DOI 10. 23859/1994-0637-2019-1-88-18 УДК 378.878
Лаптев Иван Григорьевич
Кандидат педагогических наук, профессор, Астраханский государственный университет (Астрахань, Россия) E-mail: ivgrigl@mail.ru
К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНОМ, НРАВСТВЕННОМ И ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Рассматривается актуальная животрепещущая проблема музыкально-нравственного и духовного воспитания младших школьников. Обосновывается необходимость такого воспитания, приводятся конкретные музыкальные примеры.
Ключевые слова: младшие школьники, музыкально-нравственное и духовное воспитание, три уровня музыкального восприятия, песни для младших школьников
© Лаптев И. Г., 2019
Laptev Ivan Grigoryevich
PhD in Pedagogical Sciences, Professor, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia) E-mail: ivgrigl@mail.ru
TO THE QUESTION OF MUSICAL, MORAL AND SPIRITUAL UPBRINGING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Abstract. The article deals with the actual burning problem of musical, moral and spiritual education of junior schoolchildren' upbringing. The necessity of such upbringing is substantiated, specific musical examples are given.
Keywords: younger schoolchildren, music-moral and spiritual education, three levels of musical perception, songs for junior schoolchildren
Введение
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях активно реализуется комплексный процесс музыкального, нравственного и духовного обогащения учащихся начальной школы новыми знаниями, позволяющими с аналитических позиций воспринимать программный материал, способствующий формированию идеалов и мировоззренческих установок. Несомненно, решающая роль в ситуативном обновлении психолого-педагогических проблем принадлежит учителю, который с позиций развития в разных формах деятельности младших школьников способен положительно влиять на процесс формирования духовных потенций учащихся в условиях социальной действительности.
Мировая музыкальная культура является базисом музыкально-нравственного и духовного воспитания, при этом, наряду с основными программными требованиями, региональный компонент может стать доминирующим в деятельности учителя.
Результаты работы по нравственному, духовному воспитанию средствами музыкального искусства с учетом фасилитативного (искреннего, конгруэнтного, непо-
188 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
средственно «душевного») контакта с учащимися начальных классов свидетельствовали о качественном росте интеллектуальных возможностей детей, о формировании интереса и потребностей в восприятии высокохудожественных произведений.
Актуальность педагогической проблематики обусловлена возникающим противоречием между желанием учителей обогатить духовный и нравственный опыт младших школьников активными средствами музыкального искусства и недостаточной разработанностью содержания в организации решения этой проблемы, малым количеством публикаций по данной теме.
Основная часть
Психолого-педагогическое обоснование значимости роли учителя в процессе музыкального, нравственного и духовного воспитания учащихся начальной школы опосредованно раскрывается в работах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, П. Н. Якобсона, Н. Д. Никандрова и других ученых. При этом, изучая проблему на примере младших школьников, К. В. Макарова отмечает: «Проявление духовных способностей после воздействия музыки как духовного фактора происходит через изменение психического состояния в духовное» [7]. Развитие способностей инициирует формирование различных потребностей. Американский психолог Абрахам Маслоу представил пять категорий потребностей людей [14], из которых наиболее важной является потребность духовная - познание, самоактуализация, рефлексия.
Компоненты духовно-нравственного воспитания достаточно многообразны. Согласно публикациям Ш. А. Амонашвили, доминантой общения учителя с учеником является гуманизм, «очаг духовности и нравственности» в школе, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, формирование ценностного отношения к искусству.
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков выдвигают социально ориентированный компонент - «образ Святой Руси».
Профессор Московского педагогического государственного университета Эдуард Борисович Абдуллин справедливо считает, что следует отдавать особое предпочтение становлению духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами методологической культуры [10].
Доцент Сургутского государственного педагогического университета Е. Н. Под-ковко не без оснований утверждает, что базисом духовно-нравственного воспитания должен быть «национальный идеал культуры».
В аспекте нашего исследования актуальной проблемы доминирующими были три фактора - формирование средствами музыкального искусства нравственных чувств, патриотизма и ценностного отношения к духовным традициям нашего народа. Такая позиционная установка позволила в дальнейшем засвидетельствовать развитие духовно-нравственных качеств у школьников, первейшими из которых являются любовь к домашнему очагу, к родному краю, к Родине.
