Бизнес в законе
2'2012
9.3. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫХ АКТОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В УК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Азимов Назир Базарбаевич, кандидат юридических наук, заместитель декана юридического факультета Таджикского национального Университета, доцент кафедры уголовного права.
mustafo_azimov@mail.ru
Аннотация: О преступлениях против общественной безопасности и здоровья населения говорится в разделе VIII УК РТ, и эти преступления в основном носят конвенционный характер. Исходя из многочисленных конвенции и резолюции Совета Безопасности ООН в УК РТ включена глава преступления против общественной безопасности.
Ключевые слова: конвенция, резолюция Совета Безопасности ООН, преступления против общественной безопасности, терроризм, террористический акт.
IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LEGAL NORMS OF TERRORISM IN CRIMINAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Azimov Nazir Bazarbaevish, candidate of legal Sciences, Deputy Dean of the law faculty of the Tajik national University, associate Professor of the chair of criminal law.
mustafo_azimov@mail.ru
Annotation: Crime against social security provided in the chapter 21 Criminal Code of Republic of Tajikistan and these crimes, mainly, have conventional character. According to many conventions and resolutions of Security Council of UN it was included chapter of crime against social security in Criminal Code of Republic of Tajikistan.
Keywords: convention, resolution of Security Council of UNO, crime against social security, terrorism, terroristic act.
О преступлениях против общественной безопасности и здоровья населения говорится в разделе VIII УК РТ, и эти преступления в основном носят конвенционный характер.
Источниками регламентации конвенционных преступлений являются различные международные договоры и соглашения, число которых постоянно расчет. Особенностью международных преступлений и преступности является наличие обязательств стран-участниц реформировать внутригосударственное уголовное законодательство с целью приведения его в соответствие с международными нормами, ввести в круг наказуемых деяний те преступления, которые стали предметом Конвенции.
Среди конвенционных преступлений, содержащихся в разделе VIII УК РТ, особое место занимает терроризм.
Международное сообщество глубоко обеспокоено совершающимися во всем мире актами международного терроризма во всех его формах и проявлениях, которые угрожают жизни ни в чем неповинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств. Подтверждение тому - принятие Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 г. Декларации о мерах по ликвидации меж-
дународного терроризма , рассматривающей терроризм как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные многочисленными конвенциями.
В соответствии с Декларацией, правовой базой борьбы с международным терроризмом являются:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);
- Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);
- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1980 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, (1988 г.);
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988);
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991 г.)2;
Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1991 г.).
Согласно Декларации, государства-члены Организации Объединенных Наций обязуются принять все необходимые меры для борьбы с международным терроризмом, включая меры по задержанию и судебному преследованию, а также выдачу лиц, совершивших террористические акты.
На европейском уровне международная борьба с этими опасными преступлениями ведется на основе Европейской Конвенции о пресечении терроризма (1977 г.) . Конвенция не дает определения состава терроризма как определенного преступления, но при этом относит к проявлениям терроризма следующие преступления:
- преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г. (Гаагская);
- преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальской);
- тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;
- преступления, связанные с похищением людей, захватом заложников или серьезным незаконным задержанием;
- преступления, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или заминированных писем и посылок, если такое использование подвергает опасности людей;
1 Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 90-94.
2 Международное уголовное право / Под. ред. У. И. Лукашук, А. В. Наумов. С. 133.
3 См.: Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М., 1998. С. 135-140.
Азимов Н. Б.
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В УК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
- попытки совершить любое из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, совершающего или пытающегося совершить такое преступление.
Главным средством международно-правовой борьбы с терроризмом Конвенция считает выдачу преступников и достаточно подробно регламентирует вопросы сотрудничества государств-участников в этом деле. В связи с тем, что Европейская конвенция о выдаче (1957 г.) исключает из числа правонарушений, последствием совершения которого может быть выдача лица, его совершившего, политические правонарушения. Конвенция же о пресечении любых актов терроризма не рассматривает как политическое преступление или преступление, вызванное политическими мотивами4.
В УК РТ как возможные случаи терроризма квалифицируются:
- терроризм (ст. 179), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 1791);
- захват заложника (ст. 181);
- угон или захват воздушного, водного судна либо железнодорожного состава (ст. 184);
- захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи (ст. 182);
- пиратство (ст. 183);
- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 102), а также в соответствующих случаях и при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 104), умышленное причинение вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 110), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 310).
