Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ / SAFE BEHAVIOR OF STUDENTS IN DANGEROUS SITUATIONS OF NATURAL NATURE / ACTIVE TEACHING METHODS / THE FORMATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING / THE FORMATION OF THE NEED FOR SAFE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Суздалева Алла Михайловна

Статья посвящена решению актуальных проблем формирования готовности безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. Авторами определены ключевые понятия исследования. Выявлены эффективные методы формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера: опорные конспекты, бинарные уроки, методы применения компьютерных технологий, моделирование опасностей в условиях природы, практические методы, решение ситуационных задач, метод проектов. Установлено, что внедрение активных методов обучения будут способствовать повышению уровня теоретического и практического безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, а так же повышению уровня развития потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.The article is devoted to the solution of actual problems of formation of readiness of safe behavior in students in the conditions of dangerous situations of natural character. The authors defined the key concepts of the study. Effective methods of forming safe behavior in students in dangerous situations of natural character are identified: reference notes, binary lessons, methods of using computer technologies, modeling of hazards in natural conditions, practical methods, solving situational problems, and the method of projects. It is established that the introduction of active teaching methods will help to increase the level of theoretical and practical safe behavior of students in dangerous situations of natural nature, as well as to increase the level of development of the need for safe behavior of students in dangerous situations of natural nature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Суздалева Алла Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»

Выводы:

1. Программа психологического просвещения родителей детей раннего возраста сформировала у родителей способность оценивать готовность ребенка к ДОО не на основе субъективных представлений об этом состоянии, а на основе комплексной диагностики развития.

2. Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста сформировала у родителей навыки диагностики проблем речевого, познавательного развития ребенка, а также позволила выявлять у ребенка глубокие нарушения в мотивации и поведении.

3. С помощью программы психолого-педагогического просвещения родители осознали необходимость сотрудничества с ДОО в плане выявления нарушений в развитии ребенка и своевременной их коррекции.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1997. - С. 238.

2. Ларина И.П. Основные направления психолого-педагогического просвещения родителей по профилактике нарушений развития детей раннего возраста. // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 4. - с. 151-154.

3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 250 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); старший преподаватель Суздалева Алла Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ

СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования готовности безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. Авторами определены ключевые понятия исследования. Выявлены эффективные методы формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера: опорные конспекты, бинарные уроки, методы применения компьютерных технологий, моделирование опасностей в условиях природы, практические методы, решение ситуационных задач, метод проектов. Установлено, что внедрение активных методов обучения будут способствовать повышению уровня теоретического и практического безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, а так же повышению уровня развития потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.

Ключевые слова: безопасное поведение обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, активные методы обучения, формирование теоретической и практической подготовки, формирование потребности в безопасном поведении.

Annotation. The article is devoted to the solution of actual problems of formation of readiness of safe behavior in students in the conditions of dangerous situations of natural character. The authors defined the key concepts of the study. Effective methods of forming safe behavior in students in dangerous situations of natural character are identified: reference notes, binary lessons, methods of using computer technologies, modeling of hazards in natural conditions, practical methods, solving situational problems, and the method of projects. It is established that the introduction of active teaching methods will help to increase the level of theoretical and practical safe behavior of students in dangerous situations of natural nature, as well as to increase the level of development of the need for safe behavior of students in dangerous situations of natural nature.

Keywords: safe behavior of students in dangerous situations of natural nature, active teaching methods, the formation of theoretical and practical training, the formation of the need for safe behavior.

Введение. Человечество живет в мире, где природные, техногенные, социальные и иные опасности часто угрожают здоровью и жизни. Каждый день газетами, радио и телевидением сообщается об очередных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях, в результате которых погибли или пострадали люди.

Чрезвычайные ситуации природного характера наибольшей регулярностью, часто они поддаются прогнозированию. Однако природные явления будут неизбежными, так как для них характерна связь и зависимость с естественными процессами, которые происходят в географической оболочке Земли [2; 5].

