Научная статья на тему 'Имя собственное в художественной речи'

Имя собственное в художественной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3665
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / СЕМАНТИКА ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО / АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОНИМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина М. И.

Статья посвящена проблеме изучения семантики имени собственного в художественной речи. Имя собственное рассматривается как функционально-семантическая единица языка и речи. Систематизируются научные знания о функциональном аспекте имени собственного. Обосновывается возможность и перспективность изучения ассоциативно-семантического поля как репрезентанта значения имени собственного в художественном тексте. Предлагается методика изучения индивидуально-художественного значения имени собственного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имя собственное в художественной речи»

УДК 811. 161. 1' 373. 231

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова канд. филол. наук, доц. кафедры стилистики русского языка и культуры речи Кузьмина М.И. Россия, г. Нижний Новгород, тел. +79527785592

e-mail: [email protected]

Linguistics University of Nizhny Novgorod PhD (Philology)

Assistant professor of chair of Russian stylis-tics and speech culture Kuzmina M.I. Russia, Nizhny Novgorod, + 79527785592

e-mail: [email protected]

М.И. Кузьмина ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме изучения семантики имени собственного в художественной речи. Имя собственное рассматривается как функционально-семантическая единица языка и речи. Систематизируются научные знания о функциональном аспекте имени собственного. Обосновывается возможность и перспективность изучения ассоциативно-семантического поля как репрезентанта значения имени собственного в художественном тексте. Предлагается методика изучения индивидуально-художественного значения имени собственного.

Ключевые слова: имя собственное, семантика имени собственного, ассоциативно-семантическое поле, художественный текст, концепт, методика изучения литературного онима.

M.I. Kuzmina PROPER NAMES IN FICTION

This article is devoted to the problem of studying semantics of proper name in the finction speech. The proper name is considered as a functional-semantic element of language and speech.

Key words: proper name, semantics of proper name, associative semantic field, fiction, concept, methodology for the study of fictional onim.

Функциональный аспект изучения имени собственного в художественной речи остается актуальным в современной ономастике. Наблюдения над функционированием имен собственных в конкретных произведениях еще не привели к формированию стройной и последовательной теории литературной ономастики, объясняющей многие факты художественной практики. Накопление материала, апробация различных методов исследования подготавливают этап теоретического осмысления проблем литературной ономастики. В связи с этим необходим анализ позиций ученых, который позволит систематизировать особенности семантики имени собственного в художественном тексте.

Научные исследования показывают, что имя собственное в художественной речи всегда многоаспектно. Одним из доминирующих и наиболее разработанных вариантов изучения литературной ономастики выступает лингвостилистический подход [1]. При лингвостилистическом подходе имя собственное рассматривается как семантико-

© Кузьмина М.И., 2015

стилистическая единица художественного текста. Функционирование имени собственного в художественной речи может осмысляться в рамках филологического анализа текста [2-4], где имя собственное анализируется в качестве ключевого слова и компонента образа или микрообраза текста. В рамках системного анализа имя собственное изучается как структурно-содержательная единица художественного произведения [5]. С появлением антропоцентрического подхода стало возможно исследование функционирования имени собственного в художественной речи в качестве репрезентанта концепта [6-9].

Функциональный аспект изучения имени собственного связан с проблемами семантики имени собственного в языке и в речи, с вопросом определения функций литературного онима. Имя собственное обладает особым типом лексического значения и в языке, и в речи [1, 5]. Мотивирующий контекст речевого значения онима может быть разным, варьируется от предложения до художественного текста в целом. Имя собственное характеризуется семиотической нестабильностью. При первом употреблении имя собственное приближается к условному знаку и во многих случаях мотивированному. По мере развития темы текста имя собственное наполняется особой семантикой. Нередко семантика имени собственного раскрывается не в одном, а в нескольких контекстах, соотносится с несколькими понятиями.

