Н.Азимов
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ГЛАВЕ 21 УК РТ О «ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Ключевые слова: преступления против общественной безопасности, терроризм, террористический акт, захват заложников, имплементация.
О преступлениях против общественной безопасности и здоровья населения говорится в разделе VIII УК РТ, и эти преступления в основном носят конвенционный характер.
Источниками регламентации конвенционных преступлений являются различные международные договоры и соглашения, число которых постоянно растет. Особенностью международных преступлений и преступности является наличие обязывания стран-участниц реформировать внутригосуцарсгвенное уголовное законодательство с целью приведения его в соответствие с международными нормами, ввести в круг наказуемых деяний те преступления, которые стати предметом Конвенции.
Среди конвенционных преступлений, содержащихся в разделе VIII УК РТ, особое место занимает терроризм.
Международное сообщество глубоко обеспокоено совершающимися во всем мире актами международного терроризма во всех его формах и проявлениях, которые угрожают жизни ни в чем неповинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств. Подтверждение тому - принятие Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 г. Декларации о мерах по ликвидации междуна-роднош терроризма (1,90-94), рассматривающей терроризм как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные многочисленными конвенциями.
— |48~ 1юмаи донишгох ^
В соответствии с Декларацией, правовой базой борьбы с международным терроризмом являются: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1980 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судо-ходства, (1988 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991г.)(7,133)и Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1991 г.).
Согласно Декларации, государства-члены Организации Объединенных Наций обязуются принять все необходимые меры для борьбы с международным терроризмом, включая меры по задержанию и судебному преследованию, а также выдачу лиц, совершивших террористические акты.
На европейском уровне международная борьба с этими опасными преступлениями ведется на основе Европейской Конвенции о пресечении терроризма (1977 г.) (4,135-140).
Конвенция не дает определения состава терроризма как определенного преступления, но при этом относит к проявлениям терроризма следующие преступления:
- преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г. (Гаагская);
- преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальской);
- тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь, физи-
ческую неприкосновенность или свободу пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;
- преступления, связанные с похищением людей, захватом заложников или серьезным незаконным задержанием;
- преступления, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или заминированных писем и посылок, если такое использование подвергает опасности людей:
- попытки совершить любое из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, совершающего или пытающегося совершить такое преступление.
Главным средством международно-правовой борьбы с терроризмом Конвенция считает выдачу преступников и достаточно подробно регламентирует вопросы сотрудничества государств-участников в этом деле. В связи с тем, что Европейская конвенция о выдаче (1957 г.) исключает из числа правонарушений, последствием совершения которого может быть выдача лица, его совершившего, политические правонарушения, Конвенция о пресечении терроризма или одно из указанных в ней преступлений, являющихся проявлением терроризма, не рассматривает как политическое преступление или преступление, связанное с политическими преступлениями, или преступление, вызванное политическими мотивами (7,133).
В УК РТ как возможные случаи терроризма квалифицируются: терроризм (ст. 179), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 179); захват заложника (ст. 181), угон или захват воздушного, водного судна либо железнодорожного состава (ст. 184); захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи (ст. 182), пиратство (ст. 183); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 102), а также в соответствующих случаях и при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 104), умышленное причинение вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 110), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 310).
Антитеррористическая деятельность государств в рамках ООН должна развиваться и развиваться по следующим важным направлениям:
во-первых, заключены 12 многосторонних международных договоров, призванных способствовать борьбе с терроризмом. Основны-
ми целями этих договоров являются криминализация в национальных законодательствах деяний, связанных с террористической деятельностью трактуется как таковая в национальных законодательствах, и обеспечение эффективного сотрудничества государств в области предоставления правовой помощи в отношении таких преступлений. Фактически речь идет о создании системы универсальной юрисдикции, когда террорист не мог бы укрыться и избежать наказания ни в одном государстве мира;
во-вторых, всеми государствами-членами ООН принят ряд обязательных к исполнению резолюций Совета Безопасности ООН. В соответствии с этими доку ментами, государства должны осуществлять действия по предупреждению актов терроризма и пресечению попыток оказания помощи террористам, обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в организации и совершении террористических актов, ужесточить пограничный и таможенный контроль в целях борьбы с международным терроризмом и т.д.
В числе особенно важных необходимо отметить резолюции Совета Безопасности, направленные на борьбу с финансированием терроризма. Очевидно, что без финансовой поддержки многие террористические организации не смогут продолжать свою деятельность. Соответствующие резолюции обязывают государства заморозить счета и финансовые активы лиц и организаций, которые признаны специальным Комитетом Совета Безопасности причастными к террористической деятельности, также они обязаны не допускать проведения банковских операций, связанных со счетами этих лиц и организаций. Существует периодически обновляемый сводный перечень, в который упомянутый Комитет Совета Безопасности вносит информацию о террористах. На основании этого перечня государства принимают на своей территории меры по пресечению финансирования терроризма.
