14. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.
15. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.
16. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. - С. 33-43.
17. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.
18. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.
19. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.
20. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
© Ошуркова Е.И.*
Институт непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В статье рассматривается игровая деятельность слабослышащих детей как метод обучения, являющийся необходимой частью программы обучения, воспитания и развития детей с недостатками слуха.
Ключевые слова: игровая деятельность, игровые технологии, игровая форма слабослышащих детей, игровой процесс.
В связи с ухудшением социальной обстановки резко возросло количество детей с нарушением слуха, которые в значительной степени отстают в психическом и физическом развитии, поэтому нуждаются в специальном
* Магистр психолого-педагогических наук.
обучении и воспитании. Существующая система обучения и воспитания детей с отклонениями не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к специальным школам.
Программный материал коррекционных школ для детей с нарушениями слуха оказывается часто плохо усвоенным, интереса к учебе нет, отсутствует эмоциональная оценка ситуации.
В игровой форме дети с нарушениями слуха приобретают умения и навыки узнавания, уточнения и закрепления знания, полученные на предметных уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено с расчетом, вызвать живой интерес у детей, увлечь их эмоциональную сторону развития. Игровой процесс, важный в познавательном плане для детей школьного возраста, приобретает особое значение для детей с недостатками слуха.
Используемый наглядно-действенный материал вызывает желание включиться в выполнение игровых заданий. Коррекционно-развивающие игры должны быть направлены на коррекцию здоровья дефективных детей, как физического, так и психического. Это будет способствовать более легкому усвоению программного материала, а значит, учебный материал будет глубже пониматься и дольше помниться, что приведет к более качественным знаниям и устойчивому интересу к предмету.
Непринужденная обстановка во время игры способствует речевому общению между детьми с нарушениями слуха. У детей пропадает закомплексованность и появляется естественная реакция на ситуацию. Это способствует более быстрой адаптации к общению со слышащими детьми.
Советская педагогика внесла большой вклад в разработку проблемы игры. Велика заслуга крупнейших советских педагогов П.К. Крупской и А.С. Макаренко, заложивших основы теории игры в советской педагогике.
Крупская Н.К. неоднократно в своих работах, посвященных проблеме воспитания детей, подчеркивала решающее влияние игры на формирование личности ребенка, рекомендовала использовать игры в школе: «Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят - это самая настоящая учеба» [1, с. 81]. Крупская Н.К. прямо указывала па необходимость применения игры в работе о учениками начальных классов: «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая подход к деятельности методами взрослого человека. ... переход от игр к серьезным занятиям слишком резок, между игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [2, с. 265].
Замечательный советский педагог А.С. Макаренко отмечает значение игры в школьном возрасте: «... здесь работа занимает уже очень важное место, ... это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребенок еще очень много играет...».
Макаренко Л.С. писал о том, что игра должна пронизывать жизнь детей, что ответственная и деловая игра должна занижать большое место в жизни детского коллектива, т.к. она является «одним из важнейших путей воспитания» [3, с. 126].
Большое внимание вопросам изучения учебного содержания игр уделял В.А. Сухомлинский. Он вел страстную пропаганду внесения игрового начала во все направления школьной работы: «... без игры школа превращается в скучнейшее «казенное» заведение, которое сушит ум и опустошает сердце» [4, с. 54].
Известный психолог Л.В. Выготский указывал на то, что «биологическое назначение игры - служить естественной школой самовоспитания, саморазвития и упражнения природных задатков ребенка. Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок управляет и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии, игра является, таким образом, как бы биологическим дополнением к пластическим задаткам и способностям ребенка» [5, с. 214]. Специальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.
Главная отличительная черта слабослышащих детей по сравнению со слышащими - это более медленное и своеобразное овладение речью, происходящее только в условиях специального обучения. Исследователями обычно подчеркивается, что речевое недоразвитие составляет главную особенность слабослышащих детей применительно к овладению ими знаний, умений и навыков. Слабослышащие дети значительно позднее, чем слышащие, овладевают значениями отдельных слов.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.
Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечении, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
Для развития познавательного интереса к знаниям педагоги используют разнообразные методы и приемы обучения, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения, чем вовлекают учащихся в активный процесс овладения знаниями.
Наряду с различными методами и приемами, а также использованием разнообразия дидактических материалов, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Таким образом, игровая деятельность в учебном процессе слабослышащих детей позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли игр.
Игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях и на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
Игра служит эффективным способом формирования мотивов речевой деятельности, средством, направленным на расширение речевой практики, на осознание значений слов, отношений между словами, а также методом закрепления речевых навыков. Игры содействуют лучшему пониманию материала, предложенного учащимся, закреплению знаний и навыков, полученных на уроках.
Список литературы:
1. Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе // Собрание сочинений. - М., 1959.
2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в десяти томах. - Академия Педагогических Наук РСФСР, 1938.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. -М.: Книжный дом «Университет», 2000.
4. Пискунов А.И. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов. - М.: Творчески центр, 2001.
5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов. - М.: Творчески центр, 2002.
ПРОПЕДЕВТИКА ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ БАЗОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© Семеновых Д.Н.*, Орлик Л.К.*, Лаптева Н.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
В работе обзорно представлены постклассические математические модели, анализ которых осуществляется авторами в рамках преподава-
* Доцент кафедры Прикладной математики, кандидат физико-математических наук, доцент.
* Профессор кафедры Прикладной математики, кандидат физико-математических наук, профессор.
" Доцент кафедры Прикладной математики, кандидат физико-математических наук, доцент.