Введение имени собственного в структуру художественного текста приводит к осложненности его семантики комбинаторными приращениями смысла. Имя собственное проходит через возникающий в тексте этап семантизации, там оно приобретает индивидуально-художественное значение [10]. Смысловое наполнение значения имени собственного в художественном тексте характеризуют средства вторичной номинации, идентифицирующие способы наименования персонажа (или объекта): определения, перифразы, синонимические замены, деминутивные формы, местоименные субституты [5]. Поэтому при изучении семантики имени собственного продуктивно обращение к лингвостилистическому методу анализа.

Литературный оним может участвовать в продуцировании эстетически важных ассоциаций в художественной речи [11]. При этом ассоциативные связи онима в художественном тексте могут иметь ярко выраженный аксиологический характер, вследствие чего имя собственное не только номинирует объект, но и участвует в формировании общей оценки номинируемого образа. Онимы, отличающиеся наибольшим количеством моделей связи и социально-прагматической ценностью, обладают повышенной ассоциативностью. У малоизвестных слов ассоциативный фон может приближаться к нулевым показателям.

В настоящей работе значение имени собственного в художественной речи определяется как комплекс ассоциативных семантических компонентов. В связи с этим актуальным становится использование полевой методики в рамках ономастического исследования художественного произведения. Данный подход к имени собственному предполагает выявление комплекса ассоциаций, порождаемых им в художественной речи, составление его ассоциативно-семантических полей. В качестве рабочего определения ассоциативно-семантического поля используется следующее: «совокупность ассоциаций и оттенков смысла, объединяющая группу слов и выражений языка вокруг какого-либо ключевого понятия (концепта) в сознании говорящего или текста» [12; с. 49]. Конституентами поля могут быть языковые единицы различных уровней, имеющие общую денотативную отнесенность. Компонентами ассоциативно-семантического поля онима являются вторичные номинации литературного онима.

Характер использования семантического потенциала имени собственного представляется одним из существенных факторов в идиостиле писателя. На семантические преобразования значения имени собственного в речи влияет художественная система

текста: образ автора, система персонажей, идейно-эстетический смысл произведения, жанр текста. Выбор ономастикона текста обусловлен мировоззрением и индивидуальным стилем конкретного писателя. Семантическое наполнение имени собственного в речевой зоне автора и отдельного персонажа может как сближаться, так и дифференцироваться. Семантические сдвиги в значении имени собственного порождаются в результате его функционирования в различных композиционных частях. Например, актуализирование определенных семантических компонентов имени собственного происходит в результате употребления его в сильной позиции текста. Осложнение семантики имени собственного может возникнуть как следствие реализации одной из идей художественного произведения. Жанровая специфика художественного текста влияет на преобразования семантической структуры имени собственного. Конкретный жанр может обусловливать выбор отдельной разновидности имени собственного. Концентрируя в себе значительный объем информации, имя собственное служит одним из средств воплощения авторского замысла.

Функциональный аспект изучения имени собственного предполагает выявление функциональной роли имени, которая неоднозначно понимается в литературной ономастике. В рамках филологического анализа исследователи в качестве основной функции имени собственного в художественном тексте выделяют функцию создания художественного образа. Антропонимы участвуют в создании образа персонажа, топонимы организуют топос произведения. Имена собственные в художественной речи используются в актуализированном виде с эстетической гиперфункцией, которая может проявляться как коммуникативно-номинативная, характерологическая, темпоральная, локальная, идеологическая, культурно-историческая.

В художественном тексте у имени собственного актуализируется стилистическая функция, а дифференциальная оказывается на втором плане. Выделяются две разновидности стилистической функции литературной ономастики [1]. Первая разновидность определяется как информационно-стилистическая. Средством выражения информационно-стилистических смыслов обычно является внутренняя форма (этимологическое значение) имени собственного. Изучение данной разновидности стилистической функции предполагает выявление стилистических коннотаций, парадигматически заложенных в имени собственном. Вторая разновидность стилистической функции получила название эмоционально-стилистической, так как имя собственное вызывает у читателя определенные чувства, формирует его отношение к изображаемому. Средством выражения этой разновидности стилистической функции является фонетическая форма имени собственного.

Исследователи отмечают, что имя собственное является стилеобразующей единицей художественного текста. В связи с этим ясно, что лингвистическое исследование семантики имен собственных в художественном тексте часто оказывается неразрывно связанным с литературоведческим анализом. Поэтому филологический анализ функциональных особенностей имен собственных в художественном тексте доминирует в ряде работ по литературной ономастике.

