потенциально открывает широкие возможности для создания центров экстремального туризма, проведения охотничьих туров и других форм активного и инициативного отдыха. Это позволит расширить и увеличить потенциальные целевые сегменты потребителей природно-климатических свойств территории Курганской области.
3. Наличие историко-культурных традиций Курганской области, тщательно сохраняемых и тиражируемых.
В качестве «якорей» этой имиджевой составляющей могут рассматриваться следующие объекты и события.
Исторические памятники, такие как Чимеевский храм, Далматовский мужской монастырь, Храм Александра Невского — основа формирования представления территории как сакрального места, места проявления воли Бога. На общем фоне возврата и обращения народа к истокам своей духовности такой подход может стать эффективным инструментом создания образа уникальности территории. Кроме того, этот аспект имиджа хорошо коммерциализируем: разработка и реализация программ по развитию этих уникальных объектов путем создания музеев, гостиниц, туристических программ и т.д. обеспечит приток дополнительных доходов в местные бюджеты.
Существенную роль в формировании имиджа региона играет образ его города - центра. Статус Кургана парадоксален, хотя исторически объясним: это «большой малый город». По своим демографическим, социально-структурным и финансово-экономическим параметрам Курган - большой современный город. Но в социально- и культурно-психологическом плане, по своей ментально-сти Курган - типичный малый город. Такой образ не может не придавать «провинциальности» всей территории. Для перепозиционирования нашего региона из «периферии», «провинции» в одну из столиц Урала могут быть использованы такие элементы культурного пространства, как театральная (Шадринский и Курганский драматические театры, Театр кукол «Гулливер»), художественная (например, сильнейший брэнд Германа Травникова) и музыкальная (целая плеяда певцов и музыкантов Курганской филармонии) среда, персоналии интеллигенции области. В данном случае необходимо использовать силу их имиджа для продвижения региона, используя их социально-психологические и культурные установки для предопределения основных позиций, влияющих на информационную ситуацию и инвестиционный климат инстанций: власти, бизнеса, культурного и творческого сообщества Курганской области и за ее пределами.
Необходимо, чтобы культура вошла в сферу реализации далеко идущих амбиций и власти, и бизнеса, поскольку творческая интеллигенция во многом определяет информационный резонанс и гуманитарную привлекательность региона. Инициатором позитивного сдвига может выступить власть, осознавшая стратегический потенциал культурной компоненты для развития Курганской области и опирающаяся на независимую экспертизу проектов. Одновременно необходимо всячески поддерживать развитие независимых общественных институций в сфере культуры. Обнадеживающим примером является деятельность Фонда филармонической поддержки.
4. Персонификация Курганской области через знаковые фигуры.
В рамках данной компоненты имиджа представляется целесообразным и эффективным использование известности людей, родившихся, проживающих и связавших свою жизнь с Курганской областью для усиления ее положительного имиджа. Работа должна осуществляться в двух направлениях:
1) использование прямых ассоциаций «Имярек -
Курганская область», как это успешно реализовывалось и реализуется в настоящее время. Однако в данном случае персоналия «делится» своей популярностью и известностью с территорией;
2) поэтому наиболее перспективным представляется формирование своеобразной мифологии (в культурологическом смысле) Курганской области как «территории успешных людей», «территории успеха», «территории возможностей».
Володина Елена Васильевна д-р экон. наук, доц, Косова Светлана Александровна канд. экон. наук, доц., Васильева Ольга Евгеньевна канд. экон. наук, доц.
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Маркетинг региона - это новое понятие в экономическом пространстве России. Её переход от унитарного типа к федеративному устройству изменил модель и содержание государственного управления регионом, обеспечил переход от административных к экономическим методам регулирования хозяйственных процессов. Регион стал субъектом рыночных отношений, характеризующихся прежде всего наличием конкуренции. Основной задачей развития региона в этих условиях становится позиционирование своих возможностей в рамках международного и межрегионального разделения труда, продвижение региональных товаров и услуг и в целом повышение своей привлекательности и конкурентоспособности.
Маркетинг региона является новым концептуальным подходом, позволяющим усилить конкурентные преимущества региона, увеличить его привлекательность и возможности развития, сформировать эффективную региональную политику. Маркетинговая стратегия региона проектируется на перспективу, направлена на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ региона и обеспечивает высокий уровень качества жизни населения региона.
Основой для разработки маркетинговой стратегии развития Курганской области стали результаты исследований рыночных возможностей региона, проведенные на кафедре «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета. Осуществленный анализ показал, что Курганская область имеет устойчивую положительную динамику важнейших социально-экономических показателей.
