Развитие АПК
7 (100) - 2009
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
и.В. СТРАшко, кандидат экономических наук, доцент орловский государственный аграрный университет
Более чем десятилетний период отрицания планирования как одной из функций управления экономикой подошел к концу. Все больше государственных и хозяйственных структур используют в своей деятельности составление прогнозов, программ и планов, носящих стратегический характер. Не остаются в стороне и регионы, в которых осознана необходимость в организации эффективной системы планирования.
В этой связи представляет определенный интерес опыт Орловской области в реализации системы программно-целевого планирования, включающей в себя подпрограммы приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и региональные целевые программы в аграрном секторе.
Решение стоящих перед региональным АПК проблем и создание тем самым условий для дальнейшего роста и развития возможно только на основе стратегического планирования и управления, позволяющих эффективно использовать имеющиеся производственные и финансовые ресурсы, сконцентрировав их на приоритетных направлениях.
В Орловской области была разработана Концепция развития агропромышленного комплекса региона на период 2000—2010 гг. (далее — Концепция), представляющая собой систему основополагающих принципов, научно обоснованных подходов и определение приоритетов в функционировании АПК, выявленных на основе реальных возможностей национальной и региональной экономики, достижений научно-технического прогресса, инновационного потенциала региона.
Основной целью Концепции является обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение экономической эффективности АПК, улучшение качества жизни на селе.
В рамках данной Концепции были разработаны и реализуются областные целевые комплексные программы «Белок», «Сахар», региональная программа «Масличные культуры». Так, целью программы «Белок» является обеспечение населения региона сбалансированной по медицинским нормам белоксодержащей продукцией животного и растительного происхождения в широком ассортименте. Реализация программы к 2010 г. должна обеспечить увеличение прибыли сельскохозяйственного производства до уровня 4,3 млрд руб.
Областная целевая программа «Сахар» на 2003—2010 гг. направлена на повышение экономической эффективности производства сахарной свеклы, инвестиционной привлекательности зон свеклосеяния, увеличение производства сахара. Региональная программа «Масличные культуры» на 2005—2010 гг. направлена на повышение экономической эффективности производства масличных культур, инвестиционной привлекательности зон возделывания масличных культур, увеличение производства растительного масла [3].
Ключевое место в реализации данных целевых региональных программ отводится государству. Приоритетная роль государственного регулирования не умаляет значения рыночной саморегуляции инновационной деятельности.
В Орловской области программой национального проекта «Развитие АПК» предусматривалось увеличение за 2006—2007 гг. объемов производства молока на 12 %, мяса крупного рогатого скота — на 10 %, мяса свиней — на 76 % [2].
За 2006—2007 гг. финансовое обеспечение программных мероприятий составило 776,7 млрд руб., в том числе 30,8 млрд руб. направлено из регионального бюджета, 285,2 млрд руб. — из федерального бюджета.
В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» по программе «Ускоренное развитие животноводства» в Министерство сельского хозяйства РФ Орловская область представила 31 проект, в том числе 13 — по молочному скотоводству, 3 — по откорму КРС, 14 — по свиноводству и 1 — по птицеводству на сумму 9,4 млрд руб.
В Орловской области два крупных московских агрохолдинга реализуют два проекта по строительству крупных свиноводческих комплексов: ООО «Змиевка» — ЗАО «АМС-Агро», и ООО «Знаменский селекционно-гибридный центр» — ЗАО АВК «Эксима».
Московский агрохолдинг ЗАО «АМС-Агро» в 2006—2008 гг. осуществляет строительство свинокомплекса на 32 тыс. скотомест, 48 тыс. голов свиней. Для реализации проекта заявлена сумма 501,4 млн руб. В 2006 г. заключен кредитный договор с ОАО «Россельхозбанк» на сумму 291,3 млн руб. — 1-й этап строительства, в 2007 г. оформлен кредитный договор в сумме 210,1 млн руб. — 2-й этап строительства.
В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» агрохолдинг ЗАО АВК «Эксима», в состав которого входит «Микояновский мясоперерабатывающий комбинат», создает межрегиональный проект по выращиванию 1 млн голов товарных свиней в год в Орловской области ООО «Знаменский селекционно-гибридный центр». В рамках данного проекта станет возможным ежегодно получать до 100 тыс. т свинины, что полностью обеспечит потребности мясоперерабатывающих производств АВК «Эксима» и сформирует значительный ресурс мяса для товарных поставок внутри России.