В художественной речи имя собственное, превращаясь в компонент образа или в микрообраз, попадает в различные контексты: структурно-содержательный или художественно-композиционный, рече-композиционный, тематический [3]. Структурно-содержательный контекст употребления имени собственного в художественном тексте предполагает исследование его синтагматических отношений. В рамках рече-композиционного аспекта рассматривается специфика онима в разных речевых зонах: в авторской речи, в прямой речи персонажей и несобственно-прямой (несобственно-авторской) речи. Следует согласиться с В.Н. Михайловым в том, что от речевой зоны

употребления имени собственного в художественном тексте зависит конструктивная роль имени в организации данного речевого произведения, а также его семантическое наполнение и художественная функция. Под тематическим типом контекста (ономастическими зонами) понимается употребление онима в художественной речи в зависимости от темы, предмета характеристики, отражения той или иной жизненной ситуации в произведении. В тематическом контексте отражаются парадигматические отношения имени собственного.

В целом изучение функционального аспекта онима с учетом влияния тематической, речевой, художественной композиции текста продуктивно в качестве подготовительного этапа исследования литературной ономастики, так как цель изучения функционирования имени собственного в художественном тексте включает в себя выявление свойств семантики литературного онима и определение его функций.

В рамках филологического анализа художественного текста имя собственное можно изучать как одну из ключевых единиц художественного произведения. Всякое имя собственное, как имя композиционно значимое, всегда соотнесено с содержанием целого художественного текста. Имена собственные в качестве ключевых слов художественного текста обладают особым экспрессивно-семантическим зарядом, соотнесены с многоплановостью текста и образом автора как выразителем главного идейно-эстетического смысла текста. Изучение имени собственного как ключевого слова художественного текста способствует обоснованию особой семантики имени собственного в речи.

Общими для различных подходов аспектами изучения имени собственного в художественном тексте являются следующие: изучение по отнесенности к уровням семантической коннотации, по типам системных связей имени собственного в художественном произведении. Первый аспект изучения онима представлен двумя путями изучения функционирования имени собственного в художественном тексте, условно называемый как ономастилистический и ономапоэтический [2]. В основе данного подхода оказываются экспрессивные коннотации имени собственного без учета синтагматических и парадигматических отношений литературного онима. Поэтому он стоит на границе лингвистики и литературоведения и главным образом касается стилистических возможностей имен собственных, функциональная роль которых в художественном тексте подчиняется только стилистической функции. Актуальными ономастилистиче-ский и ономапоэтический пути исследования онима в художественном тексте являются при изучении специфики использования литературной авторской антропонимии и реже вымышленной топонимии. При анализе функционирования реального топонимикона художественного текста данный подход оказывается малопродуктивным.

Аспект изучения имен собственных по типам системных связей в художественном произведении включает в себя изучение его парадигматических и синтагматических связей [5]. Изучение парадигматики имени собственного в художественной речи предполагает решение нескольких задач. Первая задача состоит в определении и систематизации элементов ономастического пространства с характеристикой каждого и сопровождается последующим типологическим описанием состава имен собственных по тематическим группам и разрядам. Согласно второй задаче исследователь выявляет все варианты и способы ономастической и апеллятивной номинации по отношению к одному денотату в художественном тексте и анализирует взаимосвязи онима с заглавием текста и его ключевыми словами. Решение следующей задачи предполагает классификацию имен собственных по их сюжетно-композиционной роли. Исследование парадигматических отношений имени собственного в художественном тексте предполагает использование метода сплошной выборки, анализа вторичных номинаций литературных онимов и понимание имени собственного как смыслообразующей и структурно -

композиционной единицы художественного текста. Синтагматика имени собственного в художественном произведении определяется его семантическим взаимодействием со словами ближайшего контекста.

Исследование парадигматических и синтагматических отношений имени собственного необходимо при изучении его функционального аспекта, независимо от того, сторонником какого подхода является исследователь. В рамках подобного подхода имя собственное рассматривается как структурно-содержательная единица текста. Данный путь анализа в настоящем исследовании принимается в качестве основного для выявления сущности художественной семантики онима.

