Научная статья на тему 'Импровизация как основа становления компетентного специалиста в учреждениях этнокультурного музыкального образования'

Импровизация как основа становления компетентного специалиста в учреждениях этнокультурного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОЛЬКЛОРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ / СИНКРЕТИЗМ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАСТ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сушкова Л. Н., Гращенко А. Г.

В статье рассматривается проблема обучения импровизации в этнокультурном музыкальном образовании в учебных заведениях среднего и высшего звена. Актуальность темы обусловлена современными процессами модернизации образовательных систем и повышением требований к специалистам этнокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сушкова Л. Н., Гращенко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVISATION AS THE BASIS OF FORMATION OF THE COMPETENT EXPERT IN INSTITUTIONS OF ETHNOCULTURAL MUSIC EDUCATION

In article the problem of training of improvisation in ethnocultural music education in educational institutions of an average and the top management is considered. Relevance of a subject is caused by modern processes of modernization of educational systems and increase in requirements to experts of the ethnocultural sphere.

Текст научной работы на тему «Импровизация как основа становления компетентного специалиста в учреждениях этнокультурного музыкального образования»

УДК 372.878

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Н. Сушкова1), А.Г. Гращенко2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2)e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема обучения импровизации в этнокультурном музыкальном образовании в учебных заведениях среднего и высшего звена. Актуальность темы обусловлена современными процессами модернизации образовательных систем и повышением требований к специалистам этнокультурной сферы.

Ключевые слова: образовательный процесс, фольклорное исполнительство, музыкальные интонации, синкретизм, импровизация, обрядовая культура, региональный пласт, хореографическая пластика.

Стремительные процессы развития модернизации образования в нашей стране коснулись, кроме всего прочего, и образовательного процесса в области искусства. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема обновления содержания образования, идет активный поиск нового решения вопроса обновления этнокультурного образования, поиска наиболее эффективных способов формирования компетентных специалистов на уровне среднего и высшего звена1. Отмечается, что особо важную роль в успешности процесса построения профессиональной исполнительской деятельности будущего выпускника играет формирование его собственной эмоциональной культуры, связанной с сохранением национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и особенности народа.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт образования по специальности «Сольное и хоровое народное пение» и направления подготовки «Искусство народного пения» обеспечивает высокий уровень квалификации выпускника, его становления как творческой личности. Действенным средством воспитания творческой составляющей является музыкальное фольклорное искусство, неотъемлемую часть которого представляет синкретизм и импровизация, позволяющие раскрыть художественную индивидуальность личности.

Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального самовыражения стояла у истоков всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. Русское народное музыкальное творчество, бытующее в устной форме, органично впитало импровизационность, как неотъемлемую часть традиционного исполнительства. Поэтому именно импровизационная творческая

1 Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области) // Научно-исследовательские публикации. Воронеж. № 3. 2013. С. 11-16.

основа отвечает образу мышления русского народа, его практике хорового исполнительства.

Известный собиратель фольклора Е.Э. Линева писала: «Вся красота исполнения заключается в том, что они (певцы) поют, свободно импровизируя, вследствие чего в нем нет ничего механического. Народный певец не связан рамками вокальной партии, он не думает о ней, он поет песню так, как ее чувствует и понимает в момент исполнения». А.В. Руднева отмечала, что «малоодаренные певцы и певицы выбирают для себя самое простое и легкое варьирование напева. Такие певцы долго в хоре не остаются. Настоящие мастера их не любят, избегают стоять рядом и петь вместе с ними»2.

Импровизация тесно связана с умением певцов слушать своих соседей, умением «ладить» с вокальной техникой партнера. Опытный певец воспринимает песню не как что-то консервативное, неизменное, он воспринимает ее как бесконечную изменчивость, способную к постоянному обогащению. Важной задачей подготовки современного выпускника - специалиста сферы этнокультуры, является освоение принципов импровизации. Это не только даст возможность избежать однообразия куплетной повторности, характерной для народно- хоровых коллективов, но и позволит ему наиболее достоверно, профессионально воспроизводить образцы традиционной музыки.

Один из способов достижения поставленной задачи связан с тем, что молодых певцов в фольклорных ансамблях сразу учат мыслить многоголосно, усваивая полифонизм распева, круг характерных музыкальных интонаций и ладогармонических особенностей данной традиции. На первый взгляд процесс варьирования является свободным, ничем не определенным, а на самом деле традиционный певческий стиль с определенной функцией каждого из голосов упорядочивает систему. Выполняя поставленную задачу, обучающийся приближается к уровню аутентичного исполнителя, учится сохранять основную схему песни, сочинять варианты, украшающие основной ансамблевый распев. В таких ансамблях существует тембровое многообразие и относительная вокальная свобода в границах певческого стиля данного коллектива.

