Зеер Э. Ф. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59). — С. 387—399.
Zeer, E. F., Symanyuk, E. E. (2016). Foresight Project "Psychological and Pedagogical Educational Platform for Teachers of Professional School". Nauchnyy dialog, 11(59): 387-399. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 377.112:37.015.325
Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы»1
© Зеер Эвальд Фридрихович (2016), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Россия, Екатеринбург), evald.zeer@rsvpu.ru.
© Сыманюк Эльвира Эвальдовна (2016), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург), ару. fmpk@rambler.ru.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью модернизации подготовки педагогов для системы непрерывного образования и расширения видов их профессиональной деятельности. Одним из путей решения этой проблемы авторы видят разработку инновационной психолого-педагогической Платформы для образовательных программ педагогов профессионального и дополнительного образования. Цель статьи заключается в разработке форсайт-проекта вариативной блочно-модульной психолого-педагогической Платформы реализации образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта. Методологической основой проектирования Платформы стали концептуальные положения профессионального становления личности, определившие панораму формирования структурно-функциональной модели Платформы. Ведущим методом исследования стала интеграция сетевого, процессного и проектного подходов. Результатом исследования стал проект структурно-функциональной модели психолого-педагогической платформы. Ее тематическим ядром является информационно-образовательный контент, состоящий из четырех блочно-модульных подструктур: блочного (инвариа-тивного), профильно-ориентированного, функционально-альтернативного и инстру-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках госзадания 2014/393; НИР № 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования»
ментального. Модель Платформы направлена на интеграцию содержания психолого-педагогических модулей его реализации образовательными технологиями, обеспечивающих формирование межпредметных (многомерных) компетенций, выбор вида профессионально-образовательной деятельности, развитие и саморазвитие обучающихся. Научно-обоснованный форсайт-проект Платформы, впервые представленный в отечественной профессиональной педагогике, может стать основой существенной модернизации стихийно сложившейся в стране системы подготовки педагогических кадров непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: методология образования; педагог профессиональной школы; психолого-педагогическая платформа; образовательные технологии; многомерные компетенции.
1. Введение в проблему
В последнее время в СМИ и публикациях отечественных ученых-про-фессиологов активно обсуждаются проблемы профессионального образования и вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров, без которых невозможно инновационное развитие экономики. Глубокий анализ состояния и решения проблем развития профессионального образования представлен в статьях Н. М. Золотаревой, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко [Золотарева, 2014; Смирнов, 2014; Ткаченко, 2014] и др. Изучение научных источников по данной проблематике позволяет констатировать, что вопросы подготовки педагогов профессионального образования обсуждаются в меньшей мере, хотя всеми учеными признается их решающее значение в модернизации образования. Инновационные преобразования образовательных структур, утверждение компетентностного подхода, введение профессиональных и образовательных стандартов, широкое распространение информационно-коммуникативных технологий, интерактивных технологий обучения и другие нововведения обусловили необходимость кардинального совершенствования (перестройки) психолого-педагогической подготовки педагогов профессиональной школы. Как же помочь педагогам освоить инновационные преобразования профессионального образования? Одной из современных образовательных технологий является психолого-педагогическая платформа, позволяющая адаптироваться к непрерывным изменениям структуры, содержания и управления образования [Zeer et al., 2016; Potocnik, 2005].
Психолого-педагогическая платформа представляет собой интеграцию современных образовательных моделей, проектирование которых осуществляется на основе профессиональных стандартов, анализа потребностей (спроса) педагогического сообщества, бизнес-структур и обучающихся. Реализуются они современными компьютерными и коммуникационными технологиями. Тематическим ядром платформы выступают образовательные технологии «Education Technologies».
Образовательная технологическая платформа является формой частно-государственного взаимодействия образовательных организаций, бизнеса, научного сообщества и выступает коммуникационным инструментом интеграции профессионально-образовательной деятельности всех субъектов профессиональной школы.
Цель создания Платформы — интеграция профессионально-образовательных знаний, умений и компетенций в проектную деятельность педагогов профессиональной школы.
