9.2. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ЗАХВАТЕ ЗАЛОЖНИКОВ И НЕЗАКОННОМ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Азимов Назир Базарбаевич, кандидат юридических наук, заместитель декана юридического факультета Таджикского национального Университета, доцент кафедры уголовного права.
mustafo_azimov@mail.ru
Аннотация: При конструировании состава этого преступления законодательством учтены положения Конвенции о физической защите ядерного материала, направленной на охрану его безопасности использования, хранения и транспортировки (1980 г.)
Ключевые слова: захват заложников, радиоактивные вещества, имплементация, ядерное оружие, насилия.
IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LEGAL NORMS ON TAKING HOSTAGES AND CRIMES ILLEGAL TREATMENT OF RADIOACTIVE MATERIALS IN THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Azimov Nazir Bazarbaevish, candidate of legal Sciences, Deputy Dean of the law faculty of the Tajik national University, associate Professor of the chair of criminal law.
mustafo_azimov@mail.ru
Annotation: Under constructing composition of this crime by legislation are taken into account positions in Convention about physical protection of the nucleus material, directed on guard of its safety of the use, keeping and transportations from 1980.
Keywords: taking hostages, radioactive, implementation, atomic bomb, violence.
Захват заложников. Это известное с давних времен преступление может совершаться как в политических целях (например, для воздействия на правительство, политические партии и движения), так и по корыстным мотивам (получение денежного выкупа) или для совершения других преступлений (побега из мест заключения, захвата воздушного или морского судна и т.п.).
Международная борьба с захватом заложников регламентируется Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979 г.)1. В преамбуле Конвенции указывается на повышенную опасность этого преступления, вызывающего серьезное беспокойство у международного сообщества, и на то, что существует настоятельная необходимость в развитии международного сотрудничества между государствами в разработке и принятии эффективных мер для предупреждения и наказания всех актов захвата заложников как проявления международного терроризма. В связи со
1 См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 2429.
сказанным, любое лицо, совершающее акты захвата заложников, подлежит судебному преследованию либо выдаче.
В соответствии со ст. 1 Конвенции, состав преступления образуют действия лица, которое захватывает или удерживает другое лицо или угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать другое лицо в заложниках для того, чтобы заставить третью сторону (государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц) совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника. Исходя из традиции международноправовых конвенций уголовного характера, в Конвенции специально оговорена и наказуемость предварительной преступной деятельности, и соучастие в этом преступлении.
Захват заложника - это противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы. Сам захват может осуществляться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным. Разновидностью насильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего. Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствование лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (обычно содержание его в помещении, которое потерпевший не в состоянии самостоятельно покинуть). Удержание сопровождается угрозой убить заложника, нанести ему телесные повреждения или продолжением лишения его свободы.
Условием освобождения заложника является требование преступника, обращенное к государству, международной межправительственной организации, какому-либо юридическому лицу или другому физическому лицу в совершении или воздержании от совершения определенного акта.
В соответствии с Конвенцией, каждое государство-участник обязуется установить в своем уголовном законодательстве наказание за действия, указанные в ст. 1, с учетом тяжкого характера этих преступлений. Государство - участник конвенции, на территории которого удерживается захваченный преступником заложник, обязуется принять все меры, которые оно считает целесообразным, для облегчения положения заложника, в частности обеспечить его освобождение и содействовать в соответствующем случае его отъезду после освобождения.
Государство - участник Конвенции сотрудничает в предотвращении указанных преступлений, в том числе путем: а) принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах его территорий к совершению этих преступлений (как в пределах, так и вне пределов его территорий), включая принятие мер для запрещения на его территории незаконной деятельности лиц, групп или организаций, которые поощряют, организуют или участвуют в совершении актов захвата заложников, а также б) обмена информацией и координации принятия административных и других соответствующих мер для предотвращения таких преступлений.
Конвенция исходит из того, что юрисдикция каждого государства- участника в отношении указанных преступлений определяется наличием любого из следующих обстоятельств:
Бизнес в законе
2'2012
1) если преступление совершено на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве;
2) если преступление совершено любым из его граждан или (по усмотрению указанного государства) лицом без гражданства, которые обычно проживают на его территории;
3) если преступление совершено для того, чтобы заставить это государство совершить какой-либо акт либо воздержаться от его совершения;
4) если преступление совершено в отношении заложника, который является гражданином указанного государства (если государство считает это целесообразным).
