УДК 372.878
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Н. Сушкова1), А.Г. Гращенко2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2)e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема обучения импровизации в этнокультурном музыкальном образовании в учебных заведениях среднего и высшего звена. Актуальность темы обусловлена современными процессами модернизации образовательных систем и повышением требований к специалистам этнокультурной сферы.
Ключевые слова: образовательный процесс, фольклорное исполнительство, музыкальные интонации, синкретизм, импровизация, обрядовая культура, региональный пласт, хореографическая пластика.
Стремительные процессы развития модернизации образования в нашей стране коснулись, кроме всего прочего, и образовательного процесса в области искусства. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема обновления содержания образования, идет активный поиск нового решения вопроса обновления этнокультурного образования, поиска наиболее эффективных способов формирования компетентных специалистов на уровне среднего и высшего звена1. Отмечается, что особо важную роль в успешности процесса построения профессиональной исполнительской деятельности будущего выпускника играет формирование его собственной эмоциональной культуры, связанной с сохранением национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и особенности народа.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт образования по специальности «Сольное и хоровое народное пение» и направления подготовки «Искусство народного пения» обеспечивает высокий уровень квалификации выпускника, его становления как творческой личности. Действенным средством воспитания творческой составляющей является музыкальное фольклорное искусство, неотъемлемую часть которого представляет синкретизм и импровизация, позволяющие раскрыть художественную индивидуальность личности.
Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального самовыражения стояла у истоков всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. Русское народное музыкальное творчество, бытующее в устной форме, органично впитало импровизационность, как неотъемлемую часть традиционного исполнительства. Поэтому именно импровизационная творческая
1 Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области) // Научно-исследовательские публикации. Воронеж. № 3. 2013. С. 11-16.
основа отвечает образу мышления русского народа, его практике хорового исполнительства.
Известный собиратель фольклора Е.Э. Линева писала: «Вся красота исполнения заключается в том, что они (певцы) поют, свободно импровизируя, вследствие чего в нем нет ничего механического. Народный певец не связан рамками вокальной партии, он не думает о ней, он поет песню так, как ее чувствует и понимает в момент исполнения». А.В. Руднева отмечала, что «малоодаренные певцы и певицы выбирают для себя самое простое и легкое варьирование напева. Такие певцы долго в хоре не остаются. Настоящие мастера их не любят, избегают стоять рядом и петь вместе с ними»2.
Импровизация тесно связана с умением певцов слушать своих соседей, умением «ладить» с вокальной техникой партнера. Опытный певец воспринимает песню не как что-то консервативное, неизменное, он воспринимает ее как бесконечную изменчивость, способную к постоянному обогащению. Важной задачей подготовки современного выпускника - специалиста сферы этнокультуры, является освоение принципов импровизации. Это не только даст возможность избежать однообразия куплетной повторности, характерной для народно- хоровых коллективов, но и позволит ему наиболее достоверно, профессионально воспроизводить образцы традиционной музыки.
Один из способов достижения поставленной задачи связан с тем, что молодых певцов в фольклорных ансамблях сразу учат мыслить многоголосно, усваивая полифонизм распева, круг характерных музыкальных интонаций и ладогармонических особенностей данной традиции. На первый взгляд процесс варьирования является свободным, ничем не определенным, а на самом деле традиционный певческий стиль с определенной функцией каждого из голосов упорядочивает систему. Выполняя поставленную задачу, обучающийся приближается к уровню аутентичного исполнителя, учится сохранять основную схему песни, сочинять варианты, украшающие основной ансамблевый распев. В таких ансамблях существует тембровое многообразие и относительная вокальная свобода в границах певческого стиля данного коллектива.
Очень часто от музыкантов можно слышать высказывания, что импровизация есть дело особо одаренных людей. Такая мысль лишена основания и отражает инерционно-пассивные взгляды на музыкальную педагогику. Да, действительно, овладение навыками в варьировании напевов не обретается сразу, оно требует определенной профессиональной подготовки участников, творческого подхода, серьёзной певческой и слушательской практики. И результативность здесь может быть достигнута, в большей степени, при владении этим навыком самого руководителя, который приучает обучающихся виртуозно манипулировать песенными элементами в разных составных изложениях.