Вопросы музыкального воспитания младших школьников изложены в работах О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевского Г. С. Тарасова, Н. И. Киященко, Э. Б. Абдулина, Ю. Б. Алиева, что позволяет трактовать музыкальное искусство как вид деятельности младших школьников и как базис формирования нравственности и духовности.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 189
Развитие детей, являющееся основой музыкального воспитания, происходит в процессе различной деятельности, восприятия и исполнения. Невозможно разорвать эту единую целостную взаимозависимую цепь формирования культуры учащихся. Все элементы воспитания младших школьников органично взаимосвязаны друг с другом, составляют единую целостную ткань, многоэтажное здание различных знаний, из которой нельзя изъять ни одного кирпичика без разрушения целостности музыкального, нравственного и духовного воспитания детей.
На современном этапе «активным видом деятельности в общеобразовательной школе становится инструментальное музицирование» [4]. При этом ведущие представители педагогики и психологии Б. М. Теплов, Л. А. Баренбойм, австрийский композитор, педагог Карл Орф и многие другие справедливо рекомендуют начинать обучение игре на элементарных музыкальных инструментах не с нот, а с формирования слуховых представлений в процессе игры на инструментах, прежде всего простейших импровизаций школьников, необходимых как для последующего успешного восприятия нотного текста, так и для совершенствования музыкального, нравственного и духовного потенциала. Академик Б. В. Асафьев писал, что «единственным выходом, оздоравливающим детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования музыкального материала» [1].
Примером творческого осмысления может служить песня Т. Попатенко на слова И. Лешкевич «Родина». Текст песни был тщательно изучен, результатом этого стала тембровая инструментовка песни учениками. Певческое исполнение текста «Что такое Родина?» сопровождалось игрой группы школьников на металлофонах. Текст «Это дом родной, парта, за которою мы сидим с тобой» не без направляющей роли учителя сопровождался игрой на ксилофонах, одновременно на треугольнике в первые доли тактов и на блокфлейтах на протяженном тоническом звуке. Это и есть «вызывание творческого дара», при этом младшие школьники осваивают тембровые функции, которые настоятельно рекомендовал изучать Б. М. Теплов. При вокально-инструментальном исполнении на уровне подсознания у младших школьников «выплывает» образ родного дома, формируется чувство любви и тепла к малой родине.
Одна из важнейших задач художественного образования - воспитание души ребенка средствами музыкального искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, идеалов, процесс логичной трансформации музыкальных чувств и эмоций личности младшего школьника в состояние духовности.
Л. С. Выготский отмечал, что «музыка не может прямо вложить нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот опыт позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы» [2].
Музыкальная культура, которая может выражаться в песнях, в театре и даже в живописи, существует с глубокой древности. Литовский композитор и художник М. К. Чюрлёнис, обладавший удивительным даром перевоплощения, рисовал картины, вызывающие в душе зрителя, а значит, и младшего школьника, музыкальные мотивы, отвечающие содержанию триптиха его изобразительных полотен «Соната Солнца», «Соната звезд», «Соната моря», создающих своеобразное воображаемое космическое пространство. Следует заметить, что сонатой называют инструментальное произведение, в котором несколько музыкальных тем консолидируются, конфликтуют, переплетаются, создавая философский мир действительности и фантазии. Свою первую картину, написанную в 1890 году, Чюрлёнис назвал «Музыка
190 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
леса», которая стала последующим стимулом к написанию его симфонической поэмы «В лесу», в которой великолепными тембровыми средствами, понятными ученикам четвертого класса, создан изумительный загадочный и неповторимый мир леса.
Задача педагога - помочь ребенку принять, познать и сделать своим духовным опытом достояние и наследие мировой музыкальной культуры.
В российской педагогике музыкальное воспитание рассматривается как «неотъемлемая часть нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности» [5]. Такая справедливая позиция воспринимается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения, как важный фактор процесса воспитания. Ученик приобретает реальный статус объекта духовного развития, при котором государство, общество, родители и школа являются институциональным субъектом, способствующим всестороннему развитию личности младшего школьника.
Ученый и педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного духовного воспитания» [12].
Нравственность и духовность подразумевают двуединство патриотического и интернационального воспитания в аспекте общности мировых межнациональных, межконфессиональных и культуросообразных интересов полиэтнической региональной среды школы, города, области. Младшие школьники разучивают и не без помощи учителя интонационно точно исполняют песни З. Компанейца «Зарница», «Отважная песня», Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!», «Школьная страна», А. Пахмутовой «Орлята учатся летать», «Трус не играет в хоккей», «Беловежская пуща», осознают патриотическую значимость песни А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Поклонимся великим тем годам».