Появляются подходы изучения, позволяющие раскрыть свойства семантической структуры имени собственного в художественном произведении. В частности, в качестве возможного способа исследования семантики и функций имени собственного представляется изучение онима как речевого образа текста [13]. При данном подходе имя собственное в качестве речевого образа определяется и исследуется как элемент семантико-стилистической системы и как единица мировоззрения автора. При подобном подходе, очевидно, что на первом плане нередко оказываются индивидуально-авторские значения, а общекультурные элементы отходят на второй план. Такой путь анализа соотносится со стилистическим подходом к имени собственному и изучением концептуализации онима в художественной речи.

В современной русистике литературный оним может рассматриваться как один из художественных приемов, формирующих концептуальный план всего текста, имя собственное изучается как репрезентативная единица концепта [6-9, 14-15]. Имя собственное становится вербализацией одноименного художественного концепта при условии наличия культурно-ценностного ('национально-культурный') и индивидуально-ассоциативного ('личностный') компонентов значения, выполнения концептуальной функции.

Проведенный анализ и систематизация научных знаний о функциональном аспекте имени собственного позволяет раскрыть свойства семантики онима в художественной речи и выявить продуктивность сочетания разных методов и подходов при изучении литературной ономастики. Особого внимания заслуживает подход, при котором литературное имя собственное исследуется как содержательная единица, обусловленная мировоззренческими и эстетическими установками писателя, нагруженная индивидуально-авторскими ассоциациями, зависимая от идейно-художественного своеобразия произведения. При данном подходе имя собственное рассматривается как репрезентативная единица художественного концепта. В настоящей работе предлагается сочетать концептуальный анализ и полевую методику при изучении имени собственного как особой функционально-семантической единицы текста. Сочетание данных подходов способствует выявлению индивидуально-авторского и общекультурного компонентов семантики имени собственного в художественной речи при помощи анализа его апел-лятивных вторичных номинаций, ассоциативных связей и бинарных оппозиций.

В качестве альтернативного пути в настоящем исследовании предлагается методика изучения семантики имени собственного в художественной речи. Она предполагает несколько этапов анализа. В ходе подготовительного этапа (выявления состава поля) методом сплошной выборки собирается цитатный материал, содержащий конкретное имя собственное. Для дальнейшего изучения семантики онима в художественном тексте нужно: 1) определить его идентифицирующее понятие и дать ему культурно-историческую характеристику; 2) найти нарицательные номинации имени собственного, выписать с минимальным контекстом, указывая, в чьей речи употребляется оним (речи автора или персонажа); определить, на основании какого общего семантического

признака происходит замена онима синонимом-апеллятивом в тексте; 3) указать антонимы к ониму (если этого требует языковой материал) и определить семантические признаки, положенные в основу противопоставления слов; 4) сгруппировать номинации в тематические группы; 5) выявить семантическую и эстетическую нагруженность вторичных номинаций онима.

Второй этап предполагает составление модели ассоциативно-семантического поля имени собственного на основе собранного материала, внутреннее структурирование поля: установление семантических связей между словами на основе общих сем, определение ядра и периферии поля.

Третий этап включает в себя анализ полученного ассоциативно-семантического поля имени собственного, составленного на материале одного художественного произведения. Данный этап предполагает решение таких задач, как: 1) определить функции онима в тексте; 2) определить стилистическую окраску слов поля; 3) определить способы организации семантики слов вторичной номинации (лексический, лексико-грамматический, синтаксический); 4) выявить авторскую оценку названного онимом объекта.

Четвертый этап проводится при сравнительно-сопоставительном изучении семантики определенного онима в разных художественных произведениях одного или нескольких писателей для определения внешнего структурирования поля: установления взаимосвязей и зон перехода с другими полями. Данный этап предполагает решение конкретных задач: 1) определить интегральные и дифференцированные синонимические замены, определения, антонимы онима в разных текстах; 2) определить соотношение авторских оценок онима; 3) определить сходство или различие значений онима и способы его реализации в произведении.

