6. Домашний осёл. - URL: https://ru. wikipedia. org/wiki/ (дата обращения: 12.12.2016).
7. Животные в мифологии. Осёл. - URL: http://mar4586. narod. ru/animals/mammals/donkey. html (дата обращения: 14.12.2016).
8. Апулей. Золотой осёл. - URL: http://booksonline. com. ua/view. php?book=165517 (дата обращения: 20.12.2016).
9. Золотой осёл. Краткое содержание. - URL: http://rushist. com/index. php/literary-articles/2744-apulej-zolotoj-osel-kratkoe-soderzhanie (дата обращения: 12.12.2016).
10. Братья Гримм. Бременские музыканты. - URL: http://vseskazki. su/avtorskie-skazki/bratya-grimm-chitat/bremenskie-muzykanty. html (дата обращения: 20.12.2016).
11. Черевков, А. С. Басня про осла / А. С. Черевков. - URL: http://www. litsovet. ru/index. php/material. read?material_id=324404 (дата обращения: 15.11.2016).
12. Маршак, С. Я. Мельник, мальчик и осёл / С. Я. Маршак. - URL: http://www. world-art. ru/lyric/lyric. php?id=4340 (дата обращения: 20.12.2016).
13. Крылов, И. А. Лисица и осёл / И. А. Крылов. - URL: http://mamaschool. ru/basni/basnya-lisica-i-osel (дата обращения: 20.12.2016.).
14. Крылов, И. А. Осёл и соловей / И. А. Крылов. - URL: https://deti-online. com/basni/basni-krylova/osyol-i-solovei/ (дата обращения: 20.12.2016).
15. Крылов, И. А. Квартет / И. А. Крылов. - URL: https://deti-online. com/basni/basni-krylova/kvartet/ (дата обращения: 20.12.2016).
16. Сказка о дружбе осла и лиса. - URL: http://www. itup. ru/azerbajdjanskie-skazki/134-skazka-o-druzhbe-osla-i-lisa. html (дата обращения: 20.12.2016).
17. Милн, А. Винни-Пух и все-все-все / А. Милн. - URL: http://modernlib. ru/books/miln_aleksandr/vinnipuh/read (дата обращения: 20.12.2016).
© Перкас Л. С., 2017
УДК 070.23:070.449.8
ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Л. А. Полежаева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Иллюстрационный комплекс в ряду других комплексов оформительских элементов занимает особое место в дизайне печатных периодических изданий. Он включает в себя как фотографические, так и нефотографические иллюстрации. Их соотношение на газетных страницах создаёт неповторимый образ издания. В данной статье предпринята попытка сравнительного анализа использования различных видов иллюстраций и приёмов их подачи в центральной и местной прессе.
Ключевые слова: фотография, форма, размер, иллюстрация, рисунки, инфографика, тип газеты, выразительное средство.
В любом печатном периодическом издании при последовательном изучении использования графики всегда можно выделить четыре основных комплекса оформительских элементов: текстовый, заголовочный, иллюстрационный и декоративный. Комплекс элементов выступает как критерий общего и особенного в оформлении газет. Каждый из комплексов имеет свой набор элементов, и от того, насколько грамотно с точки зрения дизайна они будут сочетаться между собой на газетной странице, в конечном счёте зависит качество издания в целом.
Иллюстрирование печатных СМИ в последнее время привлекает всё большее внимание исследователей. Как указывает известный учёный С. М. Гуревич в своём научном труде «Газета вчера, сегодня, завтра», на современном газетном рынке существует уже немало изданий, «в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. Руководители таких изданий исходят из того, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает получать теленовости в визуальных формах их подачи» [1]. Профессор Воронежского университета В. В. Тулупов также считает, что «роль визуальной информации сегодня необыкновенно велика, и её значение, по прогнозам учёных, будет возрастать» [2, с. 128]. Таким образом, обращение к изучению иллюстрационного комплекса и составляющиих его элементов представляется достаточно актуальным.
