2. Cao Yu. Analiz anglijskogo i kitajskogo yazykov cherez izuchenie kitajskogo i zapadnogo celostnogo i individual'nogo myshlenij. Izuchenie inostrannyh yazykov. 2007; № 8: 43 - 44.
3. Religiya v Rossii. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Van Ch. Analiz yazykovyh razlichij mezhdu russkim i kitajskim yazykami s tochki zreniya religioznoj kul'tury. Vestnik Pan'chzhihuajskogo universiteta. 2009. № 4: 74.
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 37.014
Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: ivaya@mail.ru
ENDOGENOUS APPROACH IN THE MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH EMPIRICAL MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF THE SAKHA PEOPLE. The article studies a problem of moral education of primary school children using the indigenous approach by means of empirical mathematical representations of the Sakha people. The indigenous approach is based on the paradigm Indigenous Methodology (indigenous methodologies), aimed at the enrichment of science, worldview and experiences of indigenous peoples, focuses on the assimilation of moral values in the younger students as the carriers of Nordic culture. Primary school age is known to be the most sensitive period of assimilation of moral values and norms, their transformation into personal own value orientations and beliefs (interiorization), including the adoption of civil and ethnic identity. In this regard, the article substantiates the effectiveness of the indigenous approach in the practice of primary school to enhance the educational function of the modern content of mathematical education. On the basis of this approach, educational technologies rooted in folk pedagogy are used. The purpose of the article is to reveal the use of the indigenous approach in moral education by systematically enriching the content of mathematical education with empirical representations of the Sakha people in mathematics lessons. In conclusion, a comparison of the first and control testing is given, which shows a positive assessment in the dynamics of the level of education of younger students.
Key words: moral education, empirical representation, a Junior high school student, indigenous approach, tradition, ethno-pedagogy.
А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: ivaya@mail.ru_
ИНДИГЕННЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПИРИЧЕСКИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА САХА
Статья написана в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730.
Статья посвящена проблеме нравственного воспитания младших школьников с использованием индигенного подхода средствами эмпирических математических представлений народа саха. Индигенный подход основывается на парадигме Indigenous Methodology (коренные методологии), нацелен на обогащение науки мировоззрением и опытом коренных народов, ориентирует на усвоение нравственных ценностей младших школьников как носителей северной культуры. Младший школьный возраст является, как известно, наиболее сенситивным периодом усвоения нравственных ценностей и норм, превращения их в личные собственные ценностные ориентации и убеждения (интериоризация), в том числе в принятии гражданской и этнической идентичности. В связи с этим в статье обосновывается эффективность использования индигенного подхода в практике начальной школы для усиления воспитывающей функции современного содержания математического образования. Целью статьи является раскрытие возможностей индигенного подхода в нравственном воспитании посредством систематического обогащения содержания математического образования эмпирическими представлениями народа саха на уроках математики. В заключение дается сравнение первого и контрольного тестирования, что показывает положительную оценку в динамике развития уровня воспитанности младших школьников.
Ключевые слова: нравственное воспитание, эмпирические представления, младший школьник, индигенный подход, традиция, этнопедагогика.
Исследование индигенного подхода в современном научном знании становится основной фундаментальной идеей в разработке этнокультурных концепций и программ как в нашей стране, так и за рубежом. В последнее десятилетие XX века проблема коренных народов была признана мировым сообществом как одна из главных. Актуализация индигенных исследований и необходимости их внедрения в академические традиции западной культуры стало рассматриваться с 90-х гг ХХ века. За последние 20 лет в этом научном направлении написан ряд интересных и содержательных работ различных представителей индигенной науки на разных континентах [1].
Важным фактором как в сохранении уникальной культурной самобытности, так и в достижении экономических успехов и повышении качества жизни коренных народов является образование. Индигенный подход также представляет ценность с той точки зрения, что только носитель аборигенной культуры может адаптировать существующие теории для обучения и воспитания своей молодежи, поскольку он глубже понимает культурные и социальные аспекты и мировоззренческие особенности развития своего народа, его менталитета. Значимость внедрения индигенного подхода в рамках региональных научных проектов связана с необходимостью сохранения в условиях глобализации многовековых традиций народов, населяющих арктические и приполярные территории России. Индигенный подход, основанный на этнопедагогической теории и практике, будет способствовать возрождению интереса к этнокультурным и этнопедагогическим исследованиям во всех субъектах РФ.
