Научная статья на тему 'Информационная функция периферийных онимов в текстах художественной литературы'

Информационная функция периферийных онимов в текстах художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
911
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА / СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА / ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ОНИМЫ / ONOMASTICS / LITERARY ONOMASTICS / PROPER NAMES / ONOMASTIC SPACE / PERIPHERIC ONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимова Гульнора Хайдаровна

В статье рассматривается специфика литературной ономастики, приводится ряд положений касательно системного анализа СИ в художественной речи. Классифицируя СИ, автор выделяет малочисленный пласт ономастического пространства периферийные онимы, встречающиеся в художественных текстах таджикских писателей. Периферийные онимы, выполняя информационную функцию, воспроизводят подробности предметного мира (обстановки, интерьера), наглядно-образно представляют персонажей (их окружение, интересы, увлечения), создавая эффект реальности, материальности художественного бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational Function of Peripheric Onyms in Belles-Letters Texts

The article dwells on the specificity of literary onomastics, the author adduces a number of provisions in regard to systemic analysis of PN in belles-letters discourse. Classifying PN the author singles out a sparse layer of onosmatic space -peripheric onyms occurring in belles-letters texts of Tajik writers. Peripheric onyms performing informational function reproduce the particulars of subject world (surroundings, interiors ), give visual images of characters (milieu, interests, passions) creating the effect of authenticity, material tangibility of belles-letters life.

Текст научной работы на тему «Информационная функция периферийных онимов в текстах художественной литературы»

— 122 НО МАИ донишгох 3

Г. Ибрагимова

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ОНИМОВ В ТЕКСТАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ключевые слова: ономастика, литературная ономастика, собственные имена, ономастическое пространство, периферийные онимы

Современная общелингвистическая концепция таджикского языкознания должна быть устремлена к изучению собственных имен (далее СИ) как части языка. В настоящее время проблема ономастики, в частности ономастики художественного текста, требует создания не только эмпирических, но и теоретических разработок, так как в этой области нет фундаментальных работ, за исключением нескольких публикаций, посвященных ее отдельным частным явлениям (Шоев Р., Шодиев М., Абодулоева С.). В этом плане очень много сделано зарубежными и русскими учеными-ономастами. о чем свидетельствуют их многочисленные монографии, статьи, исследования в этой области.

Ономастика как прикладная наука, возникшая как «вспомогательная» научная дисциплина, обслуживала этнографов, историков, географов. То. что ономастика выделилась в самостоятельную дисциплину - заслуга лингвистов, показавших семантический анализ, что любое имя собственное - это слово, поддающееся лингвистическому анализу.

Как утверждает А.А. Никонов, надо обратить внимание на закономерности развития имен собственных: «Имя — слово, и. как все слова, подчиняется законам языка, т. е. подлежит ведению языкознания. Поэтому ономастика - часть лингвистики. Но собственные имена образуют в языке особую подсистему, в которой и общеязыковые законы преломляются специфически, и возникают свои закономерности, которых нет в языке вне ее» (1.6).

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 123 “

Ученые-лингвисты, тем не менее, не отрицают чрезвычайную комплексность данного явления, так как этнографический, литературоведческий, исторический, географический, социологический и др. компоненты помогают языковеду выделять специфику именуемых объектов с разных позиций.

Ономастика, обретя доминирующий статус и автономность в лингвистике, продолжает оставаться вспомогательной для историков, географов и специалистов по другим дисциплинам.

О месте ономастики в системе наук отмечено в трудах известных ученых. Так, А. В. Суперанская, анализируя взаимоотношения ономастики и лингвистики акцентирует наше внимание на том, что «взаимоотношение ономастики и лингвистики в первом приближении может быть охарактеризовано как отношение части и целого» (2, 9).

Традиционное утверждение, что ономастика - часть лингвистики, до сих пор остается спорным, так как часть выходит за пределы целого, за счет экстралингвистического подхода к изучению ономастического материала.

