Научная статья на тему 'Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе'

Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3064
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНЫЕ РЕАКЦИИ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / PEDAGOGICAL CONFLICT / PREVENTION OF CONFLICTS / TENDENCY TO CONFLICTS / PERSONALITY CHARACTERISTIC / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE REACTIONS / STRATEGIES OF BEHAVIOUR IN A CONFLICT SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чурина Елена Сергеевна

Анализируется конфликтность как личностная особенность, имеющая немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики педагогических конфликтов. Представлены результаты исследования темперамента, агрессивных реакций и стратегий поведения в конфликте студентов 1 курса специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью» в ситуации педагогического конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чурина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе»

трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Но главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.

Библиографический список

1. Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школы [Текст] / В. С. Безрукова // Директор школы. — 2002. — №2.

2. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков // Директор школы. — 2003. — №8.

3. Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст] / И. Д. Чечель // Директор школы. — 2008. — №7.

Чурина Елена Сергеевна

Студентка факультета английского языка ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 88.4:74.58

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Анализируется конфликтность как личностная особенность, имеющая немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики педагогических конфликтов. Представлены результаты исследования темперамента, агрессивных реакций и стратегий поведения в конфликте студентов 1 курса специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью» в ситуации педагогического конфликта.

Ключевые слова: педагогический конфликт; профилактика конфликтов; конфликтность; личностная особенность; агрессия; агрессивность; агрессивные реакции; стратегии поведения в конфликтной ситуации.

THE RESEARCH OF THE AGGRESSIVE REACTIONS AND STRATEGIES OF BEHAVIOUR IN CONFLICT SITUATIONS OF

STUDENTS

We analyse conflicts as a personality character trait which is of great importance in the situations of pedagogical conflicts prevention and conflict resolution as a personal characteristic. There are the results of the research of temperament, aggressive reactions and strategies of behaviour in a conflict situation of the first year students of the speciality “Foreign language with additional speciality” at the situation of pedagogical conflict.

Key words: pedagogical conflict; prevention of conflicts; tendency to conflicts; personality characteristic; aggression; aggressiveness; aggressive reactions; strategies of behaviour in a conflict situation.

В современном образовательном пространстве, в связи с большими переменами и множеством реформ по модернизации образования неизбежно возникновение конфликтных ситуаций. Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора, или человеческого фактора, в педагогическом процессе вуза. Человеческий фактор — это психологические и социально-психологические особенности людей. Это и ожидания людей друг от друга, их желания и стремления, а также интересы, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек, черты характера и способности. Столкновение интересов, стремлений, желаний вызывает необходимость формирования в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата, необходимого для творческой работы, а это возможно в ситуации благоприятного разрешения педагогических конфликтов.

Педагогический конфликт рассматривают как «возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебновоспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектносубъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин» [4, с. 285].

Проблемами педагогических конфликтов занимаются многие отечественные авторы М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, В.И. Журавлев, В.М. Ше-пель, Р.И. Мошканцев и др.

Так как предотвращение конфликта намного эффективнее для межличностных отношений, чем его разрешение, то важное значение имеет профилактика конфликтов. Под профилактикой (от др. греч prophylaktikos — предохранительный) понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [7].

Конфликтность как личностная особенность имеет немаловажное значение, поэтому так необходимо изучать личностные особенности каждого участника педагогического процесса, в этом случае возможность разрешить конфликт на начальной стадии или предупредить его достаточно велика.

Нами было проведено исследование личностных особенностей студентов 1 курса ГОУ ВПО Иркутского государственного лингвистического университета специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью». В исследовании принял участие 21 человек. Для выявления уровня конфликтности студентов мы использовали следующие методики: диагностика темперамента по Айзенку, трехмерная модель Томаса - Киллмена «Стили поведения в конфликте» и методика «Басса - Дарки», направленная на выявление уровня агрессивности.

Диагностика темперамента по Айзенку состоит из 60 вопросов открытого типа, предполагающих ответы «да» или «нет». Обработка результатов осуществляется по трем шкалам. Первая шкала «интроверсии - экстраверсии». Она показывает интровертированную или экстравертированную направлен-

ность личности. Автор отмечает, что флегматики и меланхолики — интроверты, холерики и сангвиники — экстраверты. Как отмечает А. Айзенк, в обществе не бывает так называемых «чистых» темпераментов, в каждой личности преобладает лишь один темперамент, но также присутствуют черты других типов темперамента. Вторая шкала данной методики — «эмоциональная стабильность». Эмоционально стабильные типы темперамента — флегматик и сангвиник, эмоционально нестабильные — холерик и меланхолик. Третья шкала «социальной желательности», она показывает желание личности показать себя с лучшей стороны. Соотнося данные шкалы с полученным результатом, мы можем определить, насколько велико желание человека показать себя с лучшей стороны [3].

По результатам данной диагностики было выявлено, что в группе 10 человек — холерики, 6 человек — сангвиники, 3 человека — меланхолики и 2 человека — флегматики. Практика показывает, что чаще всего в конфликты вступают экстравертированные, эмоционально нестабильные личности. Но это не значит, что люди с другим темпераментом не вступают в конфликты вообще. В исследуемой группе превалируют холерики. Об этом свидетельствуют поведенческие реакции студентов. Мы не может с уверенностью утверждать, что в конфликты вступают только холерики, хотя такая тенденция отмечается. Например, личности интровертированной направленности тоже могут начать конфликт, только цели таких людей будут отличаться. Такие люди конфликтуют, например, чтобы защитить свое права.

Следующая методика, которая была предложена респондентам - методика диагностики уровня агрессии. Ее авторами являются А. Басс и А. Дарки. Под агрессивностью (лат. aggressio - нападать) понимается «относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей» [5].