Задачи:
— актуализация профессионально-педагогического потенциала обучающихся и обогащение (расширение) их психологических возможностей (способностей);
— формирование психолого-педагогической компетентности и многомерных компетенций;
— преобразование информационно-образовательного контента в технологии дистанционного обучения;
— научно-методическое обеспечение инфраструктуры Платформы: образовательных программ, технологий их реализаций, навигации (сопровождения) профессионально-образовательного процесса, диагностики учебно-познавательных достижений и оценка (сертификация) результатов образования;
— проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) и прогнозирование профессионального будущего обучающихся.
2. Методологические основания Платформы
Основная идея Платформы — научно-методическое обеспечение инновационного содержания обучения, выбор эффективных образовательных технологий, средств навигации учебного процесса и инструментов оценки достижений обучаемых.
Методология в нашем проекте представлена концептуальными положениями, подходами и принципами исследования. К концептуальным положениям относятся следующие основания:
— системообразующую функцию непрерывного проспективного профессионального образования выполняют стадии профессионального становления с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности;
— логика профессионального становления личности определяется социальной ситуацией развития и содержанием ведущей деятельности, которые детерминируют формирование основных психологических новообразований возраста;
— профессиональное становление детерминируется природно обусловленными, биологическими, социальными факторами, индивидуально-психологическими свойствами человека, а также случайными событиями и обстоятельствами;
— индивидуальное профессиональное становление обусловливается психологикой развития каждого человека;
— профессиональное становление сопровождается преодолением внешних и внутренних барьеров, а индивидуальное развитие человека имеет свои пределы.
В качестве исходных позиций проектирования Платформы выступили общеметодологические подходы: системный, социокультурный, субъектный, синергетический, личностно-деятельностный. Смыслообразующими (ведущими) подходами, отвечающими целевой ориентации платформы и образовательным технологиям, мы избрали сетевой, процессный и проектный подходы.
Сетевой (многомерный) подход основан на интеграции взаимодействия всех компонентов инфраструктуры и учете многофакторных детерминант разноуровневого учебно-познавательного контекста. Внедрение новых информационных технологий обусловило переход к сетевым механизмам познания окружающей действительности. Особо следует подчеркнуть, что для сетевого образования характерны эклектичность, неоднородность, отсутствие иерархии в получаемой информации, логика усвоения которой определяется мотивационными установками обучающегося [Берулава, 2004, с. 64].
Процессный подход ориентирован на обеспечение результативности функционирования образовательной организации, на входе которой располагаются требования к подготовленности абитуриентов, а на выходе — качество подготовки выпускников, удовлетворяющее требованиям профессиональных и образовательных стандартов. Вуз, располагающий ресурсами, преобразует входные требования к обучаемым в конечный продукт в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов, которые выступают системообразующим фактором образовательной деятельности всех субъектов организации. Основная целевая ориентация процессного подхода — повышение качества подготовки специалиста. Объектами внутреннего и внешнего мониторинга выступают образовательные процессы.
Под проектным подходом в образовании понимают подход, основанный на использовании проектирования как содержания обучения, так и учебно-профессиональной деятельности обучающихся в рамках со-
временных интерактивных образовательных технологий и в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов.
Проектный подход в образовании ориентирован на изменение, преобразование, модернизацию существующего, традиционно сложившегося образования. Его тематическим ядром являются инновации. Смыслообразующие факторы проектного подхода — разработка и внедрение форсайт-проектов развития профессионального образования, создание развивающей профессионально-образовательной среды, прогнозирование индивидуальных образовательных маршрутов, формирование развивающейся личности.
При научном обосновании проекта Платформы и технологий ее реализации мы опирались на следующие методологические принципы проектирования: опережающего содержания обучения, вариативности способов достижения образовательных результатов, инновационной направленности образовательных программ, обеспеченности учебно-методической литературы, научно-методического сопровождения и оперативной коррекции технологий обучения [Загвязинский, 2005, с. 31].
Изучение методологии профессионального образования позволило определить частные принципы проектирования Платформы. К ним относятся:
— принцип профессионально-педагогической направленности содержания и технологий обучения;
— принцип интеграции — объединение социально-профессиональных и психолого-педагогических компонентов образовательной деятельности;
— принцип соразвития личности, образования и профессиональной деятельности обучающихся;
— принцип вариативности содержания образования, определяющей индивидуальные образовательные траектории;
— принцип сопряжения профессиональных и образовательных стандартов с психолого-педагогическими функциями непрерывного профессионального образования;
— принцип центрации содержания и образовательных технологий Платформы на расширение профессионально-педагогических возможностей обучающихся, их развития, саморазвития и самообразования.