В суровых климатических условиях Севера основными ценностями народа саха выступают «жизнь» и «природа», а также «общность - единение людей». Большая территория и разбросанность населения, оторванность ее от других регионов создают ментальные особенности народа. Поэтому, казалось бы, в несовместимых условиях для жизни северный человек выжил благодаря гармоничным отношениям с природной и социальной средой. Не случайно, что главной философией народа саха является высказывание: «Человек - дитя природы. Природа - дом человека». Нравственные ценности скрепились благодаря многовековым памятникам духовной культуры народа: традиционным воззрениям, эпосу Олонхо; фольклору, мистическим представлениям, кален-
дарю, музыкальной культуре, декоративно-прикладному искусству, семейным традициям.
В современной социокультурной ситуации каждый урок должен вносить свой вклад в духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, с этой точки зрения нет главных и второстепенных предметов. Уроки математики необходимо обогащать опытом народной педагогики, основанным на национальном своеобразии, реальных, сложившихся веками формах и способах хозяйствования. Насыщение содержания математического образования заданиями, ориентирующими на этнонациональные и общечеловеческие ценности, усиливает воспитывающую функцию предмета. Проблемами этнопедагогизации математического образования народа саха занимались такие педагоги и ученые, как А.В. Иванова [2], С.В. Стручкова [3], Т.П. Аммосова [4], А.П. Бугаева [5].
Свидетельствами элементарных геометрических представлений народа являются жилища, хозяйственные постройки, ювелирные изделия, посуда, традиционные орудия труда. Резко континентальный северный климат вынуждал строительство летних и зимних домов, отличающихся формой построек, конструктивными особенностями, декоративными элементами. Летние жилища саха имели коническую форму и изготавливались из бересты. «Древний якут вдохнул в свое жилище - балаган совершенное самобытное понимание архитектурной красоты. Подбор леса, толщина столбов и балок, крутизна углов падения, отношение высоты, длины, ширины - все это сливалось в такой юрте в одно художественное целое, в котором поправить или изменить было нечего», - писал В.Л. Серошевский [6, с. 361]. Исследователь также отмечал, что по плавности, музыкальности контуров и пропорций чороны (сосуды из дерева) выдерживают сравнение с античными сосудами. Элементы орнамента представляют собой различные геометрические фигуры, это мы можем наблюдать в керамике, деревянных изделиях, а также в суконной аппликации и меховой мозаике. Из отзывов исследователей о декоративно-прикладном искусстве можно проследить, какую роль народ придавал воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного, гармонии, красоте.
Также большое значение народом отводилось умственному развитию подрастающих поколений. У народа саха были развиты глазомер, пространствен-
ное воображение, интуиция, память, наблюдательность. Все это связано с традиционным промыслом северного народа: рыболовством, охотой. Этнопедагог И.С. Портнягин пишет, что народ неразрывно связывал развитие мышления и сформированность нравственных качеств личности: «Доброта без разума пуста», «От разумного человека идет человечность». Мудрость в народной педагогике - величайшее средство познания окружающей действительности: «Видит око далеко, а ум еще дальше», «Мудрому совет всякий в пользу», «Имей ум хоть маленький, да свой» [7, с. 27]. Многочисленные национальные игры народа, связанные с задачами-вопросами, задачи со считалкой, задачи-скороговорки, загадки, а также применение знаний о взаимосвязях природных явлений и различных явлений в повседневном хозяйствовании являются наглядным примером стремления народа к знаниям.
жизнью. Введение в содержание курса обучения математике эмпирических математических представлений народа саха не затруднит работу учителя, а наоборот, сделает учебный процесс более интересным и практикоориентированным. Например, учащиеся должны уметь переводить конкретную ситуацию из жизни окружающей природы и трудовой деятельности в абстрактную математическую модель. Включались задания на составление и решение задач со статистическими данными о Республике Саха (Якутия), использование краеведческого материала и результатов измерений в ходе различных практических работ на местности; конструирование паркетов, панно с моделированием различных вариаций с многоугольниками; младшие школьники читали графики, отражающие наблюдения за природными явлениями, сезонными погодными изменениями; особенностями грунта в условиях Севера (процессы таяния и промерзания в вечной мерзлоте) и
Таблица 1
Примерное содержание учебного предмета «Математика» с внедрением эмпирических математических представлений народа саха
Основное содержание учебного предмета Эмпирические математические представления народа саха
Числа и арифметические действия Собственно якутские названия чисел. Ознакомление с историей развития числовых представлений. Сказки народов Севера, народные пословицы и загадки с числовыми данными. Использование сведений об исторических, климатических, географических, природных данных при изучении чисел. Математические знания и представления народа о свойствах чисел, действия над величинами. Примеры на сравнение, сопоставление, основанные на якутских сказках, стихах и легендах. Счет на ладони - «Саха сабарай ахсаана»: сложение, вычитание, деление, умножение.
