ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
И.Л. БАРКОВА,
заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, кандидат политических наук
В.И. ВЕРЕМЧУК,
профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, доктор социологических наук, профессор
(Академия гражданской защиты МЧС России)
Имидж организаций МЧС России: научно-практические основы формирования и продвижения в современном российском социуме
В статье рассматриваются научные принципы формирования позитивного имиджа современных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Имидж организации, корпоративный имидж, общественное мнение, связи с общественностью, имидж МЧС России.
Для стабильного и эффективного функционирования организация должна создавать, развивать и совершенствовать систему коммуникации и комплексного взаимодействия с внешней средой. В условиях глобализации ни одна организация не может существовать в изоляции: внешние условия существования для нее не менее важны, чем внутренние ее компоненты и ресурсы [8, с. 69]. При установлении коммуникации с социокультурным окружением должны учитываться информационные, культурные, финансовые, властные, личные и другие связи членов организации.
Значительное место в деятельности специализированных структур по связям с общественностью (РЯ-структур)1 занимает работа по созданию позитивного имиджа организации, социального объекта, руководителя (28 %). Вместе с тем в качестве основных направлений деятельности рассматриваемых органов выделяют лоббирование интересов (37 %) и общение со СМИ (35 %) [9, с. 17].
В XXI веке наблюдается быстрое развитие нового научного направления «имиджело-гия» — междисциплинарной отрасли знания,
1 Связи с общественностью в работе организации (РЯ) - это специально планируемая и организуемая деятельность, направленная на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
изучающей эффективные технологии создания или изменения имиджа определенных социальных субъектов (индивидов, социальных групп, организаций, общностей).
В силу многоаспектности имиджа как социально-психологического феномена, присущего отдельной личности или социальным объектам, единого понимания его как термина до сих пор не сформировалось. Выделим лишь некоторые, предпочтительные, на наш взгляд, для широких социальных практик сущностные подходы к определению данного понятия.
В науке и практике под имиджем понимается целенаправленно формируемый внешний образ (положительный или отрицательный) определенного субъекта (личности, социального института, организации) в целях создания позитивного или негативного впечатления, мнения, отношения человека, социальной группы, общества (общественности) к данному субъекту. Работа по созданию образа ориентирована на укрепление или ослабление престижа, авторитета, доверия к определенной социальной структуре, организации в целом или ее руководителю.
Имидж организации можно определить как устойчивое, целенаправленно создаваемое представление об отличительных или исключительных характеристиках, выделяющих данную организацию из ряда подобных в целях формирования оптимальной социокультурной среды, необходимой для успешной ее деятельности [2, с. 142]. Отметим, что особое значение для имиджа организации имеет образ ее руководителя.
Целостный и непротиворечивый имидж организации создается при наличии органической взаимосвязи концептуальных идей, составляющих ее духовно-теоретический фундамент (миссии организации) и социаль-
^1_#4_2012_12.11_1.ш<Ы 129
30.11.2012 17:14:09
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
Ш
S а
н «
<
I X
О S
и
и ^
bS
и
130
ных технологии, направленных на реализацию соответствующих социальных ожидании общества, или конкретной группы, личности. Часто имидж формируется под влиянием средств массовои информации, общественного мнения и т. д. Как любой социальный объект, имидж может создаваться в отношении материального, духовного продукта или услуги, организации, личности, социального слоя или профессиональной группы и т. д.
Имидж формируется под воздействием результатов успехов или неуспехов деятельности организации и управляет отношением к ней внешнего окружения. Имидж может быть внутренним и внешним [5, с. 194].
Внутренний имидж не осязаем и его бывает трудно рационализировать: это ощущения, впечатления, которые остаются в социуме от взаимодействия с организацией, общения с ее персоналом, администрацией, от наблюдений за их действиями, взаимоотношениями, а также от общей атмосферы.
Внешний имидж отражает восприятие организации социокультурным окружением.
При построении положительного имиджа организации необходимо основываться на том, что создаваемый образ и представление о деятельности организации должны вытекать из реальных ее достижений и достоинств, иметь точную социальную направленность, видимые позитивные отличия от других организаций. Вместе с тем имидж в целом должен быть запоминаемым, простым и понятным, внешний имидж — дополнен внутренним, связанным с социально-психологическим самочувствием персонала, созданием и продвижением в его сознании идеологии (миссии) организации. Немаловажно формирование личного имиджа как для руководителей, так и для персонала организации [6, с. 147].
Для формирования позитивного имиджа руководителя можно выделить два основных направления.
Во-первых, индивидуально-личностное, затрагивающее структуру личности руководителя. В связи с этим особенно важно, имея ввиду создание имиджа организации, совершенствовать систему профессионально-психологического и социального отбора руководителей, возможно, посредством внедрения социально-психологических технологий, оптимизации личностной жизнедеятельности.
Во-вторых, социально-средовое, создающее благоприятные социальные и организационные условия профессиональной деятельности, способствующее повышению социального статуса руководителя. Здесь особое значение приобретает существование эффективной обратной связи в звене «руководитель—подчиненный».
Успешное предотвращение чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, ликвидация их последствий во многом зависят от готовности к эффективному взаимодействию гражданского населения и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России). Во многом это определяется образом данного учреждения. С учетом этого обстоятельства полагаем, что работа над выявлением положительных черт имиджа МЧС России носит стратегический, принципиальный характер.
