Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения и учебный процесс'

Индивидуализация обучения и учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения и учебный процесс»

Секция учебно-методическая Подсекция РТФ

*

УДК 62-5(07)

С. С. Гарматюк, Н. Н. Кисель ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ

Предложен опыт использования вычислительной техники в лабораторном практикуме «Электропреобразовательные устройства» кафедры АиРПУ. При допуске к лабораторным работам использована ПЭВМ. Разработаны контро-лирующе-обучающие программы, которые оценивают уровень подготовки студентов и выдают необходимые пояснения. Для допуска к работе студент должен правильно ответить не менее чем на 60% предложенных вопросов. При выполнении лабораторных работ студенты должны ознакомиться с методом автоматизированного проектирования устройств и выполнить натурный эксперимент с использованием средств цифровой и микропроцессорной техники. С этой целью использованы ПЭВМ и микроЭВМ. Разработаны также программы расчета ПЭВМ трансформаторов и выпрямителей. Все необходимые для расчета данные введены в ПЭВМ, что позволяет проводить расчет в диалоговом режиме. В лабораторный стенд встроена микроЭВМ типа МС 1103, в которой блок аналого-цифрового преобразователя обеспечивает возможность измерения и обработки напряжений по семи коммутируемым входным каналам. Программы обработки приведены в описании к лабораторным работам. ЭВМ может работать также в режиме программируемого микрокалькулятора и, в частности, может выполнять статистическую обработку экспериментальных данных. ЭВМ МС 1103 позволяет также производить допусковый контроль измеряемых напряжений и выводить все результаты измерений на ЦПУ. Для обеспечения физической наглядности в лабораторной установке использованы также осциллограф и встроенный стрелочный прибор. Стенд позволяет выполнять четыре работы: «Трансформатор», «Выпрямители и фильтры», «Стабилизаторы», «Конвертор». Описанный лабораторный стенд используется в учебном процессе кафедры уже пять лет. По заказу НПО РОСУЧПРИБОР в 1993/94 г. произведена его модернизация с целью возможного оснащения такими стендами вузов России.

УДК 378.1

В. В. Петренко

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В условиях наступающих рыночных отношений необходим пересмотр концепций и методологий вузовского образования. В этой связи актуальны исследования, направленные на индивидуализацию обучения по дисциплинам

Секция учебно-методическая

с целью развития творческих способностей студентов, позволяющих адаптироваться к особенностям рынка, который требует высокого профессионализма и творческой мысли. Одним из подходов является разработка базового и творческого (целевого) блоков по лекционным, практическим, лабораторным и другим видам учебной дисциплины, обеспечивающих при соответствующем контроле знаний индивидуализацию учебного процесса, повышение мотивации обучения студентов, выполнение требований целевого заказа предприятий и выбранной специализации. Блоки по видам занятий образуют суммарные блоки (базовый и творческий) дисциплины. Базовый блок — стандартный блок, соответствующий типовой рабочей программе, направленный на усвоение типовых разделов учебной дисциплины согласно паспорту специальности и осуществляемый традиционными формами организации учебного процесса. Творческий блок представляет собой «гибкий» интегральный блок, решающий в рамках целевого заказа и выбранного уровня подготовки (индивидуально или для некоторой группы студентов) требуемые задачи ; теоретического, конструкторско-технологического или прикладного характе-

ра. Творческий блок может быть реализован проблемными лекциями, практическими занятиями и семинарами, научно-лабораторными исследованиями, комплексным курсовым и дипломным проектированием по индивидуальным творческим заданиям при соответствующем методологическом и методическом обеспечении. При этом с целью исключения перегрузки студентов, работающих по творческому блоку, корректируется базовый блок. Получены предварительные результаты по проверке концепций к дисциплине «Устройства СВЧ и антенны» (кафедра А и РПУ), показавшие достаточную эффективность принятой методологии.

Подсекция ФАВТ

ББК 74.580.24/29

В. Е. Ланкин, В. Г. Шевелев, В. Д. Сербии

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ ТЕСТОВ

В практике высшей школы много внимания уделяется методике преподавания. Однако наибольшую эффективность методическая работа будет иметь тогда, когда она строится адаптивно к обучаемым. Причем адаптация понимается не как однократное действие, когда к группе обучаемых с определенными склонностями применяется конкретная методика (или методики по выбору), а в динамике, когда по достигнутым результатам можно вновь делить группу или скорректировать методику. В данном докладе предлагается эту работу выполнять с помощью системы тестов. Особенностью в применении предлагаемых тестов является то, что при выборе профессии не только даются рекомендации, какую профессию избрать, но и то, чего же надо достичь, чтобы успешно работать по желаемой профессии. В докладе предлагаются результаты, полученные при тестировании абитуриентов и студентов ТВТУ. Анализ результатов дает возможность выявить у испытуемого способности к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.