Научная статья на тему 'Новые возможности и иная ответственность газетных дизайнеров'

Новые возможности и иная ответственность газетных дизайнеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
481
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые возможности и иная ответственность газетных дизайнеров»

© В.В. Тулупов, 2008

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ИНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГАЗЕТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ

В.В. Тулупов

Компьютерная технология выпуска периодических изданий не только заметно облегчила и повысила оперативность допечат-ных процессов, предоставив верстальщикам огромные возможности для реализации самых сложных оформительских задач, но и потребовала нового уровня профессиональной готовности верстальщиков как в области информатики, так и в сфере эстетики (поэтики) дизайна.

В эпоху «горячего» набора и «металлической» верстки дизайнеры (макетчики) использовали ограниченное число текстовых и титульных шрифтов - те, что имелись в типографских кассах, - как и определенный набор разделительных средств: линеек и украшений, обозначенных в каталоге.

Воспроизведение штриховых и полутоновых иллюстраций в виде цинковых клише было затратно и по времени, и по материалам; сложные полиграфические сочетания («штрих плюс сетка», «вкопированный растр», «обтравка»), позволяющие публиковать фотографии со спецэффектами, фотомонтажи, фотоколлажи, коллажи, крайне редко использовались в газетно-журнальной графике.

Чем беднее было типографское хозяйство, тем менее выразительным оказывалось художественно-техническое оформление периодических изданий (прежде всего в районной прессе). Линотипный набор, сложный способ изготовления форм для высокой печати существенно ограничивали дизайнера в выборе композиционных вариантов. Наложение фотографий, соединение текста и изображения, разверстка текста и постановка иллюстраций под углом, активное использование подложек и многие другие приемы стали возможными при переходе сначала на фотонабор и пленочный монтаж полос, а затем - на ком-

пьютерный набор и электронную верстку; и, конечно же, при переходе с высокого способа печати на офсетный (возможность перехода на качественную флексографскую - анилиновую - печать, для которой можно было легко перестроить оборудование, предназначенное для высокой печати, в России, к сожалению, была упущена).

Сегодня квалифицированный дизайнер выбирает наиболее читабельные и эстетически привлекательные шрифты из тысячи предлагаемых; активно использует информационную графику как для иллюстрирования текстов, так и в виде самостоятельных публикаций; создает сложные иллюстрационные и другие визуальные формы; прибегает к нетрадиционным композиционным решениям. Новая техника позволяет использовать многоцветную печать и при массовом производстве газет, что открывает новые возможности для создания уникального фирменного стиля издания, более сильного эмоционального воздействия на читательскую аудиторию.

Вместе с тем следует сказать об опасностях, подстерегающих дизайнеров, не имеющих базовой художественной подготовки и пребывающих в эйфории от тех самых, почти безграничных, возможностей, которые предоставляет компьютер. Эстетичный и эффективный дизайн невозможно создать без специальных знаний: без учета специфики особого вида периодического издания - газеты, причем газеты определенного типа; без опоры на принципы (правила) оформления газет различных форматов, объемов и периодичности.

Так, одна из страниц «Комсомольской правды» была посвящена вынужденной посадке пассажирского авиалайнера, принадлежащего провинциальной частной компании. Подборка состояла из корреспонденции объе-

мом в сто пятьдесят петитных строк, кратких комментариев официальных лиц, заметок об аналогичных случаях за рубежом, блиц-интервью с летчиками и пассажирами, информационной графики. Средства ориентирования читателя включали, помимо репортажных и портретных снимков, схемы аварии, вынос в тексте и развитый заголовочный комплекс: «шапку», подзаголовок, «врезку» (лид, набранный титульным шрифтом). Собственно текст занял менее пятидесяти процентов площади газетной полосы. При этом мне как читателю запомнилось главное:

- в России немало частных авиакомпаний, организующих полеты на иностранных самолетах, нередко выработавших свой ресурс;

-в стране отсутствует развитая инфраструктура, обеспечивающая своевременный и качественный ремонт таких самолетов;

- у нас разрушена система повышения профессиональной квалификации и переучивания пилотов для получения допуска к полетам на самолетах другой модификации (с выдачей дипломов или сертификатов государственного образца).

