Научная статья на тему 'Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения)'

Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1041
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / НОВЫЙ ОБЛИК РОССИЙСКИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / IMAGE OF STATE AUTHORITY OF THE POWER AND MANAGEMENT / NEW SHAPE OF THE RUSSIAN LAW-ENFORCEMENT BODIES / PUBLIC OPINION ABOUT POLICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакалов Илья Игоревич

Рассматривается сложившийся имидж органов внутренних дел Российской Федерации. На примере проведённого социологического исследования представлена авторская характеристика существующих в общественном мнении имиджевых характеристик профильных подразделений российской полиции, а также источников информации, формирующих образ правоохранительного ведомства страны. Предпринята одна из первых попыток комплексного анализа сложившегося постреформенного имиджа российских органов внутренних дел. Установлено, что одним из действенных механизмов формирования имиджа современных российских органов внутренних дел выступает организация системы обратной связи по линии «полиция-население».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the Russian law-enforcement bodies in 2012: preliminary results of reform (according to results of complex studies of public opinion)

This paper deals with the developed image of law-enforcement bodies of the Russian Federation. A sociological research was carried out to draw up the author's characteristic of operating unit images of the Russian police existing in public opinion, as well as the sources of information forming an image of law-enforcement department of the country. An attempt is undertaken to make a complex analysis of the developed post-reform image of the Russian law-enforcement bodies. It has been established that one of the effective mechanisms of formation of the image of Russian contemporary law-enforcement bodies is the organization of system of the “police population” feedback.

Текст научной работы на тему «Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения)»

УДК 316.77:351.74 ББК 60:842 Ш 17

Шакалов И.И.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью Кубанского государственного университета; e-mail: publicrelations2001@mail.ru

Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги

реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения)

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается сложившийся имидж органов внутренних дел Российской Федерации. На примере проведённого социологического исследования представлена авторская характеристика существующих в общественном мнении имиджевых характеристик профильных подразделений российской полиции, а также источников информации, формирующих образ правоохранительного ведомства страны. Предпринята одна из первых попыток комплексного анализа сложившегося постреформенного имиджа российских органов внутренних дел. Установлено, что одним из действенных механизмов формирования имиджа современных российских органов внутренних дел выступает организация системы обратной связи по линии «полиция-население».

Ключевые слова:

Имидж государственного органа власти и управления; новый облик российских органов внутренних дел; общественное мнение о деятельности полиции.

Shakalov I. I.

Candidate of Sociology, Associate Professor of Depart-ment of Links with the Public, Kuban State University; e-mail: publicrelations2001@mail.ru

Image of the Russian law-enforcement bodies in 2012: preliminary results of reform (according to results of complex studies of public opinion)

Abstract:

This paper deals with the developed image of law-enforcement bodies of the Russian Federation. A sociological research was carried out to draw up the author's characteristic of operating unit images of the Russian police existing in public opinion, as well as the sources of information forming an image of law-enforcement department of the country. An attempt is undertaken to make a complex analysis of the developed post-reform image of the Russian law-enforcement bodies. It has been established that one of the effective mechanisms of formation of the image of Russian contemporary law-enforcement bodies is the organization of system of the “police - population” feedback.

Keywords:

Image of state authority of the power and management; new shape of the Russian law-enforcement bodies; public opinion about police activity.

Последние два десятилетия ознаменовались не только распадом советского государства, но и характеризуются декларацией демократических принципов конституционно-правового развития современного российского государства, признанием приоритетности прав и свобод человека и гражданина. Изменение приоритетов функционирования органов государственной власти нашло своё непосредственное отражение в организации деятельности правоохранительной системы страны.

Современное реформирование системы МВД имеет своей целью не только качественное изменение результатов правоохранительной деятельности, но и формирование эффективного корпоративного имиджа, обеспечивающего достаточный уровень общественной поддержки и доверия. По мнению автора статьи, имидж аккумулирует в себе не только характер стереотипа в общественном сознании, но и эмоционально окрашенный образ. Таким образом, под имиджем понимается совокупность определенных черт личности, коллектива, органа государственной власти и т.д., сформированных в массовом сознании.