Совокупность концептуальных положений, подходов и принципов определили панораму проектирования психолого-педагогической платформы.
3. Результат: проект Платформы
На основе методологии проспективного профессионально-педагогического образования была разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогической Платформы. Проектирование Платформы осу-
ществлялось на основе анализа профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с учетом вида их профессиональной деятельности — совокупности обобщенных трудовых функций [Профессиональные стандарты..., 2015]. Проектирование учитывало также тенденции модернизации системы непрерывного профессионального образования и актуальные проблемы современной образовательной ситуации в профессиональной школе [Зеер, 2016, а 15—19].
Инновационные преобразования систем профессионального и последипломного образования, интенсивное развитие дополнительного образования и корпоративного обучения на предприятиях и в организациях актуализировали поиск новых форм психолого-педагогической подготовки профессионально-педагогических работников.
Существующая система профессионально-педагогического образования не может в должной мере обеспечить качественную подготовку педагогов по наукоемким и высокотехнологичным отраслям экономики. Поэтому наряду со специализированной подготовкой педагогов профессионального обучения необходимо осуществлять многоканальную подготовку педагогов профессионального образования из числа студентов (со 2—3 курса) из выпускников отраслевых вузов и классических университетов путем освоения ими модулей психолого-педагогической Платформы на основе сетевого (многомерного), проектного и процессного подходов.
Таким образом, смыслообразующим ядром подготовки педагогов профессиональной школы выступает психолого-педагогическая Платформа. Формой структурной организации Платформы выступает блочно-модуль-ная интеграция образовательного контента. Модульная технология позволяет учесть тенденцию интеграции содержания образования, а также дифференцировать обучение на основе запросов обучающихся. Целесообразно при этом использовать короткие модули, каждый из которых посвящен формированию одной или двух компетенций. Такая форма реализации Платформы позволяет обучающимся индивидуализировать свой образовательный маршрут [Конанчук, 2013, а 67].
Информационно-образовательный контент платформы состоит из четырех блоков: базового (инвариативного) — консолидирующего психолого-педагогическую компетентность личности в условиях неопределенности образовательной среды; профильно-ориентированного — формирующего образовательные и развивающие многомерные компетенции; функционального — реализующего альтернативные модули, ориентированные на востребованные виды профессионально-педагогической деятельности,
и инструментального — интегрирующего на практике психолого-педагогические знания, умения и компетенции.
Каждый блок включает один или несколько модулей.
Вводный смыслообразующий блок—ориентирован на актуализацию психолого-педагогического потенциала, мотивацию обучения и коррекцию исходного уровня профессионально-психологической компетентности.
Профильно-ориентированный блок включает два альтернативных модуля: смыслообразующий и технологический, — нацеленных на формирование общекультурных и психолого-педагогических компетенций и развитие когнитивных, информационно-коммуникативных и технологических (проектных) способностей.
Функциональный блок — нацелен на интеграцию психолого-педагогических и специальных компетенций в профессионально ориентированные виды педагогической деятельности. Этот блок состоит из функциональных ориентированных модулей, адекватных видам профессиональной деятельности.
Инструментальный блок состоит из специальных модулей по отраслевым видам профессионально-педагогической деятельности и направлен на интеграцию образовательного контента предыдущих модулей в педагогическую практику.
Итоговая аттестация результатов образовательной Платформы обеспечивается процедурой мониторинга и осуществляется по экспертной оценке форсайт-проекта «Содержание и технологии обучения: инновационный аспект». Варианты проектов выбираются в зависимости от прогнозируемой профессионально-педагогической деятельности (рис.).
Блочно-модульная структура Платформы позволяет конструировать различные варианты образовательных программ в зависимости от получаемого уровня образования и прогнозируемого вида профессиональной деятельности.
Реализация образовательных программ может осуществляться в режиме очного и заочного (дистанционного) обучения и обусловливает необходимость высокой самостоятельности, соорганизованности во времени всех компонентов Платформы.