Угрозу природных явлений для человечества определяет характер природных процессов и готовность человека в обеспечении своей безопасности. Детям нужно знать о том, каким должно быть их поведение в таких ситуациях. Но в первую очередь эти знания нужно иметь педагогам, потому что именно учителя знакомят обучающихся со знаниями по чрезвычайным ситуациям природного характера и правилам поведения при стихийных бедствиях. В связи с этим актуальность темы исследования не подлежит сомнениям, так как современным обществом переживаются сложные времена [1; 7; 9].

Современный мир характеризуется изменением спектра и характера угроз для безопасности личности, для общества, государства. Жить в безопасности является насущной потребностью человека, а негативность воздействия факторов среды природы может проявляться чрезвычайными ситуациями природного характера.

Данные ситуации могут возникать как вследствие природного, стихийного бедствия, так и деятельности человека в производстве, поэтому организация работы по защите населения в случае чрезвычайных ситуаций природного характера - составная часть мероприятий, рассматриваемых в рамках общегосударственных, что предъявляет к структурам государства требований по обеспечению энергичных мер в создании эффективности системы по защите граждан, которая должна будет действовать на всех уровнях [3; 8].

В работе по защите населения от опасностей чрезвычайных ситуаций особую роль играет система образования, она занимается подготовкой обучающихся вопросами, относящимися к безопасности жизнедеятельности.

Приоритет жизни и здоровья человека в качестве основополагающего принципа в государственной политике России в сфере образования зафиксировался Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании».

Несмотря на это исследователями отмечается, что образовательными учреждениями сегодня еще недостаточно проработаны научные подходы к системе ознакомления учеников с проблемами по формированию, сохранению и укреплению здоровья и безопасности поведения в разных ситуациях. У учащихся общеобразовательных школ еще нет в полном объеме необходимых, важных познаний надлежащего безопасного поведения; они не имеют возможности оценивания влияния средовых факторов в здоровье человека и в генофонде будущих поколений [4; 6].

Именно уроки такого школьного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивают учащимся общеобразовательных школ возможности в сформулировании определенных знаний об окружающем мире, безопасности поведения; в понимании и последующем предотвращении ошибок и неверных решений при различного рода экстремальных ситуациях, сознательном влиянии на события окружающей их среды [10].

В результате анализа теории и практики формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера выявлено противоречие между необходимостью формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера и недостаточностью содержательного и информационно-методического обеспечения данного процесса.

Формирование безопасного поведения в условиях опасности природного характера рассмотрено нами с позиции различных педагогических взглядов:

- создание оптимальности и эффективности внешнесредовых условий, то есть необходимо создать микросоциальную среду, отличающуюся гуманистическими отношениями, благоприятным психологическим климатом, активной творческой обстановкой, с помощью совместной деятельности и общения детей и взрослых в процессе образования и воспитания (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский,

B.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.);

- обеспеченность внутренними условиями (установками, потребностями, способностями) саморазвития и самовоспитания обучающихся с использованием механизмов самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин,

C.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин и другие);

- потребность в обеспечении безопасного поведения в случае природной опасности представлена в изысканиях В. Мошкина, А.Т. Смирнова, Н.П. Абаскаловой, Л.А. Акимовой и др.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа выполнена на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Староашировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Cоветского ^юза Шамкаева Акрама Беляевича» Матвеевского района Оренбургской области.

Реализация опытно-экспериментальной работы направлена на изучение показателей, которые обеспечивают эффективность процесса формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. В качестве респондентов исследования были приглашены обучаемые 7-х классов.

Исходный период реализации опытно-экспериментальной работы (подготовительный) заключался в том, что нами изучалось и анализировалось многообразие литературы научно-педагогического и методического направлений, что способствовало раскрытию и обоснованию теоретических аспектов проблемы формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного происхождения.

Этот период включает такие виды работ, как определение тематики исследовательской работы и уточнение понятийно-категориального аппарата, определение оценочно-критериального инструментария, реализацию исходного обследования респондентов.

Основной период реализации опытно-экспериментальной работы заключался в том, что нами адаптирована образовательная программа, основанная на внедрение оптимальные методы теоретической и практической подготовки: опорные конспекты, бинарные уроки, методы применения компьютерных технологий, моделирование опасностей в условиях природы, практические методы, решение ситуационных задач, метод проектов.

