__ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ^УСЛОВИЯХ^ВЕДЕНИЯФГОС__
Лихачева Татьяна Юрьевна
учитель английского языка ГБОУ Школа №64 г. Москва
J V.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ АЛГОРИТМА УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ
Л__________________________________________г
Аннотация. В статье автором предлагаются варианты ответа на вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?». В качестве примера описывается методика, основанная на использовании смысловых ассоциаций, приводятся примеры ассоциограмм; описываются этапы работы с аудиотекстами.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, ассоциограмма, работа с аудиотекстами.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в том, как понимать личность, где искать источники ее развития. В основе подхода лежит признание индивидуальности, самооценки каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым опытом [1,6].
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. На мой взгляд, к таким ключевым проблемам относятся:
• как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
• как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта. Но, есть вопрос вопросов: «Как работать
на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» В учении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психических особенностей ученика. Но как же обеспечить индивидуализацию урока? В каждом конкретном случае это будет по-разному, но вот несколько возможных вариантов:
• при планировании темы отобрать те проблемы, которые наиболее актуальны для данной группы и соответствуют уровню понимания и знаний учащихся;
• использовать задания открытого типа, высокого уровня проблемности, т.е. такие, где есть возможность выра-
зить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечить столкновение мнений, дискуссию;
• использовать различный жизненный опыт учащихся, их интересы и увлечения при организации обсуждения, возможно, планируя опрос под конкретных учеников;
• использовать индивидуальные домашние задания, давая возможность ученикам проявить себя наилучшим образом, раскрыть свои знания, поделиться опытом, и даже возможно удивить своих товарищей;
• учитывать социальный статус различных учеников и корректировать взаимодействие учащихся в том случае, если поведенческие модели формируют определенные комплексы как у самого ученика, так и всей группы по отношению к нему;
• учитывать реальный уровень обученности по предмету, сформированность речевых и языковых навыков;
• выбирать дополнительные средства обучения, отвечающие реальным возможностям и потребностям учеников;
• использовать различные режимы и формы работы на уроке, обращая внимание на формирование групп/ пар, распределение ролей и т.д.
Ведущим принципом обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации, суть которого состоит в том, что тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, мы одновременно тренируем и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке английского языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков [5]. Я привела только некоторые приемы, которые использую для учета индивидуальных особенностей учеников, для поощрения и формирования самостоятельности и творчества, создания на уроках атмосферы общения.
Особенно важно на уроке иностранного языка заинтересовать учащихся в теме урока, поэтому новую
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
тему можно начинать с ассоциограммы. Тем самым можно вовлечь каждого ученика в тему урока и учесть его интересы в этой теме. Обычно у ребят вызывает оживление перевод слов, предложенных ими, что, как следствие, обеспечивает их лучшее запоминание. Так ребята имеют возможность наиболее полно выразить свою индивидуальность. Дети называют эти ассоциограммы «ежиками», потому что они напоминают по своему виду ежей. На рис. 1 - пример ассоци-ограммы «ежик».
Рис. 1. Ассоциограмма «ежик»
В центре стоит ключевое (главное) слово, в данном случае «Моя родина».
Вокруг ключевого слова записываются все слова, которые ассоциируются у учащихся с главным словом. Потом учащиеся образуют предложения с этими словами. Такие ассоциограммы помогают детям при составлении рассказа по данной теме, а также служат опорной схемой при ответе. Очень важным является то, что каждый ученик из этой ассоциограммы может выбрать то, что соответствует его мнению, личному опыту, убеждениям и выбросить то, что он считает лишним. В ассоциограмму могут вписываться не только отдельные слова, но и их сочетания, и даже целые предложения. Составление таких ассо-циограмм тренирует память учащихся. Кроме того, по мнению психологов, информация, поданная учащимся в таком виде (обведенная овалом, или кругом, в центре главное, второстепенное вокруг главного) лучше запоминается и сохраняется у них в памяти более длительное время, чем если бы ученик просто прочитал текст, а потом составил бы план. Я начинаю вводить ассоциограммы уже в 3-м классе. Сначала это маленькие «Ежики» по темам: «Моя семья», «Мой друг», «Мой город», «Погода». Такие ассоциограммы или графические схемы-опоры используются для отработки языкового и речевого материала. В старших классах схемы становятся все более объемными, но учащимся уже легко с ними работать и всегда интересно (рис.2).
Рис. 2. Ассоциограмма в старших классах
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
37
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
При работе с аудиотекстами я использую три этапа: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания [4].
В первый этап входит обсуждение вопросов и утверждений до прослушивания. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимание на прецизионные слова, которые иначе могут ускользнуть от внимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения и смогут вызвать заинтересованность всех учащихся.
Например, «A disappointed alien» (Разочарованный пришелец).
• Кого мы называем пришельцами?
• Вы верите в возможность контактов с иными космическими цивилизациями?
• Вы рассматриваете пришельцев из космоса как угрозу нашей цивилизации?
• Почему текст имеет такое название?
Во второй этап входит догадка по заголовку, новым словам и возможным иллюстрациям. Например, название текста «Fast Food». Как вы думаете о чем пойдет речь? Небольшой список слов значительно сужает круг проблем:
• Ритм жизни - pace of life.
• Перекусить на бегу - to grab a quick snack.
• Увеличить срок хранения - to prolong the shelf life.
• Способствовать развитию болезней - to induce diseases.
• Ожирение - obesity.
Третий этап - это краткое изложение основной темы учителем, и введение в проблематику текста. В ходе беседы нужно выявить, что учащиеся знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить.
Далее - это этап собственно слушания текста.
Например, можно использовать следующие задания:
• прослушать текст и вставить пропущенные слова в следующих предложениях;
• прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались; закончить следующие предложения и др.
Последний этап - послетекстовый. Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.
Важную роль на уроке английского языка играет чтение. Здесь учащемуся не приходится преодолевать важный психологический барьер - необходимость приспособления к речи учителя или партнера. Ученик сам может выбрать посильный темп работы, замедляя или ускоряя его. Это развивает его самостоятельность и позволяет использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Примерные упражнения и задания:
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что...
3. Охарактеризовать.
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Взять за основу ситуацию текста и написать собственный текст в другом жанре. К примеру, после окончания работы над текстом на экологическую тему, предлагаю задание: «Представьте, что вы и ваши друзья образовали общество по охране окружающей среды. Что вы будете делать? Какой ваш план?» или «Что вы можете сделать, чтобы помочь своему городу, району, школе?» (и предлагается учащемуся список слов, фраз по теме). Думаете ли вы, что эти советы помогут? Какие из них наиболее важные? Что бы вы добавили? В ходе такой беседы нет правильных ответов, просто есть разные позиции и точки зрения.
8. Составление карт-схем, используемых для подготовки к написанию письменных работ по определенной теме.
Огромную роль по формированию у каждого ученика персонального познавательного стиля, для развития у него таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность и самоорганизация играет метод проектов [3]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве и развитие критического мышления [2]. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использованием различных приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники. Проект позволяет учащемуся наиболее полно реализовать свои интересы, предпочтения и создает ситуацию успеха для любого ребенка. Я начинаю использовать метод проектов уже с 4 класса. Проекты на иностранных языках очень часто носят межпредметный характер, тем самым пробуждают интерес не только к иностранному языку, но и к истории, географии, биологии, экономике и т.п.
Литература
1. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4. С.39-49.
2. Бухтенкова И. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.8-10.
3. Канева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.56-58.
4. Лихачева Т. Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.68-71.
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006.
6. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-68.
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014