«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '
№8 (3/2008)
УДК 797.2: 376.3
ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 8-9 ЛЕТ
Кандидат педагогических наук, доцент А. В. Рыженков Камская государственная академия физической культуры спорта и
туризма Набережные Челны
EXPERIMENTAL METHODS OF BASE SWIMMING TEACHING OF 8-9 AGED HEARING DISORDED CHILDREN
A.V. Ryzhenkov, PhD., associate professor Kama State Academy of Physical Culture ,Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: обучение, плавание, экспериментальная программа, тестирование, дети.
Аннотация. В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с функциональными пороками развития, в том числе и детям с нарушениями слуха. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых форм и методов обучения и воспитания.
У детей с нарушениями слуха, вторичным являются речевые отклонения и, как следствие, страдают когнитивные процессы мышления, недостаточно развита волевая сфера. Это создаёт определённые сложности в коммуникации и обучении.
Key words: education, swimming, experimental program, testing children.
Summary: Nowadays the interest has grown to the functional defect development children support problem, also to the Hearing disorder children. To the correction of psycho physical development and integration of this group of children to the modern social environment the teachers should do their best to find the new methods and kinds of education.
Hearing disorder children, secondary is speech disorder and as a result there is cognitive problems also, volitional sphere is not developed well. It makes a bit difficulties at the teaching
process.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с функциональными пороками развития, в том числе и детям с нарушениями слуха. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых форм и методов обучения и воспитания.
У детей с нарушениями слуха, вторичным являются речевые отклонения и, как следствие, страдают когнитивные процессы мышления, недостаточно развита волевая сфера. Это создаёт определённые сложности в коммуникации и обучении.
В доступной отечественной и зарубежной литературе не представлена методика обучения слабослышащих детей плаванию. Описание отдельных принципов, затрагивающих проблему обучения плаванию в целом, смоделировано для идеальных условий, либо дублирует методику обучения здоровых детей, не учитывая особенностей слабослышащих. Необходимо отметить, что такой раздел, как использование плавания для развития двигательной сферы ребёнка со слуховой депривацией, физиологическая адаптация слабослышащих детей к физической нагрузке, является не изученным. Это привело к необходимости изучения проблемы и разработки методики обучения плаванию слабослышащих детей, которая создавалась с учётом обобщения опыта работы в области физического воспитания в школе для слабослышащих детей. Экспериментальная программа по начальному обучению плаванию была внедрена в учебный процесс слабослышащих учащихся З классов.
Цель исследования - разработать и внедрить экспериментальную программу начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста, способствующую овладению жизненно важным навыком в условиях учебного процесса школы.
Методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы. 2. Анализ медицинских карт школьников. З. Контрольные испытания (тестирования). 4. Педагогические наблюдения. 5. Педагогический эксперимент (пилотажный и основной). 6. Метод математической статистики.
Организация исследования: Исследование проводилось на базе школы для слабослышащих детей «Центр слуха» города Набережные Челны в два этапа (пилотажный и основной педагогический эксперимент).
Во время пилотажного эксперимента (с ноября 2005 по май 2006 года) исследовались особенности физического развития детей с нарушениями слуха; проведён анализ медицинских карт, педагогические наблюдения с применением видеозаписи, разрабатывалось содержание и методика экспериментальной программы проведения
занятий плаванием у слабослышащих детей, и поурочный план-график занятий в бассейне.
Основной педагогический эксперимент проводился с сентября 2006 г. по май 2007 г. В группу вошли 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) 8-9 лет с нарушениями слуха (диагноз: нейросенсорная тугоухость 1-4 степени), посещавшие уроки физической культуры согласно расписанию 2 раза в неделю по 45 минут (один урок проводился в бассейне); всего за учебный год проведено 32 занятия плаванием, в начале и в конце эксперимента проводились контрольные испытания.
Они заключались в комплексном проведении и анализе результатов вышеперечисленных контрольных упражнений, оценивающих развитие следующих физических качеств: скоростно-силовых, силовых, специальной выносливости, гибкости. Всего использовано 12 контрольных упражнений. Для изучения степени освоения двигательного навыка каждые 5 занятий проводились контрольные проплывания следующих дистанций: 5 м; 12,5 м; 25 м на груди с доской и без доски; 5 м, 8 м, 12,5 м на спине.