Ономастика как особая лингвистическая наука тесно связана с литературоведением. СИ в художественном тексте интересовали литературоведов в связи с изучением творчества отдельных писателей. Впоследствии чисто литературоведческая проблематика, связанная с СИ, переросла в специальные ономастические исследования, где доминирующим было функционирование СИ в художественных произведениях.

Любое художественное произведение, независимо от жанра, содержит СИ, являющиеся указателями в пространстве и времени. В юмористических и сатирических произведениях авторы для усиления образности намеренно используют имена-шаржи, имена-характеристики. В романтических произведениях (в отличие от реалистических) СИ выражают условные, не похожие на имена окружающих, отдаленные в пространственновременном отношении от современности.

Со временем в исследовании СИ в контексте художественной речи сформировалось новое лингвистическое направление, возникшее на стыке ономастики со стилистикой, поэтикой, семиотикой, лингвистикой текста и др., обозначенное учеными термином «литературная ономастика» (ЛО).

— 124 "С НО МАИ донишгох 3

По мнению В.М. Калинкина, «Самые первые опыты изучения имен из художественных текстов фактически не отличаются от собственно ономастических студий и отнесение их к области литературной ономастики оправдано только характером источника, из которого черпался материал» (3,81).

С 50-х годов прошлого столетия, с защиты первой диссертации на тему «Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX вв., их функции и словообразование» В.Н. Михайлова (1956) начинается период освоения ономастического пространства художественного текста, до этого были разрозненные статьи, критические заметки, посвященные данной проблематике. Эпопея освоения СИ в художественном тексте была продолжена Э.Б. Магазанником, который защитил диссертацию «Поэтика имен собственных в русской классической литературе», и в отличие от работы В.Н. Михайлова, сделал серьезный шаг в теоретическом осмыслении задач литературной ономастики.

Особая специфика литературной ономастики была рассмотрена профессором Ю.А. Карпенко, который в свое время выделил существенные признаки ЛО:

1. Литературная ономастика вторична, так как она возникает и существует на фоне общенародной ономастики. По мнению Ю.А. Карпенко, писатель не может абстрагироваться от реальной ономастики, от действующих в языке ономастических норм (4,35).

2. Этиологическая детерминированность отличается от реальной ономастики, так как литературная ономастика - словотворчество писателя, поскольку автор «подбирает либо конструирует не только личные имена, но и все компоненты ономастического пространства произведения».

3. В литературной ономастике идентификационная функция СИ перестает быть главенствующей. На первое место Ю.А.Карпенко выдвигает стилистическую функцию СИ. Некоторые ученые расширили круг функций СИ в художественном тексте. Так В.Д. Бондалетов предложил свой список этих функций: «номинативная, идеологическая, характеризующая, эстетическая, символическая» (5,63). Э.Б. Магазанник, оценивая функционирование ЛО, разделяет ее на ономастилистику и ономапоэтику (6,4). Каждая из вышеперечисленных функций вносит весомый вклад в создание худо-

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 125 “

жественного целого.

4. В отличие от реальной ономастики, которая принадлежит языку, литературная ономастика - фактор художественной речи.

5. Присутствие в художественном тексте особого типа СИ -заглавия, несущего информационную и эмоционально-стилистическую функции.

Поддерживая идеи Карпенко. О.И. Фонякова к перечисленным пяти общим признакам литературной ономастики относит еще два:

1. Всякое СИ соотносится с содержанием целого художественного текста, где оно является ключевым, участвует в развитии сюжета, ассоциативно связано с другими группами действующих лиц. а вся система имен таких лиц образует ономастическую парадигму текста.

2. Литературная ономастика взаимодействует с остальными словами речевой композиции текста.