Пятый этап, условно называемый этапом синтеза, включает в себя выявление причин сходства или различия ассоциативно-семантических полей онима и его значений в произведениях разных авторов. В рамках данного этапа предполагается сопоставление индивидуальных стилей.

Использование данной методики при изучении семантики имени собственного в художественной речи позволяет выявить специфику языкового стиля автора, определить систему значений, отражающих фрагмент авторской картины мира, а также совершенствовать методики системного анализа идиостиля писателя. Ассоциативно-семантическое поле как репрезентация значения имени собственного позволяет выявить специфику рассматриваемой категории в художественном мировоззрении автора.

Библиографический список

1. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. 1986. № 4. С. 34-40.

2. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе. Ташкент, 1978. С. 148.

3. Михайлов В.Н. Специфика собственных имен в художественном тексте // Филологические науки. 1987. № 6. С. 78-83.

4. Николина Н.А. Имя собственное в художественном тексте // Филологический анализ текста. М., 2003. С. 195-197.

5. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990. С. 104.

6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 824.

7. Корчевская Г.П. Концепт «Москва» в РЯКМ и поэтическом идиолекте М.И. Цветаевой: автореферат дисс. ... канд. филол. наук. В., 2002.

8. Семочко С.В. Концепт «Фауст» как константа немецкой культуры: дисс. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 223 с.

9. Фоменко И.Б. Библейское имя Каин в РЯКМ: автореферат дисс. канд. филол. наук. Владивосток, 2004. 27 с.

10. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1978. С. 327.

11. Фомин А.А. Ассоциативные связи литературного онима и аксиология художественного образа // Известия Уральского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Выпуск 4. 2001. № 20.

12. Актуальные проблемы лингвистики. Н. Новгород: НГПУ, 1998. С. 49.

13. Аникина Т.Е. Система речевых образов в поэзии и прозе М. Пуймановой: автореферат дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1999.

14. Голомидова М.В. Искусственная номинация в ономастике: дисс. ... доктора филол. наук. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 375 с.

15. Катермина В.В. Личное имя собственное: национально-культурные особенности функционирования (на материале русского и английского языков): дисс. ... канд. филол. наук. Краснодар, 1998. 297 с.

References

1. Karpenko Yu.A. Proper Name in Fiction // Philological Sciences. 1986. № 4. P. 3440.

2. Magazanik E.B. Onomapoetics or «speaking names» in literature. Tashkent. 1978. P. 148.

3. Mikhailov V.N. Specificity of Proper Name in Fuction // Philologycal Sciences. 1987. № 6. 1987. P. 78-83.

4. Nikolina N.A. Proper Name in Fiction. Philological Approach to Text. M. 2003. P.195-197.

5. Fonyakova O.I. Proper Name in Fiction. L., 1990. P. 104.

6. Stepanov Yu.S. Constant. Dictionary of Russian Culture. M. Shkola «Langugaes of Russian Culture». 1997. P. 824.

7. Korchevskaya G.P. Concept "Moscow" in Russian Linguistic Worldimage and in Poetic Idiolectics of M.Tsvetayeva. PhD Thesis. V., 2002.

8. Semochko S.V. Concept "Faust" as a Constant of German Culture. (PhD Thesis) Voronezh, 2004. 223 p.

9. Fomenko I.B. Bible Name "Cain" in Russian Linguistic Worldimage (PhD Thesis). Vladivostok. 2004. 27 p.

10. Kukharenko V.A. Text Interpretation. M., 1978. P. 327.

11. Fomin A.A. Associative Connections of Proper Name and Axiology of Fiction Image. News of Ural State University. Vol. 4. 2001. № 20.

12. Actual Problems of Linguistics. N. Novgorod: NGPU. 1998. P. 49.

13. Anikina T.E. System of Speech Images in Poetry and Prose of M. Puymanova. PhD Thesis. S-Petersburg, 1999.

14. Golomidova M.V. Artificial Domination in Onomastics. PhD Thesis. Ekaterinburg: USPU, 1998. 375 p.

15. Katermina V.V. Proper Name: Cultural Features of Functioning (on the basis of Russian and English languages). PhD Thesis. Krasnodar, 1998. 297 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.