Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Секция учебно-методическая Подсекция РТФ
*
УДК 62-5(07)
С. С. Гарматюк, Н. Н. Кисель ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ
Предложен опыт использования вычислительной техники в лабораторном практикуме «Электропреобразовательные устройства» кафедры АиРПУ. При допуске к лабораторным работам использована ПЭВМ. Разработаны контро-лирующе-обучающие программы, которые оценивают уровень подготовки студентов и выдают необходимые пояснения. Для допуска к работе студент должен правильно ответить не менее чем на 60% предложенных вопросов. При выполнении лабораторных работ студенты должны ознакомиться с методом автоматизированного проектирования устройств и выполнить натурный эксперимент с использованием средств цифровой и микропроцессорной техники. С этой целью использованы ПЭВМ и микроЭВМ. Разработаны также программы расчета ПЭВМ трансформаторов и выпрямителей. Все необходимые для расчета данные введены в ПЭВМ, что позволяет проводить расчет в диалоговом режиме. В лабораторный стенд встроена микроЭВМ типа МС 1103, в которой блок аналого-цифрового преобразователя обеспечивает возможность измерения и обработки напряжений по семи коммутируемым входным каналам. Программы обработки приведены в описании к лабораторным работам. ЭВМ может работать также в режиме программируемого микрокалькулятора и, в частности, может выполнять статистическую обработку экспериментальных данных. ЭВМ МС 1103 позволяет также производить допусковый контроль измеряемых напряжений и выводить все результаты измерений на ЦПУ. Для обеспечения физической наглядности в лабораторной установке использованы также осциллограф и встроенный стрелочный прибор. Стенд позволяет выполнять четыре работы: «Трансформатор», «Выпрямители и фильтры», «Стабилизаторы», «Конвертор». Описанный лабораторный стенд используется в учебном процессе кафедры уже пять лет. По заказу НПО РОСУЧПРИБОР в 1993/94 г. произведена его модернизация с целью возможного оснащения такими стендами вузов России.
УДК 378.1
В. В. Петренко
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
В условиях наступающих рыночных отношений необходим пересмотр концепций и методологий вузовского образования. В этой связи актуальны исследования, направленные на индивидуализацию обучения по дисциплинам