Научная статья на тему 'Роль репрезентативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста'

Роль репрезентативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКА РАБОТЫ С АУДИОТЕКСТОМ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LISTENING / REPRESENTATIVE SYSTEM / METHODS OF WORKING WITH AUDIO TEXTS / SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартош Д. К., Геращенко Т. Б.

В статье рассмотрены вопросы обучения восприятию и осмыслению иноязычных аудиотекстов с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Авторами предложена система упражнений, способствующих успешному аудированию и формирующих умения и навыки речевой деятельности школьников на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the perception of student learning and comprehension of foreign languages audio texts with regard to their psycho-physiological characteristics. The authors have proposed a system of exercises that contribute to forming a successful listening and verbal skills of students in foreign language.

Текст научной работы на тему «Роль репрезентативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста»

-------\

12

Актуальные проблемы педагогики

Д.К. Бартош, Т.Б. Геращенко

Роль репрезентативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста

В статье рассмотрены вопросы обучения восприятию и осмыслению иноязычных аудиотекстов с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Авторами предложена система упражнений, способствующих успешному аудированию и формирующих умения и навыки речевой деятельности школьников на иностранном языке.

Ключевые слова: аудирование, репрезентативная система, методика работы с аудиотекстом, речевая деятельность.

В обучении аудированию большую роль играют психофизиологические особенности учащихся. Репрезентативной системой называют преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Существуют три типа репрезентативных систем: опирающаяся на комбинацию зрительных образов - визуальная, на звуковые образы -аудиальная, на тактильные ощущения - кинестетическая.

На основе изучения и анализа методической, психологической и лингвистической литературы по теме исследования с учетом психологических особенностей получения и осмысления звуковой информации при обучении аудированию (Л.С. Выготский, Л.Д. Столяренко, М.М. Кольцова, А. А. Леонтьев, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин и др.), а также методической практики обучения аудированию в школе в контексте личностно ориентированного подхода (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.А. Колесникова, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, И.С. Якиманская) нами были разработаны приемы обучения аудированию с опорой на репрезентативную систему учащегося, базирующиеся на системе упражнений, которая учитывает

особенности функционирования речевых механизмов этого вида деятельности и психофизиологические особенности учащихся.

Процессы осмысления, удержания в памяти и прогнозирования речи неразрывно связаны друг с другом и служат единым механизмом составления слов из элементов и фраз из слов. Таким образом, речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного механизма психической деятельности человека, который включает:

1) речевой слух - способность слышать, анализировать и различать фонемы или смыслоразличительные звуки языка, узнавать звуки разной высоты и тембра, определять мелодику и темп, слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, распознавать словосочетания и слова, синтаксическую структуру фразы;

2) память (кратковременная и долговременная) - умение удерживать последовательность звуков, морфем, слов и воспринимать речевое сообщение без потери всего многообразия информации;

3) вероятностное прогнозирование - умение различать значимые элементы слов, антиципация морфологического и синтаксического строения фразы;

4) артикулирование - развитие умений проговаривать вслед за аудиозаписью или внутреннее проговаривание.

Успех смыслового восприятия аудиотекста непосредственно зависит от функционирования всех психофизиологических механизмов в совокупности. При восприятии развернутого речевого высказывания текст как единое целое воссоздается в сознании человека из последовательно сменяющих друг друга фрагментов воспринимаемой речи. По А. А. Леонтьеву, «понимание текста - это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления» [3, с. 141].

Аудирование - это процесс активной речемыслительной деятельности, результатом которого является понимание и осмысление устной речи, понимание и формирование ответного речевого или неречевого действия. Приобретение умений аудирования позволяет учащимся внимательно вслушиваться в звучащую речь с целью получения навыков предосмыс-ления содержания высказывания и, таким образом, воспитания и проявления культуры слушания речи.

