УДК 37.013
PRACTICAL TRAINING AS A WAY OF FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE STUDENT
Sushkova Lyudmila Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of Belgorod state Institute of culture and arts, ludmila_7. 03 @mail.ru
Graschenko Alevtina Gennadievna, lecturer of Belgorod state Institute of culture and arts,
Abstract: The article focuses on the specifics of Belgorod Institute of Arts and Culture educational process, associated with ethno art education. The way the formation of personality graduate vocational education through practical training cycle items is reflected.
Keywords: methodology, pedagogy, research, methods of pedagogical studies, folklore, folk vocal performance, ethnopedagogics.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Сушкова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры,
ludmila [email protected]
Гращенко Алевтина Геннадьевна, преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры, alj [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается специфика образовательного процесса Белгородского института искусств и культуры, связанная с этнохудожественным образованием, отражены пути формирования личности выпускника среднего профессионального образования через цикл предметов практической подготовки.
Ключевые слова: методология педагогики, исследовательская деятельность, методы педагогического исследования, фольклористика, народно-певческое исполнительство, этнопедагогика.
Стремительный процесс развития образования в современной России дает большие возможности для развития личности. Образовательная парадигма постиндустриального общества в первую очередь означает отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни [3, с. 11].
Такой взгляд на современную подготовку студента характеризуется коренными изменениями во всех звеньях, направленных на достижение нового качества образования, комплексного подхода к формированию личности выпускника, готового к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию [2, с. 35-36].
Профессиональная подготовка студента кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК) включает освоение концертной практики, которая отражает профиль специальности направления подготовки 073700 «Искусство народного пения», профиля подготовки 073700.01 «Хоровое народное пение» и является естественным продолжением деятельности студента до времени обучения. Она ставит своей целью закрепление профессиональных навыков в опыте публичных выступлений в качестве солиста или участника народного хора, ансамбля.
Задачи концертной практики связаны: с воплощением и коррекцией навыков и умений, приобретенных в хоровом классе, фольклорном ансамбле; задачей является и накопление субъективных ощущений о психофизическом самочувствии исполнителя, столь незаменимых в педагогической работе; приобретение навыков выступлений перед аудиторией разного возрастного и профессионального уровня.
Одним из основных направлений развития современного музыкального этнокультурного образования становится его переориентация на междисциплинарность и полипрофессиональность как той среды, в которую выходит выпускник, так и самого образовательного пространства, содержание которого все больше ориентируется на практические знания, полученные в результате соединения теории и практики [4, с. 11-12].
В современном образовательном процессе в БГИИК применение междисциплинарного подхода в познании традиционной народной культуры представляется весьма актуальным. Осуществляемая при междисциплинарном подходе целенаправленная установка на раскрытие непрерывной связи музыки с социальной историей, естественными открытиями, достижениями в области гуманитарных знаний, а так же синтеза с литературой и другими видами искусства, дает возможность комплексно приобщить студентов к научно обоснованным художественным и философским обобщениям, учат раскрывать сущностную природу произведения [6, с. 6].
Уже свыше 15 лет, на кафедре искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры существует предмет, который возник на основе синкретизма фольклора и объединяет этнографию с изучением музыкальной, игровой, хореографической и инструментальной стилистики.
В результате анализа, необходимых для студентов навыков, возник предмет «Основы ведения фольклорных дисциплин», который в своей структуре содержит не только общие педагогические
принципы работы в учреждениях дополнительного образования, но и раскрывает программный материал предметов отделений фольклора, столь необходимых будущему специалисту. Помочь подготовиться студенту к педагогической деятельности в этом направлении помогает практика по данному предмету [5, с. 130]. Именно здесь студент может определить, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесения личностных качеств, с профессией педагога, получая возможность реализовать себя в новой профессиональной деятельности - преподавании, где им предоставляется возможность активно включаться в учебно-воспитательный процесс в школе, где они учатся основам педагогической техники, умению владеть собой, устанавливать правильные отношения с классом. Благодаря этому, у практикантов возникает целостное представление о педагогическом процессе.
