_Аннотация
Статья посвящена реализации в АПК системы индикативного планирования, которая представлена на региональном уровне целевыми программами, обеспечивающими повышение эффективности отдельных отраслей сельского хозяйства. Рассмотрены основные направления программы развития сельского хозяйства в Орловской области.
Ключевые слова: индикативное планирование, система индикаторов, целевые программы, региональный АПК, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товаропроизводители
Страшко И.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК, Орловский государственный аграрный университет [email protected]
сельскохозяйственное планирование
в орловской области
индикативное планирование в региональном апк
Планирование сельского хозяйства, как и других сфер материального производства, является неотъемлемой составной частью организации любой целенаправленной деятельности вне зависимости от действующей социально-экономической системы. Представляя собою специфическую функцию управления, планирование предназначено для определения целей и действий по их реализации, рассчитанных на конкретный период. Необходимость планирования сельскохозяйственного производства связана, прежде всего:
- с ответственностью государства за продовольственное обеспечение населения, формирование наиболее целесообразных межотраслевых и внутриотраслевых пропорций;
- усилением роли инновационного процесса в создании эффективного производства;
- происходящим усложнением экономических связей и технологических решений;
- цикличностью экономического развития и зависимостью сельского хозяйства от природных факторов;
- возрастающим влиянием экономических результатов деятель-
оссийское предпринимательство, 2010, № 3 (1)
ности на социальное положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Два направления планирования
Индикативному планированию в современных условиях отводится особая роль - обоснование стратегии развития, ориентация деятельности товаропроизводителей. Инструментами индикативного планирования являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы-прогнозы, носящие рекомендательный характер (1).
Система планирования состоит из двух взаимосвязанных направлений. Первое - государственное региональное индикативное планирование. Оно включает прогнозы, программы, экономические оценки на федеральном и региональном уровнях. Второе - хозяйственное планирование, состоящее из программ, прогнозов и планов, направленных на эффективное функционирование конкретной организации. В этой связи представляет определенный интерес опыт Орловской области в реализации системы индикативного планирования, включающей в себя:
- подпрограммы приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
- региональные целевые программы в аграрном секторе.
Национальный проект и «Развитие АПК» на территории Орловской области
Национальный проект «Развитие АПК» являлся начальной ступенью
в реализации масштабной государственной поддержки отрасли. В продолжение нацпроекта была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг.» (5).
В связи с реализацией государственной программы была разработана областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (2). Она является логическим продолжением реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на территории Орловской области (4). Основными факторами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- индикативное планирование развития АПК;
- совершенствование и отработка механизмов применения индика-
инструментами индикативного планирования являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы-прогнозы, носящие рекомендательный характер
региональная экономика
тивных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сфере сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях;
- согласованность действий всех субъектов, участвующих в реализации мероприятий, своевременном обеспечении и эффективном использовании финансовых, материально-технических ресурсов и расходных материалов.
Основные направления областной программы
Среди основных направлений развития областной целевой программы можно выделить следующие:
- устойчивое развитие сельских территорий (объем финансирования по данному направлению за 2008-2012 годы составит 3 млрд рублей);
- создание условий для функционирования сельского хозяйства (0,9 млрд рублей);
- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства (1 млрд рублей);
- достижение устойчивости сельского хозяйства (0,8 млрд рублей).
...процесс планирования должны осуществлять плановые отделы структурных подразделений АПК
Реализация мероприятий областной целевой программы позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферу, повысить уровень социального обеспечения и благосостояния сельского населения, престижность сельского уклада жизни, улучшить демографическую ситуацию на селе. Основные ожидаемые результаты реализации областной целевой программы следующие:
- увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в 2012 году на 56% по отношению к 2006 году;
- достижение среднего уровня рентабельности по отрасли 15%;
- строительство и приобретение 162 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности;
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство за 2008-2012 годы в размере 21 млрд рублей (2). Реализация намеченных в целевых программах мероприятий в региональном АПК будет связана:
- с использованием инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- обеспечением техническими средствами сельскохозяйственных отраслей;
- рациональным сочетанием крупного, среднего и мелкотоварного производства и т.д.
Проблема разработки эффективной системы планирования в региональном АПК связана с созданием организационных, методологических, кадровых и информационных предпосылок. Среди основных направлений следует выделить:
- обучение персонала сельскохозяйственных организаций вопро-
российское предпринимательство, 2010, № 3 (1)
сам планирования и бизнес-планирования и механизма выбора адекватной стратегии;
- развитие сети информационно-консультационных служб, в которых сельскохозяйственный предприниматель мог бы получить необходимую консультацию по разработке бизнес-планов;
- создание в структуре управления регионального АПК специальных подразделений, занимающихся вопросами стратегического планирования, которые будут контролировать и координировать работу структурных подразделений нижестоящих управленческих подразделений.
Приоритет индикативного подхода в планировании
По-нашему мнению, процесс планирования должны осуществлять плановые отделы структурных подразделений АПК. В этом случае в соответствующих структурах регионального АПК необходимо создать отделы или центры прогнозирования и стратегического планирования, которые будут координировать плановую работу нижестоящих структур регионального АПК. При этом необходимо четко определить круг решаемых ими вопросов и задач, исключить дублирование их функций.
Необходимо менять подходы к региональному планированию развития АПК и сельского хозяйства, как основной составной его части, а это в первую очередь предусматривает решение методологических проблем. В основу современной методологии должны быть заложены концепция индикативного планирования и задача повы-
в основу современной методологии должны быть заложены концепция индикативного планирования и задача повышения эффективности внутрихозяйственного планирования
шения эффективности внутрихозяйственного планирования. В рамках административного района, который является первичной низовой социально-экономической единицей районирования, необходимо формирование новых подходов к планированию предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому в части планирования приоритетное значение на данном уровне приобретает индикативное планирование (3). Приоритет индикативного подхода заключается в том, что сельскохозяйственная сфера районного контура в этом случае представляет собой сумму производственных показателей сельскохозяйственных предпринимателей различных организационно-правовых форм хозяйствования, с учетом связей по межхозяйственной кооперации. Таким образом, планирование ведется от уровня отдельного хозяйства. При этом обосновываются основные технико-экономические показатели развития на перспективу, проводятся балан-
ЛОС
региональная экономика
.планирование ведется от уровня отдельного хозяйства
совые увязки между отраслями и вспомогательными производствами. Кроме того, определяется выход валовой и товарной продукции; учитывается эффективность и конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции.
Литература
1. Винничек Л., Харитонова Т. Индикативное планирование - элемент государственного регулирования регионального АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - №5. - С. 30-31.
2. Закон Орловской области от 06.12.2007. № 731-03 «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирова-
ние рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
3. Мазлоев В.З., Кантемирова М.Э. Организация индикативного планирования в аграрном секторе на разных уровнях управления (на примере Республики Северная Осетия - Алания). // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 5. - С. 12-15.
4. Портал Орловской области. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.adm.orel.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07. 2007. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг.».
Strashko I.V.
Cand. of Econ. Sci., Associate professor, Chair of Organization of Enterprise Activity and Management in Agrarian and Industrial Complex, Orel State Agrarian University
Indicative Planning in the Regional Agricultural and Industrial Complex (AIC)
_Abstract
The article is devoted to implementing the agricultural system of indicative planning, which is presented at the regional level by the programs that provide increased efficiency of individual branches of agriculture. The author considers the main directions of the agricultural development program in the Orel Region.
Keywords: indicative planning, system of indicators, targeted programs, regional agricultural and industrial complex (AIC), agriculture, agricultural producers
российское предпринимательство, 2010, № 3 (1)
Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.