Заключительный период реализации опытно-экспериментальной работы заключался в том, что проведено аналитическая деятельность и обобщение результатов исследования, представлены выводы и доказано гипотетическое предположение.

Методы исследования:

1. Теоретические методы (реализуемые методы определили степень освещения проблемы исследования и позволили проанализировать теоретические и методологические аспекты формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера).

2. Эмпирические методы:

- тестирование (реализуемый метод позволил определить динамику формирования теоретического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера (В.Н. Кудряшову));

- решение ситуационных задач (реализуемый метод позволил определить динамику формирования практического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера (Ю.Н. Сычеву));

- анкетирование (реализуемый метод позволил определить динамику уровня сформированности потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера (Т.С. Паниной));

- методы математической статистики.

В рамках основного периода исследования нами адаптирована образовательная программа, основанная на внедрение оптимальные методы теоретической и практической подготовки: опорные конспекты, бинарные

уроки, методы применения компьютерных технологий, моделирование опасностей в условиях природы, практические методы, решение ситуационных задач, метод проектов.

В основе содержательной части предметной области ОБЖ предполагается многообразное межпредметное взаимодействие, которое позволяет организовать успешное достижение образовательных, воспитательных и развивающих дидактических задач, а так де развитие основ безопасного взаимоотношения с окружающей средой.

На бинарном уроке можно применять ценностный потенциал дополнительной информации для обеспечения эффективности усвоения нового учебного знания.

Целесообразно, если занятия по изучению природных опасностей будут реализовываться с использованием визуальных методов, в связи с тем, что обучаемые не могут представить природные опасности в силу небольшого опыта и территориального разнообразия опасностей в природе.

Внедрение компьютерных технологий находит образовательные широкие возможности в системе преподавания тем по природным опасностям, что способствует развитию прогностических качеств в области опасности природного характера.

На уроках моделирования у учителя появляется возможность спрогнозировать развитие природной опасности и изучить действия сил и средств по устранению последствий, а так же какую работу нужно проводить с населением, провести отработку практических аспектов безопасного поведения.

Реализация практических занятий при изучении безопасного взаимодействия при природной опасности являются эффективными средствами в области развития познавательной активности и потребностной сферы обучаемого.

Методические основы при выполнении опорных конспектов позволяют обеспечить эффективную актуализацию и закрепление изучаемого материала, увеличить объем рассматриваемой учебной информации, что является актуальным на уроках ОБЖ, так как данная дисциплина реализуется в общеобразовательной организации в сумме 35 часов в год. Этого времени крайне недостаточно для формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях природной опасности.

По ходу решения ситуационных задач происходит активизация способов практической подготовки обучающихся к безопасным действиям в случае опасности природного характера. Внедрение данного метода будет способствовать расширению представлений об опасности природного характера, развитию мыслительных процессов и гибкости в подходах решения проблем безопасности.

В процессе исследования обучаемые решали разные ситуационные задач, например, Вы отправились на горнолыжный курорт. Два дня была хорошая погода, однако после 3 дня сыпал снег. Местами начали сходить лавины. Каковы Ваши действия, если вы попали в лавину?

Метод проектов позволяет решить много дидактических задач, соответственно внедрение его на уроках ОБЖ будет обеспечивать качественную многоаспектную подготовку обучающихся к безопасному поведению.

В процессе исследования обучаемые выполняли разные проекты, например «Защитники леса», «Юный путешественник», «Вода Живая и мертвая», «Огонь - мой друг, огонь - мой враг». «Юный спасатель», «Помоги себе сам» и другие проекты.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.

1. Определение уровня сформированности теоретического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера (по В.Н. Кудряшову).

Результаты в 7 «А» классе: 48% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 44% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 8% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Результаты в 7 «Б» классе: 20% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 44% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 36% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Соответственно, все респонденты продемонстрировали повышение уровня сформированности теоретического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, однако в экспериментальной группе (7 «А» класс) этот показатель значительно выше.

