Научная статья на тему 'Имиджевая стратегия развития региона'

Имиджевая стратегия развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имиджевая стратегия развития региона»

транспортных средств. Предприятия кластера «В» имеют некоторое превосходство по показателям доли сотрудников подразделений НИОКР в общей численности персонала, доли затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в выручке от реализации продукции, на предприятиях данной группы существенно выше уровень активности рационализаторской деятельности.

Крупные предприятия несколько уступают предприятиям кластера «А» по показателям стоимости патентов и торговых марок, нематериальных активов, числящихся на балансе предприятия, рентабельности продаж, предпочитают экстенсивный способ решения проблемы повышения квалификации персонала.

Кластер «С» представлен единственным предприятием (назовем его условно предприятие «С»). Данное предприятие характеризуется наиболее высоким уровнем нематериальных активов, числящихся на балансе предприятия, стоимости патентов и торговых марок. Предприятие «С» отличается среди всей совокупности обследованных организаций также существенно более высоким уровнем показателей, характеризующих состояние подсистем управления информацией, человеческими ресурсами. В целом характеризуя деятельность предприятия, представляющего данный кластер, следует сделать вывод о реализации менеджментом модели «открытых инноваций».

Результаты исследования позволяют сделать выводы о более высоком уровне управления знаниями на мелких и средних предприятиях. Эти предприятия более открыты новым знаниям, более адаптивны к требованиям изменения бизнес-моделей, практики управления персоналом в условиях формирования экономики знаний, что и находит отражение в более высоких результатах их инновационной деятельности.

Обобщая, следует отметить, что выборка данного исследования, как отмечалось выше, смещена в сторону средних и крупных предприятий обрабатывающих производств. Наличие в выборке большего количества предприятий малого бизнеса, представителей сферы услуг могло бы привести к идентификации большего количества кластеров.

Широкое представительство в выборке крупных предприятий обрабатывающих производств ограничивает возможности делать выводы в отношении управления знаниями в малом бизнесе, в сфере высоких технологий (большинство высокотехнологичных фирм достаточно малы), в сфере услуг. Однако есть основания полагать, что именно охваченные данным исследованием группы предприятий Курганской области (как и аналогичные группы хозяйствующих субъектов Уральского региона и страны в целом) характеризуются более низкой инновационной восприимчивостью и активностью, а соответственно, требуют большего внимания и более кардинальных преобразований в исследуемой области.

Список литературы

1. Варламова З.Н. Концептуальная модель управления знаниями в

организации//Проблемы теории и практики управления. - 2007. -

№5. - С. 51-59.

2. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и

социальных науках. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.

3. Варламова З.Н. Исследование тенденций и стратегий управления

организационным знанием //Вестник университета (Государственный университет управления).- 2008. - №2. - С. 50-58.

Васильева Ольга Евгеньевна канд. экон. наук, доц.

ИМИДЖЕВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В настоящее время в России наряду с целым рядом социально-экономических проблем на передний план выходят вопросы, связанные с трансформацией территориально-политического устройства и региональной политикой.

Регионы наделены новыми полномочиями и стали относительно самостоятельными участниками социально-политических процессов. Кроме того, именно властные структуры регионов, в отличие от федеральных государственных органов, работают непосредственно с местным населением и бизнес-сообществом, а также во многих случаях исполняют президентские и правительственные задачи по национальным проектам. В этом контексте имидж региона:

- представляет собой необходимый компонент информационно-политического пространства и эффективный инструмент решения проблем взаимодействия центра и регионов;

- затрагивает вопросы общественной консолидации и государственной интеграции;

- играет существенную роль в повышении инвестиционной привлекательности территории, а значит, и уровня ее социально-экономического развития;

- согласует и координирует интересы и деятельность региональных и государственных органов власти в сферах политики, экономики, культуры, религии, межнациональных отношений.

Таким образом, создание и продвижение позитивного имиджа территории - актуальная и перспективная задача, эффективное решение которой обеспечивает региональную и государственную информационную безопасность, развитие региональных сообществ, общественную консолидацию, государственную интеграцию.

Имидж региона - это целенаправленно создаваемый образ, направленный на позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в информационно-коммуникативном пространстве и формируемый на основе значимых политических, экономических, социокультурных событий, которые происходят в этом регионе.

