задачи взаимодействия с ребенком, подбирать соответствующие содержание и формы работы;
3) методическое обеспечение, которое предполагает создание предметно-развивающей среды инициирующего характера, вызывающей у ребёнка интерес, а вследствие этого - активность;
4) особый (специфический) способ взаимо-
действия педагога и ребенка - поддержка усилий ребенка по переходу из привычной для себя ситуации неосознаваемого действия в новое, осознаваемое, на основе субъект-субъектных взаимоотношений), изменение взаимоотношений родителей и педагогов как основных социальных партнёров в образовании детей.
Литература
1. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2004.
2. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога: учеб.-метод. пособие. - СПб., 2004.
3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике // Психолого-
педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всерос. науч.-нракт. конф. - СПб., 1998.
4. Липский И.А. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 280-287.
5. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-недагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Владос, 2003.
Посходиева Дулгар Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольного образования Бурятского госуниверситета. E-mail: dulgarp@mail.ru.
УДК 37. 036
© ТБ Сандабкина Формирующее воздействие музыки на духовный мир школьника
Данная статья раскрывает вопросы духовно-нравственного воспитания младших школьников, роль музыкального образования, общепринятых в обществе культурных традиций и ценностей, факторы, влияющие на формирование нравственных представлений младших школьников.
Ключевые слова: нравственность, представление, общество, личность, ребенок, воспитание, культура, образование.
T.B. SandabA/na
Forming Influence of Music on Inner World of a Pupil
The article touches upon the issues of spiritual and moral development of primary school children, dwells on the role of musical education and cultural traditions and values generally accepted by the public, and other factors that make up moral values of primary school children.
Keywords: morals, representation, society, person, child, upbringing, culture, formation.
Нравственность является одним из важнейших социальных регуляторов. Она зарождается в обществе и является ориентиром поведения человека, позволяя ему давать последовательную, относительно устойчивую нравственную оценку поступкам и поведению людей. Философские основы формирования духовного мира человека были заложены еще в древнейшие времена, в учениях таких мыслителей, как Аристотель, Будда, Иисус Христос. Конечно, проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии (В.Г. Белинский, К.Н. Вент-цель, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).
Сегодня в условиях социально-экономического
кризиса общество ищет новые нравственные идеалы, поэтому перед школой встают новые вопросы и задачи в области духовно-нравственного воспитания, которое необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте.
В федеральном государственном стандарте общего образования (на ступени начального общего образования) представлены личностные характеристики, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою по-
зицию, высказывать свое мнение и др.» [1].
Как видно из содержания ФГОС, к нравственным представлениям младших школьников можно отнести такие характеристики, как понимание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей, а так же способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Формирование нравственных представлений проходит через несколько уровней их развития. Л.М. Фридман выделяет следующие уровни:
I уровень - неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества.
II уровень - знание нравственных норм, составляющих основу нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения лично -сти, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое).
III уровень - четкое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активно -положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.
IV уровень - устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества [2, с.3].
На формирование нравственности влияют многие факторы: воля ребенка, развитие его ума (М.М. Манасеина), физическое развитие (Песта-лоцци), гармония (К.Н. Вентцель), прекрасное (В.А. Сластёнин) и др.
Важным средством формирования нравственных представлений, духовного воспитания, чувства прекрасного у учащихся является музыкальное образование в школе.
В настоящее время, когда музыка имеет статус школьного предмета, ее следует рассматривать как важное средство воспитания нравственных чувств учащихся.
Таким образом, формирование нравственных представлений в младшем школьном возрасте в
процессе музыкального образования представляет собой серьезную научную проблему, требующую практического решения.
С точки зрения музыкальной педагогики, проблемы формирования нравственной направленности личности, нравственной ответственности, воспитания эстетических и нравственных чувств раскрываются в трудах Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Л.В. Школяр, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой, Л.Г. Дмитриевой,
Н.М. Черноиваненко, Л. Я. Горюновой.
Анализ работ последних лет, предметом которых является развитие у младших школьников нравственных представлений и понятий (М.И. Скоморохова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.), дает основание утверждать, что исследование проблемы формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте в процессе музыкального образования представлено фрагментарно.
Мы предположили, что формирование нравственных представлений младших школьников средствами музыкального образования будет успешным, если учебная работа будет строиться с учетом целенаправленности и взаимосвязи ее содержательных и процессуальных компонентов. Одной из задач нашей опытноэкспериментальной работы является диагностическое исследование нравственных представлений младших школьников.
Для педагогического обследования был использован метод анкетирования, цель которого -выявление уровня нравственных представлений младших школьников (см. анкета №1), нравственной позиции школьника (см. анкета №2).
В анкетировании приняло участие 180 учащихся первых классов (7-7,5 лет) школ № 9, 14 г. Улан-Удэ. Были использованы анкеты, разработанные Л.М. Фридманом [2, с.4].
Анкетирование № 1.
Первое анкетирование было очным, вопросы анкеты были открытыми (учащиеся давали свободный ответ). Анкета состояла из шести вопросов, выявляющих уровень нравственных представлений. Ученикам было предложено, внимательно прочитав вопросы, написать напротив каждого вопроса свой ответ.