Подобный активный способ представления и комментирования информации, обычный для массовой газеты, с трудом, но приживается и в качественной прессе (то есть общественно-политические, общественноправовые издания также не избежали тенденции, именуемой визуализацией СМИ). Тексты структурируются. Большие по объему материалы разбиваются на отдельно озаглавленные части, сопровождаются одним или несколькими выносами в тексте, послесловиями... Почти каждая публикация имеет развитый заголовочный комплекс. Подпись, ограненная линейками, может выноситься вверх, сопровождаться фотографией автора. Подписи к фотографиям («текстовки») размещаются непосредственно под ними, применяются и комментарии к выделенным фрагментам снимков. Все больше на страницах газет информационной графики. Подготовка инфографики требует много времени, но эта работа окупается, ведь можно заранее и впрок приготовить шаблоны диаг-

рамм, графиков, таблиц, сделать их выразительными, выбрав лучшие с точки зрения внешней привлекательности и удобочитаемости шрифты, подготовив символические рисунки или фотографии.

Интересно, что даже малоформатные газеты по дизайну начинают быть похожими на журналы. Их первые полосы сегодня по сути -«обложки» (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.). В больших по объему газетах можно встретить и постоянный для журнала элемент - указатель содержания («контент»). Дизайн оглавления, как и обложки, разрабатывается на целый год, является одним из важнейших элементов фирменного стиля. Задействованы и поля, на которых размещаются колонцифры, рубрики, анонсы, подписи к снимкам; эта форма подачи называется маргиналиями, пришедшими из искусства книги (текстовая рубрикация, подписи к снимкам, примечания, вынесенные за формат полосы). Все больше выпускается многоцветных газет, и журнальный опыт использования цвета в заголовочных комплексах, разделительных средствах, иллюстрациях просто незаменим.

Итак, дизайн становится функциональным и универсальным (конвергенционным). Но является ли при этом печатный дизайн еще и «красивым»?

Биологи выяснили, что люди постоянно сканируют окружающее пространство при помощи саккад - быстрых непроизвольных движений глаз. Саккады определяют всю психическую деятельность людей и обусловлены ничем иным, как красотой окружающего пространства. Если деталей мало, глаз страдает. Вот почему так важны индивидуализированные композиционно-графические модели печатных изданий. Вот почему, несмотря на наличие стандарт-макетов, так важно постоянно вносить элементы импровизационных решений в графический план каждой полосы, каждого номера. При этом следует помнить, что разнородность - лишь одно из условий благоприятной деятельности глаз, а саккады -только первый, самый низкий уровень отбора красивого.

В общем, когда глазу скучно, слабеют внимание, память и мышление - важный вывод, сделанный учеными. Как и тот, что вос-

приятие нельзя сводить только к физиологической реакции: на него влияют память, личные вкусы, желание нового, экономические потребности и т. д. Предпочтения человека могут меняться по мере его социального «созревания» - когда человек начинает мыслить самостоятельно, он многое оценивает критически. Современный дизайнер-профессионал, призванный при помощи специфических средств донести до читателя актуальное содержание разнообразных публицистических текстов, на практике реализует лозунг: «Красота - это ведь не только комфорт, но и повышение результативности мышления».

Уровень дизайна российских газет различного типа, несомненно, вырос, что объясняется самой природой компьютерной верстки, диктующей создание стиля (фирменного стиля, композиционно-графической модели). Вместе с тем не во всех изданиях используются возможности новой технологии. «Электронные» приемы, описанные в самом начале, либо не применяются вовсе, либо применяются «пунктирно», приводя к эклектизму дизайна. Одни издания, отдавая дань новой графике, типографике, применяют примитивную композицию, разрезая страницы пополам или упрощенно компонуя материалы один за другим по горизонтали (реже - по вертикали). Другие излишне перегружают страницы визуальными элементами в ущерб вербальным.

Дизайнер в газете - ее первый читатель. Потому оформительская редакционная политика должна быть ясно осознана прежде всего им самим, а постоянное следование ей непременно родит понимание (подспудное) «линии газеты» и у читателей. Но для каждой полосы необходима своя - оформительская - идея, способная подчеркнуть внутренние (каждый раз новые!) связи публикаций.

В рамках открытого фестиваля СМИ, который впервые состоялся в Воронеже и на котором были представлены более ста редакций, автор провел мастер-класс по дизайну газет. Перед этим был подготовлен обзор на основе анализа некоторых полос, присланных мне либо по электронной, либо по обычной почте. Конечно, лучше иметь в наличии и ком-

пьютерную распечатку, и бумажный вариант, ведь не всегда задуманное дизайнерами стопроцентно воспроизводится при тиражировании. Знать же возможности той иной типографии крайне важно, чтобы в хорошем смысле подстраиваться под них, поскольку читателю абсолютно все равно, что предполагалось на этапе создания оригинал-макета, - он имеет дело с результатом, отпечатанным номером газеты. Понятно также, что правильнее анализировать подшивку, а не лучшие, по мнению редакции, «выставочные» номера или полосы изданий.