Начата реализация крупного инвестиционного проекта — строительство свинокомплекса на 100 тыс. голов и комплекса по откорму крупного рогатого скота на 10 тыс. голов инвестиционной компанией ООО «Агрофест-Орел», а также птицефабрики, рассчитанной на производство 70 тыс. т мяса птицы в год — ЗАО «Орловский лидер».
В рамках реализации национального проекта была также разработана Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области в 2007— 2010 гг.», общий объем финансирования которой составил 371,5 млн руб. Программой предусмотрено создание 140 сельскохозяйственных потребкоопе-ративов, прирост объемов сельскохозяйственной продукции составит 22 % к 2010 г., прирост среднегодового дохода сельских жителей не менее 80 тыс. руб. в год на человека, занятого в личном и подсобном
хозяйстве, общий объем фонда финансовой взаимопомощи кредитным потребительским кооперативам составит 120 млн руб.
Национальный проект «Развитие АПК» являлся начальной ступенью, в продолжение которой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446 утверждена Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., которая разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
В связи с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. разработана Областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на данный период. Программа будет являться логическим продолжением реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на территории Орловской области.
Механизм реализации Областной целевой программы основывается на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области с четким разграничением полномочий и ответственности всех участников, заинтересованных в ее реализации.
Основными факторами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• программно-целевое планирование развития АПК, совершенствование и отработка механизмов применения индикативных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сфере сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях;
• согласованность действий всех субъектов, участвующих в реализации мероприятий, в своевременном обеспечении и эффективном использовании финансовых, материально-технических ресурсов и расходных материалов. Среди основных направлений развития Областной целевой программы выделены следующие, созвучные с направлениями Государственной программы:
Развитие АПК
7 (100) - 2009
• устойчивое развитие сельских территорий (объем финансирования по данному направлению за 2008—2012 гг. составит 3 млрд руб.);
• создание общих условий функционирования сельского хозяйства (0,9 млрд руб.);
• развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства (1 млрд руб.);
• достижение устойчивости сельского хозяйства (0,8 млрд руб.).
Реализация поставленных задач по выполнению предусмотренных мероприятий обеспечит достижение намеченных целей и будет способствовать значительному подъему сельского хозяйства Орловской области, повышению его экономической эффективности и социальному развитию сельских территорий.
Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, наращивание производственного потенциала, внедрение ресурсосберегающих технологий создадут основу для значительного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Развитие производства сельскохозяйственной продукции позволит более полно загрузить имеющиеся производственные мощности пищевой и перерабатывающей промышленности и существенно увеличить выпуск основных видов продовольствия.
Наращивание собственного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания и рост покупательной способности населения Орловской области обеспечат повышение среднедушевого потребления продуктов питания и значительно приблизят его уровень к медицинским нормам, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в Орловской области.
Выполнение мероприятий в сфере кадровой политики АПК Орловской области обеспечит закрепление в сельскохозяйственном производстве молодых высококвалифицированных специалистов, способных вывести аграрный сектор на более высокий уровень развития.
Реализация мероприятий Областной целевой программы позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферу, повысить уровень социального обеспечения и благосостояния сельского населения, престижность сельского уклада жизни, улучшить демографическую ситуацию на селе.
Ожидаемые результаты реализации Областной целевой программы следующие:
• увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в 2012 г. на 56 % по отношению к 2006 г.;
• достижение среднего уровня рентабельности по отрасли 15 %;
• строительство и приобретение 162 тыс. м2 жилья для граждан, проживающих в сельской местности;
• повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 % и уровня газификации домов природным газом до 87 %;
• привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008—2012 гг. в размере 21 млрд руб.
Реализация намеченных в целевых программах мероприятий в региональном АПК будет связана: с использованием инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий; обеспечением техническими средствами сельскохозяйственных отраслей; рациональным сочетанием крупного, среднего и мелкотоварного производства и т. д.
Между тем, несмотря на наличие в АПК Орловской области элементов программно-целевого и индикативного планирования, общая система регионального планирования АПК остается на достаточно низком уровне. На различных уровнях уп -равления разрабатываются документы, относящиеся к плановым, но они не составляют единой плановой системы, которая способствовала бы принятию эффективных управленческих решений. На уровне хозяйствующих субъектов АПК планированию уделяется недостаточное внимание, в некоторых сельскохозяйственных организациях не разрабатываются оперативно-плановые документы.