Репрезентативная система - совокупность элементов, позволяющих представить в психике необходимую информацию, поступающую по определенным каналам восприятия. Поэтому люди различаются своими репрезентативными системами по характеру доминирующей модальности [4]: визуальная система опирается на зрительные образы, используется внешним образом, когда информация воспринимается из внешнего мира, и внутренним - когда происходит визуализация; аудиальная

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

система основывается на слуховых образах через внешнее (восприятие звуков) и внутреннее (воспроизведение) воздействие; кинестетическая система основана на ощущениях, где внешняя кинестетика - это тактильные ощущения, а внутренняя - вспоминаемые чувства, эмоции и пропри-оцептивные ощущения (баланс и осознание состояния тела).

Например, при восприятии аудиотекста, в основном, используется слуховой анализатор через аудиальную систему, а при восприятии видеотекста - слуховой и зрительный анализатор, что означает использование двух систем (аудиальной и визуальной) одновременно. Например, при обучении иностранного языку в школе при аудировании ведущей системой является аудиальная. Естественно, исходя из вышесказанного, считается, что аудирование у учеников с доминирующей аудиальной репрезентативной системой будет более успешным, чем у остальных. Если у учащихся доминирует визуальная или кинестетическая репрезентативная система, то им будет сложнее воспринимать и обрабатывать информацию.

Следовательно, логично разрабатывать и использовать при обучении комплекс специальных упражнений на тренировку и развитие аудиаль-ной ведущей и доминирующей репрезентативной системы с целью развития умений понимать аудиотекст с опорой на репрезентативную систему личности обучающегося.

Обучение аудированию предполагает постепенное формирование у учеников соответствующих навыков и умений на различных этапах и определяет свои особенности, обусловленные психофизиологической природой аудирования и условиями образовательный среды. Как мы уже отмечали, восприятие задействует психофизиологические механизмы и зависит от степени их развитости и сформированности навыков и умений аудирования. Формирование психофизиологических механизмов осуществляется при выполнении различных подготовительных и речевых упражнений [2]. Мы выделяем и даем краткую характеристику следующим видам упражнений.

1. Подготовительные упражнения (до прослушивания текста) имеют цель снять трудности лингвистического и психологического характера и облегчения восприятия содержания аудиотекста. Они сочетают простые операции со сложными умственными действиями, знакомый и незнакомый материал, постепенно увеличивающий языковые трудности, а также развивают творческие возможности учащихся и концентрируют внимание учеников [2, с. 235].

2. Особенность речевых упражнений заключается в их максимальном приближении к реальному речевому общению. Они обучают определять

наиболее важные факты речевого сообщения; устранять сложности в понимании, членить текст на смысловые куски и определять основную мысль каждого из них, удерживая в памяти даты, имена собственные, названия, цифровые данные и др. Они оказывают помощь в создании условий для восприятия и имитируют реальное речевое общение [1, с. 183].

3. Контролирующие упражнения ориентируют на понимание текста. Они определяются как разноуровневые.

Учет доминирующей репрезентативной системы личности обучающегося играет особенную роль в системе упражнений обучения аудированию. Следовательно, для каждого из вышеперечисленных видов упражнений необходимо сформулировать такие задания, которые бы учитывали определяющую составляюшую в репрезентативной системе каждого учащегося.

На наш взгляд, для визуалов целесообразно использовать зрительные опоры - иллюстрации, а кинестетикам предложить обучение через участие в действии.

Для учеников с доминирующей визуальной репрезентативной системой мы предлагаем следующие задания: Прослушайте и запишите звуки, составьте слова из данных звуков, прочитайте вслух; Прослушайте и повторите слова вслед за диктором со зрительной опорой; Прослушайте слова и найдите каждое из них в графическом ключе; Прослушайте и запишите те слова, которые рифмуются; В предложенном списке близких по звучанию слов отметьте те, которые услышали и т.д.