4. Проспективная рефлексия реализации Платформы
Реализация психолого-педагогической платформы обусловливает необходимость проектирования вариативных образовательных программ для различных профессионально ориентированных групп обучающихся. Нужны принципиально новые подходы к построению учебно-программных
Образовательная психолого-педагогическая платформа педагогов профессиональной школы
С Управление образовательными
траекториями ^^
С
Сетевое взаимодействие профессионально-образовательной инфраструктуры
Проектно-модульный контент
Базовый (инвариатив-ный) блок Профильно-ориентированный блок Многофункционально-альтернативный блок
Модуль: Введение в профессиональную деятельность ♦ методология образования; ♦ профориентология; ♦ профессиология; ♦ развивающая психодиагностика; Результат: проект «Индивидуальные образовательные траектории». Модуль 1: ♦ психофизиология развития; ♦ психология профессионального образования; ♦ проективно-профессиональная педагогика; Модуль 2: ♦ высокие технологии образования; ♦ методика профессионального обучения. Результат: проект «Образовательные и развивающие компетенции» ♦ управление образовательными организациями; ♦ проектирование образовательных стандартов; ♦ профориентация; ♦ технологии проектного обучения; ♦ профконсультирование; ♦ экспертиза и сертификация квалификаций; ♦ мониторинг качества образовательного процесса Результат: форсайт-проекты «Инновации профессионально-педагогического образования»
Инструментальный (интегративный ) блок Профессионально-педагогическая практика
С Экспертная оценка психолого- ^ч
педагогической квалификации ^^^
Рис. Структурно-функциональная модель психолого-педагогической платформы
материалов, необходимы новые образовательные дисциплины и курсы, отвечающие требованиям высокого образования (High Ed).
Основными эвристическим достоинством платформы является ее универсальность, междисциплинарная направленность и технологичность.
В зависимости от овладеваемой профессионально-педагогической квалификации предлагается широкий спектр психолого-педагогических майноров, расширяющих возможности специалистов:
— проектирование профессий будущего;
— онлайн-курсы по самообразованию и саморазвитию;
— проектирование индивидуальных образовательных траекторий;
— технологии когнитивного обучения;
— гуманитарные технологии высокого образования;
— диагностирующий семинар-тренинг и др.
Оправданным представляется изменение логики построения системы профессионально-педагогического образования: переход от конвергенции традиционных форм обучения к сетевой стратегии образования, обеспечивающий формирование педагогов в условиях новой техносреды и виртуальных технологий. Сетевой подход обеспечивает взаимодействие всех форм непрерывного образования: формального, неформального и информального педагогического образования, — а также диверсификацию образовательных маршрутов подготовки педагогов профессионального образования.
Важное значение приобретает способность обучающегося координировать ресурсы формального, неформального и информального образования для проектирования собственного образовательно-профессионального маршрута.
Целевая ориентация Платформы — формирование психолого-педагогической компетентности, развитие многомерных социально-технологических компетенций, саморазвитие и самоактуализация личности обучающихся, а также социально-профессиональной динамичности, прогностических способностей, толерантности к нововведениям, социально-профессиональной мобильности, рефлексивности, сверхнормативной социально-профессиональной активности.
К технологиям реализации психолого-педагогической платформы относятся:
— форсайт-проекты, представляющие прогнозирование профессионального будущего на основе формирования компетенций самообразования, профессионально-личностного развития и самоактуализации когнитивных способностей;
— майноры — технологии расширения профессионально-психологических возможностей личности, формирование социально-професси-
ональной компетентности, развитие профессиональной динамичности, социально-профессиональной мобильности, личностной коммуникации, сверхнормативной активности и др.;
— высокие гуманитарные образовательные технологии — систематизация, соорганизация и упорядочивание групповой деятельности обучаемых на основе активизации когнитивных способностей. К гуманитарным образовательным технологиям относятся: дискуссии и модерация, проектные технологии, кейс-технологии, игровые методы, тренинги, вебинары и др.
Структурно-функциональная композиция Платформы предусматривает альтернативную возможность ее реализации в зависимости от исходного, базового образования и целевой ориентации обучающихся на конкретные виды профессионально-образовательной деятельности: управление образовательными организациями, проектирование образовательных стандартов, профориентация, профконсультирование, экспертиза и сертификация квалификаций и др.