Коллеги из Волгограда прислали для обзора именно подшивку главной областной общественно-политической газеты. Анализ дизайна «Волгоградской правды» («ВП») показал, что он отражает современные тенденции оформления российских периодических изданий.

Как и большинство областных, «ВП» -газета большого формата, верстающаяся на восемь колонок. Оформление вполне современное и, главное, системное. Определены основной и дополнительный текстовые шрифты; смоделирован заголовочный комплекс публикаций, включающий рубрику, основной заголовок, подзаголовок, авторскую подпись и лид (нередко в состав этого комплекса включается и событийная фотография). Применение разделительных средств унифицировано: выбраны тонкая газетная и жирная четырех-пунктовая (стопроцентно черная и тоновая) линейки; «воздух» активно используется при подаче заголовков.

В то же время внешний вид «ВП» не лишен недостатков, и первый из них - выбор в качестве основной текстовой гарнитуры шрифта без засечек, что не соответствует требованиям ГОСТа, поскольку рубленые шрифты в мелких кеглях читаются заведомо хуже, чем, например, шрифты ме-диевальной группы. Шрифт с засечками избран как дополнительный, но и он, применяемый в подборке «Панорама новостей» в полужирном начертании, также плохо воспринимается.

Принцип контраста - один из основных в печатном дизайне, но и здесь необходима мера. Думается, лиды в «ВП» излишне акцентированы, поскольку применен жирный руб-

леный шрифт большего по сравнению с набором основного текста кегля. Слишком крупны и внутренние подзаголовки, к тому же иногда наблюдается их переизбыток.

Фирменный прием - выделение четы-рехпунктовыми полурамками ударных публикаций - нарочит и утомителен (к тому же по-лурамка - это всегда некая незавершенность, неустойчивость). На фоне других приемов этот смотрится инородным, несовременным. Выпадает из стиля и вычурный шрифт, которым набираются генеральные рубрики (суперрубрики). Эклектично и оформление заглавия газеты: слишком много элементов, не составляющих единую композицию.

Нетрадиционно подается в «ВП» реклама: в левом углу первой полосы, на левых двух- или трехколонниках внутренних полос. Думается, такая подача не совсем оправданна. Во-первых, левая сторона газетной страницы всегда считалась «открытием», потому ее традиционно резервировали под редакционную часть, во-вторых, с точки зрения эффективности восприятия, что особенно ценится заказчиками рекламы, правая сторона наиболее выигрышна. Что касается размещения объявлений и прогноза погоды на первой странице «ВП», то стоит ли справочную информацию поднимать так высоко - почти до середины полосы?

Анализ дизайна местных газет приводит к следующим выводам.

1. Современный дизайнер должен учитывать изменения, произошедшие в журналистике, то есть внешние, внутренние и субъективные факторы формообразования.

Во-первых, изменилась традиционная типология газет, диктующая новое содержание; активизировалась конкурентная среда; трансформировались эстетические требования.

Во-вторых, новая технология принесла новые методы, средства и приемы дизайна; реклама заметно повлияла на внешний облик печатных СМИ; стал иным читатель (он, испытывающий воздействие не только национальных традиций, но и международных стандартов, имеющий богатый выбор источников информации, стал более требовательным и к ее «упаковке»).

В-третьих, возросла роль субъективного фактора. Очень важен уровень квалификации верстальщиков, создающих определенный фиксированный стиль (ранее - факультативная КГМ). Не менее важен и уровень квалификации проектантов, то есть секретарей, которые во многом и определяют стиль дизайна, а затем каждодневно реализуют его при макетировании. Возможности компьютерной технологии необычайно широки: практически нет такой дизайнерской задачи, которую нельзя было бы решить при наличии комплекта современных программ верстки, обработки иллюстраций. Но если созданный стиль изначально нарушает принципы и правила дизайна, никакая технология не поможет - ошибки при верстке будут только множиться.

2. В редакционной практике компьютерные технологии стали использоваться в начале 1990-х годов. С тех пор уровень художественно-технического оформления печатных периодических изданий однозначно вырос. Тем более при тиражировании, как правило, используется офсетный способ печати. Но это лишь первый этап в освоении новых технологий. На следующем важно найти оптимальный вариант сочетания принципов и правил эффективного дизайна и возможностей современной техники на предпечатном, печатном и постпечат-ном уровнях.