Очень часто от музыкантов можно слышать высказывания, что импровизация есть дело особо одаренных людей. Такая мысль лишена основания и отражает инерционно-пассивные взгляды на музыкальную педагогику. Да, действительно, овладение навыками в варьировании напевов не обретается сразу, оно требует определенной профессиональной подготовки участников, творческого подхода, серьёзной певческой и слушательской практики. И результативность здесь может быть достигнута, в большей степени, при владении этим навыком самого руководителя, который приучает обучающихся виртуозно манипулировать песенными элементами в разных составных изложениях.

Начинать обучение импровизации наиболее целесообразно с простейших гетерофонных образцов, более доступных для формирования импровизационного навыка, дающих возможность поиска многослойного мелодического развития в творческом процессе. «Изучение музыкально-образовательной деятельности коллективов фольклорных отделений связано с фольклорной импровизацией, включающей поиск игровых и танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодий и игры на доступных инструментах в рамках выбранной

2 Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994. С. 58.

стилистической зоны. Обучение при этом носит живой, неформальный характер, позволяющий создать атмосферу, в которой народная мудрость глубоко проникает в сознание и привычки обучающегося, становится частью его жизни»3.

Традиционная музыкальная этнопедагогика рекомендует на начальном этапе обращаться к образцам календарного фольклора, т.к. устоявшиеся попевки-формулы календарного цикла представляют первооснову для музыкального развития обучающихся и позволяют включаться в процесс всем, до единого. Доступные каждому секундо-терцовые интонации, характерные для календарного фольклора, с многократными повторами, дают возможность постичь народно-попевочный материал, лежащий в основе песенной культуры, а также способствуют возникновению новых импровизационных вариантов в фольклорных образцах.

Импровизационное начало традиционной культуры не ограничивается только вокальными формами, оно распространяется на инструментальное, и хореографическое творчество, следуя закону синкретизма. История традиционного исполнительства, имея глубокие корни обрядовой культуры, выделяла на протяжении веков не только певцов, но и исполнителей, в совершенстве овладевших пляской, или игрой на инструментах. В основе обрядовой культуры эти виды творчества наиболее часто могли проявляться в песнях, наделенных определенным ритуальным смыслом, исполняемых с движением. У этих песен есть много названий, варьирующихся в зависимости от местных диалектов: «карагод», «танок», «улица» и т.д. Сегодня эти песни именуют общим словом - хоровод, подразумевая массовое народное шествие, объединенное одним музыкальным материалом и творческими задачами.

Несмотря на массовость, эти песни несли индивидуальное начало, которое и определяло регион или конкретное село с их особой ритмикой, мужской и женской пластикой. Ввиду того, что в основе хороводных песен лежало массовое исполнительство, напев и движения в них были просты для запоминания, несложны для исполнения. Вместе с тем, индивидуальность каждого исполнителя была отмечена своеобразием пластических движений с характерными приплясываниями, т.е. умением импровизировать внутри данного регионального хореографического стиля.

Все эти особенности проявления индивидуальностей в коллективных видах творчества в результате и составили богатейший пласт традиционной русской культуры. Импровизация, как творческий процесс, стала неотъемлемой её частью, именно поэтому формирование у учащихся этнокультурного музыкального образования среднего и высшего звена навыков импровизации позволит им в результате стать компетентными специалистами сферы этнокультуры.

Список литературы

1. Гращенко А.Г., Сушкова Л.Н. Преемственность образовательного процесса в этнокультурном пространстве Белгородской области // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании - 2012: материалы международной научно-практической конференции. -Том 24. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012.

2. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. - М.: Композитор, 1994. - 224 с.

3 Гращенко А.Г., Сушкова Л.Н. Преемственность образовательного процесса в этнокультурном пространстве Белгородской области // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. 2012: материалы международной научно-практической конференции. Том 24. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. С. 3.

3. Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области) // Научно-исследовательские публикации. - Воронеж. - № 3. - 2013. - С. 11-16.

IMPROVISATION AS THE BASIS OF FORMATION OF THE COMPETENT EXPERT IN INSTITUTIONS OF ETHNOCULTURAL MUSIC EDUCATION

L.N.Sushkova1), A.G. Grashchenko2)

1 2)

' )Belgorod state institute of arts and culture

1 2)

' ;e-mail: [email protected]

In article the problem of training of improvisation in ethnocultural music education in educational institutions of an average and the top management is considered. Relevance of a subject is caused by modern processes of modernization of educational systems and increase in requirements to experts of the ethnocultural sphere.

Keywords: educational process, folklore performance, musical intonations, syncretism, improvisation, ceremonial culture, regional layer, choreographic plasticity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.