выступает одним из основных конституционных прав человека, непосредственно связанных с правом на свободу совести, свободу убеждений, а также конституционными гарантиями самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3030; 2013. № 48, ст. 6165.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2208; 2009. № 14, ст. 1575.
3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 14, ст. 1493; 2012. № 1, ст. 178.
4 См.: Левинсон Л.С. Альтернатива призыву. Тем, кто делает выбор. М., 2006. С. 29.
С.В. Володина
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ И МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
В статье рассматривается содержание двух политических основ конституционного строя России: идеологическое многообразие и многопартийность. Отмечается их взаимодействие и взаимовлияние в целях установления действительно демократического конституционного строя в России.
Ключевые слова: Конституция РФ, основы конституционного строя, идеологическое многообразие, политический плюрализм, многопартийность.
S.V. Volodina
DEOLOGICAL DIVERSITY AND MULTI-PARTY IN THE RUSSIAN CONSTITUTIONAL BASES
The article discusses the political content of the two foundations of the constitutional system in Russia: ideological diversity and multi-party system. Celebrated their interaction and mutual influence on each other in order to establish a truly democratic constitutional order in Russia.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, the foundations of the constitutional system, ideological diversity, political pluralism, multi-party system.
К числу политических основ конституционного строя относятся два важнейших элемента: идеологическое многообразие и многопартийность. Их существование тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. Ведь они являются теми конституционными ценностями, без утверждения которых невозможно существование и развитие демократического общества и государства.
Идеология - это система политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. Идеологию следует отличать от социальной психологии как совокупности социальных чувств, настроений и т.д. Будучи частью общественного сознания, идеология определяется условиями материальной жизни общества, отражает общественные отношения1.
Идеология может быть довольно обширной по сфере своего влияния, проявляться в разных сферах жизни общества, поэтому ее важно отличать от
© Володина Светлана Вячеславовна, 2014
Аспирант кафедры конституционного и муниципального права (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail: [email protected]
мировоззрения. Мировоззрение - это целостная система взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление), оказывающих существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека. Мировоззрение имеется у всех людей, только у одних оно складывается стихийно (обыденное), а другие вырабатывают его у себя сознательно2.
Несмотря на определенную схожесть, данные понятия не тождественны. Во-первых, идеология и мировоззрение различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение присуще каждому и у каждого оно может быть свое, идеология - это форма мышления групп людей. Однако не все люди придерживаются какой-либо идеологии, но те, которые являются приверженцами каких-либо идей и взглядов, имеют такую же идеологию, как и остальные, поскольку нет «идеологии одного».
Идеология как ведущая идея всегда должна на что-то опираться. В политической сфере исторически различают три основных разновидности идеологии: либерализм - опора на свободу, социализм - опора на равенство и консерватизм - опора на традиции. Идеологический плюрализм неразрывно связан с политическим, который отражает многообразие идей, позиций, мнений в политике, что дает возможность в дискуссии сравнивать различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических и государственных проблем.
В ст. 13 Конституции РФ большое внимание уделяется идеологии: в ч. 1 указывается на идеологическое многообразие, в ч. 2 говорится о запрете на существование одной единственной и главенствующей идеологии, отличие * п. 2 от п. 1 состоит в том, что он не столько закрепляет идеологическое много? образие, сколько запрещает монополизацию идеологии или доминирование а. одной идеологии над другой. Достаточно важно при этом понимание того, что ! в Конституции РФ подразумевается под категорией «идеологическое много-
1 образие». По мнению К.А. Кононова, с которым можно согласиться, «под идео-| логическим многообразием предлагается понимать состояние общественной
го
| жизни, основанное на признании за личностью идеологической свободы и
| неприкосновенности, и представляющее собой равную конкуренцию идео-
| логических концепций в обществе»3. В данном определении можно выявить
2 важнейшую черту идеологического многообразия - наличие определенного ° количества идеологических концепций, взглядов, теорий, которые имеют « равную возможность существования в российском государстве, на законных | основаниях конкурируя между собой.
0 Однако так в России было не всегда. В нашей истории, особенно в советский
1 период, существовала противоположная установка. Так, например, послед-
0
° няя Конституция СССР 1977 г. закрепляла господство марксистско-ленинской
го
3 идеологии. В ее преамбуле и ряде статей говорилось о том, что при построении
1 бесклассового, коммунистического общества народ будет руководствоваться | «идеями научного коммунизма», что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром ее политической системы, государственных и общественных организаций является «вооруженная марксистско-ленинским учением» Коммунистическая партия Советского Союза4. Все другие идеологические установки, взгляды, идеи объявлялись неправильными, антинародными, а их носители подвергались государственным и политическим репрессиям, вплоть
210 до высылки из страны и лишения советского гражданства.