Структура экономики области практически приблизилась к структуре экономически развитых стран. В структуре ВРП производство товаров составляет 40,3%, в том числе
• промышленность - 21,5%;
• сельское и лесное хозяйство - 13,8%;
• строительство - 4,4%.
Доля производства услуг оценивается в 56,5%. Динамично развивается реальный сектор экономики. Темпы роста промышленной продукции в Курганской области в последние годы превышают соответствующий показатель по РФ (108,9 % - по России; 111,4% - по Курганской обл.).
Значительным является вклад Курганской области в общероссийское производство следующей продукции:
• коммунально-строительных машин - 46%;
• пожарных машин - 30%;
• мостовых металлоконструкций - 21%;
• автобусов - 17,5%;
• дорожно-строительной техники - 10%.
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства возрос в 2007 г на 8% по сравнению с 2006 г и на 107,3% к уровню 2005 г (по РФ - 106,1%), что свидетельствует о повышении продовольственной безопасности области. Курганская область по темпам роста оборота розничной торговли в Уральском федеральном округе занимает лидирующее положение: УрФО - 119,8%; Курганская обл. - 123,5%.
Позитивные тенденции в отраслях материального производства обеспечили рост качественных показателей уровня жизни населения. Среднедушевой доход на конец 2007 г составил 8695 руб. (в 1,3 раза выше уровня 2006 г). Реальные денежные доходы в 2007 г по сравнению с 2006 г увеличились на 18,1%, а по сравнению с 2005 г - на 59,7% (против 120,1% по РФ). В области снижается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума: с 24,3% в 2006 г до 22,4% в 2007 г., в Курганской области сокращается безработица.
Таким образом, динамика основных социально-экономических показателей Курганской области соответствует тенденциям развития экономики Российской Федерации.
Маркетинговая стратегия развития региона базируется на укреплении существующих и создании новых конкурентных преимуществ. При разработке стратегических альтернатив следует учитывать возможное влияние внешней среды на развитие региона. Совершенствование законодательной базы, направленной на поддержку экономического и социального развития субъектов РФ; федеральное финансирование приоритетных национальных проектов; государственная поддержка развития кластеров - это существующие во внешней среде возможности для развития нашего региона. Однако внешняя среда содержит и определенные риски, ограничивающие региональное развитие. Для Курганской области наиболее существенными являются следующие обстоятельства: высокая энергозависимость, недостаточное государственное регулирование продовольственного рынка и незащищенность внутреннего регионального рынка от экспансии импортных потребительских товаров и продовольствия.
Стратегические направления развития региона должны учитывать возможности, предоставляемые внешней средой, и существующие угрозы, а также базироваться на использовании существующих и создании новых конкурентных преимуществ. В ходе исследования были выявлены основные конкурентные преимущества Курганской области:
- высокий удельный вес обрабатывающих произ-
водств (доля трех видов экономической деятельности: производство машин и оборудования, транспортных средств и готовых металлических конструкций составляет более 50% в объеме промышленного производства области);
- рост инновационной активности в регионе (в регионе имеется 15 организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- наличие обширных сельскохозяйственных угодий и благоприятные почвенно-климатические условия для производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции;
- наличие природных ресурсов для производства строительных материалов;
- высокий потенциал для развития санаторно-курортного комплекса и оказания оздоровительных услуг;
- выгодное геополитическое положение.
Маркетинговая стратегия развития региона - это одновременно перспектива развития и модель реагирования на изменения внешней среды, в которой развивается регион. Маркетинговая стратегия должна обеспечить привлекательность региона как территории, где комфортно жить и учиться, выгодно вкладывать инвестиции и вести бизнес, перспективно переезжать и развиваться. Основная цель стратегии - создание условий для эффективного использования человеческого потенциала, повышение благосостояния и качества жизни населения. Маркетинговая стратегия развития Курганской области базируется на концепции инновационного развития экономики Российской Федерации.
В процессе исследования рассматривались два альтернативных сценария экономического развития региона:
1. Сценарий «инерционного развития».
2. Сценарий «инновационно-прорывной».
Сценарий «инерционного развития» предусматривает сохранение существующих темпов роста ВРП, промышленного производства, показателей социального развития, эффективности экономики и не предусматривает новых масштабных региональных проектов. Реализация данного сценария не будет способствовать формированию конкурентных преимуществ региона и, следовательно, не обеспечит его привлекательности для инвесторов, населения.
Сценарий «инновационно-прорывной» рассматривается как сценарий активной инновационной экономики, структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Этот сценарий в наибольшей степени соответствует условиям глобализации российской экономики.
