, June 12, 2012. URL: http://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/19791/Keynote+address+by+MOS+Shri+E+Ahamed+at+First+IndiaCentral+Asia+Dialogue

Статья представлена научной редакцией «История» 12 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.