Повышение уровня общественного доверия и создание системы формирования эффективного имиджа российских органов внутренних дел должны стать результатом не только реализации информационных и PR-технологий. Переход к ориентированной на удовлетворение запросов и приоритетов гражданского общества правоохранительной деятельности полицейских органов (с их переориентацией на оказание сервисно-правовой помощи в защите прав, свобод, законных интересов граждан вместе с развитием институтов общественной самоорганизации и контроля) расширяет эффективность мер по предупреждению и пресечению противоправных действий.

По мнению автора, важной составной частью построения имиджа органов внутренних дел, а также формирования системы прямых и обратных связей правоохранительных органов и населения выступает организация экспертно-аналитического мониторинга текущего состояния имиджа полиции на основе диагностики общественного мнения. Мониторинг позволяет вести постоянное, системное наблюдение за состоянием общественного мнения, фиксировать наиболее сильные и уязвимые элементы во взаимодействии полиции и различных категорий общественности. Реализация системы аналитического мониторинга является инструментом соотнесения повседневной деятельности органов внутренних дел с общей картиной эффективности, результативности и общественной оценки их работы в обеспечении поставленных перед ними правоохранительных задач, ресурсной базой для подготовки обоснованных предложений по совершенствованию работы органов полиции и уровней её организационного и информационного сотрудничества с общественностью [1: 545-552].

Автором статьи в 2012 году была сформулирована и реализована модель исследования имиджа полиции, сформировавшегося в общественном мнении населения Краснодарского края. Цель исследования - на основании изучения общественного мнения представить характеристику имиджа современных российских органов внутренних дел. Прикладные задачи социологического исследования включали в себя: определение отношения населения к органам внутренних дел на основе рейтинга общественного доверия; проведение диагностики реального имиджа российской полиции; выделение главных черт желаемого имиджа правоохранительной структуры; оценка действенности наиболее значимых коммуникативных каналов, технологий и средств воздействия на общественное мнение, эффективности их использования при формировании имиджа.

Исследовательская работа была проведена с использованием методики анонимного анкетирования и стандартизированного интервью методом face-to-face. Инструментарием выступила формализованная тематическая анкета. Помимо социологических методов в ходе исследовательской работы были использованы: проблемно-тематический метод,

общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, метод логического моделирования и экспертных оценок, методы научного прогнозирования). В качестве объекта исследования выступили совершеннолетние жители Краснодарского края. Выборка - общекраевая репрезентативная, локализованная по муниципальным образованиям. Выборочная совокупность исследования составила 500 респондентов. Социологический опрос был проведён на территории восьми муниципальных образований Краснодарского края. Выбор муниципальных образований обусловлен количеством населения, географическим положением, хозяйственным укладом, социально-экономическим положением. Зональное расположение исследуемых субъектов края распределилось на Черноморское, Азовское побережье, северную степную зону, центральную часть Кубани,

предгорье. На основании указанных характеристик для исследования были выбраны следующие города: Сочи, Армавир, Горячий Ключ, Краснодар. Сельская часть территории региона представлена Тимашевским, Ейским, Тихорецким и Апшеронским муниципальными районами.

В ходе социологического опроса респондентам было предложено определить своё отношение к работе органов внутренних дел. В оценке деятельности полиции преобладают позитивные тенденции. Позитивно к работе полиции отнеслись 43% участников социологического исследования, о своём негативном отношении заявили 32%. В свою очередь, 25% затруднились ответить на поставленный вопрос. Доля затруднившихся ответить на поставленный вопрос на территории сельских муниципальных районов ниже, чем на территориях городов. Возможно потому, что районная полиция здесь скорее предстает как персонификация местной власти, а контакты с полицейскими на селе чаще и неформальнее в силу того, что все знают друг друга, это пространство социальных взаимодействий, ограниченное по разнообразию и содержанию. Отметим также, что негативная оценка (плохо и очень плохо) в два раза реже, чем в среднем, высказывается специалистами с высшим образованием (11%), положительная оценка здесь также высказывается реже. Отметим, что молодежь (до 30 лет) скорее склонна оценивать работу полиции более критично, тогда как в старшем поколении позитивные оценки становятся более выраженными.