Решение проблемы создания эффективной системы планирования в региональном АПК связано с созданием организационных, методологических, кадровых и информационных предпосылок. Среди основных направлений следует выделить:
• обучение персонала сельскохозяйственных организаций вопросам планирования и бизнес-планирования и механизма выбора адекватной стратегии;
• развитие сети информационно-консультационных служб, в которых сельскохозяйственный предприниматель мог бы получить необходимую консультацию по разработке бизнес-планов;
• создание в структуре управления регионального АПК специальных подразделений, занимающихся вопросами стратегического планирования, которые будут контролировать и координировать работу структурных подразделений нижестоящих управленческих подразделений.
По нашему мнению, процесс планирования должны осуществлять плановые отделы структурных подразделений АПК. В этом случае в соответствующих структурах регионального АПК необходимо создать отделы или центры прогнозирования и стратегического планирования, которые будут координировать плановую работу нижестоящих структур регионального АПК. При этом необходимо четко определить круг решаемых ими вопросов и задач, исключить дублирование их функций.
Организация процесса планирования регионального АПК должна осуществляться в следующем порядке. Плановые структуры на областном уровне составляют прогноз социально-экономического развития, разрабатывают проекты базовой и функциональных стратегий и стратегических целевых программ, проектов и планов, которые доводятся до соответствующих районных структур.
После обсуждения и согласования составляются проекты стратегического плана районных АПК. Эти проекты планов доводятся до областных структур. После их взаимного согласования разрабатывается стратегический план АПК региона.
Необходимо менять подходы к региональному планированию развития АПК и сельского хозяйства как основной составной его части, а это в первую очередь предусматривает решение методологических проблем. В основу современной методологии должна быть заложена концепция стратегического планирования и повышение эффективности внутрихозяйственного планирования.
Новые подходы к плановой работе можно охарактеризовать следующими основными направлениями:
• ориентация хозяйственного планирования в большей степени на горизонтальный, внутрихозяйственный уровень с целью определения параметров, условий и оценки результатов взаимодействия с партнерами, а также внутрихозяйственных подразделений;
• повышение роли оперативного планирования с возможностью изменения параметров годовых и перспективных планов в зависимости от сложившейся ситуации;
• изменение соотношения между обязательными и индикативными показателями в системе внутрихозяйственного планирования. При этом обязательные показатели в большей степени связываются с технологией производства;
• дальнейшее усиление значения стоимостных показателей во внутрихозяйственном планировании;
• использование разнообразных форм и методов внутрихозяйственного планирования с учетом специфики организационно-правовых типов сельскохозяйственных предприятий — коллективных, акционерных, государственных, а также кооперативов и других. В рамках административного района, который является первичной низовой социально-экономической единицей административного районирования, необходимо формирование новых подходов к планированию предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому в части планирования приоритетное значение на данном уровне приобретает индикативное планирование.
Приоритет индикативного подхода заключается в том, что сельскохозяйственная сфера районного контура в этом случае представляет собой сумму производственных показателей сельскохозяйственных предпринимателей различных организационно-правовых форм хозяйствования, с учетом связей по межхозяйственной кооперации. Таким образом планирование ведется от уровня отдельного хозяйства с обоснованием основных технико-экономических показателей его развития на перспективу, проведения балансовых увязок между отраслями и вспомогательными производствами, определения выхода валовой и товарной продукции; учитывается эффективность и конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции.
Обеспечение устойчивого экономического роста аграрного сектора Орловской области возможно только путем создания благоприятных организационно-экономических условий для эффективной деятельности всех субъектов хозяйствования и соответствующих социально-экономических условий для повышения качества жизни населения сельской местности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бураев Ф. В. Планирование как неотъемлемый элемент развития сельскохозяйственного производства// Экономика и управление в АПК. № 5. 2008.
2. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Орловской области: методика и практика / [Н. В. Парахин, В. А. Ко-чуев, В. М. Серов и др. ] ; под ред. Н. В. Пара-хина. - Орел: ОрелГАУ, 2006. - 176 с.
3. Серов В. М. Программно-целевое управление региональным АПК / В. М. Серов, Н. Р. Руден-ко. - М. , 2005. - 242 с.