Имидж региона одновременно фиксирует уже сложившееся в массовом сознании представление о той или иной территории и одновременно является инструментом для формирования этого представления с позиции целевых групп. Поэтому региональный имидж целесообразно представить как совокупность двух основных блоков - общероссийский имидж региона и внутренний имидж для населения области (табл.1).

Для закрепления в общественном сознании благоприятного образа Курганской области можно рекомен-

довать следующий набор инструментов (по приоритетности):

1. Учет социально-экономического положения региона, опирающегося на устоявшуюся традицию региональной идентичности.

В качестве основы имиджа Курганской области может быть использовано ее социально-экономическое положение, а именно:

- Курганская область входит в состав территории концентрации полюсов роста (полюсов развития) российской экономики - Уральского федерального округа;

- наша область является ближайшим соседом официальных «региональных столиц» - городов Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени;

- уникальное географическое положение Курганской области - в центре России, на границе Европы и Азии.

Все это позволяет использовать силу имиджа соседних территорий (Свердловская область - «Опорный край державы», Челябинская область - новый региональный брэнд Аркаим, Тюменская область - нефтяной и газовый край) для усиления имиджа Курганской области по принципу «стен замка». В данном контексте необходимо ограничить или полностью отказаться от представления Курганской области как «Зауралья» во внешнем имидже территории. Необходимо отчетливо акцен-

тироваться на принадлежности к Уралу.

Кроме того, Курганская область - территория, через которую исторически проходили торговые маршруты, связывающие Россию и государства Средней Азии. Сегодня область по-прежнему остается важнейшим транспортным узлом, соединяющим автомобильные и железнодорожные магистрали общероссийского и международного значения на евразийском континенте. Сохранение и усиление этого статуса может быть использовано для перепозиционирования Курганской области из «транзитного терминала» в «ворота в Азию», а в долгосрочной перспективе - в «евроазиатский город».

В этой связи необходимо использовать выбор нашего ближайшего соседа (Свердловской области), в качестве площадки для проведения в 2009 году на ее территории саммита Шанхайской организации сотрудничества. Курганская область должна принять активное участие в его работе.

2. Использование природно-климатических особенностей Курганской области, которые необходимо усилить и транслировать.

На наш взгляд, в настоящее время достаточно односторонне используется рекреационный потенциал территории: озера Медвежье, Горькое, курорт «Сосновая роща» и другие позиционируются как оздоровительные центры. Даже существующая сеть «Курорты Зауралья»

Таблица 1

Структура имиджа региона

Приоритеты целевых групп Методы формирования и управления имиджем региона

- Центральное правительство - Финансовая элита - Справедливость: пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов страны имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния. - Эффективность: рациональное использование производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния - Выражение формальной и реальной лояльности федеральному центру. - Идентичность государственного и регионального политического имиджа и/или имиджа лидера региона. - Исполнение демократических процедур. - Пол итичес кий транзи т

- Инвесторы (промышленники) - Ста бильность вла сти. - Готовность регионального правительства к экономическому сотрудничеству Использование факторов уникальности и узнаваемости территории за ее пределами: - региональный бренд в виде товара или услуги, характеризующей регион; - исторические события, произошедшие на территории и имеющие знаковый характер; - уникальные климатические и природные условия, определяющие образ региона

Целевые аудитории Приоритеты целевых групп Методы формирования и управления имиджем региона

Использование набора инструментов по продвижению выбранных региональных особенностей: - осуществление на территории региона крупного проекта - экономического, культурного, политического, промышленного; - проведение выставок; - реализация целевых туристических программ; - визиты официальных делегаций региона в зарубежные государства с целью его презентации; - приглашение представителей других государств на территорию региона в рамках проведения фестивалей культуры; - установление партнерских отношений между муниципалитетами региона и зарубежными городами

- Население региона - Собственное финансовое, социальное, культурное, религиозное благополучие - Повышение уровня жизни населения региона. - Увеличение «человеческого капитала». - Формирование среднего класса. - Эффективная территориальная политика, целью которой является сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований региона

26

ВЕСТНИК КГУ, 2008. №4

потенциально открывает широкие возможности для создания центров экстремального туризма, проведения охотничьих туров и других форм активного и инициативного отдыха. Это позволит расширить и увеличить потенциальные целевые сегменты потребителей природно-климатических свойств территории Курганской области.