Такая деятельность ведется соответствующими органами и в РТ. Исходя из этих резолюций Совета Безопасности ООН и Конвенции о бор ьбе с финансированием терроризма, 18 июня 2008 г. в УК РТ вклкнена новая ст. 179 (финансирование преступлений террорис-тичесшго характера).
Захват заложников. Это известное с давних времен преступление может совершаться как в политических целях (например, для воздействия на правительство, политические партии и движения), так и по ко-
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 151 ~
рыстным мотивам (получение денежного выкупа) или для совершения других преступлений (побега из мест заключения, захвата воздушного или морского судна и т.п.).
Международная борьба с захватом заложников регламентируется Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979 г.) (1,2429). В преамбуле Конвенции указывается на повышенную опасность этого преступления, вызывающего серьезное беспокойство у международного сообщества, и на то, что существует настоятельная необходимость в развитии международного сотрудничества между государствами в разработке и принятии эффективных мер дтя предупреждения и наказания всех актов захвата заложников как проявления международного терроризма. В связи со сказанным, любое лицо, совершающее акты захвата заложников, подлежит судебному преследованию либо выдаче.
В соответствии со ст. 1 Конвенции, состав преступления образуют действия лица, которое захватывает или удерживает другое лицо или угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать другое лицо в заложниках для того, чтобы заставить третью сторону (государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц) совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника. Исходя из традиции международно-правовых конвенций уголовного характера, в Конвенции специально оговорена и наказуемость предварительной преступной деятельности, и соучастие в этом преступлении.
Захват заложника - это противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы. Сам захват может осуществляться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным. Разновидностью насильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего. Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствование лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (обычно содержание его в помещении, которое потерпевший не в состоянии самостоятельно покинуть). Удержание сопровождается угрозой убить заложника, нанести ему телесные повреждения или продолжением лишения его свободы.
Условием освобождения заложника является требование преступника, обращенное к государству, международной межправительственной
— 152 ~ номаи "донишгох
организации, какому-либо юридическому лицу или другому физическому лицу в совершении или воздержании от совершения определенного акта.
В соответствии с Конвенцией, каждое госуцарство-участник обязуется установить в своем уголовном законодательстве наказание за действия, указанные в ст. 1, с учетом тяжкого характера этих преступлений. Государство - участник конвенции, на территории которого удерживается захваченный преступником заложник, обязуется принять все меры, которые оно считает целесообразным для облегчения положения заложника, в частности, обеспечить его освобождение и содействовать в соответствующем случае его отъезду после освобождения.
Государство - участник Конвенции сотрудничает в предотвращении указанных преступлений, в том числе путем: а) принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах его территорий к совершению этих преступлений (как в пределах, так и вне пределов его территорий), включая принятие мер для запрещения на его территории незаконной деятельности лиц, групп или организаций, которые поощряют, организуют или участвуют в совершении актов захвата заложников, а также б) обмена информацией и координации принятия административных и других соответствующих мер для предотвращения таких преступлений.
Конвенция исходит из того, что юрисдикция каждого государства -участника в отношении указанных преступлений определяется наличием любого из следующих обстоятельств:
1) если преступление совершено на его территории или на борту морского или воздушного суцна, зарегистрированного в этом государстве;
2) если преступление совершено любым из его граждан или (по усмотрению указанного государства) лицом без гражданства, которые обычно проживают на его территории;
3)если преступление совершено для того, чтобы заставить это государство совершить какой-либо акт либо воздержаться от его совершения;
4) если преступление совершено в отношении заложника, который является гражданином указанного государства (если государство считает это целесообразным).
Эти условия определения юрисдикции государства распространяются и на случаи, когда предполагаемый преступник находится
на территории соответствующего государства, и оно не выдает его другому государству. Конвенция не исключает в отношении такого лица любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с внутригосударственным правом. Государство - участник Конвенции, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своим законодательством заключает его под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие его присутствие, пока это необходимо для того, чтобы возбуцить уголовное преследование или предпринять действия по выдаче. При этом немедленно проводится предварительное расследование фактов о совершенном преступлении.
В случае, когда государство-участник не выдает преступника, оно обязано передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования посредством проведения судебного разбирательства в соответствии со своим законодательством. Об окончательных результатах разбирательства сообщается Генеральному секретарю ООН, который направляет эту информацию другим заинтересованным государствам и международным межправительственным организациям.