Контент-анализ медиапространства показывает, что вокруг деятельности МЧС России сложился в целом благоприятный, позитивный информационный фон: МЧС России предстает как мощная, компетентная, эффективная организация; выступает как структура, заинтересованная в повышении эффективности своей деятельности, принимающая активное действие в этом направлении; в общественном мнении считается министерством, контролирующим ситуацию в стране. Это подтверждают и реальные действия: службы МЧС России берут на себя основную тяжесть работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами.
Постоянное поддержание и повышение уровня эффективности МЧС России достигается, в частности, активным и последовательным оснащением подразделений ведомства новейшими образцами профессиональной техники и внедрением передовых технологий.
Отметим высокий уровень доверия населения к МЧС России: по данным социологических опросов, около 85 % россиян доверяют этой организации, не испытывают доверия лишь 10 % опрошенных респондентов [1, с. 112]. По результатам социологического исследования населения, проведенного в г. Ростове-на-Дону, полное доверие к МЧС России выразили примерно 70 % респондентов, 80 % из опрошенных назвали имя главы ведомства (на момент опроса — С.К. Шойгу). Почти равное количество — 79 % — выразили ему свое доверие. На прямой вопрос, «доверяете ли Вы МЧС России в деле преодоления последствий стихийных бедствий и катастроф?» 85 % респондентов ответили утвердительно [7, с. 26].
Исследование имиджа МЧС России в Алтайском крае показало, что большинство респондентов — 60 % — считают освещение работы спасателей в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении, Интернете) достаточно правдивым и реалистичным, 20 % отмечают неточности, 17 %
trudi_#4_2012_12.11_1.indd 130
30.11.2012 17:14:09
МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
считают, что деятельность МЧС приукрашается, и только 3 % — что работа МЧС России «очерняется». По данным этого опроса, интерес к освещению деятельности МЧС России СМИ испытывают около 80 %. По оценкам респондентов, большинство сотрудников Министерства обладают широким спектром положительных социальных характеристик как морально-нравственных, так и профессиональных. Наиболее часто опрошенными гражданами отмечались высокий профессионализм (52 %), смелость (48 %), хорошая физическая подготовка (44 %), и вместе с тем сотрудникам МЧС России приписывалось обладание такими моральными качествами, как сострадание к людям (34 %), доброжелательность (31 %), уверенность в себе (24,5 %). Притом назывались и отрицательные характеристики — пьянство (6 %) и грубость (5 %) сотрудников.
Следовательно, большинство населения России положительно оценивает имидж Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выделяя его среди других силовых институтов государства. В целом 79 % опрошенных граждан положительно оценили роль МЧС России в процессе стабилизации социально-политической обстановки в стране [3, с. 140]. По итогам социологических опросов граждан, проведенных в 2010 г., была составлена иерархия авторитета «силовых» ведомств, которая выглядит следующим образом: 1 ранг — ФСБ России, 2 ранг — МЧС России, 3 ранг — Генеральная прокуратура Российской Федерации, 4 ранг — Министерство обороны, 5 ранг — МВД России [4, с. 105].
Научные исследования и управленческая практика показывают: чтобы технологически решить проблему построения позитивного имиджа организаций институционального
Список литературы
1. Аналитический отчет на тему: МЧС России — 20 лет на службе Родине: современный портрет в сознании россиян и актуальные задачи позиционирования тематики безопасности жизнедеятельности. М., 2010.
2. Бабосов Е.М. Социология: энциклопедический словарь. М., 2009.
3. Белоусов В.Н., Редин Б.М. Алтайцы об МЧС // Социологические исследования. 2008. № 3.
4. Бондаренко Т.А. Структура престижа органов внутренних дел (по материалам социологических исследований): монография. М., 2011.
типа, необходимо выделить в ее деятельности следующие элементы:
— социально-гуманитарная направленность публичной деятельности (миссия организации — служение обществу и ее гражданам);
— личностный потенциал руководителя и его позитивный персональный имидж как необходимое условие для формирования положительной общественной оценки деятельности организации;
— высокий профессионализм, коммуникабельность и презентабельность сотрудников организации;
— привлекательная корпоративная культура организации (система этических норм и кодекс поведения).
На современном этапе работа по повышению имиджа МЧС России заключается в следующем:
— формирование позитивного общественного мнения о деятельности Министерства, его руководителей и сотрудников;
— совершенствование и повышение действенности работы структур по связям с общественностью и ведомственных СМИ;
— усиление рекламы социальной направленности в целях формирования адекватной культуры безопасности граждан;
— проведение социологического мониторинга общественного мнения о деятельности МЧС, его руководителей и сотрудников;
— повышение эффективности работы с федеральными, региональными СМИ и пр.
В условиях повышения роли и значения общественного мнения в современном социальном управлении обучение руководящих кадров для силовых институтов государства должно включать основы современной имиджелогии, освоение специ-ализированых имидж-технологий личности и организации.
5. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
6. Гречихин В.Г., Агапов П.В. Управление социальными коммуникациями: курс лекций. М., 2009.
7. Тарасова В. Специфика связей с общественностью МЧС России в условиях ри-скогенности социокультурной среды: ав-тореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2009.
8. Фролов С. С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегии, коммуникации, имидж, брендинг. М., 2011.
9. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Ростов н/Д., 2008.
Е-ша11: 1 [email protected]
ш К а
н «
<
X I
О К
и
и ^
ьг
и
131
йиа1_#4_2012_12Л1_1.таа 131
30.11.2012 17:14:09