В повседневной газетной оформительской практике иллюстрационный комплекс кратко именуется иллюстрацией. «Иллюстрация (от латинского - освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12-13 % всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации)» [3, с. 279]. В зависимости от характера исходного визуального оригинала вся иллюстрация подразделяется на две группы - фотографическая и нефотографическая. Основным элементом первой группы является фотография в различных жанрах и производные от неё иные элементы: фотомонтаж (соединение нескольких фотоснимков), коллаж (соединение фотоснимка и рисунка). К нефотографической иллюстрации относятся рисунки, которые также представляют собой различные формные элементы: различного характера зарисовки (от портретных до пейзажных), диаграммы (графическое изображение соотношения различных величин - в статике или в динамике), чертежи, карты, карикатуры и пр. С некоторыми оговорками к этому ряду можно отнести и рисованные заголовки.
Как справедливо замечает один из исследователей дизайна газетной периодики, «иллюстрация - одна из наиболее существенных составляющих графической модели любого современного издания... Каждое издание исповедует собственные принципы иллюстрирования. Они определяются композиционно-графической моде-
лью издания, особенностями целевой аудитории и зависят от опытности бильдредактора» [4, с. 286, 295]. К этим принципам, считаем, не менее важно добавить также и тип издания.
Опираясь на вышеизложенные теоретические положения, мы задались целью выяснить, насколько полно используют те или иные элементы иллюстрационного комплекса центральные и местные периодические издания, к каким приёмам подачи при этом прибегают, что общего и особенного присутствует в их оформительской практике. Из множества характеристик визуальной информации предметом нашего исследования были выбраны цифровые показатели, а также некоторые приёмы подачи фотографической и нефотографической иллюстрации.
Объектом нашего исследования стали центральные и местные издания, принадлежащие к одному типу -общественно-политические газеты: федеральные «Российская газета», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», а также газеты, издаваемые на территории Республики Хакасия, - «Хакасия» и «Абакан». Период исследования - три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года). За этот период постранично было изучено в общей сложности 198 номеров. Из каждого месячного объёма выпусков методом случайной выборки исследовались номера, на страницах которых наличествовали элементы как фотографической, так и нефотографической иллюстрации. Такой подход позволяет надеяться на достаточно высокий уровень объективности и достоверности результатов предпринятого исследования.
Ежедневная «Российская газета», выходящая в форматах А2 и А3 в чёрно-белом исполнении, является государственным изданием, учреждённым Правительством России. В ней публикуются важные для страны документы, и это накладывает определённый отпечаток на её оформительский стиль: одна-две фотографии среднего размера на каждой полосе строго по теме основной публикации плюс одна-две диаграммы. Например, в № 205 от 13 сентября на первой полосе размещён среднего размера коллаж: снимок быстро идущего мужчины на фоне стилизованного рисунка с изображением карты России. В этом же номере есть одна небольшая инфографика: столбцовая диаграмма «Рынок сентябрьской торговли в России (2010-2017 гг.). В № 209 от 18 сентября на первой полосе, наряду со средних размеров снимком, имеется круговая диаграмма («О потребительской корзине россиян»), а на 3-й странице - диаграмма в виде графика («Снижение ключевой ставки Банком России 20152017 гг. %»).
Большой панорамный снимок «Байкал: взгляд с орбиты» украшает первую полосу номера 228 от 10 октября, но такой большой размер одиночной фотоиллюстрации для «РГ» скорее исключение. Как редкостью является, например, и больших размеров коллаж на третьей странице номера от 30 ноября (огромный амбарный замок и рисунок маленького домика под дужкой замка - тема: ипотека, кредит). Иногда инфографику содержат рекламные модули, как это имеет место на третьей странице номера от 5 декабря (Банк «Авангард»). Абсолютное большинство снимков в «РГ» - прямоугольники полной заливки с вектором изображения по вертикали или горизонтали. Такой приём подачи снимка, как «в обтравку» (удаление фона вокруг главного предмета изображения), за период исследования обнаружен лишь однажды, в номере от 30 ноября (изображение юноши в полный рост с рыбой в руках).