Начинать обучение импровизации наиболее целесообразно с простейших гетерофонных образцов, более доступных для формирования импровизационного навыка, дающих возможность поиска многослойного мелодического развития в творческом процессе. «Изучение музыкально-образовательной деятельности коллективов фольклорных отделений связано с фольклорной импровизацией, включающей поиск игровых и танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодий и игры на доступных инструментах в рамках выбранной
2 Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994. С. 58.
стилистической зоны. Обучение при этом носит живой, неформальный характер, позволяющий создать атмосферу, в которой народная мудрость глубоко проникает в сознание и привычки обучающегося, становится частью его жизни»3.
Традиционная музыкальная этнопедагогика рекомендует на начальном этапе обращаться к образцам календарного фольклора, т.к. устоявшиеся попевки-формулы календарного цикла представляют первооснову для музыкального развития обучающихся и позволяют включаться в процесс всем, до единого. Доступные каждому секундо-терцовые интонации, характерные для календарного фольклора, с многократными повторами, дают возможность постичь народно-попевочный материал, лежащий в основе песенной культуры, а также способствуют возникновению новых импровизационных вариантов в фольклорных образцах.
Импровизационное начало традиционной культуры не ограничивается только вокальными формами, оно распространяется на инструментальное, и хореографическое творчество, следуя закону синкретизма. История традиционного исполнительства, имея глубокие корни обрядовой культуры, выделяла на протяжении веков не только певцов, но и исполнителей, в совершенстве овладевших пляской, или игрой на инструментах. В основе обрядовой культуры эти виды творчества наиболее часто могли проявляться в песнях, наделенных определенным ритуальным смыслом, исполняемых с движением. У этих песен есть много названий, варьирующихся в зависимости от местных диалектов: «карагод», «танок», «улица» и т.д. Сегодня эти песни именуют общим словом - хоровод, подразумевая массовое народное шествие, объединенное одним музыкальным материалом и творческими задачами.
Несмотря на массовость, эти песни несли индивидуальное начало, которое и определяло регион или конкретное село с их особой ритмикой, мужской и женской пластикой. Ввиду того, что в основе хороводных песен лежало массовое исполнительство, напев и движения в них были просты для запоминания, несложны для исполнения. Вместе с тем, индивидуальность каждого исполнителя была отмечена своеобразием пластических движений с характерными приплясываниями, т.е. умением импровизировать внутри данного регионального хореографического стиля.
Все эти особенности проявления индивидуальностей в коллективных видах творчества в результате и составили богатейший пласт традиционной русской культуры. Импровизация, как творческий процесс, стала неотъемлемой её частью, именно поэтому формирование у учащихся этнокультурного музыкального образования среднего и высшего звена навыков импровизации позволит им в результате стать компетентными специалистами сферы этнокультуры.
Список литературы
1. Гращенко А.Г., Сушкова Л.Н. Преемственность образовательного процесса в этнокультурном пространстве Белгородской области // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании - 2012: материалы международной научно-практической конференции. -Том 24. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012.
2. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. - М.: Композитор, 1994. - 224 с.
3 Гращенко А.Г., Сушкова Л.Н. Преемственность образовательного процесса в этнокультурном пространстве Белгородской области // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. 2012: материалы международной научно-практической конференции. Том 24. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. С. 3.
3. Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области) // Научно-исследовательские публикации. - Воронеж. - № 3. - 2013. - С. 11-16.
IMPROVISATION AS THE BASIS OF FORMATION OF THE COMPETENT EXPERT IN INSTITUTIONS OF ETHNOCULTURAL MUSIC EDUCATION
L.N.Sushkova1), A.G. Grashchenko2)
1 2)
' )Belgorod state institute of arts and culture
1 2)
' ;e-mail: [email protected]
In article the problem of training of improvisation in ethnocultural music education in educational institutions of an average and the top management is considered. Relevance of a subject is caused by modern processes of modernization of educational systems and increase in requirements to experts of the ethnocultural sphere.
Keywords: educational process, folklore performance, musical intonations, syncretism, improvisation, ceremonial culture, regional layer, choreographic plasticity.