Антитеррористическая деятельность государств в рамках ООН должна развиваться по следующим важным направлениям:
во-первых, многосторонних международных договоров, призванных способствовать борьбе с терроризмом. Основными целями этих договоров являются криминализация в национальных законодательствах деяний, связанных с террористической деятельностью, и обеспечение эффективного сотрудничества государств в области предоставления правовой помощи в отношении таких преступлений. Фактически речь идет о создании системы универсальной юрисдикции, когда террорист не мог бы укрыться и избежать наказания ни в одном государстве мира;
во-вторых, государствами-членами ООН принят ряд обязательных к исполнению резолюций Совета Безопасности ООН. В соответствии с этими документами, государства должны осуществлять действия по предупреждению актов терроризма и пресечению попыток оказания помощи террористам, обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в организации и совершении террористических актов, ужесточить пограничный и таможенный контроль в целях борьбы с международным терроризмом и т.д.
К числу особенно важных необходимо отнести резолюцию Совета Безопасности, направленную на борьбу с финансированием терроризма. Очевидно, что без финансовой поддержки многие террористические организации не смогут продолжать свою деятельность. Соответствующие резолюции обязывают государства заморозить счета и финансовые активы лиц и организаций, которые признаны специальным Комитетом Совета Безопасности причаст-
4 Международное уголовное право / Под. ред. У. И. Лукашук, А. В. Наумов. С. 134.
ными к террористической деятельности, также они обязаны не допускать проведения банковских операций, связанных со счетами этих лиц и организаций. Существует периодический обновляемый сводный перечень, в который упомянутый Комитет Совета Безопасности вносит информацию о террористах. На основании этого перечня государства принимают на своей территории меры по пресечению финансирования терроризма.
Такая деятельность ведется соответствующими органами и в РТ. Исходя из этих резолюций Совета Безопасности ООН и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, 18 июня 2008 г. в УК РТ включена новая ст. 1792 (финансирование преступлений террористического характера), которая позволит обеспечить противодействие финансовой поддержки террористической деятельности.
Список литературы:
1. Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 90-94.
2. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г.
3. Европейская конвенция о пресечении терроризма от 1977 г.
4. Конвенция о предупреждении и наказании терроризма.
5. Международное уголовное право / Под. ред. У. И. Лукашук, А. В. Наумов. М, 1999. С. 133.
6. Международное уголовное право / Под. ред. У. И. Лукашук, А. В. Наумов. М, 1999. С. 134.
7. См.: Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М., 1998. С. 135-140.
Reference list:
1. The current international law. M., 1997 Part 3 p. 90-94.
2. Declaration on measures to eliminate international terrorism of 9 December 1994.
3. European Convention on the suppression of terrorism of 1977.
4. Convention on the prevention and punishment of terrorism.
5. International criminal law under the editorship of U.I. Lukachuk, A.V. Naumov. M. 1999 page 134
6. International criminal law under the editorship of U.I. Lukachuk, A.V. Naumov. M. 1999 page 134
7. See: Protection of human rights and the fight against crime. The Documents Of The Council Of Europe. M., 1998. page. 135-140.
РЕЦЕНЗИЯ
В условиях глобализации и распространения терроризма, происходящих в мире особое значение приобретают процессы имплементации, в национальное законодательство, выработанных сообществом государств, подходов к противодействию террористической деятельности. Этой важной проблеме посвящена статья доцента Таджикского национального университета Азимова Н.Б.
Автор, анализируя ряд конвенций ООН, отмечает, большой вклад который вносят международно-правовые акты в дело согласованности борьбы с проявлениями терроризма и совершенствования уголовно - правовых норм на уровне национального законодательства. Достаточно полно в статье представлена позиция мирового сообщества, которая исключает признание террористов как политических преступников, а выдачу террористов, государству, где они совершили преступление, справедливо рассматривается как средство борьбы с террором. Автор останавливается на анализе норм УК Таджикистана, которые направлены на противодействие с проявлениями терроризма, рассматривает в каких формах осуществляется антитеррористическая деятельность государств в рамках ООН. Важным направлением, как отмечается в статье, имеют меры по пресечению финансирования терроризма. Основываясь на резолюции Совета Безопасности ООН и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1991г.) в УК Республики Таджикистан ст. 1792, которая позволит, по мнению автора, обеспечить противодействие финансовой поддержки террористической деятельности. В качестве нерешенной проблемы в статье отмечается, что до настоящего времени не выработано понятие терроризма как собирательной правовой категории.
Статья Н. Б. Азимова представляет научный интерес и может быть опубликована в научном журнале.
Заслуженный деятель науки РФ,
доктор юридических наук,
профессор
В. П. Ревин