Литературная ономастика должна изучать все особенности употребления СИ в тексте художественного произведения и за его пределами. Соответственно все аспекты и разделы изучения СИ. принципы их классификации в современной ономастике должны быть прямо или косвенно учитываться и в литературной ономастике, ибо все они как бы «опрокинуты» в нее и могут иметь лишь разную актуальность в зависимости от типа художественного текста, его жанра и семантической структуры, широты состава и насыщенности ономастического пространства, эстетической значимости ономастических единиц текста (7. 7).

СИ имеют различное семантическое наполнение на уровне художественного текста. Наполняемость ономастического пространства художественного произведения, ее развитие необходимо на первой стадии, так как в процессе творчества автор может допустить замену ЛО. изменив ее функции в контексте произведения.

Специфика ЛО предполагает окончательную фиксацию единиц ономастического пространства конкретного художественного текста, не допускающая в будущем каких-либо изменений.

Анализ ЛО подразумевает системный подход к изучению СИ в художественном тексте и потому при исследовании и описании ономастических единиц современная наука установила элементы неординарной ономастической системы как функциональнопроизводной. так и фрагментарной.

— 126 НОМАИ донишгох 3

Жанр, тема, идея, метод художественного изображения, композиция - все эти явления оказывают существенное влияние на системный подход изучения СИ в художественной речи.

Непостоянный, случайный характер исследования СИ в художественной речи поставил перед учеными задачу - систематизировать изучение СИ как единицу структуры художественного текста.

Большой вклад в системный подход к изучению СИ в художественном тексте внесли Ю. А.Карпенко, Э.Б.Магазанник, Г.Ф.Ковалев, О.И.Фонякова, В.М.Калинкин, В.И.Супрун.

Уделяя большое внимание системному анализу СИ в художественной речи, О.И.Фонякова выделяет разные принципы, различающиеся по определенным дифференциальным признакам:

1. По объекту изучения СИ: текстовой - внетекстовой (социолингвистический, энциклопедический, исторический и т.и.).

2. По характеру коннотаций: стилевые (внутренние) -общеязыковые (внешние).

3. По содержанию внетекстовой информации: лингвистический (ономастический, коннотативный) - экстралингвистический (энциклопедический, социальный, историко-культурный, реальный и т.д.).

4. По охвату ономастического пространства художественного текста: полный - дифференциальный.

5. По отнесенности к уровням семантической композиции художественного текста: ономастический - ономапоэтический.

6. По типам системных связей СИ в художественном тексте (для каждого уровня семантической композиции): парадигматический и синтагматический.

7. По аспектам семантико-стилистического анализа СИ: структурный - функциональный (7, 36).

Известно, что художественный текст есть функционально замкнутая система эстетически образованных речевых средств, где СИ обретают определенные смысловые связи, коннотацируются и ассоциируются, образуя индивидуально-художественную семантику.

В художественном тексте коннотативные значения преобразуются, становясь текстуальными, так как попадают под влияние системных связей СИ с парадигматическим и синтагматическим контекстом произведения.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 127 “

Системный подход в парадигматическом отношении предполагает следующее: выявление и систематизирование перечня ЛО, характеризуя каждую ономастическую единицу по типам художественной речи; типологическое описание круга СИ по тематическому принципу, включая ономастические окказионализмы; регистрирование всех разновидностей и средств ономастической номинации по отношению к денотату художественного текста; исследование СИ с сильной позиции художественного текста; классифицирование СИ по отношению сюжетной линии, композиционной постройки произведения.

В синтагматическом отношении описание дополняется анализом употребления СИ в рамках предложения, сложного синтаксического целого и других частей текста, при этом изучаются все виды СИ, употребляющиеся в литературных произведениях; связь СИ с апеллятивами, с другими СИ; осуществление многообразных стилистических функций.

Познание стилистических свойств СИ помогает отыскать общие свойства имен, их словообразовательные возможности, изменение их значения, так как составные структурные части ономастической лексики, их различные комбинации, употребление которых делает наименования дополнительно окрашенными, независимо от степени выразительности СИ, так как элементы художественного текста ономастических единиц, разнообразно раскрывая свои потенциальные возможности, проявляют свои семантико-экспрессивные свойства.