Эти условия определения юрисдикции государства распространяются и на случаи, когда предполагаемый преступник находится на территории соответствующего государства, и оно не выдает его другому государству. Конвенция не исключает в отношении такого лица любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с внутригосударственным правом. Государство - участник Конвенции, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своим законодательством заключает его под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие его присутствие, пока это необходимо для того, чтобы возбудить уголовное преследование или предпринять действия по выдаче. При этом немедленно проводится предварительное расследование фактов о совершенном преступлении.
В случае, когда государство-участник не выдает преступника, оно обязано передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования посредством проведения судебного разбирательства в соответствии со своим законодательством. Об окончательных результатах разбирательства сообщается Генеральному секретарю ООН, который направляет эту информацию другим заинтересованным государствам и международным межправительственным организациям.
Конвенция не применяется, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. В этих случаях все решается законодательством соответствующего государства.
Если между двумя или более государствами - участниками Конвенции возникает спор по вопросу определения юрисдикции в отношении совершенного преступления (а также по другим вопросам ее толкования и применения), который не удается урегулировать путем переговоров, то этот спор передается по просьбе одного из государств в арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьбы об арбитраже стороны не смогут прийти к соглашению по вопросу об организации арбитража, то по просьбе любой из этих сторон спор может быть передан в Международный суд в соответствии со статутом Суда (при этом делается оговорка насчет права каждого государства при подписании или ратификации Конвенции или присоединении к ней сделать заявление о том, что оно не считает себя связанным положением об арбитражном решении указанного спора).
Основываясь на положениях Конвенции, таджикское уголовное законодательство также предусматривает уголовную ответственность за захват заложников. В соответствии с ч. 1, ст. 181 УК РТ, это преступление
заключается в захвате или удержании лица в качестве заложника, совершенных в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или бездействие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (в ч. 2 и ч. 3 этой статьи УК формулируются составы данного преступления при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах). Формулировка УК РТ об ответственности за захват заложников полностью соответствует определению этого преступления в Конвенции 1979 г.
Незаконное обращение с радиоактивными материалами. При конструировании состава этого преступления законодательством учтены положения Конвенции о физической защите ядерного материала, направленной на охрану его безопасности использования, хранения и транспортировки (1980.).2 В соответствии с ней, государства-участники обязались установить в своем законодательстве наказания за следующие преднамеренные действия:
1) получение, владение, использование, передачу, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, что влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности;
2) кражу ядерного материала или его захват путем грабежа;
3)присвоение или получение ядерного материала обманным путем;
4)требование о выдаче ядерного материала путем угрозы силой или применения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания;
5) угрозы:
а)использования ядерного материала с целью повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить значительный ущерб собственности, или
6) совершить кражу или грабеж ядерного материала с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него;
б) попытку совершить любое из перечисленных действий или соучастие в нем.
В Конвенции сделана оговорка насчет того, что она не исключает любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии с ч. 1, ст. 193 УК РТ, уголовная ответственность наступает за незаконные приобретение, сбыт, хранение, использование, транспортировку, передачу или разрушение радиоактивных материалов, а в соответствии с ч. 2 - за те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; в ч. 3 этой статьи говорится о причиненим по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий. К радиоактивным материалам, наряду с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами, относятся также ядерные материалы, находящиеся в любом виде и состоянии, т.е. материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (распыляющиеся) ядерные вещества.
2 См.: Действующее международное право. Т. 3. С. 30-38.
Список литературы:
1. См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 24-29.
2. См.: Действующее международное право. Т. 3. С. 30-38.
3. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 18 декабря 1979 г.
4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензирование статья не отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям данного рода. Предлагаемый к публикации материал нуждается в серьёзной авторской доработке. В частности, автору следовало бы разделить данную информацию на две самостоятельные статьи и подробно раскрыть в каждой из них нормативноправовые аспекты регулирования указанных проблем, при этом обратив особое внимание на ряд исследований теоретического характера ведущих учёных-юристов и государство-ведов по данным вопросам, а также складывающуюся практику реализации правовых норм Конвенций и национального законодательства Республики Таджикистан.
В представленном материале абсолютно отсутствует цель, которую преследует автор в данной публикации, нет теоретических посылок и рассуждений автора по поставленным проблемам, отсутствуют предложения и авторские оценки. В целом, следует отметить, что материал представляет собой простую и безликую констатацию существующих фактов.
Материал явно не доработан и не может быть рекомендован к изданию в журнале, входящем в перечень ВАК.
Доктор юридических наук, профессор
Булаков О. Н.