В качестве перспективной модели развития Курганской области до 2030 г., в рамках указанного сценария рассматривается стратегия индустриально-инновационного развития, базирующаяся на кластерном подходе. Кластер - это концентрация предприятий в границах определенной территории. Преимущество функционирования кластерных фирм обеспечивается их географической близостью, что приводит к более низким издержкам производства за счет использования общей научной и технологической инфраструктуры. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам.
Названные преимущества кластерного развития экономики могут быть реализованы на основе кластерной политики, предусматривающей создание и развитие на территории Курганской области следующих кластеров:
- производство инновационной продукции для нефтегазового комплекса;
- производство экологически безопасного продовольствия;
- строительство и производство традиционных и инновационных строительных материалов;
- оказание оздоровительных, санаторно-курортных и туристических услуг.
Основным фактором, обеспечивающим успех и привлекательность региона, повышение его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, является степень цивилизованности рыночных отношений. Достижение названных приоритетов может быть обеспечено на основе реализации такой стратегической альтернативы, как развитие логистического потенциала региона, включающей комплекс принципов, целей, соответствующих экономических, правовых и инвестиционных решений, направленных на развитие экономической среды в регионе и соответствующей рыночной инфраструктуры. Логистический потенциал региона можно рассматривать как совокупность логистических потенциалов отдельных экономических субъектов и логистический потенциал региона в целом.
Анализируя опыт развития логистики в других регионах, можно утверждать, что важнейшим направлением повышения логистического потенциала региона в целом является создание региональных транпортно-логистичес-ких центров.
Создание логистического центра (ЛЦ) имеет весьма актуальное значение для нашего региона. В первую очередь речь идет об интеграции производственных систем, о зонах взаимовыгодного товарообмена, на основе которых может реально осуществиться развитие региональной экономической системы. В регионе существуют весомые предпосылки для создания ЛЦ. Во-первых, Курганская область - не только субъект УрФО, но и приграничная территория, через которую осуществляются перевозки российских и международных грузов. Во-вторых, в настоящее время возникла реальная необходимость в эффективной координации возросших на территории региона транспортных потоков, осуществляющих доставку различных грузов потребителям, создании сферы транспортно-логистических услуг по транспортировке, промежуточному складированию в терминальных комплексах, погрузке / разгрузке, переадресовке, консолидации.
В-третьих, с ростом грузопотоков возникает необходимость не только в оказании коммерческо-деловых услуг (информационных, консалтинговых, маркетинговых), но и в развитии и поддержании в нужном состоянии инфраструктуры транспортной системы Курганской области и соответственно учета грузопотоков (внутренних, экспортно-импортных, транзитных), развивающих или наносящих вред ее техническому состоянию.
Основное предназначение ЛЦ заключается в информационно-аналитическом обеспечении и координации материальных потоков с целью достижения наибольшей эффективности процессов товародвижения на территории региона. Задачи, стоящие перед ЛЦ, заключаются в следующем:
• предоставление органам государственного управления регионом достоверной информации и прогнозов о внутрирегиональных и транспортных грузо- и пассажиропотоках, а также об участниках транспортно-логистичес-кой деятельности;
• проведение единой инвестиционной и экономической политики в области транспортно-логистического сервиса, формирование региональной транспортно-ло-гистической инфраструктуры;
• расширение ассортимента и снижение стоимости
предоставляемых логистических услуг населению, хозяйствующим субъектам, государственным и общественным организациям, а также участие в процессе регулирования регионального рынка транспортно-логистического сервиса за счет сертификации, квотирования, лицензирования, таможенных, финансовых и других рычагов воздействия на участников логистических процессов;
• создания интегрированной системы информационно-логистического сопровождения как российских, так и международных грузов, а также развитие внешнеэкономических связей за счет привлечения иностранных инвестиций и партнеров в формируемый региональный ЛЦ и обеспечения высокого уровня транспортно-логистчес-кого обслуживания экспортно-импортных торговых операций в соответствии с мировыми стандартами. Для реализации перечисленных задач ЛЦ должен формироваться на базе мультимодального терминального комплекса, что обеспечит интеграцию материальных, информационных, сервисных и финансовых потоков и предоставление участникам экономических отношений набора транспортно-экспедиционных, складских, грузо-перерабатывающих, таможенных и сервисных услуг, отвечающих мировым стандартам по производственно-технологическому уровню и комплексности логистического обслуживания.
Развитие логистического потенциала региона также предполагает формирование и развитие логистического потенциала отдельных экономических субъектов, функционирующих на различных региональных рынках. Самым обширным и значимым региональным рынком является продовольственный рынок. Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и создание продуктов питания, удовлетворяющих требованиям современного потребителя, их упаковка, длительное хранение и своевременная доставка потребителю - это процессы, образующие основу для формирования одного из самых значимых региональных кластеров - производства продовольствия.