Отличительной от всех исследованных газет особенностью обладает еженедельник «Аргументы и Факты», и этим он обязан творчеству замечательного художника А. Дорофеева: каждую первую полосу газеты почти наполовину занимает его коллаж на какую-либо злободневную тему. К примеру, в № 45 от 8-14 октября по мотивам кинофильма «Белое солнце пустыни» размещён коллаж «Как утолить пенсионную жажду?», и далее на шестой полосе эта тема представлена разнообразной инфографикой. Ещё одна особенность иллюстрации в «АиФ» - микропортреты авторов ответов на вопросы читателей, как, например, в № 40 от 4-10 октября, многие выполнены приёмом «в обтравку». Больших размеров снимки в еженедельнике встречаются редко. Из нефотографической иллюстрации иногда присутствуют таблицы или карты («Карта незаконных мусорных свалок по регионам России», например, в № 37 от 13-19 сентября. В первую очередь такое своеобразие иллюстрации обусловлено наличием в штате профессионального художника-графика.
Газета «Комсомольская правда» выходит в цветном исполнении, что выгодно используют дизайнеры издания. Крупным планом представлены большие по размерам снимки на первой полосе. В ней также много ярких картинок, рамок, линеек, часто встречаются рисунки в стиле мультипликационных фигурок. Как никакая другая из исследованных газет, «КП» активно использует различные приёмы при подаче снимков: круг, овал, квадрат, прямоугольники с частичным наложением друг на друга.
Республиканская ежедневная газета «Хакасия» наиболее активным образом использует в оформлении своего издания фотографии, причём большинство фотографий принадлежит штатным фотографам, известным своим мастерством: А. Колбасову и Л. Бакановой. Их авторством отмечены наиболее выразительные в художественном отношении фотопортреты или сюжетные снимки первой полосы, главным образом горизонтальной направленности, крупные, размещаемые на полный формат полосы, по высоте они занимают две трети титульной страницы. Фото вертикального направления здесь также находят место, как, например, в № 165 от 1 сентября: «Сегодня - День Знаний» (школьник со стопками учебников). Количество фотографий небольшого или среднего размера в виде «классических» прямоугольников на последующих страницах в этом же номере распределено так: вторая - один, третья - два, четвёртая - два, пятая - два снимка и т. п. Маленькие снимки в виде ленточки над названием газеты анонсируют материалы внутренних страниц.
Помимо фотоснимков Л. Баканова выполняет для издания рисунки (например, как в № 168-169 от 7 сентября, иллюстрируя критический материал), а также заставки, коллажи. Поскольку газета имеет цветную обложку, не меньшее внимание читателя, наряду со снимками, способен привлечь монтаж (фото плюс фото) - например,
«Моя Россия, моя страна» (к Дню народного единства) в № 208-209 от 2 ноября. Инфографика представлена в газете в виде небольших кругов, внутри которых помещаются выполненные в графике символы местной культуры или изображения знаков Зодиака (Гороскоп). Используются в газете «Хакасия» и миниатюрные фотопортреты - штатных журналистов как авторов материалов и нештатных авторов в рубрике «Опрос».