Поскольку потребности в индивидуальном развитии формируют у человека способность к разрушению и устранению препятствий, поэтому деструктивный компонент активности человека необходим и в созидании. Агрессивность в поведении человека включает качественную и количественную составляющие. Как у всякого свойства, у агрессивности есть определённая степень выраженности: от полного отсутствия до неяркого выражения, поэтому каждая личность должна иметь определенную степень агрессивности. Если агрессивность отсутствует, то мы можем наблюдать конформность личности, её пассивность, некоторую ведомость и т.д. Чрезмерная агрессивность определяет весь облик личности, она становится конфликтной, неспособной на сознательное взаимодействие, к таким выводам пришёл А.Я. Анцупов [1, с. 327].

А. Бассе и А. Дарки выделили восемь видов агрессивных реакций: физическую, косвенную, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Авторы характеризуют виды агрессии сле-

дующим образом: «Физическая агрессия — использование физической силы против другого человека; косвенная агрессия — агрессия, направленная на другого человека или не направленная ни на кого вообще; раздражение — негативные чувства и их проявление при малейшем возбуждении, таком, как вспыльчивость, грубость; негативизм — манера поведения, выражающаяся в активной борьбе или пассивном сопротивлении устоявшимся в обществе законам и обычаям; обида — ненависть и зависть к людям за реальные и придуманные действия; подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям, а также убеждении в том, что другие люди приносят вред; вербальная агрессия является выражением негативных чувств по отношению к оппоненту эмоциональным способом, т.е. через крик, визг, так и словами, т.е. проклятия, угрозы; чувство вины - выражает убеждение человека в том, что он плохой, что поступает плохо, а также всегда испытывает угрызения совести» [5].

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые респондент отвечает «да» или «нет». По результатам данной диагностики были получены результаты, которые представлены в диаграмме 1.

80%

70%

Диаграмма 1. Виды агрессивных реакций студентов 1 курса

Таким образом, приоритетные проявления агрессии и враждебности, проявляемые студентами, это вербальная агрессия, косвенная и физическая. В профилактике конфликтов наиболее трудоемкой является преодоление физической агрессии.

Третья методика для диагностики конфликтности — методика оценки способов реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса и Р. Киллмена.

Данная методика является одной из самых популярных и широко используемых, в ней выделяются 5 основных стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации. Для выделения стратегий поведения выделяют два основания: настойчивость в удовлетворении своих интересов и степень готовности пойти навстречу другому человеку, исследуется также динамика соотношения приведенных выше оснований.

Основные стратегии человеческого поведения в конфликтной ситуации следующие:

1. Избегание или уход — человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.

2. Соперничество — стремление удовлетворить только свои интересы, не принимая в расчет интересы партнера.

3. Приспособление — уступчивость человека вплоть до полного отказа от своих интересов. Уступки могут проявляться как добрая воля для оппонента, а могут стать проявлением слабости и привести к давлению и усилению требований.

4. Компромисс — частичное удовлетворение интересов обоих оппонентов. В ситуации компромисса каждая из сторон получает что-то, устраивающее ее, вместо противоборства. Однако часто компромисс — это лишь временный выход, т.к. интересы сторон полностью неудовлетворены.

5. Сотрудничество — стремление достигнуть максимально возможного удовлетворения своих интересов и интересов партнера. Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения. Но сотрудничество не всегда возможно — для него необходимо взаимное желание разрешить проблему совместно, с учетом истинных интересов сторон [2].

Результаты, выявленные по данным диагностики, представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Стратегии поведения в конфликте студентов 1 курса

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что чаще всего, находясь в конфликтной ситуации, респонденты прибегают к таким страте-

гиям поведения, как соперничество, сотрудничество и компромисс. Очень немногие выбрали избегание и приспособление, как ведущие стратегии поведения в конфликте. Это говорит о том, что проблемы не остаются без внимания, а активно обсуждаются и разрешаются, что в конечном итоге позволяет успешно выстаивать работу по профилактике конфликтов.

Ни одну из вышеприведенных стратегий поведения в конфликтной ситуации нельзя назвать максимально оптимальной и обеспечивающей наилучший эффект в условиях возникновения и развития конфликта. Выбирая стратегию своего поведения в конфликтной ситуации, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достичь результата, с одной стороны, и сохранить хорошие отношения в коллективе — с другой.

Библиографический список

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — СПб. : Питер, 2008. — 496 с.

2. Классификация Томаса - Киллмена [URL]: http: //

msk.treko.ru/show diet 473 (дата обращения: 08.05.2011).

3. Методики изучения темперамента и характера. Тест-опросник Айзенка

[URL]: http://onlinetest.avorut.ru/publ/metodiki izuchenija___temperamen-

ta i kharaktera test oprosnik ajzenka/1-1-0-3 (08.05.2011)

4. Мокшанцев, Р. И. Конфликтология в социальной работе [Текст] : учеб. пособие / Р. И. Мокшанцев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008 — 314 с.

5. Опросник Басса-Дарки. Агрессивность и враждебность. Психологический тест агрессивности [URL]: http : //www. effeeton. ru/101. html (дата обращения: 08.05.2011).

6. Социальная психология. Словарь [URL]: http://www.effeeton.ru/101.html (дата обращения: 08.05.11).

7. Толковый Словарь Русского Языка [URL]:

http : //www.vedu. ru/ExpDic/27830 (дата обращения: 08.05.2011).

Теоретические вопросы обучения иностранным языкам

Матиенко Анжелика Валерьевна

Кандидат филологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, декан факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 372.8 ББК 81.411.2 - 916

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОКОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ВУЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.