Формирование устойчивых конкурентных преимуществ участников названного кластера в условиях глобализации и роста конкурентного давления требует применения новых подходов и моделей развития.
Одним из таких новых подходов является применение концепции логистики и создание различного вида логистических партнерств на базе инновационной логистики. Концепция логистики предусматривает интеграцию всех бизнес-процессов от поставщика ресурсов до розничного торговца в единую ресурсопроводящую систему для достижения высокого качества обслуживания потребителей. Логистика объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство продовольственной продукции, ее упаковка, транспортировка и хранение, управление запасами, информационный обмен и оптимизация цепочки создания стоимости. Благодаря такому сочетанию элементов логистика становится ключевой сферой в достижении конкурентных преимуществ.
Комплекс стратегических маркетинговых альтернатив также включает имиджевую стратегию развития региона, содержащую направления по созданию благоприятного и привлекательного имиджа Курганской области. Для закрепления в общественном сознании благоприятного образа Курганской области можно рекомендовать следующий набор инструментов:
1. Учет социально-экономического положения региона.
В качестве основы имиджа Курганской области мо-
жет быть использовано ее социально-экономическое положение, а именно:
- Курганская область входит в состав территории концентрации полюсов роста (полюсов развития) российской экономики - Уральского федерального округа;
- наша область является ближайшим соседом официальных «региональных столиц» - городов Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени;
- уникальное географическое положение Курганской области - в центре России, на границе Европы и Азии. Все это позволяет использовать силу имиджа соседних территорий для усиления имиджа Курганской области по принципу «стен замка». Необходимо отчетливо акцентироваться на принадлежности к Уралу.
Кроме того, Курганская область - территория, через которую исторически проходили торговые маршруты, связывающие Россию и государства Средней Азии. Сегодня область по-прежнему остается важнейшим транспортным узлом, соединяющим автомобильные и железнодорожные магистрали общероссийского и международного значения на евразийском континенте. Сохранение и усиление этого статуса может быть использовано для перепозиционирования Курганской области из «транзитного терминала» в «ворота в Азию», а в долгосрочной перспективе — в «евроазиатский город».
2. Использование природно-климатических особенностей Курганской области, которые необходимо усилить и транслировать.
На наш взгляд, в настоящее время достаточно односторонне используется рекреационный потенциал территории: озера Медвежье, Горькое, курорт «Сосновая роща» и другие позиционируются как оздоровительные центры. Даже существующая сеть «Курорты Зауралья» потенциально открывает широкие возможности для создания центров по предоставлению современных видов оздоровительных услуг, экстремального туризма, проведения охотничьих туров и других форм активного и инициативного отдыха. Это позволит расширить и увеличить потенциальные целевые сегменты потребителей природно-климатических свойств территории Курганской области.
3. Наличие историко-культурных традиций Курганской области, тщательно сохраняемых и тиражируемых.
В качестве «якорей» этой имиджевой составляющей могут рассматриваться следующие объекты и события. Исторические памятники, такие как Чимеевский храм, Далматовский мужской монастырь, Храм Александра Невского. На общем фоне возврата и обращения народа к истокам своей духовности такой подход может стать эффективным инструментом создания образа уникальности территории. Кроме того, этот аспект имиджа хорошо коммерциализируем: разработка и реализация программ по развитию этих уникальных объектов путем создания музеев, гостиниц, туристических программ и т.д. обеспечит приток дополнительных доходов в местные бюджеты.
Реализация рассмотренной маркетинговой стратегии развития региона позволит успешно позиционировать Курганскую область на внутренних и внешних рынках и значительно укрепит и повысит ее конкурентоспособность.
Зотова
Нина Николаевна канд. экон. наук, доц.
ш
АУДИТ И ОЦЕНКА НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Непрерывность деятельности экономического субъекта предполагает его эффективное функционирование в обозримом будущем. Это возможно только при нахождении предприятия в условиях экономической безопасности, когда отсутствуют угрозы, которые могут привести его к добровольной или принудительной ликвидации.
Понятие «допущения непрерывности деятельности предприятия» изложенно в стандартах аудиторской деятельности и предполагает, что предприятие будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев следующего за отчетным годом и не имеет намерения в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства предприятия учитываются на том основании, что предприятие сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред (рис. 1), которые оказывают непосредственное влияние на непрерывность деятельности предприятия. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия. В какой-то степени каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Рис. 1. Внешняя и внутренняя среда организации
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача управления состоит в