Как свидетельствуют результаты исследования, мнение жителей региона о деятельности полиции достаточно консервативно. Эту тенденцию подтверждает распределение ответов на вопрос: «Изменилось ли за прошедший год Ваше личное отношение к деятельности органов внутренних дел?». Более половины респондентов (65%) отмечают, что их отношение к деятельности российской полиции за последний год не изменилось. Об улучшении отношения к результатам деятельности полиции заявили 12% опрошенных. Ещё 12% отметили ухудшение своего отношения к полиции. В числе факторов, улучшивших имидж полиции, участниками социологического исследования были отмечены: действия полицейских в период стихийного бедствия на территории Крымского района; некоторые улучшения в деятельности отдельных подразделений полиции по результатам проводимого реформирования; улучшение работы системы информирования населения о деятельности правоохранительного ведомства; изменения в составе федерального руководства системой МВД (отставка РГ. Нургалиева, существующий кредит доверия населения к деятельности нового министра внутренних дел В.А. Колокол ьцева).

Значительный исследовательский интерес представляет собой изучение уровня общественного доверия к деятельности различных подразделений, входящих в систему органов внутренних дел. Как показывают ответы участников социологического опроса, наибольшее количество позитивных оценок заслуживает деятельность службы инспекторов по делам несовершеннолетних - 29%. Указанная служба обладает самым высоким уровнем общественного доверия и поддержки. Во многом зафиксированная тенденция объясняется высоким публичным статусом деятельности этой службы: её сотрудники взаимодействуют с учащимися и педагогами общеобразовательных и высших учебных заведений, являются организаторами вечерних и ночных рейдов по выявлению несовершеннолетних граждан, находящихся без надзора после 22.00. Речь идёт об участии сотрудников полиции в практической реализации норм Закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» №1539-К3 от 21 июля 2008 года. Реализуемые подразделением мероприятия имеют достаточно высокий уровень информационной поддержки в региональных печатных и электронных средствах массовой информации, находят высокий уровень общественной поддержки у различных категорий населения [см. подробнее: 2: 107-109].

На втором месте по уровню позитивных оценок находится деятельность службы участковых уполномоченных инспекторов - 23%. Респонденты отмечают оперативность этой службы, постоянное взаимодействие с различными категориями населения.

Работу дежурной части полиции позитивно оценили 12% опрошенных. Отмечаются факты своевременного реагирования на заявления и сообщения граждан, квалифицированного разрешения конфликтных ситуаций. Сотрудники дежурной части проявляют внимание к проблемам граждан, ведут разъяснительную работу.

Патрульно-постовую службу позитивно отметили 9% респондентов. Отмечается рост ответственности, оперативности, доброжелательности представителей ППС. Граждане считают, что сотрудники данной службы всегда на посту и готовы прийти на помощь. Деятельность остальных подразделений МВД России (уголовный розыск, ОБЭП, следствия) менее публична и имеет меньше позитивных оценок.

В ходе проведения социологического исследования его участникам было предложено отметить, работа какого из подразделений органов внутренних дел их не удовлетворяет. Наибольшее количество негативных отзывов (36%) заслужила работа ГИБДД. Многие респонденты считают ГИБДД самой коррумпированной службой в органах внутренних дел. Отмечаются частые случаи вымогательства взятки, несправедливого отношения к автолюбителям. Приводятся примеры грубости, высокомерия, невоспитанности и некорректного поведения сотрудников дорожной полиции; преобладание репрессивной составляющей в деятельности сотрудников подразделения; недостаточные меры по ликвидации автомобильных заторов и регулированию дорожного движения; необходимость большего участия сотрудников ГИБДД в деятельности по упорядочению паркуемого транспорта в крупных населённых пунктах региона.

Наряду с негативными оценками деятельности ГИБДД следует отметить, что целым рядом участников исследования отмечаются произошедшие в результате реформирования позитивные изменения в деятельности службы. В частности, респонденты отмечают уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий, правонарушений на дорогах, ужесточение контроля за водителями, находящимися за рулём в нетрезвом состоянии, предпринятые МВД усилия по оптимизации работы с гражданами, которые привели к упрощению выдачи документов. Значительное число высказываний участников социологического исследования связано с улучшением отношения полицейских к участникам дорожного движения.

Автором статьи исследовались источники информации, формирующие имидж органов внутренних дел. Большинство респондентов судят о работе полиции, исходя из личного опыта (42%). Практически каждый третий (32%) опирается на информацию, получаемую из печатных и электронных средств массовой информации и глобальной сети Интернет. При этом значимость федеральных телевизионных каналов опережает в этом плане местное телевидение незначительно [3: 59-64]. Полиция представляет собой правоохранительный институт, с которым людям достаточно широко и регулярно приходится контактировать и представителей которого приходится постоянно наблюдать в повседневной жизни. Поэтому немногим меньшее количество опрошенных формирует свое мнение через общение с друзьями, знакомыми, членами семьи (33%). Знакомы с сотрудниками полиции и могут оценить их работу благодаря информации, получаемой от работников правоохранительных органов, 15% респондентов.

