Шевцова С. В.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ, ИЗРАИЛЯ, США, ФРАНЦИИ.
Представляется возможным в данной статье проанализировать подготовку офицерских кадров и особенности формирования профессиональной ответственности у обучаемых военно-учебных заведений стран, входящих в Североатлантический блок (НАТО), рассмотрев аспекты обучения в «восточных» военных школах. Основной причиной выбора этих стран является то обстоятельство, что преимущественно в странах ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан, Украина и др.), в том числе ранее входивших в состав СССР, система подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил основывалась на принципах советской военной педагогики. Изучение показало, что за последние десятилетия каких-либо кардинальных изменений в подготовке офицеров в указанных странах не произошло, и она остается весьма сходной с системой подготовки, существующей в настоящее время в Российской Федерации. Именно поэтому предполагается, что наибольший интерес будут представлять особенности формирования профессиональной ответственности у обучаемых военно-учебных заведений стран дальнего зарубежья.
Как показал теоретический анализ, в настоящее время в Североатлантическом альянсе воспитание, морально-психологическая подготовка военнослужащих, обучаемых в высших учебных заведениях, происходит по единому образцу. Однако, несмотря на объединение в военно-политическую организацию, в армиях стран - участниц блока НАТО вопросы воспитания военнослужащих регламентируются собственными нормативными актами.
Подготовка офицерских кадров в Вооруженных силах развитых зарубежных стран (США, Англии, Германии, Франции) имеет много общих
черт, но также имеется своя специфика в каждой стране, свои истоки и традиции. Общим является то, что подготовка офицерских кадров как лиц, призванных занимать ключевые позиции в национальных армиях, носит организованный и целенаправленный характер. В самой системе выделяют две подсистемы: обучения и воспитания, которые взаимосвязаны и нацелены на реализацию основной цели - подготовку офицера-профессионала.
Система воспитания будущих офицеров (кадетов) в армиях указанных стран включает в себя: цели и задачи воспитания, субъекты, объекты, содержание, направления воспитания, формы, методы и средства воспитания; а также результат, способы контроля и корректировки воспитательного процесса, субъект-объектные отношения, структурные связи между элементами системы. Анализ теории и практики подготовки офицерских кадров в военных вузах зарубежных армий показывает, что термин «воспитание», как правило, в них не применяется. В авторском понимании «воспитание» в зарубежных источниках трактуется и обозначается такими категориями как: «формирование морального духа», «индоктринация», «внутренние руководства», «традиционные военные ценности», «политическое образование» и др.
В главном содержание воспитания будущих офицеров в армиях этих стран совпадает. В самом содержании выделяются направления воспитания: патриотическое, государственно-правовое, воинское, духовное (религиозное), физическое, морально-психологическая подготовка, организация здорового образа жизни и др. Различия проявляются, прежде всего, в содержании некоторых структурных элементов системы воспитания в ввузах: субъектах воспитания, формах, методах и средствах воспитательного воздействия. Если в целом содержание воспитания в этих армиях совпадает, то приоритеты в целях и задачах существенно разнятся. Специфика обусловлена различиями в исторических традициях, месте и роли вооруженных сил в обществе, сложившемся образе жизни, способе комплектования (набора в ввузы) армии того или иного государства.
Содержание воспитания в ввузах обусловлено целями внешней политики (см. таблица 1).
Таблица 1
Особенности содержания воспитания офицеров в ввузах зарубежных армий
Англия, Франция Германия Израиль США
Пропаганда особой миссии, миротворческой роли в Западной Европе («демократизм») Формирование политического проблемного сознания, способности, готовности давать политические оценки. («реализм») Воспитание лучших представителей молодежи, обладающих высоким интеллектом и преданных идеалам первостроителей государства Израиля, готовых служить своей Родине Внушение будущим офицерам представлений об ответственности их страны как великой державы мира («гегемония»)
Анализ литературных источников, различных документов, свидетельствует, что в функционировании систем воспитания в ввузах зарубежных армий проявляются тенденции к усилению организационного развития системы воспитания вообще и каждого структурного элемента в частности [6, 8]. Так, при обосновании целей воспитания в военно-учебных заведениях США Маслаку и Редуэй ввели требования к подготовке «военного лидера». При анализе целеполагания в подготовке офицеров в ввузах США определяются главные цели воспитания: формировать и развивать личность американского военнослужащего как гражданина - патриота США и как воина-профессионала, постоянно стремящегося к своему самосовершенствованию [4, с. 88-96]. Цель рассматривается ведущим системообразующим фактором в системе воспитания. В воспитательной работе Вооруженных сил США приоритетным направлением является формирование и развитие у военнослужащих военно-профессиональных качеств, чувства патриотизма, морально-этических норм поведения в воинском коллективе, закрепленных в военной присяге и этическом кодексе Вооруженных сил США.