Дизайн - это прежде всего шрифтогра-фия. Подобрать шрифты для оформления различных видов текста (основной текст, авторская подпись, географическая ссылка, подпись к снимку, комментарий, рубрика, заголовок, подзаголовок и др.) - это сложная оформительская задача. Ведь подобрать необходимо так, чтобы получился современный гармоничный орнамент. То есть шрифтовое расписание должно составляться не только с учетом требований ГОСТа, но требований современной эстетики.

Текстовые и заголовочные шрифты расписываются и заносятся в памятку дизайнера, на основе которой создается стиль. Шрифты необходимо использовать лицензионные (это, естественно, касается всех компьютерных программ). Основной текстовый шрифт -это шрифт с засечками 8-го или 9-го кегля

во французской системе типометрии. При выборе шрифта учитываются его эстетические характеристики (рисунок) и удобочитаемость (начертание, кегль). При этом важно оценить шрифт во всех его вариантах, то есть посмотреть, как он будет восприниматься будучи нормальным, узким, широким, светлым, полужирным, жирным, прямым, наклонным, курсивным.

Иллюстрации - фотографии, рисунки, инфографика и др. - следует использовать активнее. Конфигурацию, размер, кадрировку, связь с текстом, заголовочным комплексом определяют и фотожурналист, и секретарь (бильдредактор), и верстальщик (дизайнер).

Разделительные средства - «воздух», фон, линейки, украшения - также должны в совокупности составлять современный стиль.

Композиция - внутренняя (структура) и внешняя (графика) - как бы собирает все элементы оформления воедино (композиция одного материала, композиция подборки, композиция полосы, композиция номера).

3. Дизайн каждой газеты должен основываться на композиционно-графической модели (КГМ), существующей как в описательном (памятка), так и в физическом (стиль, набор стандарт-макетов) виде. Такие КГМ готовятся оформительским активом редакции в составе секретаря, художника, фотографа, верстальщика (можно пригласить и профессионала со стороны, который на этапе создания и внедрения КГМ возглавит эту группу). Продуманная модель - итог многомесячной работы по изучению оформительских традиций своей газеты, лучших образцов оформления родственных изданий, издающихся в России и за рубежом (возможно и проведение опроса читательской аудитории).

4. Обновленная КГМ должна учесть современные тенденции дизайна печатных СМИ, к которым можно отнести оформление на основе стабильного шрифтового расписания и визуализацию как активное использование различных графических - и прежде всего изобразительных - средств оформления: фотографий, рисунков, информационной графики. Здесь, конечно, необходимо соблюсти меру, чтобы динамичный ди-

зайн не подменялся агрессивным. Это становится особенно важным сегодня, когда все больше изданий переходит на многоцветное оформление.

На предварительном этапе необходимо произвести разбор ошибок, чаще всего связанных с использованием разностильных элементов оформления и их неудачной компоновкой. Многоколонная верстка дает немало возможностей для создания динамичных композиций, пока слабо используемых оформителями местных газет. Нередко допускаются ошибки и в технике верстки («рваный» набор, «висячие» строки, «коридоры», разные пробелы и отступы и др.).

Разработка фирменных приемов -творческий системный процесс. Здесь важен вкус графика-прикладника и способность верстальщика воплотить в жизнь современные оформительские идеи. Чем больше фирменных приемов, тем более оригинальным и узнаваемым будет внешний облик издания. Стиль может восприниматься как лапидарный или, напротив, как декоративный, но в любом случае он не должен быть архаичным, эклектичным.

Работа над формой - это продолжение работы над содержанием, вот почему каждый журналист должен представлять себе оформительские стандарты, принятые в редакции его газеты. Вот почему редакционная памятка по дизайну должна стать обязательным редакционным документом, с которым может познакомиться даже внештатный корреспондент.

5. Приемам современного дизайна необходимо учиться.

Важно следить за «открытиями» в области печатного дизайна. Есть всероссийский конкурс, который отмечает современные тенденции оформления бумажных СМИ. Есть аналогичные зарубежные конкурсы. Немало издается книг, выпускаются журналы, появляются интернет-статьи, посвященные оформлению газет и журналов. Их необходимо штудировать. Стоит посещать семинары, школы, позволяющие совершенствоваться мастерству оформителей. Наконец, существует возможность приглашения экспертов, которые могут не только проводить мастер-классы, но и создавать КГМ на заказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.