В целом анализ различных каналов информации, формирующих образ современных российских органов внутренних дел, позволяет выделить следующую тенденцию. Более адаптированные в социальном плане, более активные и продуктивные группы респондентов, с высоким уровнем образования и материально-потребительского статуса, чаще указывают среди источников информации центральные печатные СМИ и сеть Интернет. Другой значимый источник информации для таких групп - собственный опыт наблюдений. Социально наименее активные и дееспособные группы, имеющие самые ограниченные ресурсы для изменения сложившегося уклада их жизни, - пожилые, бедные, низкообразованные респонденты - сильнее других ориентированы на неформальное межличностное общение (общение в общественном транспорте, в магазинах, медицинских и

социальных учреждениях и т.д.), хотя доверяют они при этом сильнее других именно федеральному телевидению.

В ходе проведения реформы МВД милиция была переименована в полицию. Значительная часть опрошенных жителей Краснодарского края относится к этому факту отрицательно (41%). О своём положительном отношении к переименованию правоохранительного ведомства заявили 27%. Около трети жителей исследованных муниципальных образований (35%) затруднились ответить на поставленный вопрос.

На необходимость дальнейшего проведения реформирования Министерства внутренних дел указывает большинство респондентов (57%). Достаточно показательным является то обстоятельство, что на необходимость реализации процесса реформирования полиции обращают внимание экономически активные, образованные, имеющие доход выше среднего респонденты. В большей мере установку на реформирование органов внутренних дел поддерживают жители крупных городов (население Краснодара и Сочи - 69% за реформы), в минимальной степени - жители муниципальных сельских районов (49%). Отдельно следует отметить, что горожане чаще других настаивают на полном преобразовании правоохранительного ведомства в его нынешнем виде, а не на совершенствовании работы отдельных подразделений полиции.

Большинство участников социологического исследования сходится в понимании общей идеологии реформирования органов внутренних дел. По их мнению, необходимо, прежде всего, повысить качество и общую эффективность повседневной работы полицейских. Вторая по важности цель - преодолеть коррупцию и нарушения закона в рядах МВД. И третья цель - сосредоточить полицию на защите интересов и прав рядовых граждан и, соответственно, - повысить доверие населения к правоохранительным органам. Характерно также то, что респонденты, говоря о совершенствовании работы полиции, значительно реже упоминают повышение профессионального уровня сотрудников МВД или налаживание взаимодействия между гражданами и полицией, а указывают, прежде всего, на кадровое обновление и техническое обеспечение. То есть, говорят об отдельных желательных улучшениях, а не о преобразовании системы (на самом деле довольно трудно рассчитывать на системное видение и стремление к системным реформам полиции у рядового человека). Основные направления, которым следует уделить преимущественное внимание в ходе усовершенствования полиции - это ужесточение кадрового отбора соискателей в ряды полиции (46%), улучшение материально-технического обеспечения (36%), снижение уровня коррупции в полицейской среде (31%).

Представленные в статье материалы позволяют сделать автору следующие выводы. Российская Федерация находится на новом этапе реформирования правоохранительной сферы. Одним из ключевых государственно-правовых институтов, определяющих ход этих процессов, являются органы внутренних дел. По мнению автора, проводимое реформирование органов внутренних дел в современных условиях будет малоэффективным без повышения доверия населения к деятельности российской полиции. Одним из направлений такой работы выступает формирование позитивного образа сотрудников полиции. Следует отметить, что при высокой степени заинтересованности высшего государственного руководства России и руководства Министерства внутренних дел, процессы формирования позитивного корпоративного имиджа современной полиции находятся только в начальной стадии своего развития. Их дальнейшее развитие прямо и непосредственно обусловлено динамикой, масштабами и содержанием реформирования всей системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Одним из действенных механизмов формирования имиджа современных российских органов внутренних дел выступает организация системы обратной связи по линии «полиция-население». В этой связи социологический мониторинг общественного мнения позволяет выделить компоненты сложившегося имиджа правоохранительного ведомства, выделить причинно-следственные связи, формирующие отношение граждан к деятельности полиции. Можно выделить следующие направления использования общественного мнения в

деятельности органов внутренних дел: информационно-аналитическое обеспечение

принимаемых управленческих решений; организация работы профильных подразделений и оценка эффективности этой работы; социальный аудит органов внутренних дел; работа с кадрами; организация взаимодействия с институтами гражданского общества и населением; проведение правовой пропаганды; формирование компетентного общественного мнения о работе органов внутренних дел и позитивного имиджа этого социально-правового института.