Несколько другой подход к целеполаганию в ввузах ВС Германии. Клаус фон Розен одной из важных проблем воспитания считает определение
его целей [8, с.536-541]. Причём автор отмечает, что три вида педагогической реальности и действий (воспитание, обучение и образование) различают по виду цели, и это важно при их терминологическом разграничении.
Если цель определена вещественно (реально), т.е. исходя из предмета, материала, техники, способа действия, то говорят об обучении (подготовке), целью которой является - формирование знаний и навыков.
Если цель социально значима ( связь в рамках основного действия, например по отношению к товарищу; связь с социальной организацией, например с собственной частью, бундесвером, государством; связь с обществом в общем), то говорят о воспитании. Цель - воспитание дисциплины и сильной воли, которая, исходя из социальных отношений, желательна и осмысленна. Речь идёт о мотивации личного социального вклада в повседневную службу в мирное или военное время. Образовательная и воспитательная работа в Вооруженных Силах строится на основе тех знаний и представлений, с которыми призывник приходит в бундесвер. Она способствует развитию личности и имеет своей целью приблизить её к тому идеалу военнослужащего, который имеется в общественном сознании. Четко определено, что целью как обучения, так и воспитания является формирование личности военнослужащего, который руководствуется в своих действиях высоким чувством ответственности. С точки зрения выполнения поставленных задач ведущую роль играют руководство и специальная подготовка, при этом учитываются воспитательные и образовательные цели.
Как показал проведенный анализ различных информационных источников, потребности Вооруженных сил Франции в офицерских кадрах в мирное время обеспечивает сеть военно-учебных и гражданских заведений (в общей сложности более 100 вузов). На формирование деловых и профессиональных качеств офицерского состава значительное влияние оказывает существующая система их периодической аттестации, которая позволяет выявлять физические, психологические, профессиональные и
специальные качества офицеров. Аттестация по таким параметрам обеспечивает поддержание необходимого уровня профессионализма и морально-политического состояния офицерских кадров [3].
Как показал анализ социологических исследований, военная карьера во Франции является престижной, поскольку считается, что она обеспечивает стабильность общественного и прочность материального положения [1, с. 1012]. Определенное влияние на прохождение службы офицерами оказывают такие негативные явления, как протекционизм, семейственность, использование преимуществ социального положения. Эти факторы также негативно влияют на формирование профессиональной и личной ответственности офицеров, умение принимать решения и отвечать за них. Характеризуя военную профессию, де Голль отмечал, что «требовательность по отношению к самому себе имеет значение, нужно уметь оценить риск, уточнить цель, потом добиваться ее достижения. Влиять на события, накладывать на них свой отпечаток, брать на себя ответственность за их последствия» [7, с.64, 96].