Семантико-экспрессивная сущность СИ в художественном тексте проявляется прежде всего в том, что автор для усиления образности использует так называемые «говорящие» СИ, подчеркивая при этом огромные потенциальные возможности экспрессии, заложенные в ономастической лексике.

Анализируя СИ в произведениях таджикских писателей, мы не раз сталкиваемся с именами-прозвищами. Интересен тот факт, что «говорящие» имена в произведениях русских писателей разительно отличаются от таджикских, русские писатели широко используют именования такого типа - от имен, фамилий, названий городов, сел (вымышленных), выражающих какое-либо эмоциональное отношение автора к СИ, подчеркивающим трагизм или комизм действия.

— Ш~С НО МАИ донишгох 3

Этимология же СИ «говорящих» персонажей, объектов в произведениях таджикских писателей не содержит явных указаний на внутренние и внешние качества их носителей, так как СИ лишь опосредованно указывают на общую направленность образа, не неся какой-либо информативной нагрузки. Этот тип ономастической лексики в таджикской художественной речи является не продуктивным в словотворчестве современных таджикских писателей, так как они в процессе творчества при выборе имени вымышленному персонажу или объекту ориентировались на реальный именник местного региона или на традиционную форму таджикского именослова.

Традиционно ЛО художественного текста подразделяют на две большие группы: литературную антропонимику и литературную топонимику.

В изучении СИ вызывает интерес малочисленный пласт ономастического пространства - периферийные онимы, встречающиеся в художественных текстах таджикских писателей. Периферийные онимы занимают особое положение в ономастическом пространстве, не всегда называя локально отграниченные друг от друга СИ, идентичных или объединенных общей тематикой или идеей.

Периферийные разряды связаны ономасиологическими отношениями не только с денотатом, очерчивающим его предметную соотнесенность, но и с сигнификатом, составляющим его понятийную отнесенность.

Классифицируя СИ в художественных текстах таджикских писателей, мы выявили ряд периферийных онимов, под которые попадают:

1, Фалеронимы - названия наград, орденов, медалей:

Ордени Ситораи Сурх; ордени Байрақи Сурхи Меҳнати

Тоҷикисгон; ордени Ленин; ордени Бай раки Сурхи Ҷангӣ; медали «Барой хизматҳои ҷангӣ».

2. Идеонимы - названия художественных произведений:

«Таронаи партизаню), «Зафар - писари Ватан», «Намунаи

адабиёти тоцик», «Одина», «Ҷӯи Мӯлиён», «Ихвон-ас-сафо», «Офарингон», «Кофия» шарҳи Мулло», «Нациб-иль-махлукат», «Тӯтинома», «Партизанҳои Волочаев», «Муҳайяр», «Торумор», «Тошканд - шаҳри нон», «Пӯлод чи тавр обутоб ёфтааст», «Модар», «Сом ва Дик», «Руслан ва Людмила».

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 129 “

3. Фиктонимы - собственные имена действующих лиц литературного произведения:

Рустами достон, Павел Корчагин, Ермак, Джульетта, Ромео, Павел Власов, Морозно, Левинсон.

4. Гемеронимы - названия газет, средств массовой информации:

«Красная Звезда», «Тоҷикистони Сурх», «Овози тоцик».

5. Порейонимы - названия транспортных средств (в нашем случае названия военной техники): «Паланг», «Пантера», «Фердинанд», «Колхозчии Тоҷикисгон», «Фокке Вульф», «КВ», «Юнкере», «М-1», «Катюша», «Мессершмитт».

6. Геортонимы - названия праздников и мероприятий: Наврӯз, Якуми май, иди курбон, Рамазон, иди Октябр.