Программа практического обучения включает преподавание курса «Народоведения», предназначенного для эстетического цикла начальной школы и для фольклорных отделений ДМШ. Программа народоведения в школе осваивается 3 года. Исходя из основных задач изучения народного творчества, каждый год имеет свое название. Первый год знакомит детей с календарным пластом и именуется «Человек и его взаимоотношение с природой». Он дает возможность освоить праздники и обряды годового круга с его обрядовыми песнями. Второй год изучает семейно-бытовые жанры и имеет название «Человек, его семья, род». В его задачу входит изучение семейно-бытовых обрядов и приуроченных к ним песен. Задачи третьего года основаны на изучении не обрядового фольклора поздних традиций, различных стилевых зон и именуется - «Человек и история его народа».
Синкретизм предмета выражен в освоении фольклора в его бытовании, неразрывной связи этнографической и музыкальной сторон традиции. Такая подача материала позволяет осваивать национальную культуру в живом восприятии её развития от древних, до более поздних, современных исторических пластов.
Школьный образовательный процесс предусматривает использование различных форм деятельности: традиционных и нетрадиционных видов занятий, интегрированных уроков. В обучении используются: технология коллективного обучения, групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, игровые технологии, технология творческой деятельности. Участвуя в организации и проведении ролевых и деловых игр, студенты учатся принимать решения в сложных ситуациях с учетом многих факторов и прежде
всего глубины теоретического обучения. Благодаря этому студент сам ставит задачу самообразования, очерчивает круг проблем и ищет пути их решения [1, с. 35-36].
Структурный компоненте в рамках педагогической практики представляет собой индивидуальную и совместную деятельность студентов и педагога-консультанта трех уровней: аналитического, конструктивного и деятельно-рефлексивного.
Аналитический компонент практики предполагает наблюдение, анализ и обсуждение уроков, проводимых педагогом и студентами, анализ и обсуждение сложных педагогических ситуаций, возникших во время урока. Особое внимание уделяется речи педагога, средствам её выразительности, интонации, лексической культуре.
Конструктивный компонент предполагает проект образовательного процесса: планирование и подготовку к учебному занятию, подбор методической литературы, наглядных средств обучения.
Деятельно-рефлексивный компонент связан с самоанализом самостоятельной работы, умением критически ее оценить, найти педагогические ошибки, осуществление воспитательно-образовательной работы с учетом возрастных градаций и собственных профессиональных знаний и умений.
Проводя уроки предмета «Народоведение» практиканты учатся отличать возрастное своеобразие дисциплины, методические особенности в зависимости от поставленных целей, видеть связь между целью урока, его технологией и структурой, подмечать ее воспитательную ценность, профессиональную направленность, использовать приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности учеников на уроке. Эта сторона образовательного процесса особенно важна для формирования таких важных качеств современной личности, как самостоятельность, конкурентоспособность и предприимчивость, столь необходимые в быстроменяющемся современном мире.
Литература
1. Игнатова И. Б., Сушкова Л. Н. Реализация технологии проектного обучения в этнокультурном образовании студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений // «Alma mater» (Вестник высшей школы). - 2013. - № 5.
2. Игнатова И.Б., Введенский В.Н. Особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях // Высшее образование в России. - 2011. - № 12.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Изд.2. -М.: Изд. «Эгвес», 2011. - 152 с.
4. Сушкова Л.Н. Междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании студентов на основе технологии проектного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 2012. - 23 с.
5. Сушкова Л.Н. Моделирование этнокультурного образования студентов музыкальных колледжей на основе проектных технологий // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т. 3. - № 25.
6. Шиткова Р. И. Инновационные технологии в преподавании истории современной отечественной музыки // Мшюш. - 2008. -№ 2.