Величины Народные сведения и навыки по измерению величин (длины, площади, массы, объема, времени). Временные представления народа саха. Сравнение и соотношения между единицами измерения однородных величин. Старинные якутские меры длины, задания о планировке зимних и летних построек, декоративных элементах, в частности, в якутском орнаменте, основанном на треугольниках, четырехугольниках и т.д. Способы измерения площадей, практическая работа с использованием местного материала.
Геометрический материал Многоугольники в прикладном искусстве, конструирование паркетов, панно, орнаментов, геометрические тела в быту, строительстве. Геометрические задачи, воспитывающие чувство гармоничной пропорции и пространственного мышления, выполненные народом при создании художественных изделий, использование геометрических форм, отвечающих климатическим условиям и уровню строительной техники.
Работа с текстовыми задачами Сюжетные задачи, отражающие опыт и способы хозяйственной жизни (скотоводство, кузнечное дело, коневодство, рыболовство, охоту). Фольклорный материал.
Работа с информацией Чтение графиков, чертежей, перевод жизненной ситуации в конкретную математическую модель.
Цель статьи: раскрыть индигенный подход в нравственном воспитании младших школьников средствами эмпирических математических представлений народа саха.
В ходе формирующего этапа исследовательской работы была внедрена система работы с усилением воспитывающего потенциала математики посредством систематического введения эмпирических представлений народа саха на уроках математики в 4-м экспериментальном классе на базе МОБУ СОШ № 26 г Якутска, учитель Тураева А.Н.
т.д. Дети знакомились с элементарными стереометрическими знаниями родного народа и изучали их влияние на быт, организацию труда и жизни народа.
При завершении опытно-экспериментальной работы для выявления эффективности мы сравнили результаты первичных и вторичных диагностик экспериментальной и контрольной групп, которые отражены в табл. 2.
Данные таблицы свидетельствуют, что экспериментальная работа подтвердила поставленную гипотезу: произошло увеличение числа детей в экспериментальной группе, имеющих высокий и средний уровни нравственной воспитанно-
Таблица 2
Сравнительный анализ диагностики по методике М.И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности»
УНВ Экспериментальная группа (25 учащихся) Контрольная группа (25 учащихся)
в начале в конце разность в начале в конце разность
Высокий 6 9 3 5 6 1
Средний 16 14 2 17 17 -
Низкий 3 2 1 3 3 -
На уроках по математике в опытно-экспериментальной работе использовались национальные игры на смекалку, якутские игры математического содержания, персонажи якутских сказок, эпоса Олонхо, элементы краеведения. Дети составляли задачи, используя региональные числовые данные, а также выполняли практические работы с использованием местного материала. В экспериментальной работе для более эффективного усвоения содержания были проведены интегрированные уроки, математику объединяли с технологией, окружающим миром, музыкой, изобразительной деятельностью. В учебном процессе активно использовались дополнительные источники информации: Интернет-ресурсы, справочная литература, словари, энциклопедии, изделия народно-прикладного искусства, картины и т.д.
Привлечение внимания учащихся к опыту прошлого порождает интерес к математике, делая ее занимательной, укрепляет связь обучения математике с
сти. Вместе с тем по наблюдениям можно сказать, что у детей повысился интерес к традициям, обычаям и математическим знаниям и представлениям родного народа, что отразилось на качестве обученности по данному предмету.
Таким образом, уроки математики имеют возможность выступить активным средством нравственного воспитания младших школьников. Введение в систему обучения математики этнопедагогического материала способствует развитию важных и необходимых в жизни нравственных качеств, приобщает к культуре своего народа, а также развивает познавательный интерес к предмету. Многовековой опыт народа должен не только бережно охраняться, но и активно использоваться школьной практикой в деле воспитания. Такое обогащение содержания математического образования в специфических условиях Севера носит приро-досообразный экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации, воспитывает человека Севера.
Библиографический список
1. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
2. Иванова А.В., Иванова А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования). Якутск: Изд-во МО РС(Я), 2003.
3. Стручкова С.В. Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5 - 9 классов якутской школы: На примере этнопедагогиче-скогоподхода. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Якутск, 2004.
4. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик, 1994.
5. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования. Начальная школа. 2007; № 7: 26 - 30.
6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Москва, 1993.
7. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха. Москва: Academia,1998. References
1. Kovach М. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
2. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Pedagogicheskie osnovy regionalizaciiobschego obrazovaniya (na primere matematicheskogo obrazovaniya). Yakutsk: Izd-vo MO RS(Ya), 2003.
3. Struchkova S.V. Razvitie vospityvayuschego potenciala matematiki v processe obucheniya uchaschihsya 5 - 9 klassov yakutskoj shkoly: Na primere 'etnopedagogicheskogo podhoda. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2004.