Несомненно, ученики знают патриотические, суровые для страны годы Великой Отечественной войны. Несокрушимая воля к победе отражалась в неутомимом труде работников тыла великой страны, в героических подвигах на фронтах, в жизнеутверждающих словах поэта К. Симонова «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди», в песнях «Священная война», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «Огонек», «Казаки в Берлине». Ученики с воодушевлением разучивают и исполняют многие песни на школьных концертах.
Симфония № 7 Д. Шостаковича («Ленинградская») исполнялась в осажденном Ленинграде под управлением дирижера Карла Элиасберга и транслировалась на передовые позиции после сокрушительного артиллерийского и минометного обстрела вражеских позиций. В канун десятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне симфония вновь звучала в концертном зале Ленинградской филармонии, где присутствовали солдаты-немцы, избежавшие огненного ада. После исполнения симфонии они поднялись на сцену, низко поклонились исполнителям и зрителям и сказали, что такой мужественный народ, героически вынесший все трудности войны, никогда нельзя покорить.
Учащиеся третьего класса, слушая фрагменты Симфонии № 7, понимают неистребимую силу духа Победы во имя мира, благоденствия и духовного благодарения.
Как показывает опыт, младший школьный возраст является наиболее благоприятным, чувствительным к восприятию и осознанию музыкального искусства, сенси-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 191
тивным периодом для становления эмоциональной отзывчивости на музыку духовного содержания.
Духовность отражена в замечательных произведениях музыкального искусства, передающих двойственность социальной действительности. Младшие школьники с искренним волнением слушали романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса», в котором композитор отразил свое бережное отношение к природе. В фортепианном цикле П. И. Чайковского «Детский альбом» первая часть называется «Утренняя молитва», а завершающая двадцать четвертая - «В церкви». Слушание настраивало школьников на благополучие дневных содержательных мероприятий и благодарение за успехи прожитого дня.
В кантате «Курские песни» Г. В. Свиридова для смешанного хора и симфонического оркестра есть изумительная по фольклорной народной напевности часть «В городе звоны звонют». Многие ученики вновь прослушивали ее дома с родителями.
Всему музыкальному миру известна сюита Г. В. Свиридова «Метель», написанная к одноименному кинофильму по повести А. С. Пушкина. Светло-нежная мелодия четвертой части «Романс» и седьмой части «Венчание», вошедших в сюиту, напоминает созвучия молитвенных колыбельных песен. В завершающей части сюиты с названием «Зимняя дорога» в мажорном ладу в звоне бубенцов слышны отзвуки церковных колоколов высокого тона. Учащиеся четвертого класса в глубокой тишине с замиранием слушали музыку гениального российского композитора Г. В. Свиридова.
Введение в общеобразовательную школу курса «Основы мировых религий» для учащихся среднего звена школы при мудрой трактовке учителя становится информационным базисом познания этики, этикета, народных традиций и обычаев.
Практически всем педагогам известна федеральная факультативная программа Н.В. Кошминой и В.В. Алеева «Духовная музыка. Мир красоты и гармонии. 1-4 классы», которая «способствует гуманизации личности младших школьников в процессе приобщения к духовной музыке, возвращению к исконным традициям национального мировоззрения» [3].
Мир красоты и гармонии в музыкальной литературе достаточно обширен, учитель грамотно и увлеченно вводит младших школьников в ауру духовного возрождения. При этом практические занятия должны проводиться на местном региональном материале.
И. А. Макеева отмечает: «Имеет место региональная специфика - например, религиозная направленность воспитательной деятельности в целом и гражданского воспитания, в частности, в Чеченской республике (проведение конкурсов на лучшее чтение сур из Корана, организация паломничества по святым местам)» [8].
Школьники любят свою малую родину, с увлечением поют о ней песни. Учащиеся города Астрахани с гордостью исполняют песню «Наш Астраханский сердцу милый край» [13], вдохновенно, с любовью, интонационно точно поют народные мелодии «Ой ты, Волга-реченька», «Красавица Волга», «Песня о Волге» из кинофильма «Волга, Волга».
Учитель постоянно знакомит детей с нравственно воспитывающим музыкальным материалом народов мира. Одной из любимых младшими школьниками стала замечательная песня «Однажды в старой Дании» из кинофильма «Тайна Снежной королевы», поставленного по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена [11].
Духовно-нравственные категории «разумное, доброе, вечное» в процессе музыкального воспитания постепенно становятся для младших школьников постулатом,
192 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
которому нужно следовать на протяжении всей, порой социально сложной, но нравственно ответственной и духовно прекрасной жизни.