Анкета № 1
Что такое добро?_____________________________________
Что такое зло?_______________________________________
Какой хороший поступок ты совершил?__________________
Какой злой поступок совершили тебе?__________________
В твоем классе совершаются добрые дела? Какие?_______
В твоем классе совершаются плохие поступки? Какие?
Результаты анкетирования следующие: на первый вопрос респонденты отвечают, что добро - это хороший поступок, помощь людям, приятное для человека, ласка, добрый человек, любовь, счастье, золото, не знаю.
На второй вопрос респонденты отвечают, что зло - это ссора, страх, боль, грусть, драка, ругань, сердитость, не знает.
В третьем ответе респонденты называют свои хорошие поступки - это дал резинку, помогал маме, не выходил из строя на физкультуре, не бегал на перемене, вышел к доске, сказал правду.
В четвертом ответе респонденты называют злые поступки, которые были совершены по отношению к ним - украли карточки, подставили подножку, ребята не играли со мной, ударил и не извинился, били.
В пятом ответе респонденты считают, что добрые дела, которые совершаются в классе: дают конфеты, сделали уборку в классе, помогают сделать задание, спрашивают, что случилось, не ругаются, не знает.
В шестом ответе респонденты считают, что плохие поступки в классе - это, когда кидают бумажки на пол, дерутся, не слушаются учителя, нарушают школьные правила. Некоторые респонденты ответили, что плохие дела в классе не совершаются, часть респондентов ответила - не знает.
Как видно из результатов опроса, для многих учащихся критерием добра и зла выступают не поступки, а эмоционально-поведенческие проявления (интонация голоса, поведение). Добро для них - это ласковые слова, вежливость, улыбка. Зло - сердитость, грусть, бранные слова.
Таблица 1
Степень %
Четкое представление 0
Правильное, но недостаточно четкое и полное 29
Неправильное представление 44,2
Не имеет представлений 26,8
Анкетирование № 2.
Второе анкетирование было очным, вопросы анкеты были закрытое (учащиеся выбирали свой ответ из нескольких предлагаемых утверждений). Анкета состояла из четырех вопросов, выявляющих мотивы, для чего совершаются добрые дела. Ученикам было предложено, внимательно прочитав вопрос, выбрать ответ и обвести его кружочком.
Анкета № 2
Зачем помогать людям?___________________________________________
Просто так______________________________________________________
Совесть обязывает_______________________________________________
Чтобы тебе помогали_____________________________________________
Сделать людям приятное__________________________________________
Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах, таких как добро, зло. Мы видим из таблицы 1, что у большинства респондентов (44,2 %) неправильное представление о нравственных ценностях, правильное, но недостаточно четкое у 29 %, четкое представление о нравственных ценностях не выявлено ни у одного учащегося.
На вопрос о мотивации доброго поступка респонденты в большинстве выбрали альтруистическую позицию (70,9 %), наименьшее количество респондентов (1,9 %) выбрало социально-ответственную позицию.
Следующие результаты анализа письменного опроса показывают мотивацию учащихся к нравственным поступкам (табл. 2).
Таблица 2
Мотивация. Позиция. %
Альтруистическая 70,9
Прагматическая 17,5
Пассивная, безучастная 3,9
Социально-ответственная 1,9
Полученные результаты свидетельствуют, что часть школьников безучастна к событийности добра; большинство школьников готовы сделать добро, чтобы помочь другому, но присутствуют и те, которые видят в этом практическую выгоду; самый низкий процент - это школьники, которым совесть велит делать добро.
Нам хочется выделить основные положения, полученные при анкетировании: у учеников первого класса нравственные ценности еще не сформированы; важно начинать формирование нравственных представлений уже в младшем школьном возрасте; сами младшие школьники имеют желание делать добро; на нравственные представления младшего школьника огромное влияние оказывает образовательное пространство, в котором он обучается.
Современной школе необходимы новые формы учебно-воспитательного процесса, которые смогут использовать воспитательный потенциал искусства и создать пространство, обладающее специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими воспитательное воздействие, на формирование нравственных представлений человека.
А для этого необходимо создать новый учебно-методический комплекс по предмету «Музыка», содержание которого должно быть направлено на воспитание нравственных и эстетических чувств, формирование общечеловеческих ценностей, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа, потому что анализ программ по данному предмету показывает недостаточную разработанность и освоенность этих проблем.
Нами была разработана программа «Современное музыкальное образование в начальной школе». Цель нашей программы - воспитание нравственных ценностей, ориентация на самореализацию, саморазвитие, самосовершенствование учащихся средствами музыкального искусства.
Основными направлениями программы являются:
1. Слушание музыки.
2. Вокально-хоровая деятельность.
3. Музыкально-художественная деятельность.
Содержание направления «Слушание музыки» включает в себя развитие навыков слушания, которое является основой каждой музыкальной деятельности, а также является важным общеучебным умением межпредметного характера. При работе в этом направлении решаются
следующие задачи: развитие навыков художественного восприятия и выражения чувств, мыслей; изучение окружающего музыкального мира; открытие и реализация своих творческих сил, теоретические познания в области музыки, создание нравственных представлений через музыкальные образы о добре, зле, хорошем и плохом.