Конвенция не применяется, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. В этих случаях все решается законодательством соответствующего государства.
Если между двумя или более государствами - участниками Конвенции возникает спор по вопросу определения юрисдикции в отношении совершенного преступления (а также по другим вопросам ее толкования и применения), который не уцается урегулировать путем переговоров, то этот спор передается по просьбе одного из государств в арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьбы об арбитраже стороны не смогут прийти к соглашению по вопросу об организации арбитража, то по просьбе любой из этих сторон спор может быть передан в Международный суд в соответствии со статутом Суда (при этом делается оговорка насчет права каждого государства при подписании или ратификации Конвенции или присоединения к ней сделать заявление о том, что оно не считает себя связанным положением об арбитражном решении указанного спора).
Основываясь на положениях Конвенции, таджикское уголовное законодательство также предусматривает уголовную ответственность за захват заложников. В соответствии с ч. 1, ст. 181 УК РТ, это преступление заключается в захвате или удержании лица в качестве заложника, совершенных в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или бездействие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (в ч. 2 и ч. 3 этой статьи УК формулируются составы данного преступления при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах). Формулировка УК РТ об ответственности за захват заложников полностью соответствует определению этого преступления в Конвенции 1979 г.
Незаконное обращение с радиоактивными материалами. При конструировании состава этого преступления законодательством учтены положения Конвенции о физической защите ядерного материала, направленной на охрану безопасности его использования, хранения и транспортировки (1980) (1,30-38). В соответствии с ней, государства-участники обязались установить в своем законодательстве наказания за следующие преднамеренные действия:
1) получение, владение, использование, передачу, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, что влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности;
2) кражу ядерного материала или его захват путем грабежа;
3) присвоение или получение ядерного материала обманным путем;
4) требование о выдаче ядерного материала путем угрозы силой или применения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания;
5) угрозы: а) использование ядерного материала с целью повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить значительный ущерб собственности, или б) совершить кражу или грабеж ядерного материала с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него;
6) попытку совершить любое из перечисленных действий или соучастие в нем.
В Конвенции сделана оговорка насчет того, что она не исключает любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии с ч. 1, ст. 193 УК РТ, уголовная ответственность наступает за незаконные приобретение, сбыт, хранение, использование, транспортиров^, передачу или разрушение радиоактивных материалов, а в соответствии с ч.2 - за те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; в ч. 3 этой статьи говорится о причинении по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий. К радиоактивным материалам, наряду с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами, относятся также ядерные материалы, находящиеся в любом виде и состоянии, т.е. материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (распыляющиеся) ядерные вещества.
1 .Действующее международное право: Т.З. -М., 1997.
2. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г.
3.Европейская конвенция о пресечении терроризма от 1977 г.
4.Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М., 1998. С. 135-140.
5.Конвенция о предупреждении и наказании терроризма от 1937 г.
6.Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 18 декабря 1979 г.
7.Международное уголовное право / Под. ред. У. И. Лукашук, А. В. Наумов. М, 1999. С. 133.
Имплементация международно-правовых норм в главе 21 УК РТ о «Преступлениях против общественной безоп асн ости »
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Азимов
Ключевые слова: преступления против общественной безопасности, терроризм, террористический акт, захват заложников, имплементация.
— 156- НОМАИ ДОНИШГОХ J
О преступлениях против общественного безопасности и здоровья населения говорится в разделе VIII УК РТ, н эти преступления в основном носят конвенцнонный характер.
Исходя из многочисленных конвенций и резолюции Совета Безопасности ООН, в УК РТ включена глава "Преступления против общественной безопасности ".
Международная борьба с захватом заложников регламентируется Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979 г.)
При конструировании состава этого преступления законодательством учтены положения Конвенции о физической защите ядерного материала, направленной на охрану безопасности его использования, хранения и транспортировки (1980 г.).
1Implementation of International Law Norms in Chapter 21 of RT PC on "Crimes against Social Security"
K. Azimov
Key words: crimes against social security, terrorism, terroristic act, capture of hostages, implementation.
Section VIII of RT Penal Code dwells on the crimes against social security and population's health: the latter's bearing mainly conventional character.
Designing on the premise of numerous conventions and resolutions of the UNO Security Council they included the chapter "Crimes against Social Security" into RT PC. The international combat with the capture of hostages is regulated by the International Convention on the struggle against a capture of hostages (1979).
When construing the corpus deliti of the crime in question the legislation took into consideration the Convention provisions related to a physical protection of nuclear stuffs aimed at the security of its utilization, keeping and transportation (1980).