Так, 48% обучаемых 7 «А» класса продемонстрировали высокий уровень сформированности теоретического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, а в 7 «Б» классе обучаемые продемонстрировали - 20 % изучаемого показателя.

2. Определение уровня сформированности практического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера (по Ю.Н. Сычеву).

Результаты в 7 «А» классе: 48% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 12% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Результаты в 7 «Б» классе: 20% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Соответственно, все респонденты продемонстрировали повышение уровня сформированности практического компонента безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, особенно в экспериментальной группе (7 «А» класс).

3. Определение уровня сформированности потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера (по Т.С. Паниной).

Результаты в 7 «А» классе: 56% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 4% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Результаты в 7 «Б» классе: 24% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 36% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Соответственно, все респонденты продемонстрировали повышение уровня сформированности потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, особенно в опытной группе.

Так, при обобщении полученных результатов нами установлено, что в экспериментальной группе повысился уровень сформированности безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.

Аналитическая работа с результатами исследования позволила сделать вывод о том, что обучаемые демонстрируют повышение уровня сформированности безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, что в большей степени демонстрируется в опытной группе, о чем свидетельствуют результаты математической статистической обработки.

Выводы:

1. На основе анализа источников литературы определена структурно-содержательная основа формирования безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. Так, насколько человек готов действовать в условиях опасности природного характера, зависит уровень последствий и для самого человека, и для окружающей среды.

2. Выявлены эффективные методы формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера: опорные конспекты, бинарные уроки, методы применения компьютерных технологий, моделирование опасностей в условиях природы, практические методы, решение ситуационных задач, метод проектов.

3. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность выявленных методов формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. Установлено, что внедрение активных методов обучения будут способствовать повышению уровня теоретического и практического безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, а так же повышению уровня развития потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: учебное пособие /Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.

2. Горовая, В.И. Методы активного обучения и их применение / В.И. Горовая. - Ставрополь: Альфа Принт, 2009. - 100 с.

3. Комаров, В.Н. Формы и методы преподавания курса ОБЖ / В.Н. Комаров // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 9. - С. 26-32.

4. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности будущего учителя безопасности жизнедеятельности к педагогическому сопровождению образовательной деятельности школьников / Е.Е. Лутовина // Ценностный потенциал образования в формировании личности: методология и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2018 г.). - Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 175-181

5. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. № 3(28). С. 149-152.

6. Лутовина Е.Е. Методологические аспекты формирования безопасного поведения обучающихся в общеобразовательных организациях / Е.Е. Лутовина, Н.А. Пирская // сборник статей к Международному научно-практическому форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности» (21-23 марта 2019 г.). - Оренбург, Экспресс-печать, 2019. - С. 103-106

7. Суздалева, А.М. Аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях природного характера / А.М. Суздалева [и др.]. - Оренбург: Экспресс-печать, 2015. - 121 с.

8. Суздалева, А.М. Безопасный отдых и туризм: проблемы, пути решения / А.М. Суздалева // Ценностный потенциал образования в формировании личности: методология и прикладные основания: сб. ст. Международной науч.-практ. конф. - Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 292-298.

9. Суздалева, А.М. Опасные ситуации природного характера: учебное пособие / А.М. Суздалева. -Оренбург: ИП Кострицины С.А., 2018. - 198 с.

10. Чикенева, И.В. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / И.В. Чикенева, А.М. Суздалева. - Оренбург: ОГПУ, 2012. - 164 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Магин Владимир Алексеевич

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт Северо-Кавказского федерального университета по организации воспитания студенческой молодёжи в современных социокультурных условиях. Автор приводит примеры организации воспитания как в учебной деятельности (на основе разработанных и реализуемых элективных курсов), так и в воспитательной работы. Основной упор сделан на воспитание молодёжи в поликультурной среде многонационального региона., на противодействие экстремизма и терроризма в молодёжной среде; воспитание патриотизма молодёжи.

Ключевые слова: воспитание; студенческая молодёжь; противодействие экстремизмы и терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.