Программа начального обучения плаванию для слабослышащих детей 8-9 лет в условиях учебного процесса школы
1. Упражнения, направленные на освоение с водой (1-5 занятия):
1) ходьба и бег в воде (выполняется на мелком месте, поочерёдно, сначала положив обе руки на плечи впереди идущего, по мере обретения уверенности - самостоятельно, с усложнением условий выполнения - переход в более глубокую часть бассейна, использование препятствий и т.д.);
2) подлезания под разделительными поплавками (при различных передвижениях в
воде);
3) медленные гребковые движения руками (вперед, назад, скрестно, выполняются сначала на месте, затем в движении);
4) то же, но в быстром темпе (для ощущения при беге и быстрых гребковых движениях увеличение сопротивление воды);
5) ходьба и бег с помощью движений руками (упражнение наглядно показывает, что от воды можно оттолкнуться);
6) погрузиться в воду до уровня подбородка и дуть на воду (применяется для постепенного привыкания к воде, является подводящим к обучению выдоху в воду);
7) на полном вдохе наклониться и опустить лицо в воду (первый раз выполняется с закрытыми глазами, затем попросить детей открыть глаза и рассмотреть предметы,
расположенные на дне);
8) прыжки вверх с последующим приседанием (на полном вдохе, при опускании под воду сильный выдох);
9) держась за бортик или с помощью партнера (в парах), опуститься с головой под воду и сосчитать до 10-15 (перед всплытием - сильный выдох);
10) погружение на дно (оставаться под водой как можно больше, внимательно рассмотреть окружающее пространство на медленном выдохе);
11) из и.п. стоя, руки вверх толчком двух - скольжение вперед, руки вверх (упражнение способствует освоению скольжения);
12) держась за бортик или с помощью партнера (в парах) сделать несколько выдохов в воду (при выполнении этого упражнения держаться руками за бортик);
13) сделать полный вдох, присесть и принять плотную группировку - «поплавок" (упражнение должно показать ребенку, что он может держаться на поверхности воды не прилагая никаких усилий) применялось только после освоения техники скольжения;
14) из положения "поплавок" выпрямить руки вперед, в стороны, ноги врозь -"медуза" (выполнялось в парах - один осуществляет страховку и оценивает);
15) оттолкнувшись от бортика - скольжение на груди (выполнение действий оценивалось);
16) спрыгивание с бортика в вариативных условиях (на мелкое или глубокое место, из разных исходных положений, на различное расстояние, держась за шест и др.);
17) скатывание с горок в вариативных условиях.
Все упражнения выполнялись последовательно. В содержание одного занятия дополнялись не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение предлагалось тогда, когда ученики освоили предыдущее.
2. Освоив эти упражнения, переходили к начальному обучению технике плавания (6-10 занятий):
1) держась за бортик (или с помощью партнера) выдох в воду (выполнялось в разном темпе) в отличие от слышащих, все упражнения чередуются с выдохами в воду -для стимуляции дыхательных мышц;
2) прыжки вверх с последующим погружением под воду и выдохом в воде (использовались образные сравнения);
3) в положении на спине, с помощью преподавателя, толчком от бортика скольжение на спине. Это упражнение для детей являлось сложным, так как в положении на спине у слабослышащих возникает дополнительный страх и дезориентировка (кроме того, эти дети неохотно ложатся на спину и на суше). Поэтому оно выполнялось в парах
или с помощью преподавателя;
4) плавание с доской, работая ногами, способом кроль на груди (сначала упражнение выполнялось с произвольным дыханием, по мере усвоения - на задержанном вдохе, затем согласуя дыхание с движениями ног);
5) то же, держась за доску одной рукой (попеременно);
6) движение ногами способом кроль на груди, держась руками за бортик (упражнение сначала выполнялось, держась руками и оперевшись предплечьями о бортик, по мере усвоения - дети выпрямляли руки, затем опускали лицо в воду);
7) работа ногами способом кроль на спине (руки вверх, у бортика, в движении);
8) скольжение на груди с движениями ногами способом кроль (сначала упражнение выполнялось на задержанном вдохе, опустив лицо в воду, затем с произвольным дыханием);
9) то же на спине (постоянно напоминали ученикам о необходимости удерживать горизонтальное положение тела).
