Научная статья на тему 'Профессиональный отбор абитуриентов и студентов на основе тестов'

Профессиональный отбор абитуриентов и студентов на основе тестов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный отбор абитуриентов и студентов на основе тестов»

Секция учебно-методическая

с целью развития творческих способностей студентов, позволяющих адаптироваться к особенностям рынка, который требует высокого профессионализма и творческой мысли. Одним из подходов является разработка базового и творческого (целевого) блоков по лекционным, практическим, лабораторным и другим видам учебной дисциплины, обеспечивающих при соответствующем контроле знаний индивидуализацию учебного процесса, повышение мотивации обучения студентов, выполнение требований целевого заказа предприятий и выбранной специализации. Блоки по видам занятий образуют суммарные блоки (базовый и творческий) дисциплины. Базовый блок — стандартный блок, соответствующий типовой рабочей программе, направленный на усвоение типовых разделов учебной дисциплины согласно паспорту специальности и осуществляемый традиционными формами организации учебного процесса. Творческий блок представляет собой «гибкий» интегральный блок, решающий в рамках целевого заказа и выбранного уровня подготовки (индивидуально или для некоторой группы студентов) требуемые задачи л теоретического, конструкторско-технологического или прикладного характе-

ра. Творческий блок может быть реализован проблемными лекциями, практическими занятиями и семинарами, научно-лабораторными исследованиями, комплексным курсовым и дипломным проектированием по индивидуальным творческим заданиям при соответствующем методологическом и методическом обеспечении. При этом с целью исключения перегрузки студентов, работающих по творческому блоку, корректируется базовый блок. Получены предварительные результаты по проверке концепций к дисциплине «Устройства СВЧ и антенны» (кафедра А и РПУ), показавшие достаточную эффективность принятой методологии.

Подсекция ФАВТ

ББК 74.580.24/29

В. Е. Лапкин, В. Г. Шевелев, В. Д. Сербии

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ ТЕСТОВ

В практике высшей школы много внимания уделяется методике преподавания. Однако наибольшую эффективность методическая работа будет иметь тогда, когда она строится адаптивно к обучаемым. Причем адаптация понимается не как однократное действие, когда к группе обучаемых с определенными склонностями применяется конкретная методика (или методики по выбору), а в динамике, когда по достигнутым результатам можно вновь делить группу или скорректировать методику. В данном докладе предлагается эту работу выполнять с помощью системы тестов. Особенностью в применении предлагаемых тестов является то, что при выборе профессии не только даются рекомендации, какую профессию избрать, но и то, чего же надо достичь, чтобы успешно работать по желаемой профессии. В докладе предлагаются результаты, полученные при тестировании абитуриентов и студентов ТВТУ. Анализ результатов дает возможность выявить у испытуемого способности к

индивидуальной работе, к коллективной работе (коллективному творчеству) и сочетание этих двух особенностей. Получение такого рода результатов особенно значимо при подготовке студентов на кафедре экономики, где выпускники готовятся по различным направлениям, ведущим из которых является менеджмент. Предложенная система тестов отличается от раннее известных критериями и новыми количественными мерами, которые учитывают отмеченные особенности. По дидактическому материалу тестов в настоящее время разрабатывается специальная программная оболочка, которая позволяет автоматизировать процесс тестирования и накопления данных. В дальнейшем по этим данным авторы предполагают совершенствовать программы, методы обучения и другие виды деятельности, направленные на повышение качества подготовки специалистов по экономике.

ББК 65(07)

В. М. Петров

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА СФПК ТРТУ

В докладе проведен краткий анализ опыта, накопленного СФПК ТРТУ за 2 гбда подготовки специалистов с квалификацией «экономист». На основе этого анализа автором сделаны некоторые выводы, обобщения и выработаны рекомендации по совершенствованию методики преподавания. Предлагается 2 направления совершенствования работы на СФПК.

1. Организационное (отражает работу деканата, координацию работы между деканатом и кафедрой).

2. Собственно методическое (содержание курсов, методика чтения лекций, проведение практических занятий и т. д.).

Дается анализ учебного плана и рекомендации по его улучшению с учетом жесткости временных рамок и большим объемом подаваемого материала.

Указана необходимость заимствования опыта преподавания экономических дисциплин в ведущих специализированных вузах России, а также зарубежных стран.

В докладе даны конкретные предложения, реализация которых может существенно улучшить работу СФПК, облегчить слушателям процесс усвоения знаний и повысить уровень квалификации выпускаемых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.