Офицерский корпус Вооруженных сил Великобритании формируется как за счет выпускников военных училищ (кадровый офицерский состав), так и за счет выпускников гражданских вузов, вербуемых по контрактам (состав краткосрочной службы). Помимо этих двух категорий в британской армии существует небольшая прослойка офицеров (около 5 %), которые начинали свою службу рядовыми и затем окончили установленные курсы подготовки и переподготовки. Последнюю категорию используют, как правило, на низших административных и технических должностях [2, с.6-7]. Ядро офицерского корпуса и его наиболее привилегированную часть образуют выпускники Дартмутского военно-морского колледжа - для ВМС, Сандхерстского военного училища - для сухопутных войск. Они составляют 95 % адмиралов и генералов и основную часть старших офицеров. Младший офицерский состав укомплектован в основном за счет офицеров краткосрочной службы (до десяти лет, но не менее трех лет в Вооруженных силах и не менее пяти
лет затем в резерве). Это, главным образом, выпускники гражданских вузов, завербовавшиеся на службу в Вооруженных силах по контрактам (летчики, инженеры и техники, врачи, юристы, священники и др.). Военная подготовка студентов хорошо стимулируется. К льготам, помимо бесплатного обучения, относится снабжение обмундированием, а также всеми видами довольствия во время лагерных сборов и учений. Студенты, отвечающие квалификационным требованиям, получают премии и дотации. Мотивация остаться в рядах обучаемых положительно сказывается на личной ответственности студентов при выполнении ими своих служебных обязанностей [5].
В Вооруженных силах Великобритании сильно влияние религиозных подразделений, которые были созданы в целях участия в жизни военного коллектива, помощи командирам в воспитательной работе. В службу военных капелланов входят священники разных вероисповеданий: индуисты, буддисты, исповедующие христианство, ислам и сикхам. Капелланы участвуют не только в духовном, религиозно-этическом, но и в морально-нравственном воспитании, помогают военнослужащим преодолеть стрессовые ситуации, возникающие в армии.
В Израиле создана одна из самых эффективных систем подготовки армейских кадров, которая охватывает все слои населения, начиная со школьной скамьи.
По достижении 18-летнего возраста все израильтяне обоего пола подлежат призыву в армию. Военнообязанными считаются бездетные женщины и незамужние до 26 лет. От обязательной службы могут быть освобождены девушки, соблюдающие религиозные заповеди. Срок службы для женщин составляет два года. Общим для всех является прохождение курса молодого бойца (тиронут), длительность и сложность которого зависят от рода войск, в который направляется призывник. Все воинские специальности делятся на боевые, связанные с выполнением боевых задач, и специальности тылового обеспечения. Для солдат боевых частей следующим
этапом боевой подготовки является курс продвинутого обучения, который длится несколько месяцев. Наиболее подготовленные бойцы затем проходят курс сержантов, и лишь самые лучшие выпускники курса сержантов могут получить направление на офицерские курсы. Таким образом, для кандидатов в офицеры является обязательным прохождение всех этапов боевой учебы, которая проходит непосредственно в войсках и общая длительность её может достигать от одного до полутора лет. Все это время солдат сочетает обучение с несением службы в своих воинских частях.
Обучение на офицерских курсах, ввиду их краткосрочности, отличается высокой интенсивностью и требует от курсантов максимальных моральных и физических усилий. Тех, кто не может справляться с такими нагрузками, ждет немедленное отчисление с курса. Вся система обучения неразрывно связана с решением реальных боевых задач, значительную часть времени курсанты проводят в поле и на учениях, где немедленно закрепляются полученные теоретические знания. Упор делается на овладение будущими офицерами практических навыков командования подразделениями. Вся воспитательная работа направлена на подготовку офицеров к осознанному и ответственному выполнению возложенных на них боевых задач. Такая система военного образования в Израиле охватывает практически всё население страны. За многие годы войн и вооруженных конфликтов она доказала свою эффективность и стала примером для армий других государств. Система военного образования Израиля находится в постоянном развитии и чутко реагирует на изменяющиеся требования современной войны и государственного строительства.
Цели воспитания определяются, исходя из определения воспитания, направленности социальных отношений (см. табл. 2). Они описывают ожидания, иначе говоря, нормы социально-функционального поведения.
Воспитательные цели всегда имеют отношение к конкретным действиям. Там, где последние приобретаются посредством формирования знаний, навыков и умений, там развиваются и воспитательные компоненты
социально-нормативной воли и дисциплинированного обхождения со знаниями, навыками и умениями. Поэтому воспитательные цели следует создавать и избирать в соответствии с целями обучения и его содержанием.
Целесообразной представляется следующая градация целей воспитания:
1. Поведение определяется предложенной заранее данной системой ценностей - реагирование.