Музыкальных примеров, способствующих духовно-нравственному становлению личности младшего школьника, много. Это песня Д. Шостаковича «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает», фрагмент арии Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Ты взойдешь, моя заря! ... последняя заря»), восприятие которого формирует патриотические убеждения и стойкость нравственного сознания младших школьников, финал этой оперы («Славься, славься, ты Русь моя...»), способствующий возникновению чувства катарсиса, то есть духовного просветления.
Коль скоро мы вели речь о восприятии музыки - важном компоненте музыкально-нравственного и духовного воспитания младших школьников, следует рассмотреть этот процесс в научном и методологическом плане. Процесс восприятия музыки включает в себя три уровня: эмоциональный, осознанный и деятельностно-практический [9].
Эмоциональный уровень - это односложный ответ первоклассника. Осознанный уровень предполагает знания средств музыкальной выразительности и понимание логического мелодического движения. При гениальной простоте ритма главной темы «Симфонии № 40» В. Моцарта («ти-ти-та, ти-ти-та, ти-ти-та-та...»1) трепетная минорная мелодия как бы «раскачивается», потом «взлетает» на шесть ступеней, задерживается, словно «утверждая» чудесные звуки музыки, и затем спокойно опускается до первой ступени субдоминанты. Это образец аналитически осознанного учениками восприятия первой фразы первой части симфонии. Краткий анализ учителем короткого фрагмента мелодии младшие школьники восприняли небезучастно и выразили свое отношение к ней словами: «логичная», «трепетная», «утверждающая», «чудесная», «прекрасная», «волнующая», «музыкально-эстетичная».
Деятельностно-практический уровень представляет собой исполнительскую музыкальную деятельность младших школьников. Возвращаясь к главной теме «Симфонии № 40» В. Моцарта, можно с удовлетворением отметить, что, ознакомившись с приемами игры на хроматическом металлофоне, ксилофоне и блокфлейте, одни ученики сыграли эту краткую великолепную мелодию на инструментах, а другие - одновременно спели ее на предлагаемые ранее слоги. Произошло творческое единение исполнителей, о котором еще в 20-х годах XX века писал первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский: «Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья» [6].
Необходимо стремиться к высокому уровню исполнения детьми художественных произведений. Учитель должен систематически, достаточно эмоционально, кратко и доходчиво рассказывать учащимся о содержании и особенностях музыкальных произведений, что способствует формированию мотивации и познавательного интереса.
Экспериментальное исследование на примере работы с младшими школьниками подтвердило гипотетическую позицию о важности и необходимости музыкального, нравственного и духовного воспитания учащихся с учетом фасилитативного (искреннего, конгруэнтного, непосредственно «душевного») контакта с учащимися начальной школы.
1 Музыкально-слоговая структура профессора-музыковеда В. В. Медушевского.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 193
Исполнительство и восприятие-слушание музыки являются ведущими видами деятельности, способствующими как частному, так и целостному осознанию разнохарактерных произведений, развитию словесной интеллектуальной мысли, расширению музыкального кругозора, совершенствованию нравственных и духовных категорий в сознании младшего школьника.
Выводы
Музыкальное воспитание является существенной частью духовного и нравственного становления младших школьников. Если основополагающий педагогический «принцип связи с жизнью» станет базисным на уроках музыки и во внеклассной работе с учащимися в процессе исполнительства и восприятия, то, несомненно, дух высокого музыкального искусства станет фактором нравственного воспитания и духовного обогащения личности младших школьников.
Целенаправленное формирование компонентов актуальной животрепещущей проблемы музыкального, нравственного и духовного воспитания младших школьников оказывает положительное влияние на развитие у детей как общих компонентов художественно-творческого развития (эмоциональной отзывчивости, осознанного восприятия музыки, интеллектуальной инициативы, творческой активности), так и доминирующих компонентов развития (целеустремленность, самостоятельность, ответственность).
Это свидетельствует о том, что все виды музыкальной деятельности являются оптимальными способами воспитания, при которых происходит активное становление нравственного и духовного мира личности младших школьников.
Литература
Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 144 с.
Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Музыка, 1987. 345 с.
Кошмина Н. В., Алеев В. В. Духовная музыка: мир красоты и гармонии. 1-4 классы. М.: Интерпракс, 1994. 72 с.
Лаптев И. Г. Инструментальное музицирование - средство активизации развития музыкальности школьников // Начальная школа. 2016. № 6. С. 32-38.