3. Упражнения для обучения плаванию способом кроль на груди (11-20 занятия):
1) и.п. стоя в воде, лицо опустить в воду. Повернуть голову в сторону и сделать вдох, повернуть голову в и.п., сделать выдох; (важно с первых занятий научить правильному дыханию в воде, поэтому упражнение лучше делать в парах, и стремиться, чтобы вдох производился через определённый промежуток времени);
2) и.п. - лёжа на груди, на поверхности воды, держаться за борт бассейна одной рукой - ноги - кроль (упражнение выполняется малыми группами, свободные от выполнения наблюдают за ошибками своих напарников, после окончания упражнения происходит их разбор и оценка);
3) плавание на груди, ногами кроль, с доской в руках, (первое время допускалось свободное дыхание, затем задавался режим согласования работы ног и дыхания);
4) ;и.п. стоя в воде по грудь (мелкая часть) - гребковые движения кролем одной рукой (в сочетании с дыханием). Выполняли в парах, либо с помощью преподавателя;
5) и.п. стоя в воде по грудь - работа руками способом кроль (сначала с задержкой дыхания, затем с дыханием);
6) то же, с передвижением по дну (использовались образные сравнения);
7) то же, с плавательной доской (гребок выполнялся одной рукой, поочередно);
8) плавание способом кроль на груди, с задержкой дыхания (использовалось оценивание);
9) то же, в полной координации (выполнялось поочерёдно, с оцениванием);
10) плавание ногами кроль на спине, удерживая доску внизу, на вытянутых руках.
4. Упражнения для обучения плаванию способом кроль на спине (21-25 занятие):
1) движения ногами кролем на спине держась руками за бортик (использовались различные «хваты» руками);
2) работа ногами кролем на спине (использовались образные сравнения -"стрелочка");
3) плавание способом кроль на спине, одной рукой держась за плавательную доску (поочередно);
4) плавание кролем на спине (по возможности в полной координации);
5) плавание кролем на спине, одними руками (ногами удерживается плавательная
доска).
5. Упражнения для развития специальной выносливости, проведение контрольных нормативов, совершенствование стартов и прыжков в воду (26-32 занятие):
1) плавание ногами кролем на груди (дистанция от 50 до 200 м.);
2) плавание ногами кролем на спине, «в стрелочку» (дистанция от 25 до 100 м.);
3) плавание руками, кролем на груди, с доской (дистанция от 25 до 100 м.);
4) плавание руками, кролем на спине, с доской (дистанция от 25 до 100 м.);
5) плавание кролем на груди в полной координации (от 25 до 200 м., с учётом времени);
6) плавание кролем на спине в полной координации (от 25 до 100 м., без учёта времени);
7) выполнение стартов (в вариативных условиях).
Уже на первых занятиях детей готовили к выполнению упражнений, направленных на преодоление водобоязни. Этому способствовало коллективное выполнение упражнений (на высоком положительном эмоциональном фоне). Те учащиеся, которые боялись спрыгивать самостоятельно, выполняли прыжки, держась за шест. По мере овладения двигательными действиями эти упражнения выполнялись в усложнённых условиях.
Применение игрового метода на занятиях плаванием со слабослышащими
детьми
Используемые игры и игровые задания были систематизированы по преимущественной направленности на упражнения в игровой форме для освоения
техники передвижения в воде, игры в воде для совершенствования физических качеств и коррекционные игры в зависимости от конкретных задач урока:
1) Игры для обучения выдоху в воду (игры, стимулирующие развитие дыхательных мышц использовались на всех этапах обучения такие как, "Резвый мяч", "Пузырьки", "Водолаз", "Волна").
2) Игры для преодоления водобоязни (в связи с частой патологией вестибулярного аппарата и, как следствие, ухудшением равновесия - использование этой группы игр начинается с первых занятий в воде, например: "Зеркало", "Что увидел?", "Удержи предмет под водой", "Кто быстрее!").
Также для предотвращения водобоязни применялись упражнения в игровой форме, например: спрыгивание с бортика (тумбочки) в воду в усложнённых условиях (в круг, через препятствие и т.п.). Упражнения выполнялись поточным методом, с обязательной страховкой.
3) Игры для ознакомления со свойствами воды ("Водолазы", "Нырки", "Удержи предмет под водой", "Подводная лодка").
4) Использовались игры, направленные на адаптацию к воде, обучению погружению под воду - например: "Охотники и утки"
Кроме того, для освоения со свойствами воды предлагались такие игровые упражнения с образными сравнениями как: "медуза", "поплавок", "звёздочка", а также игры-эстафеты, например "Буксиры".
5) Для того, чтобы тренировать детей в различных видах передвижений в воде использовались игры, включающие образные сравнения (например: "лягушка", "дельфин", "тюлень"), игры типа "догонялок" в различных вариантах и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Основными критериями эффективности разработанной экспериментальной программы явились результаты проплывания отрезков 5-10 м и 25 м без учёта и с учётом времен.