Содержание направления «Вокально-хоровая деятельность» помогает раскрытию положительного потенциала нравственных чувств учащегося, является сильнейшим средством для понимания гармонии и является важной составной частью уроков музыки.
Направление «Музыкально-художественная деятельность» раскрывается в самостоятельном создании музыкального образа, осуществляя при этом творческий отбор выразительных средств, интонаций. Музыкальная деятельность выступает как средство коммуникации, как возможный путь к собственной идентичности и нравственному выбору.
Особенностью нашей программы является раскрытие на примере музыкальных произведений, таких понятий как добро, зло, красота, гармония; музыкальный материал выстроен с учетом национально-регионального компонента. С первого класса учащиеся знакомятся с музыкальной культурой бурятского народа, все это побуждает учащихся к групповой работе на уроке, развивает понимание основ музыки, помогает раскрыть и развить собственный потенциал, появляется интерес к культуре своего края, эмоциональная отзывчивость, происходит правильное усвоение нравственных понятий.
Например, в процессе изучения темы «Выразительные и изобразительные средства музыки» учащиеся стремятся выявить взаимосвязь музыки и жизни, понять, что основой содержания музыки является, прежде всего, выражение внутреннего мира человека. На одном из уроков учащимся предлагается послушать инструментальное произведение бурятского композитора А. Андреева «Как поссорились и помирились внучка с дедушкой» и составить небольшой рассказ. С помощью этого произведения учащиеся знакомятся с произведениями бурятских композиторов, с ладовой окраской бурятской музыки, а также интонациями ссоры, примирения, музыкальными образами дедушки и внучки, размышляют об отношениях между дедушкой и внучкой, вспоминают свой опыт, проигрывают ситуацию, проектируют положительный выход из этой ситуации, выбирают нравственную позицию по отношению к старшему поколению.
Предполагая, что музыка оказывает форми- ления учащихся, исследования в этом направле-
рующее воздействие на нравственные представ- нии продолжаются.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт: Департамент общего образования Министерства образования и науки РФ письмо от 19 апреля 2011 г. № 03-255 [Электронный ресурс] / Режим доступа : //http://standart.edu.ru//
2. Фридман Л.М., Волков К.Н. Изучение личности школьника / Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985. - 221 с.
Сандабкина Туяна Баировна, учитель музыки МОУ «Гимназия № 14» г. Улан-Удэ. E-mail: tusand@mail.ru
УДК 37.016: 811
© ДД Санжнна, ДД Доржиев К вопросу адекватного понимания иноязычного текста
В статье рассматриваются вопросы адекватного понимания иноязычного/бурятского текста. Преподавание бурятского языка в рамках учебной дисциплины «Бурятский язык как государственный» предусматривает обучение студентов бурятскому языку как средству межкультурного общения. Авторы статьи поддерживают точку зрения исследователей-методистов по иностранным языкам об актуальности и эффективности лингвокультурологической концепции - концепции понимания с помощью наращивания смысла.
Ключевые слова: коммуникация, адекватность, значение, смысл, обучение, межкультурный контакт, концептуализация, норма, ценность.
D.D. Sanzhina, D.D. Dorzhiev On an Adequate Understanding of Foreign Language Text
In this paper, an adequate understanding of foreign language / text of the Buryat. Teaching the Buryat language within the discipline "Buryat language as the state" includes teaching students the Buryat language as a means of intercultural communication. The authors support the view of researchers, trainers in foreign languages, the relevance and effectiveness lingvokulturologicheskom concept-the concept of understanding with the building of meaning.
Key words: communication, relevance, significance, meaning, learning, intercultural contact, conceptualization, norm, value.
Современная высшая школа характеризуется поиском путей модернизации образования. Изменение системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 ., ред. 2009 г.), «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации» (2000 г.), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.), Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1992 г., ред. 1996 г.) направлено на повышение его качества.
Новые тенденции в современном педагогическом образовании связаны с целевой ориентированностью обучающегося в системах культурных ценностей, норм, правил и конструирования индивидуального неповторимого внутреннего духовного мира, развитием его творческого мышления.
В рамках реализации «Закона о языках Республики Бурятия», принятого Народным Хуралом в 1992 г., почти на всех факультетах Бурятского государственного университета, Восточ-
но-Сибирской государственной академии культуры и некоторых факультетах ВосточноСибирского государственного технологического университета преподается учебная дисциплина «Бурятский язык как государственный». Целью изучения данной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих бурятским языком как средством межкультурной коммуникации в устной и письменной формах. Специфика сегодняшнего дня требует осмысления направленности обучения бурятскому языку как средству межкультурного общения. Изучение другого языка - это всегда межкультурный контакт.
С предостережением о возможных глубоких последствиях, связанных с непониманием иного языка известный учёный-профессор МГУ
С.Г. Тер-Минасова пишет: «В современном мире проблема непонимания между различными людьми стоит особенно остро и содержательно, так как конфликт культур, определяемый различиями в историческом, политическом и социальном развитии, может привести к взаимоне-пониманию, ошибкам и социальным конфлик-