Лаптев И. Г. Музыка как фактор воспитания духовно-нравственных чувств младших школьников // Духовно-нравственное и эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников: материалы научно-практической конференции. Астрахань: Астраханский университет, 2018. С. 81-84.
Луначарский А. В. В мире музыки. М.: Музыка, 1971. 542 с.
Макарова К. В. Развитие духовных способностей: на примере младших школьников: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 32 с.
Макеева И. А. Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 3(84). С. 152-158.
Медушевский В. В. Духовный анализ музыки. СПб.: Композитор, 2016. 632 с.
Методологическая культура педагога-музыканта / под редакцией Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. 272 с.
Песня Сказочника (Однажды в старой Дании): из кинофильма «Тайна Снежной королевы»: Караоке для детей. URL: Youtube.com
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 320 с.
194 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
Юбилей И. Г. Лаптева: Наш Астраханский сердцу милый край: Детский хор школы. URL: Youtube.com
Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Row, 1970. 369 p.
References
1. Asafev B. V. O muzykal'no-tvorcheskih navykah u detej [On musical and creative skills in children]. Izbr. stat'i o muzykal'nom prosveshhenii i obrazovanii [FAV. articles about music education]. Mos^w: Muzyka, 1973. 144 p.
2. Vygotskij L. S. Psihologija iskusstva [Psychology of art]. Mos^w: Muzyka, 1987. 345 p.
3. Koshmina N. V., Aleev V. V. Duhovnaja muzyka. Mir krasoty i garmonii. 1-4 klassy [Sacred music. The world of beauty and harmony. Grades 1-4]. mostow: Interpraks, 1994. 72 p.
4. Laptev I. G. Instrumental'noe muzicirovanie - sredstvo aktivizacii razvitija muzykal'nosti shkol'nikov [Instrumental music-a means of enhancing the development of musicality of students]. Nachal'naja shkola [Primary school], 2016, no. 6, pp. 32-38.
5. Laptev I. G. Muzyka kak faktor vospitanija duhovno-nravstvennyh chuvstv mladshih shkol'nikov [Music as a factor of education of spiritual and moral feelings of younger students]. Duhovno-nravstvennoe i jesteticheskoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov: Materialy nauchno-praktich. konferencii [Spiritual, moral and aesthetic education of preschool and primary school children: Materials of scientific and practical. conferences]. Astrakhan: Astrakhan University, 2018, pp. 81-84.
6. Lunacharskij A. V. Vmire muzyki [In the world of music]. Mos^w: Muzyka, 1971. 542 p.
7. Makarova K. V. Razvitie duhovnyh sposobnostej: na primere mladshih shkol'nikov [Development of spiritual abilities: the example of junior schoolchildren: Dr. dis.] Mos^w, 2006. 32 p.
8. Makeeva I. A. Nauchno-metodicheskij analiz praktiki grazhdanskogo vospitanija na sovremennom jetape: sostojanie, problemy [Scientific and methodical analysis of the practice of civic education at the present stage: state, problems]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2018, no. 3 (84), pp. 152-158.
9. Medushevskij V. V. Duhovnyj analiz muzyki: Uchebnoe posobie [Spiritual Analysis of Music]. St Petersburg: Kompozitor, 2016. 632 p.
10. Metodologicheskaja kul'tura pedagoga-muzykanta [Methodological culture of a music teacher]; Pod. red. Je. B. Abdullina. [Ed. E. B. Abdullina]. Mos^w: Akademija, 2002. 272 p.
11. Pesnja Skazochnika (Odnazhdy v Danii): Iz k/f "Tajna Snezhnoj korolevy": Karaoke dlja detej [The song of the Storyteller (Once Upon a Time in Denmark) from the film "The Mistery of Snow Queen": karaoke for children]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=kGR5fY-EH0w
12. Suhomlinskij V. A. Serdce otdaju detjam [I give my heart to children]. Mos^w: Konceptual, 2016. 320 p.
13. Jubilej I. G. Lapteva: Nash Astrahanskij serdcu milyj kraj: Detskij hor shkoly [Our dear Astrakhan region: children's school choir]. Available at: Youtube.com
14. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper & Row, 1970. 369 p.
Для цитирования: Лаптев И. Г. К вопросу о музыкальном, нравственном и духовном воспитании младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 188-195. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-18
For citation: Laptev I. G. To the question of musical, moral and spiritual upbringing of junior schoolchildren. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 188-195. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-18
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 195