Для учеников с доминирующей кинестетической репрезентативной системой предлагаем следующие задания: Во время прослушивания слов поднять карточку, когда услышите определенный звук (слово по данной теме); Слушайте диктора и выполняйте то, что он говорит (пантомима); Выполняйте определенные действия и одновременно произносите вслух, что за действия вы выполняете; Выполняйте действия, которые называет диктор (глаголы), потом назовите эти действия в правильном порядке (по Дж. Миллеру количество действий должно быть больше 9); Прослушивая текст, делайте к нему схематичные рисунки. По этим рисункам перескажите текст.

Здесь стоит уточнить, что данные системы упражнений выполняет вся группа, а не только те ученики, на доминирующую репрезентативную систему которых они рассчитаны. Тем самым обеспечивается тренировка всех репрезентативных систем обучающихся. Чем лучше развиты все каналы восприятия и репрезентативные системы обучающихся, тем успешнее будет восприниматься и обрабатываться информация.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Предложенная система упражнений была проверена в ходе обучения аудированию с учетом доминирующей репрезентативной системы личности обучающихся в средней общеобразовательной школе на средней ступени обучения в 7 классе, в котором на изучение второго иностранного языка отводится два часа в неделю. Нами использовался материал из учебника Themen Aktuell 1 и других аутентичных немецких текстов, взятых с сайта YouTube. Процесс обучения состоял из контрольного среза на констатирующем этапе, обучающего или формирующего эксперимента и результативного среза.

В процессе обучения перед нами стояла задача установить, является ли эффективной предложенная система упражнений с учетом функционирования речевых механизмов данного вида речевой деятельности и доминирующей репрезентативной системы личности обучающегося.

Экспериментальная группа включала 23 ученика, 7 из них имели оценку «отлично», 13 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно». Смешанные репрезентативные системы доминировали. Больше всего оказались развиты визуальная и кинестетическая репрезентативные системы. Из этого следует, что особое внимание при обучении аудированию в этой группе нам предстояло уделять таким упражнениям, которые бы учитывали особенности визуальной и кинестетической репрезентативных систем учащихся.

Продемонстрируем фрагмент одного из уроков. В нем представлена методика работы с аудиотекстом, которая состоит из 3 частей: «до прослушивания» - подготовительные упражнения; «во время прослушивания» - само аудирование; «после прослушивания» - контролирующие упражнения.

На этапе «до прослушивания» ученики выполняют специальные задания, развивающие память и речевой слух, читают текст-экспозицию, обсуждают заглавие - это обеспечивает предугадывание темы или основной мысли, активизируется внимание и мыслительная деятельность учеников. Они включают следующие задания.

1. Sprecht die Satze im schnellen Tempo nach.

Heute habe ich Mathe. Heute habe ich Mathe und Deutsch. Heute habe ich Mathe, Deutsch undBiologie... и т.д.

2. Hort die Satze und sprecht die Satze nach. Hebt das rote Kartchen, wenn ihr einen Satz mit negativer Bedeutung hort.

Das macht mir keinen Spafi. Das ist toll. Das mag ich. Das ist langweilig. Das ist nicht interessant. Das ist ganz ok.и т.д.

3. Далее обсуждается иллюстрация и заглавие к тексту «Ein Interview mit Michael: Mein Tagesablauf»; задаются вопросы следующего характера:

Wer ist Michael? 1st er ein Kind oder ein Erwachsener? 1st Michael ein Student, nein? Warum dann meint ihr, dassMichael ein Schuler ist?

4. Вниманию учеников предлагаются слова, записанные на доске -предметы, которые изучает Михаэль: Lest ihr die Worter und ratet, in welcher Klasse Michael ist. Для формулировки ответа на доске написаны клише: Ich vermute, dass... Ich glaube, dass... Ich bin der Meinung, dass...