Выбор образовательного маршрута определяется также уровнем осваиваемого профессионального образования: среднего, высшего (бакалавриат, магистратура) и дополнительного.
Важное значение в реализации Платформы принадлежит инструментальному блоку, интегрирующему образовательный контент программ предшествующих ему модулей в процессе педагогической практики, которая может проходить в образовательных организациях, а также специально созданных стажировочных площадках при ресурсных центрах повышения квалификации.
Дискуссионным представляется целесообразность использования Платформы для подготовки мастеров производственного обучения, инструкторов и наставников из числа лиц, имеющих среднее профессиональное образование и преподавателей общетехнических и специальных дисциплин из специалистов с высшим отраслевым образованием.
Возможно, такой канал подготовки педагогов непрерывного профессионального образования является перспективным для высокотехнологических профессий и специальностей.
Внедрение дистанционных форм обучения обусловливает актуальность реализации Платформы путем использования «массовых открытых онлайн курсов» (так называемых МООС) и системы управления индивидуальными образовательными технологиями, а также позволяет осуществлять оценку и сертификацию результатов образования [Конанчук, 2013].
Реализация форсайт-проекта Платформы возможна при условии обеспечения дисциплин модулей учебно-программными материалами и учебными пособиями в электронном формате.
Реализация психолого-педагогической платформы в системе различных форм профессионально-педагогического образования будет существенно расширять профессионально-педагогический потенциал будущих педагогов профессиональной школы, способствовать развитию их социально-профессиональной мобильности, актуализировать формирование ценностно-профессиональной нравственности.
5. Практическая значимость
Развитие многоканальной и многопрофильной подготовки педагогов непрерывного профессионального образования, основанной на сетевом, процессном и проектном подходах, высоких технологиях обучения, позволит существенно повысить его качество.
В статье представлен прогноз вариантов решения этой проблемы, обоснованы пути преодоления стихийного формирования педагогических кадров профессиональной школы. Предложенная блочно-модульная структура содержания образовательного контента и альтернативные маршруты его реализации отвечают запросам (потребностям) современного профессионально-педагогического образования, а реализация психолого-педагогической платформы подготовки педагогов станет фактором опережающего инновационного развития профессионального образования.
Внедрение высоких гуманитарных технологий образования обусловливает необходимость принципиально новой блочно-модульной структуры учебных планов и программ:
— методология учебно-профессиональной деятельности: инвариантные, надпрофессиональные (базовые) дисциплины;
— метапрофессиональная, интегративная подготовка: поливариантные технологические дисциплины;
— профильная подготовка: специальные и отраслевые дисциплины;
— личностно-развивающая подготовка: вариативные и элективные курсы.
Реализация Платформы в дистантном формате обусловливает необходимость разработки образовательных проектов типа EdX либо Coursera.
Приведенная нами психолого-педагогическая Платформа не исчерпывает всех аспектов опережающего развития психолого-педагогического образования. Отдельные положения носят дискуссионный характер, другие — требуют более обстоятельного анализа, третьи — экспертной оценки.
Литература
1. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии : учебное пособие / Г. А. Берулава. — Москва : Издательство МПСИ ; Воронеж : МОДЕК, 2004. — 192 с.
2. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. — Тюмень : Легион-групп, 2005. — 72 с.
3. Зеер Э. Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 10. — С. 15—20.
4. Золотарева Н. М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России / Н. М. Золотарева // Образование и наука. — 2014. — № 5 (114). — С. 14—22.
5. Конанчук Д. С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании / Д. С. Конанчук // Университетское образование: практика и анализ. — 2013. — № 5 (87). — С. 65—73.
6. Профессиональные стандарты : от разработки к применению / В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович // Высшее образование в России. — 2015. — № 4. — С. 5—14.
7. Смирнов И. П. Подготовка «рабочей аристократии» : задача президента / И. П. Смирнов // Казанский педагогический журнал. — 2014. — Т. 103. — Вып. 2. — С. 22—32.
8. ТкаченкоЕ. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ / Е. В. Ткаченко // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 21—31.