На первых уроках время проплывания не учитывалось. На 5-м занятии 62,5 % мальчиков научились проплывать дистанцию 5 метров кролем на груди с доской, к 15-му занятию все дети, участвующие в исследовании могли проплыть с доской кролем на груди дистанцию 25 м. Результаты проплывания дистанции 25 м с доской в группе мальчиков достоверно (р<0,05) изменились с 62,87+0,83 с (15-й урок) до 57,91+0,90 с (30-й урок), прирост результата составил на 8,6 %.
Результаты девочек улучшались таким образом: к 5-му занятию девочки, 50 % участвующих в исследовании, научились преодолевать расстояние в 5 м способом кроль
на груди с доской. К 15-му занятию все девочки могли проплыть дистанцию 25 м. Результаты проплывания дистанции 25 м достоверно не изменились с 63,51±1,36 с (15 урок) до 59,07±2,73 с (30 урок).
Результаты контрольных испытаний при обучению плаванию кролем на груди: мальчики - к 30-му занятию среднее время проплывания дистанции 25 м составило 59,53±1,34 с; девочки - 60,36±1,23 с.
Таким образом, слабослышащие дети осваивают плавание на спине медленно, что обусловлено затруднениями в пространственной ориентации, возникающими у слабослышащих детей при выполнении данного упражнения.
Результаты контрольных испытаний при плавании кролем на груди в полной координации:
Мальчики - на 15-м уроке время преодоления дистанции 25 м составило 58,61±1,15 с, на 30-м - 53,46±0,78 с. Прирост результатов - 6,23 %.
Девочки - на 15 уроке время преодоления дистанции 25 м составило59,98±1,44 с, на 30-м - 54,93±0,62 с. Прирост результатов - 6,4 %.
Выводы. Анализ и обобщение литературных данных свидетельствует о своеобразии развития детей со слуховой депривацией. Это выражается в целом комплексе вторичных отклонений: затруднении становления речи; снижении показателей психомоторного развития; изменении деятельности большинства функциональных систем. Существенным резервом коррекции нарушений соматического и функционального состояния является плавание, методика обучения которому для детей с нарушением слуха в доступной литературе не представлена.
Внедрена в учебный процесс программа обучения слабослышащих детей начальному плаванию в условиях специализированной школы. Она направлена на обучение основным видам передвижений в воде, развитие физических качеств, повышение уровня физиологической адаптации к нагрузкам. В реализации программы первостепенными являются
оздоровительные и коррекционные задачи. Содержание программы включает организационно-методические особенности обучения плаванию детей с нарушениями слуха, подготовительный и основной этап начального обучения с распределением учебного материала по плаванию на учебный год. Разработанная система упражнений состоит из шести основных блоков и является необходимым условием реализации программы. Процесс обучения начальному плаванию слабослышащих детей основан на индивидуальном и дифференцированном подходе с учётом уровня тугоухости, сопутствующих заболеваний, особенностей физического развития.
Эффективность предлагаемой программы обучения слабослышащих детей плаванию подтверждена в формирующем педагогическом эксперименте на основании объективных и субъективных критериев. Выявлено, что 62,5 % среди мальчиков и 50 % девочек слабослышащих детей через пять часов плавательной подготовки демонстрируют умение держаться на воде (проплывание отрезка 10 м самостоятельно и 25 м с доской), через десять - все испытуемые проплывали отрезок 25 м вольным стилем. В исследуемых группах мальчиков и девочек существенный прирост результатов в контрольных упражнениях, оценивающих скоростно-силовые качества. Динамика данных показателей детей исследуемых групп обнаружила отчётливую тенденцию к увеличению уровня исследуемых показателей. Слабослышащие дети осваивают плавание на спине медленно, что обусловлено затруднениями в пространственной ориентации, возникающие при выполнении данного упражнения.
Таким образом, в результате исследования можно сделать заключение, что занятия плаванием по предложенной программе не только позволили слабослышащим детям овладеть одной из основных локомоций, но и оказали положительное влияние на развитие физических качеств, динамику возрастных антропометрических показателей и снижение отставания адаптации функциональных систем.
Литература.
1. Аббасов, М.Г. Развитие практической пространственной ориентации у учащихся вспомогательной
школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Г. Аббасов. - М., 1978. - 161 с.
2. Александрова, Л.И. О введении в первых классах ежедневных занятий физических упражнений и
подвижных игр / Л.И.Александрова // Вопросы школьной гигиены. - М.: Известия АПН РСФСР,
1959. - 416 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968. - 336 с.
4. Бабенкова, Р. Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного
возраста / Р. Д.Бабенкова // Специальная школа. - 1965. - № 3. - С. 11.
5. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха / Р.М.Боскис // Книга для учителя. - М., 1988. -
С. 19.