5. Для развития речевого слуха выполняется следующее упражнение: Hort die Laute und stellt die Worter aus den genannten Lauten zusammen. Lest diese Worter vor.

a) k, i, m, s, u: ; b) t, e, d, s, h, u, c: ; c) t, h, m, e, a: ; d) i, s, l, c, e, g, h, n: ; e) t, r, o, s, p: ; f) l, i, b, o, o, e, g, i:

6. Ученикам предъявляется текст-экспозиция: In diesem Interview erzahlt Michael von seinem Tagesablauf. Wie alle Schuler mag er einige Facher und andere nicht. Hort den Text und vergleicht Michaels Meinung mit eurem Eigenen.

Далее следует этап «во время прослушивания» и непосредственное предъявление ученикам аудиотекста. Аудиотекст предъявлялся два раза. Первый раз - для общего понимания, второй - для детального. Во время предъявления аудиотекста у учащихся должно формироваться умение преодолевать трудности восприятия (если существуют определенные помехи для восприятия в виде шума, звуков музыки или пр.) и одновременно понимать смысловое содержание звучащей речи.

На этапе «после прослушивания» выполняются упражнения к прослушанному тексту:

1) с разной глубиной понимания, например: Was macht heute Michael? Или Um wie viel Uhr geht Michael in die Schule und wann geht er nach Hause? Или Was macht Michael heute Abend?;

2) нахождение решения проблемы, поставленной текстом-экспозицией;

3) выражение своего отношения к аудиотексту.

Предложенные упражнения не только направлены на развитие механизма памяти и речевого слуха, но и хорошо подходят для визуалов и для кинестетиков, т.к. сочетают в себе задания, учитывающие визуальную и кинестетическую репрезентативную систему.

Таким образом, при составлении упражнений нами были учтены репрезентативные системы всех учащихся, которые влияют на специфику развития речевых механизмов аудирования.

По окончании исследования мы получили следующие результаты понимания аудиотекста от общего числа учащихся в группе: аудиалы -90,5%, аудиалы-визуалы - 88%, кинестетики-аудиалы - 88,5%, визуалы -85,5%, кинестетики - 85%, визуалы-кинестетики - 87%. Эти результаты

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

показали значительное улучшение восприятия аудиотекста у учащихся и подтвердили значимость и эффективность использованной системы упражнений в процессе обучения аудированию.

Таким образом, разработанная нами система упражнений обеспечила успешное овладение навыками и умениями аудирования и подтвердила предположение, что обучение аудированию будет успешным, если в процессе обучения используется система упражнений, разработанных с учетом специфики функционирования речевых механизмов аудирования и доминирующих репрезентативных систем учащихся.

Обучение аудированию предполагает постепенное развитие навыков и умений аудирования и определяется особенностями, обусловленными психофизиологической природой этого вида речевой деятельности. Поэтому при обучении аудированию важно использовать такие упражнения, которые были бы направлены на развитие речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования и артикуляции. Это касается развития умений понимать содержание речевого сообщения и соотносить его со сказанным ранее, прогнозировать замысел говорящего, определять тему и главную мысль речевого сообщения, разделять и обобщать главные и второстепенные факты, выражать свое отношение, обобщать и делать выводы. Также при обучении аудированию необходимо учитывать и индивидуальные психологические особенности учащихся, а именно их репрезентативные системы.

Содержание обучения аудированию, обеспечивающее его адекватность личностно ориентированной парадигмы образования и воспитания, должно:

а) соответствовать возможностям и отвечать интересам и потребностям учащихся, приобщая их к культуре и своей страны, и стран изучаемого языка, а также быть аутентичным и способствовать социализации учащихся;

б) опираться на личный опыт, эмоции и чувства учащихся; развивать критическое мышление и побуждать к выражению собственного мнения;

в) предусматривать проблемную подачу информации, побуждая учащихся к размышлениям, самостоятельным выводам и обобщениям;

г) способствовать саморазвитию и самообразованию, рефлексии; содействовать самореализации учащихся.

Библиографический список

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., 2009.

2. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2003.

4. Психологос: Энциклопедия прикладной психологии. ЦКЪ: htth://www.psi-chologos.ru/ (дата обращения: 14.03.2012).

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.