3. Наличие историко-культурных традиций Курганской области, тщательно сохраняемых и тиражируемых.

В качестве «якорей» этой имиджевой составляющей могут рассматриваться следующие объекты и события.

Исторические памятники, такие как Чимеевский храм, Далматовский мужской монастырь, Храм Александра Невского — основа формирования представления территории как сакрального места, места проявления воли Бога. На общем фоне возврата и обращения народа к истокам своей духовности такой подход может стать эффективным инструментом создания образа уникальности территории. Кроме того, этот аспект имиджа хорошо коммерциализируем: разработка и реализация программ по развитию этих уникальных объектов путем создания музеев, гостиниц, туристических программ и т.д. обеспечит приток дополнительных доходов в местные бюджеты.

Существенную роль в формировании имиджа региона играет образ его города - центра. Статус Кургана парадоксален, хотя исторически объясним: это «большой малый город». По своим демографическим, социально-структурным и финансово-экономическим параметрам Курган - большой современный город. Но в социально- и культурно-психологическом плане, по своей ментально-сти Курган - типичный малый город. Такой образ не может не придавать «провинциальности» всей территории. Для перепозиционирования нашего региона из «периферии», «провинции» в одну из столиц Урала могут быть использованы такие элементы культурного пространства, как театральная (Шадринский и Курганский драматические театры, Театр кукол «Гулливер»), художественная (например, сильнейший брэнд Германа Травникова) и музыкальная (целая плеяда певцов и музыкантов Курганской филармонии) среда, персоналии интеллигенции области. В данном случае необходимо использовать силу их имиджа для продвижения региона, используя их социально-психологические и культурные установки для предопределения основных позиций, влияющих на информационную ситуацию и инвестиционный климат инстанций: власти, бизнеса, культурного и творческого сообщества Курганской области и за ее пределами.

Необходимо, чтобы культура вошла в сферу реализации далеко идущих амбиций и власти, и бизнеса, поскольку творческая интеллигенция во многом определяет информационный резонанс и гуманитарную привлекательность региона. Инициатором позитивного сдвига может выступить власть, осознавшая стратегический потенциал культурной компоненты для развития Курганской области и опирающаяся на независимую экспертизу проектов. Одновременно необходимо всячески поддерживать развитие независимых общественных институций в сфере культуры. Обнадеживающим примером является деятельность Фонда филармонической поддержки.

4. Персонификация Курганской области через знаковые фигуры.

В рамках данной компоненты имиджа представляется целесообразным и эффективным использование известности людей, родившихся, проживающих и связавших свою жизнь с Курганской областью для усиления ее положительного имиджа. Работа должна осуществляться в двух направлениях:

1) использование прямых ассоциаций «Имярек -

Курганская область», как это успешно реализовывалось и реализуется в настоящее время. Однако в данном случае персоналия «делится» своей популярностью и известностью с территорией;

2) поэтому наиболее перспективным представляется формирование своеобразной мифологии (в культурологическом смысле) Курганской области как «территории успешных людей», «территории успеха», «территории возможностей».

Володина Елена Васильевна д-р экон. наук, доц, Косова Светлана Александровна канд. экон. наук, доц., Васильева Ольга Евгеньевна канд. экон. наук, доц.

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Маркетинг региона - это новое понятие в экономическом пространстве России. Её переход от унитарного типа к федеративному устройству изменил модель и содержание государственного управления регионом, обеспечил переход от административных к экономическим методам регулирования хозяйственных процессов. Регион стал субъектом рыночных отношений, характеризующихся прежде всего наличием конкуренции. Основной задачей развития региона в этих условиях становится позиционирование своих возможностей в рамках международного и межрегионального разделения труда, продвижение региональных товаров и услуг и в целом повышение своей привлекательности и конкурентоспособности.

Маркетинг региона является новым концептуальным подходом, позволяющим усилить конкурентные преимущества региона, увеличить его привлекательность и возможности развития, сформировать эффективную региональную политику. Маркетинговая стратегия региона проектируется на перспективу, направлена на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ региона и обеспечивает высокий уровень качества жизни населения региона.

Основой для разработки маркетинговой стратегии развития Курганской области стали результаты исследований рыночных возможностей региона, проведенные на кафедре «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета. Осуществленный анализ показал, что Курганская область имеет устойчивую положительную динамику важнейших социально-экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.