4. Ammosova T.P. Matematicheskie znaniya ipredstavleniya yakutov. Yakutsk: Bichik, 1994.
5. Ivanova A.P. Formirovanie nravstvennyh cennostej mladshih shkol'nikov sredstvami regionalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Nachal'naya shkola. 2007; № 7: 26 - 30.
6. Seroshevskij V.L. Yakuty. Opyt 'etnograficheskogo issledovaniya. Moskva, 1993.
7. Portnyagin I.S. 'Etnopedagogika «Kut-Syur»: pedagogicheskie vozzreniya naroda saha. Moskva: Academia,1998.
Статья поступила в редакцию 26.09.19
УДК 378.1
Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music,
Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru
Teplova N.V., teaching assistant, Department of Theory and Methods of Artistic and Musical Education,
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: Natalyat@mail.ru
PROGRAM OF THE OPTIONAL COURSE "BASES OF ORTHODOX CULTURE OF A TEACHER OF MUSIC" AS A MEDIUM FORMING CULTURE OF PERSONALITY OF A STUDENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article highlights the experience of implementing the optional course "Fundamentals of Orthodox culture of a music teacher", which is used as a means of forming the culture of the future teacher's personality. Analysis of scientific, methodological literature has shown insufficient development of problems of formation of personal culture of students of pedagogical education-Russian sacred music. In this regard, within the framework of the experimental work of the dissertation research, the program of the optional course "Fundamentals of Orthodox culture of a music teacher" is developed and implemented. The study was conducted on the basis of Yaroslavl state pedagogical university n.a. K. D. Ushinsky, which is attended by students of majoring in Music Education. The program of the course is aimed at solving problems of formation of the student personality culture, performing skills of spiritual songs, the need for self-education, as well as spiritual and moral improvement, professional, spiritual and moral formation of the future teacher-musician.
Key words: elective course, culture of personality, Russian spiritual music.
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»,
Республика Мордовия, г. Саранск, E-mail: kobozeva_i@mail.ru
Н.В. Теплова, ассистент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль,
E-mail: natalyat@mail.ru
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье освещается опыт реализации факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки», используемого как средство формирования культуры личности будущего учителя. Анализ научной, методической литературы показал недостаточную разработанность проблемы формирования культуры личности студента педагогического вуза средствами русской духовной музыки. В связи с этим в рамках экспериментальной работы разработана и реализована программа факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки». Исследование проводилось на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, в котором приняли участие студенты направления «Музыкальное образование». Программа курса направлена на решение задач формирования культуры личности студентов, исполнительских навыков духовных песнопений, потребности в самообразовании, а также духовно-нравственного совершенствования, профессионального, духовно-нравственного становления будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: факультативный курс, культура личности, русская духовная музыка.
В государственном стандарте общего основного среднего образования прописаны требования к преподаванию предмета «Музыка», где большая роль отведена изучению духовной музыки, ее жанрам и православной культуре в целом. Приобщение подрастающего поколения к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Искусству в становлении общечеловеческих ориентиров, культурных и духовных традиций отведена огромная роль, поскольку оно, по мнению В.В. Медушевского, «запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство - дух окрыленной жизни, низкое - дух жизни пошлой, злобной» [1, с. 51]. Культура человека непосредственно связана с проблемой его духовного самосовершенствования, приобщения к определенной системе взглядов на мир и общезначимой системе ценностей [2, с. 46]. Следовательно, остро встает вопрос о подготовке будущего педагога-музыканта в области православной культуры как высококвалифицированного специалиста, владеющего рядом профессиональных компе-
тенций и обладающим высоким уровнем культуры личности, так как государство сейчас предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя.
В ходе нашего исследования установлено, что формирование культуры личности студента педагогического вуза занимает важное место в подготовке высококвалифицированного специалиста и отвечает требованиям государства к подготовке педагогических кадров. Вопросы формирования культуры личности будущего учителя исследуются многими учеными и педагогами (ТВ. Анисимова, И.П Золкина, РИ. Лозовская, И.Р Селигеева, А.А. Сыкало, А.В. Федоринов и др.) [3 - 8]. По мнению А.С. Зубре, формирование культуры личности представлено не только как процесс ее «движения вперёд, но и как движения вверх, к высшим, более совершенным ценностям культуры, к психическому, духовному, социальному совершенству» [9, с. 54]. По мнению В.А. Мижерикова, «культура личности формируется в процессе обучения и воспитания, под влиянием окружающей нас среды, а так же в личной потребности совершенствования и развития» [10, с. 21]. Е.В. Бондаревская отмечает, что ядром культуры личности человека являются