В полной мере идеологическое многообразие наша страна получила лишь с принятием новой Конституции в 1993 г., в ст. 13 которой говорится об идеологическом многообразии, плюрализме, новой вместо устаревшей и не имеющей возможности ответить на запросы современности монопартийной системы. Все это полностью меняло политический уклад (строй) государства. В современный период появляется большое количество работ, в которых дается оценка меняющейся и быстро развивающейся партийной системе после практически 70 лет стабильной, неизменной и, как тогда казалось, нерушимой советской однопартийной системы с сильной и единственно верной идеологией. Безусловно, произошедшие перемены не могли отразиться только на государственном аппарате. Чтобы демократические институты заработали в полную силу, нужна была перестройка сознания самих граждан, ведь осознание идеологического многообразия, многопартийности не могло прийти одновременно с вступлением в силу нового закона: «В нашем сознании слишком укоренились догмы о примате...государства над человеком... практика реального социализма в сущности на первое место ставила интересы государства, его могущество, богатство, величие»5.
С принятием новой Конституции, произошел отказ от прежней идеологии. В советском понимании идеологии как основной, главенствующей и единственной идеи, пронизывающей все сферы жизни общества, сейчас нет. Принятие Конституции 1993 г. как Основного Закона государства в первую очередь ознаменовало тотальное изменение общественного устоя, принципов построения государства и прежних законов.
Необходимо отметить, что идеологическое многообразие тесно связано с ш
0 с
политическим плюрализмом. В современной России эти категории возведены н в ранг основ конституционного строя, они выступают в качестве индикато- С
а
ров демократизма общества и государства. Как верно указывает В.А. Лебе- т
о
дев, «существование идеологического многообразия как конституционно- к
о
правовой реальности невозможно представить без эффективного механизма, о' который бы ее обеспечивал. И основа этого механизма находится в плоскости | партийной системы нашего общества»6. При этом следует отметить, что в
политический плюрализм включает в себя не только свободу и неприкос- н
о
новенность политических убеждений, но и возможность их реализации ин- Ю дивидуально или совместно с другими лицами путем создания различных и
партий. Организационной формой политического плюрализма выступает с
к
многопартийность, которая имеет решающее значение для демократиче- а ского строя страны. «Многопартийность необходима, прежде всего, для д
е
государства. Если партийная система неэффективна, то возникновение и | углубление противоречий между обществом и государством неизбежны, № а это, в свою очередь, способно поставить под угрозу само существование 39 государственных институтов, по крайней мере, в том виде, в котором они 2
«7 О
сейчас существуют»7. 4
Многопартийность, которая, наряду с идеологическим многообразием, является одним из элементов конституционного строя России, очень важна для государства и гражданского общества. Партии содействуют формированию политической воли народа, выражают интересы и потребности различных групп населения, транслируют и отстаивают запросы общества в органах государственной власти. Как считает В.Е. Чиркин, «каждая партия (если 211
она действительно партия) является авангардом определенного социального слоя, иной крупной группировки людей и наиболее четко выражает их устремления»8. Однако при этом нельзя допустить господства власти одной партии, идеология которой будет возведена в ранг государственно-обязательной, безальтернативной. Эффективная политическая система должна быть основана на свободном и равном соперничестве политических партий, их одинаковой возможности реализовать политическую волю тех групп населения, интересы которых они представляют. Следует согласиться с авторами, утверждающими, что «многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это должна быть слаженная, функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей»9.
Таким образом, идеологическое многообразие и многопартийность, являясь важнейшими элементами конституционного строя, неразрывно связаны друг с другом. Политические партии, выражая многообразие идей и мнений в политике, реализуют идеологическое многообразие, которое в свою очередь получает практическую реализацию в деятельности различных партий.
1 См.: Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 4-е изд. М., 1982. С. 104.
2 См.: Там же. С. 185.
3 Кононов К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С.11.
4 См.: Конституция СССР 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41, ст. 617.
5 Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений//Личность и власть (конституционные вопросы): межвузский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995. С. 71.
6 Лебедев В.А. Идеологическое многообразие и российская многопартийность: размышление о судьбе статьи 13 Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 2.
7 Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. Некоторые проблемы и противоречия становления многопартийности в СССР // Советское государство и право. 1991. № 10. С. 83.
8 Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013. С.131.
9 См.: Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. Указ. раб.
Е.А. Моисеев
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье исследуется проблема необходимости защиты права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также назначения такой защиты. Называются элементы механизма защиты права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, анализируется роль государственного контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти.
Ключевые слова: право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, механизм защиты, ответственность за нарушение права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе.
© Моисеев Евгений Алексеевич, 2014
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт); 212 e-mail: [email protected]