2. Собственно система ценностей выстраивается и проникает в общую систему ценностей, определяя, таким образом, поведение - осознание.
3. Поведение выражено общей системой ценностей, которая воспринимается как собственная и самоопределяющаяся.
Таблица 2
Основные идеи и программы реализации целей воспитания
США_
Политическое образование. Формирование морального духа,
гордость за
принадлежность к идее «службы интересам Америки», полкового духа
_Франция
Армия как институт «демократического воспитания». Активное повиновение, результатом которого является
ответственность. Утверждение в сознании офицеров де Годлевского девиза: «Армия Франции является верным
отражением её гения».
_Германия_
Концепция «внутреннего руководства». Тематика религиозных занятий, посвященных «смыслу жизни».Программа политического образования. Активная работа с общественностью. Работа «комнат традиций» (своеобразные музеи)
_Англия_
Миротворческая роль ВС Англии. «Особая миссия» ВС Западной Европы, Англии. Партнёрские связи с союзниками, превосходство «английского образа жизни» Идея о былом «величии Англии». Формирование «полкового духа».
Подражание героическим предкам. Британская боевая техника - «самая лучшая». Программа реалистического обучения
Таким образом, проведенный анализ подготовки офицерских кадров вооруженных сил зарубежных стран позволил выявить особенности формирования профессиональной ответственности обучаемых в высших военно-учебных заведениях. Воспитание, обучение и морально-психологическая подготовка военнослужащих, обучаемых в высших учебных заведениях стран НАТО, преимущественно осуществляется по единому образцу, с учетом специфики, обусловленной национальными особенностями
и традициями воспитания офицеров в вузах. Общей особенностью формирования профессиональной ответственности в системе подготовки офицеров данных стран является прохождение своего рода экзамена при назначении на вышестоящую должность, в ходе которого одним из основных критериев оценки является профессиональная ответственность.
Вместе с тем,имеются и отличия в подготовке офицеров. Например, в армии Франции преобладает курсовой характер обучения и воспитания и активное участие гражданских специалистов в воспитании будущих офицеров. В армии Великобритании отмечается придание воспитательным воздействиям личностного характера, индивидуализация процесса формирования морально-боевого духа. В армии Германии отличительным моментом является практика внедрения в военных вузах психологической адаптации будущих офицеров к условиям современных вооруженных конфликтов. В армии США подготовка офицеров имеет отлаженную многоуровневую систему обучения и воспитания. Для нас представляет интерес ротация преподавательского состава (тактических кафедр) раз в четыре года, соотношение преподавателей и курсантов 1 к 9, а также существование института заочного обучения для военнослужащих.
Современное функционирование системы воспитания в вузах зарубежных армий характеризуется устойчивостью тенденций развития, что позволяет в определенной степени качественно не только решать задачи воспитания военнослужащих, но и повышать эффективность профессиональной ответственности будущих офицерских кадров.
Литература:
1. Дякин В. Всеобщая воинская повинность во Франции // Зарубежное военное обозрение. - 1990.- №7. С.10-12.
2. Мерзликин А.А. Система комплектования вооруженных сил Великобритании: Изд. ЗГВ. - 1990. С. 6-7.
3. Паутова А.В. Обзор материалов фонда НИГ ОНИ по теме: «Содержание и организация морально-психологического обеспечения деятельности вооруженных сил зарубежных государств» М: ВУ, 1996.
4. Система воспитания ВС США: современные тенденции ее развития // Информационно-педагогический сборник. - М.: ВЦСПЛИ, 1993. - № 4 (7). С.88-96.
5. Фильков С. Подготовка офицеров запаса в странах Западной Европы // Зарубежное военное обозрение. -1996. - № 6.
6. AR-350-1. Training. Army training.Wash., 1975;
7. Charles de Gaulle. Le fil de lepee - Paris, PLON. - 1971. - P.64, 96.
8. Von Rosen С. F. Ein Streit- noch immer mit offenem Ausgang. Erziehung in den Streitkraften: Ja oder Nein, wie und mitweichem Ziei? - Versuch eine neuen didaktischen Ansatzes // Truppen praxis. - 1993. - N. 5. S. 536-541.