7. Акронимы - названия научно-исследовательских институтов, трестов, управлений, учреждений: Коммунистический университет, Инсгитути педагогии Сталинобод, Идораи Совети киш.ток. бинои Президиуми Совети одни СССР.

8. Документонимы - названия отдельного важного для народа или народов документов: Декрет Ленин, Матни Ахдномаи байни Г ермания ва СССР, Созишномаи Мюнхен, Ахдномаи Версали соли 1919.

9. Ойкодомонимы - собственные имена любого здания: музеи Ленин, музеи Таърих, анбори Тоҷикматлубот, дӯкони Шараф Даллол, қасри баҳоронаи Дилкушо, қасри Зимистон, қасри Кремл, беморхонаи Полторацкий, меҳмонхонаи «Москва», меҳмонхонаи «Национал», меҳмонхонаи ЦДКА.

10. Названия партизанских, отрядов, фронтов, армий: отряди партизании Зафар, отряди партизании ба номи Иван Сусанин, отряди Карпенко, отряди Бутко, отряди Недзевецкий, отряди Байрақи Сурх, бригадаи партизании Ситораи Сурх, фронти Туркистон, фронти Шарқӣ, армияи генерал Роммел, армияи Паулюс, армияи Сурх.

1 ЕФильмонимы - названия кинофильмов: «Чапаев».

Таким образом, СИ как особая единица языка активно участвует в эстетической реализации художественной картины мира. Немалая роль в этом плане принадлежит периферийным онимам, выступающим в качестве изобразительного средства -ономастической детали; поэтому подобного рода «вкрапление» ономастических единиц в словесную ткань произведения литературы

— I3(l<_______HQ МАИ ДОНИШГОХ 3

квалифицируется как стилистический приём, суть которого в воспроизведении подробностей предметного мира (обстановки, интерьера), наглядно-образном представлении персонажей (их окружения, интересов, увлечений), создавая эффект реальности, материальности художественного бытия (8, 33).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Никонов В.А. Имя и общество. -М„ 1974

2. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. -М.: Наука, 1973

3. Калинкин В.М. От литературной ономастики к поэтонимологии И Вопросы ономастики, 2006, № III

4. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе / / Филологические науки, 1989, № 4//

5. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. -М.: Просвещение, 1983

6. Магазанник Э.Б. Ономапоэтика или «говорящие имена» в литературе. - Ташкент, 1978

7. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте (учебное пособие).- Л„ 1990

8. Бардакова В.В. Ономастическая деталь в произведении детской литературы И Гуманитарный вектор, 2011, № 4

Информационная функция периферийных онимов е текстах художественной литературы

Г. Ибрагимова

Ключевые слова: ономастика, литературная ономастика, собственные имена, ономастическое пространство, периферийные онимы

В статье рассматривается специфика литературной ономастики, приводится ряд положений касательно системного анализа СИ в художественной речи.

Классифицируя СИ, автор выделяет малочисленный пласт ономастического пространства - периферийные онимы, встречающиеся в художественных текстах таджикских писателей. Периферийные онимы, выполняя информационную функцию, воспроизводят подробности предметного мира (обстановки, интерьера), наглядно-образно представляют персонажей (их

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 131 “

окружение, интересы, увлечения), создавая эффект реальности, материальности художественного бытия.

Informational Function of Peripheric Onyms in Belles-Letters Texts

G. Ibraghimova

Key words: onomastics, literary onomastics, proper names, onomastic space, peripheric onyms

The article dwells on the specificity of liter ary onomastics, the author adduces a number of provisions in regard to systemic analysis of PN in belles-letters discourse.

Classifying PN the author singles out a sparse layer of onosmatic space - peripheric onyms occurring in belles-letters texts of Tajik writers. Peripheric onyms performing informational function reproduce the particulars of subject world (surroundings, interiors ), give visual images of characters (milieu, interests, passions) creating the effect of authenticity, material tangibility of belles-letters life.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.