По нашему мнению, в рамках разработки успешной концепции развития правоохранительного ведомства необходимо проведение серьезного научного исследования факторов, формирующих имидж органов внутренних дел. В этой связи автором статьи, на примере исследования имиджа полиции на территории Краснодарского края в 2012 году, предложена модель социологической оценки имиджа органов внутренних дел. Представленные выводы и отмечаемые тенденции закладывают ресурсную базу для создания системы регионального мониторинга изменений имиджа органов МВД в массовом сознании.

Проведенный анализ места и роли общественного мнения в управлении органами внутренних дел позволил установить, что в последние годы органы внутренних дел существенно расширили информационное поле своей профессиональной деятельности, стали более открытыми, ведут работу по формированию собственного позитивного образа и общественного мнения. В результате несколько выросли уровень информированности населения региона по вопросам права и правоохранительной деятельности, доверие к органам внутренних дел и удовлетворенность их работой.

Население в подавляющем большинстве с одобрением относится к службе инспекторов по делам несовершеннолетних и институту участковых уполномоченных милиции. Наибольшее общественное неприятие вызывает деятельность дорожной полиции.

Подавляющее большинство участников исследования убеждено в необходимости реформирования полиции, но при этом ждет скорее её усовершенствования, чем коренного преобразования. Радикальных перемен большинство респондентов сегодня не хочет. На необходимости в корне изменить нынешнюю полицию относительно чаще других настаивают жители крупных городов Краснодарского края, люди с более высоким образованием и потребительским статусом, более независимые от патерналистской опеки государства. Важно отметить, что у большинства участников социологического исследования отсутствует понимание формата участия гражданского общества в процессах реформирования полиции. Общественные настроения формируются в виде ожидания действий от самой полиции, её руководства, органов государственной власти и управления. Преобладающая часть населения надеется лишь на то, что его будут более регулярно и широко информировать о происходящем в полицейской системе. И только более ресурсообеспеченные группы участников исследования полагают, что в разработку программ реформирования полиции должна быть шире включена общественность, независимые эксперты, правозащитники, специалисты. Такой точки зрения придерживается в основном население крупных городов Краснодарского края.

Зафиксированные тенденции восприятия жителями Краснодарского края имиджа органов внутренних дел позволяют также сделать следующий вывод. В настоящее время можно говорить о тенденции образования благоприятных условий для повышения уровня компетентности общественного мнения в сфере правоохранительной деятельности, что, в свою очередь, повышает его возможности как канала обратной связи, а, следовательно, способствует совершенствованию управленческой деятельности в правоохранительной сфере.

Примечания:

1. Emile G. Mc Anany Saving the World: A Brief History of Communication for Development and Social Change. University of Illinois Press. 2012. - 208 pp.

2. Шакалов И.И. Имидж МВД России как одно из направлений реформы правоохранительного ведомства // European Social Science Journal = Европейский журнал

социальных наук. М.: Наука, 2012. № 4.

3. Горбань И.Н. Телевидение как инструмент политического манипулирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2008. № 6. С. 90-95.

4. Сорока Д.В. Формирование имиджа ведомства информационными потоками (на примере МЧС России) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. № 4. С. 62-67.

References:

1. Emile G. Mc Anany Saving the World: A Brief History of Communication for Development and Social Change. University of Illinois Press. 2012. - 208 pp.

2. Shakalov I.I. The image of the Ministry of Internal Affairs of Russia as one of the directions of the law-enforcement department reform // European Social Science Journal. M.:

Nauka, 2012. No. 4.

3. Gorban I.N. Television as a tool of political manipulation // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2008. No. 6. P. 90-95.

4. Soroka D.V. The formation of the image of the information flow department (based on the Ministry of Emergency Situations of Russia). The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2010. No. 4. P. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.