9. Potocnik J. European Technology Platforms: Making the Move to Implementation [Electronic resource] / J. Potocnik // Seminar with Industrial Leaders of European Technology Platforms, 16 december. — Brussels, 2005. — Access mode : https:// ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/european-technology-platforms-making-move-implementation
10. Zeer E. F. Technological Platform for Realization of Students' Individual Educational Trajectories in a Vocational School / E. F. Zeer , A. V. Streltsov // IEJME-Mathematics Education. — 2016. — Vol. 11. — Iuss. 4. — P. 2639—2650.
Foresight Project "Psychological and Pedagogical Educational Platform for Teachers of Professional School"
© Zeer Evald Fridrikhovich (2016), Doctor of Psychology, professor, Head of Department, Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Yekaterinburg), evald.zeer@rsvpu.ru. © Symanyuk Elvira Evaldovna (2016), Doctor of Psychology, professor, Head of Department, Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Russia, Yekaterinburg), apy.fmpk@rambler.ru.
The relevance of the research problem is determined by the need of modernisation of the preparation of teachers for continuing education system and expanding their professional activities. One way to solve this problem the authors see in the development of innovative psychological and pedagogical Platform for educational programs for teachers of vocational and further education. The purpose of this article is to develop a
foresight project of variable modular psycho-pedagogical Platform for the implementation of educational programmes that meet the requirements of the professional standard. The methodological basis of the design of the Platform became the conceptual states of professional formation of the personality that defined the panorama of the formation of structural-functional model of the Platform. The leading method of research was the integration of network, process and project approaches. The result of the study was the project of structural-functional model of psychological-pedagogical platform. Its thematic core is the informational and educational content, consisting of four modular substructures: block (invariable), profession-oriented, functional-alternative and instrumental. The Platform model aims to integrate the content of psychological-pedagogical modules for its implementation by educational technologies, ensuring the formation of interdisciplinary (multi-dimensional) competencies, the selection of training activities, development and self-development of students. Science-based foresight project of the Platform, first introduced in the domestic professional pedagogy, can become the basis for a major modernisation of the spontaneously established in the country system of training the teachers of continuing professional education.
Key words: methodology of education; teacher of professional education; psychological and pedagogical platform; educational technologies; multidimensional competences.
References
Berulava, G. A. 2004. Metodologicheskiye osnovy prakticheskoy psikhologii. Moskva: MPSI, Voronezh: MODEK. (In Russ.).
Blinov, V. I., Batrova, O. F., Yesenina, E. Ju., Faktorovich, A. A. 2015. Professionalnyye standarty: ot razrabotki k primeneniyu. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 4: 5—14. (In Russ.).
Konanchuk, D. S. 2013. EdTekh: novaya tekhnologicheskaya platforma v obrazovanii.
Universitetskoye obrazovaniye:praktika i analiz, 5 (87): 65—73. (In Russ.).
Potocnik, J. 2005. European Technology Platforms: Making the Move to Implementation.
Seminar with Industrial Leaders of European Technology Platforms. 16 december. Brussels. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/ en/news/european-technology-platforms-making-move-implementation.
Smirnov, I. P. 2014. Podgotovka «rabochey aristokratii»: zadacha prezidenta. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 103 (2): 22—32. (In Russ.).
Tkachenko, E. V. 2014. Problemy podgotovki rabochikh kadrov v RF. Pedagogika, 6: 21—31. (In Russ.).
Zagvyazinskiy, V. I. 2005. Prakticheskaya metodologiyapedagogicheskogopoiska. Tyumen: Legion-grupp. (In Russ.).
Zeer, E. F. 2016. Tendentsii modernizatsii professionalno-pedagogicheskogo obra-zovaniya. Professionalnoye obrazovaniye. Stolitsa, 10: 15—20. (In Russ.).
Zeer, E. F., Streltsov, A. V. 2016. Technological Platform for Realization of Students' Individual Educational Trajectories in a Vocational School. IEJME-Mathe-maticsEducation, 11 (4): 2639—2650.
Zolotareva, N. M. 2014. Razvitiye sistemy podgotovki kadrov dlya innovatsionnoy eko-nomiki Rossii. Obrazovaniye i nauka, 5 (114): 14—22. (In Russ.).