На массового читателя рассчитана и еженедельная городская газета «Абакан». Так же, как и «Хакасия», еженедельник выносит на титульную цветную страницу крупный снимок объёмом две трети полосы вертикальной направленности. Со второй до предпоследней страницы номера наблюдается использование от двух до пяти, а иногда и до шести фотографий. Большинство из них имеет также крупный и средний план, но выбор видеоряда из выполненных непрофессионалами фотоснимков, их художественная ценность представляются весьма сомнительными. Большие по размеру, но бедные по содержанию снимки в сочетании с небольшими текстами невольно рождают вопрос: их поставили для того, чтобы «растянуть» материал? Налицо избыточность фотоиллюстрации и нерациональное использование газетной площади (№ 34 от 30 августа - 5 сентября). Как верно заметил по подобному поводу С. Б. Головко, повышение визуализации и боязнь переиллюстрирования - вот две чаши весов, равновесие которых должен поддерживать дизайнер. Однако оформителям газеты «Абакан» всё же не чуждо стремление использовать возможности специальных компьютерных программ. В частности, наряду с прямоугольной формой большинства снимков, иногда можно увидеть снимок, заключённый в круг или овал, используется приём наложения фотографий (№ 45 от 15-21 ноября). От случая к случаю иллюстрируют материалы рисунками, но не оригинальными, а извлечёнными из Интернета (№ 41 от 18-24 октября; № 44 от 8-14 ноября).
Проведённое исследование показало, как через общее и особенное при использовании элементов иллюстрационного комплекса проявляется индивидуальность дизайна каждого печатного периодического издания. Общим для них всех, за исключением «АиФ», является наличие больших качественных фотоснимков на титульных страницах, а также подача средних и малых фотоснимков в форме прямоугольников в горизонтальной или вертикальной направленности. Из элементов иллюстрации нефотографического ряда наиболее позитивно зарекомендовал себя коллаж, где лидерство очевидно принадлежит газете «АиФ»; тенденцию тяготения к коллажу обнаруживает и «Российская газета»; остальные издания используют коллаж в своей графике, но нерегулярно. Частотность использования рисунков больше других обнаруживают газеты «Хакасия» и «Комсомольская правда», хотя в последней больше красочных картинок в мультипликационном стиле. Газета «Комсомольская правда», в сравнении с другими четырьмя изданиями, отличается приверженностью к тем или иным приёмам подачи визуальной информации. Диаграммы среди изученных нами изданий в большом объёме публикует «Российская газета». Федеральная газета «АиФ» и республиканская газета «Хакасия» демонстрируют приверженность к публикациям на своих страницах микропортретов.
Библиографический список
1. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие для вузов / С. М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 195 с.
2. Тулупов, В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В. В. Тулупов. - Воронеж: Изд-во «Кварта»,
2001. - 320 с.
3. Тулупов, В. В. Техника и технология СМИ / В. В. Тулупов [и др.] / под ред. В. В. Тулупова. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006. -
318 с.
4. Головко, С. Б. Дизайн деловых периодических изданий / С. Б. Головко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Медиаобразование, 2015. - 423 с. © Полежаева Л. А., 2017
УДК 81 '38+811.112.2
ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ ИГРЫ В СЛОВАРЕ И ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
Н. А. Пьянов
Научный руководитель — Н. Н. Пелевина, доктор филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье предлагается исследование лексических средств выражения понятия игры в немецком языке. Рассматриваются словообразовательные и семантические особенности лексемы "Spiel", функционирование лексических единиц с компонентом "spiel" в текстах немецкой прессы о политике и культуре.
Ключевые слова: игра, деятельность, понятие, словообразование, текст, коммуникативная сфера.
Понятие игры как одной из сфер человеческой деятельности является объектом исследования в философии, педагогике, психологии, культурологии, социологии, лингвистике и других науках. Античная философия акцентировала развлекательную сущность игровой деятельности, Новое время - связь игры с театральной деятельностью. В истории науки игра также рассматривалась как источник искусства и способ расходовать излишки энергии (Г. Спенсер), как механизм творческой деятельности (И. Кант), как подсознательная подготовка к взрослой жизни (К. Гросс), как подсознательная потребность выражать запретные импульсы разрешённым способом (З. Фрейд), как важный компонент интеллектуального развития (Ж. Пиаже) [1, с. 142-143].
Й. Хейзинга видит в игре культурно-историческую универсалию, из которой родились различные формы нашей действительности: право и порядок, общение и ремесло, искусство и наука. Игра рассматривается при